Анатомия физиологии и гигиена кожи ребенка

В первые недели жизни плода из двух эмбриональных зачатков начинается формирование кожи.
эпидермис – эктодермального зародышевого листка
дерма и подкожная жировая клетчатка – из мезодермального
К конну 2-го месяца внутриутробной жизни плода:
в эпидермисе – два слоя полигональных клеток
в дерме образуются зачатки эластических и коллагеновых волокон
начинается формирование волосяных фолликулов
потовых желез и сальных желез, поэтому у родившегося плода весь кожный покров обильно покрыт сальной смазкой
К концу 4-го и на 5-м месяце внутриутробной жизни плода:
выявляются все слои эпидермиса
заканчивается формирование эластических и коллагеновых волокон
начинают образовываться ногти, рост ногтя происходит очень медленно и только к концу беременности достигает конца пальца, поэтому по длине ногтей можно судить о доношенности ребенка.
начинают образовываться волосы
начинают образовываться жировые дольки в гиподерме.
Полное структурное оформление всех основных анатомических составных частей кожи наступает во второй половине внутриутробной жизни плода.
выделяют шесть основных периодов развития детей:
первый период (от момента рождения до 3-4 нед.) – период новорожденное;
второй период (от 3-4 нед. до I года) – период кормления грудью, или грудной возраст;
третий период (от 1 года до 3 лет) — период раннего, преддошкольного, или ясельного возраста;
четвертый период (от 3 до 7 лет) – период дошкольного возраста;
пятый период (от 7 до 12 лет) – период младшего школьного возраста;
шестой период (от 12 до 18 лет) – период старшего школьного, или период полового созревания.
У новорожденных:
Эпидермис:
эпидермис покрыт кожной смазкой
в эпидермисе определяются в основном только три: базальный, шиповатый и роговой. Зернистый и стекловидный в этой возрастной группе начинают образовываться только на ладонях и подошвах.
эпидермис на ладонях и подошвах в несколько раз тоньше, чем у взрослых
сосочки и эпидермальные тяжи еще плохо сформированы, поэтому кожа имеет гладкий бархатистый вид, а рисунок ее очень нечеткий
промитотического деления совершается интенсивно не только в базальном, но и в шиповидном и зернистом слоях, поэтому быстрая физиологическая смена слоев эпидермиса у детей, а также рыхлое расположения ороговевающих клеток
Дерма:
у детей отмечаются преобладание клеточных элементов и недостаточность эластических и коллагеновых волокон.
Сосочковый слой сглажен или имеет вид волнистой линии, кроме ладоней, подошв, тыла кистей и стоп, красной каймы губ, где сосочки достаточно сформированы к моменту рождения ребенка.
Все волокна (эластические, коллагеновые) детей развиты слабо, недостаточно дифференцированы, коротки, нечеткие контуры, слишком тонкие или утолщенные.
особенностью дермы детей в период новорожденный в ясельном возрасте является наличие в ней большого количества, не полностью созревших соединительнотканных клеток (гистиоциты, фибробласты, ретикулоциты, лимфоциты, меланофоры, меланобласты, тучных клеток Эрлиха, играют роль в аллергических реакциях замедленного типа, выделяя при реакциях антиген антитело много гистамина, гепарина, гиалуронидазы, протеазы и другие биологически активных факторов, способствующих повышению проницаемости сосудистых стенок и тканей, а в связи с этим и частому возникновению аллергических реакций замедленного типа.)
Подкожная жировая клетчатка:
обилие жировых долек и рыхлость выраженной гиподермы.
соединительнотканные ячейки, разделяющие скопление жировых клеток, образованы отростками коллагеновых волокон, которые еще не полностью созрели и имеют нечеткие контуры.
Жировые дольки состоят из мелких, не полностью дифференцированных жировых клеток с крупными ядрами.
У детей в составе жировых клеток содержатся в меньшем соотношении жидкая олеиновая кислота и в большем количестве тугоплавкие, более плотные кислоты типа стеариновой и пальмитиновой, что обусловливает высокий тургор подкожной жировой клетчатки у детей и быстро возникающее уплотнение дермы и гиподермы при склероме и склеродерме новорожденных.
Кровеносная система детей:
один ряд эндотелиальных клеток, образующих стенки большинства сосудов
повышенной проницаемостью сосудов, которые просвечивают через тонкий эпидермис + недостаточное развития дерма —–» «физиологическую гиперемию» у новорожденных и своеобразный розово-перламутовый цвет кожного покрова у детей более старшего возраста.
Потовые железы (экзокринные):
к моменту рождения ребенка уже хорошо сформированы, но функциональную активность они проявляют мало, т.к. недостаточная дифференцировка центров головного мозга, регулирующих потоотделение, отсутствием физиологического равновесия корковых и подкорковых образований.
