Барабан из кожи своими руками

Общие принципы
В сети очень мало детализированной информации о том, как самому сделать этнический барабан типа джембе или ашико.
1,5 года назад, когда я только начинал делать ударные инструменты, я предпринял несколько попыток найти в интернете интересующие меня сведения. Я нашёл кучу предложений купить, заказать, посетить мастер-классы по изготовлению и практикумы по игре. Наткнулся также на хороший сайт по изготовлениюю Тайко (японских барабанов) и на страничку, где описывалась технология изготовления сурдо из фанеры. Кое-что из моих находок пригодилось (особенно в расширении кругозора), но я ни слова не нашёл о том, что меня интересовало: какое дерево лучше, какая должна быть форма, какие факторы влияют на звук и т.п. Теперь у меня есть трёхлетний опыт работы в этой сфере и просто-таки эксклюзивные сведения, которыми я готов с вами поделиться.
На звучание барабана влияют следующие факторы:
1. Цельный или клееный корпус.
Корпус, выточенный или выдолбленный из цельного куска дерева, резонирует как одно физическое тело, а в корпусе, склеенном из отдельных планок, каждая планка резонирует со своей частотой (сама по себе). Кроме того, слой клея, разделяющий планки, в какой-то мере гасит их вибрацию. На слух разница между цельным и клееным корпусами воспринимается так: у цельного корпуса более приятный, гармоничный звук, в нём меньше резких металлических обертонов, чем в клееном корпусе.
Сделать долблёный барабан типа джембе в наших условиях очень трудно. Породы деревьев, растущие у нас, не подходят для таких работ. Африканская древесина, из которой делаются джембе, имеет специфические свойства: она пористая (т.е. режется в любом направлении) и не трескается при высыхании. Из наших пород лучше всего подойдёт липа или родственный ей тополь. Хвойные породы легко расколоть вдоль волокон, но очень трудно резать поперёк, а при высыхании они легко трескаются. Твердые породы, типа дуба, клёна или ясеня, очень трудно обрабатываются в невысушенном виде, а сохнут они очень долго.
Если вы решите попробовать сделать долбленый корпус, то вот вам один рецепт. Находите свежеспиленный чурбак подходящего размера. Высверливаете или выдалбливаете у него сердцевину. Просверлить нужно обязательно насквозь, диаметр отверстия должен быть 5-10 см. Снимаете кору, но с обоих краёв чурбака оставляете пояски неснятой коры шириной 5 см. Торцы чурбака хорошенько замазываете масляной краской в несколько слоёв или заливаете парафином. В высверленное отверстие набиваете какой-нибудь гигроскопичный (т.е. впитывающий влагу) материал: опилки,
газеты, тряпки и т.п. Время от времени эту набивку нужно менять (раз в неделю примерно). Храниться эта заготовка должна в сухом месте, но не рядом с батареей или печкой. Также лучше, чтобы в этом месте не было сквозняка. Для контроля влажности можно использовать периодическое взвешивание: когда вес заготовки перестанет уменьшаться, можно обрабатывать её дальше. На быстрый результат не рассчитывайте: небольшой чурбачок из мягкой древесины (липа, тополь) будет сохнуть минимум полгода. Помните: чем медленнее сохнет дерево, тем меньше вероятности, что оно треснет.
2. Геометрия корпуса.
Два параметра, радикально влияющие на басовые частоты барабана – глубина корпуса и диаметр нижнего отверстия (у джембе – диаметр отверстия, соединяющего чашку и ногу.)
У барабана с малой глубиной корпуса (похожего на бубен) центр мембраны не звучит вообще. Самый низкий тон извлекается где-то посередине между кромкой и центром.
Корпус цилиндрической формы с большей глубиной уже позволяет извлекать басовый тон из центра мембраны, но звук такого барабана – плоский и невыразительный. Баса как будто не хватает.
Уменьшая диаметр нижнего отверстия, мы препятствуем самым верхним обертонам, заставляем их переотражаться от стенок и затухать быстрее, чем затухает басовый тон. Низкие частоты начинают звучать громче, звук становится увереннее и мощнее.
Корпус в форме чаши ещё сильнее задерживает высокие обертона. Нога у джембе выполняет роль рупора, т.е. усиливает громкость.
Если сузить нижнее отверстие до определенного размера, то максимум громкости будет приходиться на инфразвуковую область. Басового тона нет, зато акустический удар чувствуется всем телом (как перед мощной басовой колонкой на концерте. Правда, для такого эффекта нужен барабан с большим диаметром мембраны.)
