Афо кожи костно мышечной систем ребенка

Афо кожи костно мышечной систем ребенка thumbnail

Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы у детей

Одним из основных условий правильного развития ребенка является хорошо сформированная и функционирующая опор нодвигательная система. К моменту рождения структурная диф ференцировка костной системы не закончена. Особенностью костной ткани у детей является то, что эпифизы трубчатых костей, костей кисти и стопы состоят из хрящевой ткани.

Первые ядра окостенения в хрящевой ткани закладывают ся на 7—8й неделе внутриутробного развития эмбриона. После рождения ребенка костный скелет увеличивается, одновремен но перестраивается структура костной ткани. У плода и ново рожденного она имеет волокнистое строение, к 3—4 годам по является пластинчатое строение костей.

Костная ткань детей содержит большее количество воды и ор ганических веществ и меньшее — минеральных веществ. Эти особенности отличают кости ребенка от костей взрослого, они у ребенка более податливы, эластичны при давлении и сгиба нии. Они имеют меньшую хрупкость. В связи с более толстой надкостницей переломы у детей часто бывают поднадкостными.

Рост костей у них происходит благодаря хорошему кровоснаб жению. После появления точек окостенения удлинение костей происходит за счет ростковой хрящевой ткани, которая нахо дится между окостеневшим эпифизом и метафизом. Рост кос тей в толщину происходит за счет надкостницы, при этом со стороны костномозгового пространства происходит увеличение размера кости в поперечнике.

Особенности черепа у детей

Череп новорожденного имеет более развитую мозговую часть по сравнению с лицевой частью и состоит из парных и непарных костей, которые разделяются швами. Швы закрываются к неона тальному периоду, зарастают полностью к 7 годам. Там, где сое диняются кости, в определенных местах образуются роднички:

1)      большой — между лобными и теменными костями, размером 2,5 x 3 см;

2)      малый — между затылочными и теменными костями;

3)      боковые — по два с каждой стороны.

Если происходят раннее закрытие большого родничка и за ращение швов, это может свидетельствовать о микроцефалии.

Особенности позвоночника ребенка

Позвоночник у новорожденных не имеет изгибов, он прямой, с небольшой выпуклостью кзади. По мере развития двигатель ных умений развиваются и изгибы позвоночника:

1)      шейный лордоз (изгиб кпереди) возникает, когда ребенок начинает держать голову;

2)      грудной кифоз (изгиб кзади) возникает, когда ребенок само стоятельно садится;

3)      поясничный лордоз появляется после 9—12 месяцев, когда ребенок начинает ходить.

Грудной кифоз окончательно формируется в 6—7 лет, поясничный лордоз — в школьном возрасте. В возрасте 5—6 лет центр тяжести находится ниже пупка, а к возрасту 13 лет — ни же уровня гребешков подвздошных костей.

Особенности грудной клетки ребенка

У ребенка на первом году жизни грудная клетка имеет бочко образную форму: широкая, ребра расположены горизонтально. Когда ребенок научился ходить, грудина несколько опускается, а ребра приобретают наклонное положение. Ребра ребенка лег ко прогибаются, глубина вдоха ребенка зависит от экскурсии диафрагмы.

Особенности трубчатых костей ребенка

У ребенка трубчатые кости состоят из определенных частей. Диафиз и эпифиз соединены между собой прослойкой хряща метафиза. В этих местах имеется богатое кровоснабжение и за медленный ток крови, что обеспечивает образование трубчатых костей.

Особенности костей таза ребенка

Кости таза у детей первого года жизни похожи на воронку. Тазовые кости по женскому и мужскому типу развиваются во время полового созревания.

Зубы. Сначала у ребенка прорезываются молочные зубы (см. табл. 11, 12).

По срокам прорезывания постоянных зубов оценивается уровень биологической зрелости. Количество появившихся постоянных зубов считается в сумме на верхней и нижней челюстях.

 Меньшее количество зубов говорит о замедленном темпе развития постоянных зубов.

В определенной последовательности также происходит ста новление прикуса.