на протяжении первых 2 лет жизни ребенка, наблюдается усиление выделения пота.
при детском типе потоотделения преобладает незаметное выделение пота; оно особенно интенсивно в первый год жизни ребенка. Переход к взрослому типу потоотделения происходит в период полового созревания.
Сальные железы:
у детей имеют более крупные размеры, чем у взрослых
их особенно много в области лица, волосистой части головы, спины, ануса и гениталий
по мере роста ребенка интенсивность салоотделительной функции желез уменьшается, а часть их полностью атрофируется.
К моменту рождения ребенка:
вырастают вторичные, или детские, волосы, а первичные волосы, появляющиеся во внутриутробной жизни плода, быстро выпадают.
почти всю кожу новорожденного покрывает волосяной покров в виде пушковых волос, которые отсутствуют на красной кайме губ, ладонях, подошвах, боковых поверхностях пальцев, тыльной поверхности ногтевых фаланг, грудных сосках, головке полового члена, внутренней поверхности крайней плоти, клиторе, малых половых губах.
В течение 1-го года жизни пушковые волосы несколько раз выпадают и отрастают новые.
Длинные волосы у детей имеются в области волосистой части головы. Щетинистые волосы образуют брови и ресницы. В области лобка, в подмышечных впадинах волосы появляются в период полового созревания; к этому же времени начинается их рост на лице у мальчиков.
Мышцы кожи у детей недостаточно развиты. Так, у детей гладкомышечные волокна кожи мошонки, вокруг ануса, у грудных сосков и в подмышечных впадинах несколько атрофичны, тонки, разрыхлены. Лишь к периоду полового созревания заканчивается их формирование.
У детей, особенно грудного и ясельного возраста, тонкость эпидермиса и недоразвитость соединительнотканных волокон дермы обусловливают повышенную раздражимость нервных рецепторов и специальных нервных концевых аппаратов кожи.
С ростом ребенка нервный аппарат кожи становится менее доступным для внешних раздражителей и, кроме того, заметно усиливается регулирующее и координирующее влияние центральной нервной системы.
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИИ КОЖИ У ДЕТЕЙ
1) Анатомическая недостаточность, структурных компонентов обильная васкуляризация и гидрофильность, бактерицидностъ секрета сальных и потовых желез снижена, а водно-липидная пленка имеет нейтральную или слабощелочную рН, а не кислую —» защитные компоненты весьма несовершенны—» легкую ранимость детской кожи, особенно на ранних этапах развития детей, ее склонность к образованию трещин, ссадин, более легкому развитию патологических процессов, довольно частому возникновению пиодермитов с распространенным поражением, а иногда и с явлениями общего сепсиса.
2) большая васкуляризация детской кожи, высокая интенсивность протекания обменных процессов, выраженная функция зобной железы благоприятствуют активности регенеративных (восстановительных) реакций, а слабая теплопроводность кожи предохраняет организм ребенка от переохлаждения и перегревания.
3) В период новорожденности и грудного возраста частота инфекционных заболеваний, в том числе и дерматомикозов, увеличивается в возрасте от 1 года до 8 лет, так как после 1-го года жизни сила врожденного иммунитета ослабевает, а приобретенный еще недостаточно отрегулирован.
4) Аналогичные факторы (тонкий роговой слой эпидермиса, расширенные сосуды с повышенной проницаемостью сосудистых стенок) приводят к тому, что газообмен через кожу у детей составляет 1% всего газообмена организма. Кроме того, кожа детей обладает высокой резорбционной способностью, которая значительно увеличивается в период воспалительных явлений.
5) Для обменных процессов в коже детей, которые протекают более активно, чем у взрослых, немаловажное значение имеет то, что кожа ребенка содержит большее количество воды, чем у взрослого (а все обменные реакции протекают в водной фазе).