3. Внутренняя поверхность корпуса сильно влияет на то, как звучат высокие обертона.
4. Мембрана барабана – то же самое, что струна гитары. Самый распрекрасный корпус не будет звучать, если натянуть на него неправильно выделанную кожу. Кожа должна быть тщательно вымездрена, т.е. очищеная от сала, жира и т.п. Если вы сгоняли волос при помощи извести, то известь должна быть выгнана. Показатель того, что в коже много извести – белый налёт, образующийся при высыхании.
Чем тоньше и жёстче кожа, тем больше высоких обертонов она выдаёт. Можно сделать ее эластичнее, вымочив в свежезаваренном чае. Такая кожа хорошо звучит на бубне.
Выделка кожи для барабана – это совершенно особенный процесс, требующий концентрации и не терпящий спешки. Шкуры – единственный ингредиент, который невозможно просто пойти и купить. Их приходится искать, иногда долго. Обработка шкуры – занятие не для слабонервных, с непривычки этим заниматься нелегко. Частенько открываются дефекты, и обычно это бывает в конце, когда потрачено уже много сил и времени. А ещё можно одним неверным движением испортить всё нафиг. У японских барабанных мастеров секреты выделки кожи являются самыми охраняемыми тайнами, передающимися от поколения к поколению.
5. Древесина. У меня мало данных о том, как звучат корпуса из разных пород дерева. Общепринято мнение, что лучше звучат тяжелые твердые породы. Я использую сосну и лиственницу, вторая намного тяжелее и тверже. Особой разницы в звучании не замечал. Мне кажется, что с учетом четырех вышеизложенных факторов хороший инструмент может получиться из любой породы. Важный момент, связанный с древесиной – это то, что она должна быть высушена и акклиматизирована, т.е. выдержана в тёплом сухом помещении. Влажность её не должна превышать 8-10%. Корпус, сделанный из непросушенного дерева, может деформироваться или треснуть. Кроме того, влажная древесина не обладает нужными резонансными свойствами.
Толщина стенки корпуса тоже не очень важна, как мне представляется. У меня получались хорошие инструменты и с толстой стенкой (30мм), и с тонкой (8мм). Корпус, с одной стороны, должен выдерживать натяжку кожи, а также удары, падения и т.п., а с другой стороны, ему незачем быть слишком тяжёлым. Поэтому толщина 20мм вполне подходит как стандартный вариант.
Как подготовить шкуру?
Эта статья посвящена выделке шкур животных для использования в качестве мембран для ударных инструментов.
При натяжке на барабан кожа подвергается большим нагрузкам, поэтому она должна быть достаточно прочной. Шкуры не всех животных подходят для этой цели. Самые крепкие – коза, собака, корова.
Я также использовал лосиную шкуру. Очень легко найти овечьи шкуры, но они практически не пригодны.
Процесс выделки очень прост. Грубо говоря, у нас есть три задачи: убрать шерсть, убрать мездру и,
по возможности, выгнать известь из кожи. Откуда там берётся известь, вы сейчас узнаете.
Для удаления шерсти вам потребуется приготовить известковый раствор. Для этого налейте в
ёмкость(типа детской ванночки или корыта и т.п.) 20 литров воды и разведите в ней 5 кг. негашёной извести.
Подождите, пока вся известь прогасится. На это обычно уходит часа 2-3. В процессе гашения вода сильно нагреется, и вам придётся подождать, пока она остынет, потому что иначе кожа может свариться. Температура раствора должна быть максимум 40 градусов по Цельсию. В общем, смело ждите часов 5. Затем положите в раствор шкуру таким образом, чтобы она полностью утонула.
Минимум 2 раза в день вам нужно доставать шкуру из раствора для контакта с воздухом. Просто достаньте её полностью на несколько секунд и кладите обратно. Раствор при этом нужно перемешивать. Если вы не будете этого делать, то известь осядет, процсс замедлится, и шкура начнёт издавать неприятный запах.
Время, необходимое для нашей цели, может варьироваться от 2 до 10 дней. Факторов, влияющих на это, много. Приведу положительно влияющие моменты: свежая известь; тонкая шкура с чистой изнаночной стороной, т.е. отсутствие мяса, жира и т.п; тёплое помещение; частое перемешивание раствора.