Прикус молочных зубов формируется к 2,5 года. Для него характерны: малые промежутки между зубами, отсутствие стер тости зубов, дистальные поверхности верхнего и нижнего рез цов расположены в одной фронтальной плоскости, верхние рез цы немного прикрывают нижние.

В возрасте 3,5—6 лет возникают межзубные щели, зубы сти раются, нижние и верхние не совпадают. Появляется прямой прикус. Молочный прикус имеет значение для развития речи и способности пережевывать пищу.

После начала прорезывания постоянных зубов появляется смешанный прикус, когда начинают появляться первые по стоянные зубы и выпадать молочные зубы.

В 5 лет появляются первые постоянные зубы, в 11 лет про резываются вторые моляры. Третьи моляры появляются в 17— 20 лет.

Читайте также:  Сколько цветет кожа у ребенка

Существует формула прорезывания зубов:

Х = 4n – 20,

где n — возраст ребенка.

Исследование костной системы проводится путем осмотра, который проводится сверху вниз. При этом обращается внима ние на форму и симметричность, участие грудной клетки в ак те дыхания, наличие деформации скелета. Оценивается осанка ребенка, когда он стоит. В случае нарушения осанки имеется боковое искривление позвоночника — сколиоз.

При осмотре верхних и нижних конечностей определяются их длина и наличие деформаций.

Осмотр костной системы проводится в определенной по следовательности: в фас, сбоку, со спины, определяется также нарушение походки.

По итогам осмотра составляется тестовая карта.

По результатам тестирования делаются следующие выводы:

1) без отклонений, когда по всем пунктам имеется отрицатель ный результат;

2) незначительные отклонения при положительных ответах по п. 3—7;

3) значительные отклонения при положительных ответах по п. 1, 2, 8, 9, 10. В этих случаях необходимы консультация ор топеда, более детальное обследование с применением рент генографического анализа.

Особенности развития мышечной системы ребенка

У эмбриона мышцы начинают закладываться на 6—7й не деле беременности. До 5 лет мышцы ребенка развиты недоста точно, мышечные волокна короткие, тонкие, нежные и почти не прощупываются в подкожножировом слое.

Мышцы детей нарастают к периоду полового развития. На пер вом году жизни они составляют 20—25% массы тела, к 8 годам — 27%, к 15 годам — 15—44%. Увеличение мышечной массы проис ходит за счет изменения размера каждой миофибриллы. В развитии мышц важную роль играет соответствующий возрасту двигатель ный режим, в более старшем возрасте — занятия спортом.

В развитии мышечной деятельности детей большую роль играют тренировки, повторяемость и совершенствование быст рых навыков. С ростом ребенка и развитием мышечного волок на увеличивается интенсивность нарастания мышечной силы. Показатели мышечной силы, определяемой с помощью динамо метрии. Наибольшее увеличение силы мышц происходит в воз расте 17—18 лет.

Различные мышцы развиваются неравномерно. В первые го ды жизни формируются крупные мышцы плеч и предплечий. До 5—6 лет развиваются двигательные умения, после 6—7 лет развиваются способности к письму, лепке, рисованию. С 8—9 лет нарастает объем мышц рук, ног, шеи, плечевого пояса. В период полового созревания отмечается прирост объема мышц рук, спины, ног. В 10—12 лет координация движений улучшается.

В периоде полового созревания изза нарастания массы мышц появляются угловатость, неловкость, резкость движений. Фи зические упражнения в этот период должны быть строго опре деленного объема.

При отсутствии двигательной нагрузки на мышцы (гипоки незии) возникает задержка развития мышц, могут развиться ожи рение, вегетососудистая дистония, нарушение роста костей.

Для различных видов спорта существует допустимый воз раст для занятий в детской спортивной школе с участием в со ревнованиях.

В 7—8 лет допускаются занятия спортивной, художествен ной гимнастикой, горными видами лыжного спорта, фигурным катанием на коньках.

С 9 лет разрешаются занятия на батуте, биатлон, лыжное двоеборье, прыжки с трамплина, шахматы.

