Физиология и гигиена кожи ребенка
Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М., Высшая школа,1985 год
Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. – М., Просвещения, 1975.
Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека. – М., Просвещения, 1978.
Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М., Просвещения, 1990.
Антропова М.В. Гигиена детей и подростков, 5-ое изд. – М., Медицина, 1977.
Гуминский А.А., Леонтьев Н.Н., Тупицына Л.П. Руководство к выполнению лабораторных занятий по возрастной физиологии. – М., Изд. МГПИ им. В.И.Ленина, 1984.
Матюшонок М.Г. и др. Физиология и гигиена детей и подростков. – Минск,1980 год
Санюкевич Л.И. Лабораторные занятия по анатомии и физиологии ребенка с основами школьной гигиены. – Минск,1985.
Белецкая В.И., Громова З.П., Егорова Т.И. Школьная гигиена. – М.,Просвещения,1983 год.
Под ред. Ситдикова Ф.Г. Избранные главы по возрастной физиологии. Казань, 1992 год.
Под ред. Косицкого Г.И. Физиология человека. – М., Медицина, 1985.
Под ред. Ноздрачева А.Д. Общий курс физиологии человека и животных. В 2 т. – М., Высш. шк., 1991. – Т.1, с. 32-370.
Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма (1 и 2 части). М., Просвещение, 1986.
Под ред. Антроповой М.В. и Кольцовой М.М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма дошкольного возраста. – М., Педагогика, 1983.
Под ред. В.И.Козлова, Д.А.Фарбер. Физиология развития ребенка. М., Педагогика, 1983.
Под ред. Агаджанян Н.А. Атлас по нормальной физиологии. – М., Высш. шк., 1986. – 351 с.
Экерт Р., Рэндел Д., Огастни Дж. Физиология животных. Механизмы и адаптация. В 2 т. – М., Мир, 1991-1992. – Т.1, с. 186-375, Т.2, с. 261-273.
Под ред. Елисеева В.Г. Гистология. – М., Медицина, 1983. – 611 с.
Глава 13. Анатомия, физиология и гигиена кожи ребенка § 35. Кожа: строение и функции
Кожа – самый большой орган человеческого тела. Площадь общего покрова взрослого человека 1,5-2м2. На поверхности кожи определяются складки, морщины, борозды, которые имеют возрастные, половые, индивидуальные, топографические особенности.
При микроскопии в коже можно выделить следующие основные слои: эпидермис, дерму и подкожную жировую клетчатку.
Эпидермис – эпителиальный поверхностный отдел кожи, в свою очередь состоит из 5-ти клеточных слоев: рогового, блестящего, зернистого, шиповатого и базального.
Самый наружный слой – роговой – состоит из мертвых клеток в виде чешуек, не имеющих ядер, содержащих каротиновые фибрилины.
Клетки рогового слоя зарождаются как базальные и за 10-30 дней превращаются сначала в шиповатые, затем зернистые, блестящие и, наконец, в роговые. Роговой слой покрыт водно- жировым слоем, имеющим защитную функцию.
Блестящий слой располагается под роговым, состоит из безъядерных клеток. Хорошо развит на ладонях, подошвах, тыльных поверхностях кистей и стоп.
Зернистый слой образуется из шиповатых клеток, состоит из 1-4 рядов овальных или веретенообразных клеток, расположенных параллельно поверхности эпидермиса. Содержат гранулы кератогиалина, а также пластинчатые гранулы, играющие важную роль в осуществлении барьерной функции эпидермиса.
Шиповатый слой состоит из 3-15 рядов полигональных клеток, соединенных между собой и другими слоями эпидермиса межклеточными мостиками. Клетки имеют крупное ядро, хорошо выраженный фибриллярный аппарат, содержат пигмент.