Время от времени проверяйте, как держится волос: просто попытайтесь выдернуть пучок (я надеюсь, вы догадались, что вам понадобятся резиновые перчатки). Волос должен выдираться почти без усилий. Проводите этот тест на том участке, где шерсть крепче всего держится, т.е. на хребте.
Для удаления волоса вам понадобится простой инструмент – деревянный брусок или досочка длиной 20-30 см. и шириной 3-5 см. В тех местах, где волос руками убирается плохо (а такие места могут быть), используйте этот брусок. Зажимайте его в руке, и торцом, скользя по поверхности кожи, как бы соскабливайте волосы.
Когда работа закончена, шкуру нужно хорошенько промыть. В домашних условиях это проблематично – забъёте канализацию. Наберите в ведро чистой воды, хорошенько промойте кожу, помните её, помесите, потом вылейте грязную воду и налейте чистую, и всё сначала, и так 4-5 раз.
Следующая операция – мездрение. Вам понадобятся: Большой стол, желательно привинченный к полу или просто массивный, который нелегко сдвинуть с места; большой лист шлифованной фанеры (размером не меньше шкуры, которую Вы обрабатываете); строительный степлер (или молоток с гвоздиками, но степлер лучше); плоскогубцы; обычный железный шпатель шириной 30-80 мм.; шлифовальная шкурка крупной зернистости; ракель, или скребок, или любой небольшой плоский предмет прямоугольной формы
с ровным краем, типа куска пластика, фанеры, жёсткой резины и т.п. размером примерно 5*10см.
На стол кладётся лист фанеры, жёстко прикрепляется к нему, и к этому листу степлером прибивается шкура мездрой вверх (а той стороной, где была шерсть,вниз.) Можно обойтись без фанеры, если вам не жалко стол. Очень важно, чтобы поверхность, на которую наколачивается шкура, была абсолютно ровной, без углублений и выступов.Тщательно проверьте, чтобы между шкурой и основой не было никакого мусора, иначе можете продырявить кожу, на которую уже потрачено столько сил.
Прибивая шкуру, нужно растягивать её. Это выглядит примерно так. В правой руке плоскогубцы, в левой степлер. Сначала прибиваите шкуру в одном месте с краю тремя-четырьмя скрепками. Затем напротив этих скрепок зажимаите край шкуры плоскогубцами, а степлер упираите в край губок плоскогубцев, натягиваите кожу да упора и вбиваите скрепку. Затем натягиваете кожу в перпендикулярном направлении, сперва с одного края, потом с противоположного. После этого постепенно натягиваете все оставшиеся края по всему периметру кожи.
Когда обрабатываете кожу с лицевой стороны, будьте очень осторожны – можно легко повредить внешний роговой слой. Я советую повторить эту опеацию 2 раза с каждой стороны кожи попеременно.
На этом этапе стоит оценить качество кожи, то есть нет ли на ней повреждений, тонких мест, подрезов и т.п. Расправьте шкуру в руках и посмотрите сквозь неё на свет, нет ли сквозных отверстий. Осмотрите лицевую сторону, где могут быть повреждения в виде несковзных углублений. Повреждения самого наружного, рогового слоя практически всегда приводят к разрыву кожи при натяжке.
После того, как завершена последняя процедура выгонки извести, оставьте кожу прибитой к основе, чтобы она высохла. В этом случае вы получите ровный лист, который легко и удобно свернуть в рулон и, когда нужно, разметить и разрезать.
Этот способ обработки кожи, конечно же, далеко не единственный. Например, чтобы избежать всей этой возни с известью, шерсть можно просто сбрить. Тщательно мездрить тоже совсем не обязательно – всё зависит от того, какова ваша цель. Можно также не замачивать шкуру в извести, а нанести на внутреннюю сторону густую известковую пасту. Шкура после этого складывается изнанкой внутрь, её можно упаковать в пакет, или во что угодно, и оставить в тёплом месте на неделю. Дальнейшие операции не меняются.
Готовую вымездренную и высушенную кожу можно замочить в кофе или чае на сутки, и тогда она приобретёт приятный коричневый цвет. Если замачивать в чае, то она ещё и слегка поддубится и станет мягче и эластичнее. Только не делайте чай слишком крепким, иначе кожа может испортиться. Эластичность далеко не всегда полезна для звука, примите это во внимание.
При работе со шкурами будьте очень осторожны, соблюдайте чистоту и правила гигиены.
Пользуйтесь защитными средствами. Известны случаи заражения от шкур животных сибирской язвой.