В 10 лет разрешается начать занятия волейболом, баскетбо лом, борьбой, академической греблей, ручным мячом, фехто ванием, футболом, хоккеем.

В 11 лет рекомендуется начать заниматься греблей на байдар ках, конькобежным спортом, легкой атлетикой, санным, стрел ковым спортом.

В 12 лет — бокс, велосипед.

В 13 лет — тяжелая атлетика.

В 14 лет — стендовая стрельба.

Исследование мышечной системы ребенка

Исследование мышечной системы проводится визуально и инструментально.

Визуально и пальпаторно оцениваются степень и равномер ность развития мышечных групп, их тонус, сила, двигательную активность.

Мышечная сила у детей раннего возраста определяется по пыткой отнять игрушку. У детей более старшего возраста про водится ручная динамометрия.

При инструментальном обследовании мышечной системы измеряют механическую и электрическую возбудимость с по мощью электромиографов, хронаксимометров.

Источник

Билет №16

КОСТНАЯ
СИСТЕМА.

Первые ядра окостенения в хряще­вой
ткани эмбриона появляются на 7 —8-й
неделе внутриутробного периода. После
рождения интенсивно увеличиваются
размеры скелета. У плода и новоро­жденного
костная ткань имеет волокнистое пучковое
строение, к 3 — 4 годам — пластин­чатое.

Процессы образования
и рассасывания костей совершаются более
энергично, регенерация костей после
переломов происхо­дит быстрее.

Читайте также:  Светлое пятно на коже у ребенка до года

Волокнистое
строение и химический состав обусловливают
большую эластич­ность и податливость
костей .Надкостница у детей более
толстая, особенно внутрен­ний ее слой,
переломы часто бывают поднадкостничными,
по типу зеленой ветки.

Череп.
Швы
закрываются к концу периода новорожденности,
но за­растают полностью лишь к школьному
возрасту. Большой родничок — между
лобными и теменными костями (N
у новорожденного до 2,5 — 3 см, закрывается
в возрасте 1 — 1,5 лет); малый родничок —
между те­менными и затылочной костями
(закрыт к моменту рождения у 75% здоровых
детей); боковые – по два с ка­ждой
стороны, открыты после рождения у
недоношенных.

Зубы
прорезываются начиная с 6 —7 мес. Сначала:
два внутренних нижних, два внутренних
верхних резца, затем два наружных
верхних, два наружных нижних резца (к
году — все 8 резцов); в 12 — 15 мес — передние
малые коренные (премоляры); в 18 — 20 мес
— клыки; в 22 — 24 мес — задние премоляры.
К 2 годам имеется полный комплект — 20
молочных зубов. Порядок прорезывания
постоянных и смены молочных зубов: 5 —
7 лет — большие коренные (моляры); 7 — 8
лет — внутренние, 8 —9 — наружные резцы;
10—11 лет — передние, 11 — 12 лет — зад­ние
премоляры и вторые моляры; 19 — 25 лет —
зубы мудрости (иногда вооб­ще
отсутствуют).

Грудная
клетка.
У
ребенка до l,5
— 2-летнего возраста грудная клетка
имеет бочкообразную форму. Ребра на
первом году расположены горизонтально.
Когда ребенок начинает ходить, грудина
опускается и ребра принимают наклонное
положение.

Позвоночник.
У
новорожденных позвоночник прямой с
небольшой выпу­клостью кзади. Изгибы,
свойственные взрослым, появляются по
мере развития статиче­ских функций.

Трубчатые
кости

заполнены активно функционирующим
красным костным мозгом. Диафиз и эпифиз
(эпифизы) соединены между собой прослойкой
необызвествленного хряща метафиза. В
метафизарных зонах роста костей имеются
очень богатое кровоснабжение и замедленный
ток крови, обеспечивающие активное
новообразование костной ткани. В этих
местах легко оседают микроорганизмы,
в результате чего у детей первого го­да
жизни нередко возникает метафизарный
остеомиелит. В 2 — 3 года формируются
ядра окостенения в эпифизах, остеомиелит
чаще бывает эпифизарным (у взрослых —
диафизарным).