6) Хотя кожа детей воспринимает холод, тепло, обладает тактильной чувствительностью, все же у грудных детей отмечается незаконченное развитие нервных окончаний наряду с недоразвитостью эпидермиса и дермы. Недостаточная дифференцировка значительного потока раздражающих кожу импульсов, идущих из внешней среды, приводит центральную нервную систему ребенка в состояние охранительного торможения, что проявляется продолжительными периодами сна у детей, особенно грудного возраста.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
1. Развитие кожи и особенности ее строения у детей Кожа ребенка по своему строению и в функциональном отношении во многом отличается от кожи взрослого. Кожа закладывается во внутриутробном периоде на 5-й неделе. Кожа является индикатором возраста во внутриутробном периоде. Кожные борозды на подошве появляются на 32- 34-й неделе в верхней части подошвы и идут поперечно. Около 37-й недели борозды занимают 2/3 площади стопы в верхних отделах. К 40-й неделе вся стопа исчерчена бороздами. Кожа, как и у взрослого, состоит из эпидермиса и дермы. Эпидермис очень нежный, тонкий состоит из 2- 3 слоев ороговевших клеток. Эпидермис включает постоянно отторгающийся эпителиальный слой и активно разрастающийся основной, зародышевый слой. Дерма, собственно кожа, состоит из сосочковых и ретикулярных слоев, в которых слабо развиты соединительно-тканая основа и мышечные волокна. Базальная мембрана, находящаяся между эпидермисом и дермой, и обеспечивающая у взрослых их тесную связь, у детей представлена рыхлой клетчаткой, практически не содержащей соединительной и эластичной ткани. Вследствие этого у новорожденных эпидермис легко отделяется от дермы. Характерными особенностями кожи новорожденного является богатство кровеносными сосудами с густой сетью широких капилляров, что придает кожным покровам вначале яркий, а затем нежно-розовый цвет. Сальные железы усиленно функционируют уже во время внутриутробного периода и в течение первого года жизни, обильно выделяя жир на поверхность кожи. После рождения тело ребенка покрыто творожной смазкой. Потовые железы сформированы, но потоотделение у здорового ребенка начинается в 3- 4 месяца, что связано с несовершенством центра терморегуляции. Повышенное потоотделение у детей первых двух месяцев жизни – важный симптом изменения нарушения внутренней среды организма. Пушковые волосы появляются в 20-недельном возрасте внутриутробного периода. Они покрывают все тело плода. Примерно с 33-недельного возраста они постепенно начинают исчезать сначала с лица, затем с туловища и конечностей. К 40-й неделе пушковые волосы остаются только в области лопаток, а к рождению исчезают полностью. Соски и ореолы грудных желез начинают выступать над кожей с 34-й недели, а с 36-й недели узелки железистой ткани достигают 1- 2 мм, к 40 неделям – до 7- 10 мм. Железистая ткань остается доступной для пальпации до 3-недельного возраста. Волосы на голове у новорожденного не имеют сердцевины и меняются на первом году. В течение первого года жизни рост рогового слоя, а также развитие соединительно-тканой основы кожи идут энергично. Капилляры долго остаются широкими, чем объясняется нежно-розовая окраска кожи грудного ребенка. Относительно других периодов детства следует отметить, что в периоде полового созревания наблюдается усиленный рост волос на лице у мальчиков, под мышками, на лобке, отмечается повышенная возбудимость кожи, также усиливается функционирование сальных желез с последующим воспалением и их нагноением.
2. Функции кожи Функции кожи многообразны, но главная из них – защита от грубых механических, химических воздействий. У детей первых лет жизни эта функция является недостаточной из-за очень тонкого эпидермиса и богатого кровоснабжения.
Другие функции выражены достаточно хорошо:
1) дыхательная;
2) выделительная;
3) витаминообразовательная;
4) осязательная;
5) температурная;
6) поверхностная болевая чувствительность.
Хуже развиты терморегуляционная и выделительная функции, которые развиваются по мере развития нервных центров. Дыхательная функция кожи у взрослых очень незначительная, кожей поглощается в 800 раз меньше, чем легкими. У детей грудного возраста дыхательная функция кожи имеет большее значение, чем у взрослых, ввиду тонкости рогового слоя и усиленного кровоснабжения в ней. Кожа активно участвует в образовании пигмента и витамина D3 под воздействием ультрафиолетового облучения. Осязательная, температурная, поверхностная болевая чувствительность обеспечивается обширным полем экстерорецепторов. Чрезмерное раздражение кожи может быть причиной беспокойства ребенка, нарушения сна, нарушения нервнотрофической функции и может привести к развитию дистрофии.
3. Подкожная жировая клетчатка Подкожная жировая клетчатка начинает формироваться на 5-м месяце внутриутробной жизни, но максимально откладывается на 8- 9-м месяце. У детей раннего возраста составляет 12 % от массы тела, у взрослых – только 8 %. Состав жирных кислот у ребенка грудного возраста близок к составу жиров грудного молока. В них содержатся твердая пальмитиновая и стеариновая кислоты и меньше олеиновой кислоты. Это создает возможность непосредственного усвоения жира материнского молока. У ребенка отмечается более плотный тургор тканей. У детей первого года жизни имеется наклонность к образованию локальных уплотнений и отека кожи и подкожно-жировой клетчатки. Особенностью детского возраста является жировая ткань, расположенная в клетчатке грудной клетки, средостения, вокруг крупных сосудов и внутренних органов. Она обеспечивает более высокий уровень теплопродукции у новорожденных. Своеобразен порядок исчезновения подкожного жирового слоя при исхудании: сначала на животе и груди, затем на конечностях и в последнюю очередь на лице.