Не убивайте животных с целью добыть их шкуру! Вокруг вас огромное количество людей, которые убивают животных. Их шкуры обычно не представляют ценности для этих людей. Используя шкуру животного для музыкального инструмента, вы облегчаете карму этого существа. Убивая животное, вы ухудшаете свою карму.
Вообще-то, текст с сайта Александра Механошина из Перми.
При чём тут Бауыржан из Алма-Аты?
Ссори за дезинфу. Бауыржан сделал барабан, думал он описание по не му выложил. Исправляю.
блин! народ порвался пластик на восточном бубне типа дафа. пластик крепится по типу кавказского дхола – края разрезаны на лепестки, и приклеены, чтоли… как бы сделать мне из покупного барабанного пластика замену? как эти лепестки разрезать? чем клеить?
Андрей, шкуру надо натягивать на джембе сразу после обработки или можно её отложить на пару лет?
Андрей, подойдёт ли свиная шкура?
Егор, Правильно обработанная и высушеная шкура, может храниться довольно долго. два-т ри года – не предел. Если шкура с ворсом – стоит обработать от моли. но, и передерживать не стоит. Шкура 10-20 летней давности утрачивает свои положительные качест ва…
Свинная шкура – не для джембе. Такое можно натянуть, только на что-то маловажное и грубое. да и то, не стоит. В любом случае, козлиная кожа – лучше…
Дима, спасибо за пояснение, почерпнул и для себя некоторые моменты.
Андрей, парафином заливать торец чурбака, это чтобы трещины не пошли?
Источник
Спасибо!всегда хотелось посмотреть в деталях этот процесс. А теперь обязательно попробую.
Очень интересно посмотреть, как работает настоящий мастер своего дела. Я покупала заколки в этой технике на выставках, долго их рассматривала и никак не могла понять как это сделано.
Спасибо, прекрасный МК!!!
Удачи ВАМ !!!
Спасибо, Ваш МК замечательный. У меня лежит заготовка шкатулки из книги, как раз собиралась оформить ее в жатую кожу, с имитацией под старинный фолиант. Ваше урок, как раз для меня. Теперь знаю, какой нужен клей и как работать с кожей. Спасибо за Вашу щедрость.
Спасибо за МК! Мне очень интересно было смотреть на творческий процесс создания заколки.
Спасибо, интересно очень!
Спасибо за МК! Удачи в творчестве!
Вы умничка! Очень сложно найти время и сделать мк. У вас мк получился отличный, все понятно, ничего лишнего. Успехов вам в дальнейшем творчестве!
очень интересный МК! повеселила фраза “рабочие ногти”)))))
Спасибо, очень полезно. как раз собираюсь сделать заколочки, теперь идея обрела очертания.
Спасибо за МК! Обожаю эту технику! Очень эффектная! Сколько же было сделано ободков и заколок!!!
Спасибо за МК! Обожаю эту технику. А сколько было сделано ободков и заколок трудно сосчитать!
Инна, а как Вы думаете, на этой сумочке розочка получилась? Тоже подложка?
Добрый вечер, Стинна.
С интересом посмотрела Ваш МК – “изнанку” нашей работы . МК замечательный, как и Мастер .
Лично для себя открыла клей Момент ПВА . Спасибо.
Огромное спасибо за МК. Замечательный мастер-класс! Тоже попоробую клей Момент ПВА. Я пользуюсь универсальным Моментом. Удачи в творчестве!
Очень красивая рыбка! Спасибо за МК!
Это снова я. вчера после просмотра вашего мастер-класса, так хотелось, что попробовала.
вот результат.
Вопрос, а вместо воска можно крем с воском использовать?
Спасибо, Стинна за МК ! Хочу предложить маленькое уточнение…Для большей гибкости картона ,проследите как идут волокна на нем. Всегда одна сторона гнется с изломами , а в другую сторону картон будет сам почти закручиваться . И если хотите, что бы изделие немного изгибалось, найдите это направление. Так и бумага себя ведет. Вообщем , сопротивление материалов присутствует везде !
Спасибо, отличная идея!! Я Только защиты делала, а про аппликации и не знала)))!!
Очень профессиональный,потрясающий мастер-класс!Большое спасибо.Озвучено очень много маленьких хитростей и секретов работыс кожей,отдельное спасибо за то,что делитесь своими наработками.Посмотрела с большим интересом!