Ядра
окостенения.
К
6 мес в запястье формируется обыч­но
первое ядро, к году — второе, затем
каждый год (в среднем) прибавляется по
одному ядру.

МЫШЕЧНАЯ
СИСТЕМА.
Закладка
мышц в виде отдельных миофибрилл в
мезодермальной ткани эмбриона происходит
на 6 —7-й неделе внутриутробного развития.
Мышцы ребенка до 5 —7 лет развиты
недостаточ­но; мышечные пучки короткие,
тонкие, нежные. Много сосудов, миофибриллы
тонкие, в них много ядер. Мышцы бедны
сократительными белками (миозином и
актином), богаты водой (поэтому реже
разрываются и лучше растягиваются.
Мышечная масса нара­стает к периоду
полового созревания (за счет увеличения
размера каждой миофибриллы). Богатое
кровоснаб­жение и интенсивный обмен
способствуют быстрому вымыванию из
мышц молочной кислоты, поэтому
функциональная их активность у здоровых
детей вполне удовлетворительная: дети
очень подвижны и устают меньше, чем
взрослые.

Соседние файлы в папке детские болезни

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Масса мышц по
отношению к массе тела у детей значительно
меньше, чем у взрослых. Распределение
мышечной ткани у новорожденного
отличается от детей других возрастных
групп и взрослых. Основная ее масса
приходится на мышцы туловища, в то время
как в другие периоды – на мышцы
конечностей.

Особенностью
новорожденных является значительное
преобладание тонуса мышц-сгибателей.
Благодаря повышению тонуса сгибателей
во внутриутробном периоде возникает
специфическая поза плода.

Параллельно с
развитием мышечных волокон идет
формирование соединительнотканного
каркаса мышц (эндомизия и перимизия),
которое достигают окончательной степени
дифференцировки к 8—10 годам.

У новорожденных
(в отличие от взрослых) даже во время
сна мышцы не расслабляются. Постоянная
активность скелетных мышц определяется,
с одной стороны, их участием в реакциях
сократительного термогенеза
(теплопродукции), а с другой – участием
этой активности и мышечного тонуса в
анаболических процессах растущего
организма (прежде всего – в стимуляции
развития самой мышечной ткани).

Развитие мышц у
детей идет неравномерно. В первую очередь
развиваются крупные мышцы плеча,
предплечья, позднее – мышцы кисти рук.
До 6 лет тонкая работа пальцами детям
не удается. В возрасте 6–7 лет ребенок
может уже успешно заниматься такими
работами, как плетение, лепка и др. В
этом возрасте возможно постепенное
обучение детей письму. Однако упражнения
в письме должны быть кратковременными,
чтобы не утомлять еще не окрепшие мышцы
кистей рук.

Читайте также:  Сделать кожу как у ребенка

С 8–9 лет у детей
уже укрепляются связки, усиливается
мышечное развитие, отмечается значительный
прирост объема мышц. В конце периода
полового созревания идет прирост мышц
не только рук, но и мышц спины, плечевого
пояса и ног.

После 15 лет
интенсивно развиваются и мелкие мышцы,
совершенствуются точность и координация
мелких движений.

Для нормального
развития мышц у детей и подростков
необходимы умеренные физические
упражнения.

Семиотика поражений костной и мышечной систем, методика исследования

Поражения костной
системы у детей могут быть врожденными
и приобретенными. Из врожденных аномалий
наиболее часто наблюдаются врожденный
вывих бедра, а также различные пороки
развития отдельных частей скелета. На
втором месте стоят врожденные дисплазии
скелета, при которых имеются аномалии
формирования самих тканей опорно-двигательного
аппарата. Они делятся на хондро- и
остеодисплазии и проявляются различными
деформациями скелета, возникающими в
процессе роста ребенка.

Приобретенные
заболевания костей в раннем возрасте
представлены главным образом рахитом.