4. Особенности кожи у детей новорожденных и детей грудного возраста Анатомо-физиологические особенности кожи у детей объясняют особенности кожи у детей новорожденных и детей грудного возраста:
1) физиологическую гиперемию или эритему новорожденных;
2) физиологическое шелушение – отторжение ороговевших клеток;
3) мелкие просовидные узелки желтоватого цвета (milia). Они наблюдаются на коже лица новорожденных;
4) у новорожденных при инфицировании может возникнуть пузырчатка новорожденного из-за недостаточной связи эпидермиса с дермой;
5) кожа новорожденных и детей грудного возраста при перегревании в летние жаркие месяцы покрывается многочисленными элементами полиморфного характера, насыщенно розового цвета, величиной с булавочную головку (потница);
6) в результате негигиеничного содержания могут возникнуть в кожных складках на шее, паховой области, за ушами опрелости.
Источник
-12 , . . ., , 1969.
288 .
.
, . , , – . .
, . , . , , . , ; , ,” . , .
. , , , , , , . , .
( 7 ). , , , , , , ,
1.
, .
XIX . . , . . , . , , , . , . ,’ , , , , .
, , , .
75% . . , , , , . , 10 35 . . , . , .
, ( ) , , , . ,
, , (). , , , ^. .
, , . , , . , , , .
, . , (). , , , , , , . , , .
. , . . , . .
: , , . , , .
, .
. . . .
. . , , . , : , , .
,
. ; ; , , . . 4, 8 . . – . : , ; , ; , . ; , . , . , , . .
, . . . . -. , , , . . , . , , , .
2.
. : , , (. . I).
, , . . , . , , , . . , (, . .). , , , , , –
?. 1, :
; , ; × –
/ , 2 , S . 4 , 5
. , . , , . , . , . . , .
, , . , , , . , , . . . , .
. . (, , ) , . , , . . , , , , .
. , 0,1 0,2 , , . . –
, -, , . , .
^ , . (. 1). , , . , . .
. , . , .
3.
. (. 2). ‘, ‘/8 . , , , . .
, 20 . , , ; , 15 . : 3540 , v . , ė4 . , , v 390 , 1480 . . 10 . , . . , 79 , 10- .
2 6 20
2. :
8 , , .
. , , . , . , , . , , , , , , . . , . ; ( 2 ); ( ); , , ( 1 2 ); ( 2 4 ); ( 4 5 ); ( 5 7 ); .
3 1 , 3 (36 , 610 , 1012 ), . ( 2 3 3 4 ). ( ).
. , , . .
, . 50 , 75 , . . 50%; ( 3200 ) , 9,510 . 2- 1015 2,53 . , , 1,52 , 45 .
, . , , , , .
, , (), , , , . .
. , , , . , , “() , , . , , .
, ( ), , .
, . , , , , , , , , . , , , . .
. 1. ? 2. , , 5 3. , ? 4 ?
2
4.
. -, – , . . , , ^- . 200 . , ^ , . . . ^ . , o:
, . , , .
. __1. , .
– , _, -. , , –
“^. . , (. . II). , 3334 : 7 , 12 , 5 , 5 , , 45 , . (. 3) , – , , . , , . –
11
, .
, , (. 4), , . – , , . . . , , ” ‘ , ‘
^ (. 5)., . 10 . , , 8, 9 10- 7- . 11- 12- . , , . , – . . *”* . ; . , . , . . , , , . , , , . , , . , . , . , .
, , (. 6). () : , ; , ; , . ( , ).
12
. 4.
. 5. :
/ ; 2 ; 3 ; 4 .
l->.
() ; ; , , . , , .
. (. . II) :
, , , . , . :
, , , , . . , . . .
. , , , , . .
_ .
^ ~” . , , .
_ _kqst£&. |.. , , , . , . (. 7).
. .* . _ – . . ^. .., , , . , , (. 8). , – ^_ , ‘. ‘” , . , , , .
14
6 () () ():
/, 2, 3 . 4 , 5 ; ; 7 ; 8 , 9 , 10 ; , 12 , 13 ; ;
15 , 16 .
.
. ^ ^ , (. 9). . .
, ^, , . ,
15
. . . , . . , ().
. (, ); (, , ); ( , ). (. 10).
5.
. . . . 5- . , , . .
. . , , . , .
, , . . . , . . .
. (. . I) , . . : .
16
. 8. < :
/ ; 2 ; 3- .
. 10. :
; ( ); .2 – ( ); J ( ).
. 9. () () :
/ ; 2 -‘- ; 3 . 4 .
(. 11, /), , , . , ‘/ ^ . , .
, , . , , , . :
, .
. , , . 1000 .
. , . , , . , .
, , .
. , . , . , . , , . , , , , . , .
, , , , ,
18
12 ‘
/ , 2 iacTb – ( , ), 3 . 4 , 5 S ()
, , ^ . , -, , , (. 11, 2) , , .
Источник