Изумительно! Море идей даёт ваш мастер-класс!!!! Особенно, когда есть некоторые кожицы с замятостями и ещё некоторыми дефектами. И ломаешь голову,куда бы их приспособить. А тут такие шедевры можно сотворить! Спасибо огромное! Успехов вам творческих!
Источник
Постараюсь тут немного рассказать про то, как делать модели для ваз и многого другого. С последующим изготовлением самих ваз.
В данном посте я делал корпуса для глиняных барабанов (дарбуков).
Для начала надо сделать небольшое приспособление — станину для выкручивания болванок. Оно должен быть прочным, ничего не должно болтаться, особенно ось.
И к нему приделать шаблон вырезанный из жести расчитаный по эскизу. Я это обычно делаю в фотошопе.
Затем я сильно скручивая навиваю на ось арматурные проволоки (можно обычную аллюминивую проволоку).
Затем замешиваем гипс и обмакивая в него старую ветошь наматываем между арматурных проволок постоянно прокручивая ось, чтоб тряпье не вылезало за пределы шаблона.
Затем, когда гипс встанет начинаем последовательно, порция за порцией набрасывать гипс на растущую заготовку. Каждый раз дожидаясь, когда предыдущая порция схватится и все время прокручивая ось в одном и том же направлении в сторону шаблона.
ъ
Вскоре излишки гипса начнут шаблоном срезаться – их можно возвращать на модель.
Постепенно, как по волшебству начнут проявляться контуры будущей модели. Те части, которые полностью заполнены оставляем.
В начале можно использовать плохие сорта гипса, замешивать его погрубее, можно и отходы затвердевшего подмешивать. Ближе к концу гипс должен быть более качаственный, более жидкий.
И вот в конце имеем такое вот изделие. доводим его по всей поверхности совсем жиденьким гипсом. Сушим. Ошкуриваем. Все. Модель готова!
Ось может быть извлечена при небольшом усилии.
Изготовление формы с полученной ранее модели.
Готовая модель высушена. Делаем форму.
пару раз кроем лаком (нитро)
приставляем шаблон обратно. И еще один выпиливаем.
пластилином заделываем крупные неровности и огрехи и
покрываем сметанообразным раствором хоз. мыла
разводим и наносим гипс. желательно гипс затворять в нужном
количестве сразу или будут перепады плотности на стыках
первая половинка готова прорезаем лунки для замков
и смазываем мылом и модель и первую половинку формы
на стыке (тщательно)
Честно говоря – побаивался. Не делал таких больших форм.
Вес всей конструкции в сборе – килограмм 30. А ведь ею и манипулировать надо… Уф!
последние действия тут. Утром вылепил вторую половину формы.
и потом самая опасная операция (учитывая вес) – разъединение половинок.
Пришлось повозиться, но модель выскочила из половинок под собственным весом!
(при легком постукивании)
и вот – свершилось! Теперь сушить (бутылку для масштаба поставил)
в суботу заливал в форму шликер.
Сначала накрепко стянул половинки формы резиной и приготовил ведро шликера
(разведенной до состояния жидкой сметаны глины)
И.. начал заливать. В одном месте немного потекло, но мы победили это заткнув пальцем…
каждые 10 минут приходилось подливать глину – гипс впитывал воду.
И вот спустя час глина вылита. Гипс впитал часть влаги и на стенках формы
остался слой глины, который и станет в будущем изделием
Ждем результатов. глина должна подсохнуть и усесть – тогда ее легко можно будет вынуть
Сейчас уже наступил понедельник, но вынимать еще рановато – глина еще слишком мягкая и
изделие просто сложится под своим весом
И вот эта гигантская устрица открыта а внутри…
Получилось!
теперь пусть полежит еще немного – подвялится, тогда и из второй половинки достанем.
Ошибка моя в первых отливках была в том, что я долго держал шликер в форме и когда остатки шликера выливались, глина прилипшая к стенкам формы отсыревала и сваливалась
ну вот она родимая, вылезла!
Отрезал дно, потому что это будет у нас барабан, а нет, так отличная ваза была бы
Левый уже готов и скоро в печечку
Обжиг и готовый корпус
И вот уже почти 1000 градусов
это вот такие у нас печки
мастерская совсем не то место, где должно быть чисто
И вот она готовенькая и звенящая! Ура!
теперь упаковать и отправлять
Спасибо!
Пока!
Источник
Спасибо за замечательный МК! Сразу в голове рождается масса идей!:-))