Типичные костные
деформации
при рахите:

• наблюдаются
размягчение костей (остеомаляция),
результатом размягчения плоских костей
черепа является кранеотабес (под пальцами
рук ощущается мягкость и хруст),

• дугообразные
искривления костей нижних конечностей
в виде буквы О или Х,

• деформация
костей таза у девочек, которая
в дальнейшем может служить
препятствием для нормальных родов;

  • «олимпийский
    лоб», «башенный череп», «квадратная
    голова»— разросшиеся теменные и лобные
    бугры вследствие образования неполноценной
    остеоидной ткани на костях черепа
    формируются бугры: лобные, затылочные,
    теменные, которые меняют форму головы
    и чеpеп становится непропорционально
    большим;

  • рахитические
    «чётки» — утолщения рёбер в местах
    перехода костной ткани в хрящевую;

  • вдавление
    нижней части грудины («грудь сапожника»).
    Пpи тяжёлом рахите наблюдается выпячивание
    грудины (так называемая «куриная
    грудь»).

Среди приобретенных
заболеваний костей нередки остеомиелиты.
У детей школьного возраста (10–14 лет)
регистрируется самая высокая частота
травматических поражений костной ткани
– переломов костей. У детей встречаются
и опухоли костей, частота возникновения
которых увеличивается в те возрастные
периоды, когда происходит наиболее
интенсивное вытяжение.

Заболевания
суставов у детей представлены
травматическими и инфекционными
артритами, при которых отмечаются боли
в суставах и ограничение подвижности,
а также деформация сустава за счет
накопления экссудата в его полости и
суставной сумке.

Методика исследования
костной системы заключается в осмотре,
при котором выявляют изменения
конфигурации, ограничение подвижности,
наличие боли, симметричность поражения
костей и суставов; также можно увидеть
изменения формы головы (макроцефалию,
микроцефалию), грудной клетки (куриную,
воронкообразную грудь), позвоночника
(лордоз, кифоз, сколиоз), изменения со
стороны зубов (это соотношение молочных
и постоянных зубов, их форма, направление
роста, целостность и цвет эмали) и т. д.
При осмотре нижних конечностей у грудных
детей особое внимание следует обратить
на симметричность ягодичных складок,
укорочение конечностей, у старших детей
– на рахитическое искривление конечностей
и плоскостопие.

При пальпации
костей и суставов можно обнаружить
патологическое размягчение костей,
которое свойственно рахиту, утолщение
ребер (рахитические четки), отечность,
болезненность суставов.

По показаниям
проводят рентгенологическое исследование
костей. Для диагностики заболеваний
костной системы прибегают к биохимическому
исследованию крови (на кальций, фосфор,
щелочную фосфатазу, оксипролин).

Исследование
мышечной системы начинают с осмотра,
который позволяет выявить степень
развития мышечной массы, асимметрию и
т. д. Важнейшими показателями состояния
мышечной системы являются тонус, сила
и двигательная активность. В первые
месяцы и годы жизни по стойкому снижению
мышечного тонуса и связанному с этим
нарушению моторики ребенка выявляются
врожденные заболевания мышц, нейро-мышечных
синапсов и передних рогов спинного
мозга (миопатии, миотонии). Среди
инструментальных методов исследования
мышечной системы используются определение
механической и электрической возбудимости,
миография.

Клинико-электромиографические
исследования дают возможность выявить
субклинические проявления двигательных
нарушений, помогают уточнить локализацию
процесса, дифференцировать двигательные
нарушения, обусловленные поражением
центральной или периферической нервной
системы или мышечного аппарата.

Хронаксиметрия –
метод определения минимального промежутка
времени от нанесения электрораздражения
до сокращения мышц. Этим методом можно
выявить повышенную мышечную возбудимость.

При врожденных
заболеваниях мышечной системы определяют
уровень аминокислот в крови и моче и
исследуют биоптаты мышц.

Соседние файлы в предмете Детские болезни

  • #
  • #
  • #
  • #

Источник