Базальный слой состоит из цилиндрических клеток, расположенных на базальной мембране. Это ростковые клетки (кератиноциты). Из них образуются все вышележащие слои эпидермиса. В базальном слое располагаются меланоциты, продуцирующие пигмент меланин. Меланин состоит из трех основных красок – желтой, коричневой и черной. Преобладание той или иной краски обуславливает цвет кожи и волос. Количество пигмента зависит от активности меланоцитов. В базальном слое находятся также эпидермоциты белые отросчатые (или клетки Лангерганса), принимающие активное участие в реакциях иммунного ответа организма. А также осязательные клетки Меркеля.
Базальная мембрана – уплотненное аморфное межклеточное вещество. Здесь происходит соединение дермы и эпидермиса. Через нее происходят обменные процессы между дермой и эпидермисом, не имеющим кровоснабжения.
Дерма состоит из волокон соединительной ткани: коллагеновых, эластических, ретикулярных, а также клеточных элементов (гистиоцитов, фибробластов и др.) и основного аморфного вещества.
В дерме выделяют сосочковый слой и сетчатый слой.
Верхний сосочковый слой покрыт базальной мембраной, имеет волнистую поверхность, содержит тонкие коллагеновые волокна, эластические и ретикулиновые волокна, от которых зависит тургор кожи. Сетчатый слой дермы имеет более грубые коллагеновые волокна, расположенные параллельно поверхности кожи.
Подкожная жировая основа имеет различную толщину в разных участках тела. Ее нет на веках и под ногтевыми пластинками. Состоит их жировых клеток и фиброзного каркаса.
В дерме и подкожной жировой основе располагается хорошо развитая сеть кровеносных и лимфатических сосудов. Артериальные сосуды образуют густую сеть, тонкие сплетения вокруг волос, сальных и потовых желез, капиллярные петли в сосочковом слое. Венозные сосуды имеют три сплетения. Лимфатическая система расположена в сосочковом слое в виде синусов, в более глубоких слоях дермы она образует канальцы, лакуны, капилляры.
Иннервация кожи. Центры кожного анализатора рассеяны по всей коре большого мозга, но основная часть расположена в задней центральной извилине.
Нервы вегетативной нервной системы, цереброспинальные чувствительные нервы располагаются в дерме и подкожной жировой основе, где заканчиваются в виде инкапсулированных сплетений. В эпидермисе оканчиваются отдельные нервные волокна, лишенные оболочки.
Мышцы кожи располагаются в дерме и подкожной жировой основе. Это гладкие и поперечно-полосатые мышцы. Пучки гладких мышц связаны с фолликулами волос, а также имеются в коже волосатой части головы, на лбу, щеках, тыле кистей и стоп, в коже мошонки, крайней плоти, вокруг сосков молочных желез, заднего прохода и подмышечных ямках. Поперечно- полосатые мышцы кожи располагаются на лице, обеспечивая его мимику.
Придатки кожи. Это волосы, ногти, сальные и потовые железы. Все они производные эпидермиса.
Сальные железы – это альвеолярные железы, имеются не всех участках кожи кроме ладоней и подошв. Больше всего их на волосистой части головы. Выводной проток железы, как правило, впадает в фолликул волоса. Иногда сальные железы открываются непосредственно на поверхности кожи (на лице, вокруг соска молочных желез, на крайней плоти и головке полового члена, на малых половых губах). Секрет сальных желез вместе с потом образует тонкий водно-жировой слой, предохраняющий кожу от высыхания, способствующий повышению ее эластичности и обладающий определенными бактерицидными свойствами. Последние сохраняются в течение нескольких дней (5-7), после чего жиры на поверхности кожи разлагаются и продукты их распада раздражают кожу, вызывая зуд.
Потовые железы. На коже человека имеются мерокриновые (простые трубчатые) и апокриновые (альвеолярные) потовые железы. Общее количество их около 3-4 млн. В норме функционирует около 50% желез. С потом выделяются токсические, лекарственные и другие соединения. В сутки выделяется около 500-600 мл пота. Реакция его кислая. При физических нагрузках и перегревах функция потовых желез резко усиливается.
Ногти – роговые пластинки, расположенные на тыльной поверхности концевых фаланг пальцев. Имеют свободный край, тело, корень. Поверхность гладкая, блестящая. Ногтевая пластинка располагается на ногтевом ложе и окружена ногтевыми валиками. В проксимальном отделе ногтевой пластинки (матрице) имеются онихобласты, формирующие ногтевую пластинку.
Возрастные особенности строения кожи:
Кожа детей внешне отличается от кожи взрослых бархатистостью, мягкостью, более розовым светлым цветом.
Эпидермис значительно тоньше, разделение на слои довольно четкое. Шиповатый и зернистый слой имеют меньшее количество рядов, роговой слой более рыхлый. У детей меньше меланоцитов, в связи с чем снижено пигментообразование.
Дерма тоньше, коллагеновые ретикулярные волокна более нежные, эластическая сеть выражена слабее.
Капиллярная сеть кожи детей выражена лучше, просветы более широкие.
Волосяные фолликулы развиты хорошо.
Сальные железы развиты недостаточно.
Потовые железы более развиты, чем у взрослых.
Кожа – многофункциональный орган. Кожа защищает организм от повреждающего действия физических, химических и биологических неблагоприятных факторов внешней среды. Защитная функция обеспечивается за счет эластичности и упругости тканей дермы и подкожной основы, наличия водно- липидной пленки на поверхности эпидермиса, плохой теплопроводности, хорошей сопротивляемости электрическому току и лучевой энергии роговых клеток, наличием водно- липидной смазки на поверхности кожи. Имеет значение постоянное слущивание, отторжение и восстановление слоев эпидермиса. Наличие пигмента как защиты от УФО. Кислая реакция (pH – 3,5-5,5), бактерицидные вещества в секрете потовых и сальных желез в межтканевой жидкости защищают от микроорганизмов.
В коже находится большое количество нервных окончаний, которые обеспечивают ее тактильную, болевую и температурную чувствительность.
Кожа оказывает существенную роль в осуществлении терморегуляции организма за счет испарения, теплопроведения, теплоизлучения, за счет деятельности потовых желез и сосудов кожи.
Кожа обладает дыхательной функцией. Через нее проникает кислород и выделяется углекислый газ.
Кожа проницаема для различных органических и неорганических веществ. Через нее могут проникать токсические вещества, оказывающие губительное влияние не только на саму кожу, но и весь организм.
Важна секреторная функция кожи, которая осуществляется потовыми и сальными железами, а также через эпидермис.
Кожа способна удерживать и накапливать различные вещества, участвуя в обменных процессах организма.
Кожа является депо крови и воды. В ней определяются белки, жиры, углеводы, ферменты, минеральные вещества, что указывает на ее активное участие в водном, минеральном, углеводном, белковом и жировом обмене.
Клетки эпидермиса и базальная мембрана имеют важное значение в развитии иммунных реакций в коже и играют определенную роль в общих иммунных реакциях организма.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Система мочевыделения. Возрастные особенности строения и функции почек. Роль личной гигиены в предупреждении заболеваний системы мочевыделения.
Строение и значение кожи человека. Возрастные особенности строения и функций кожи. Защитная функция кожи. Роль кожи в поддержании постоянной температуры тела. Выделительная и дыхательная функции кожи. Роль кожи в закаливании организма. Бактерицидные свойства кожи. Сезонные изменения. Витамин Д и его роль в укреплении организма человека.
Правила ухода за кожей. Гигиена волос и ногтей. Гигиенические требования к одежде и обуви. Значение чистоты и целостности кожных покровов.
Закаливание воздухом, солнцем и водой. Правила закаливания организма детей и подростков. Организация закаливания.
Теплообмен организма детей и подростков. Предельно допустимая отрицательная температура воздуха и скорости ветра для лыжных походов, катания на коньках и санках. Предупреждение теплового и солнечного ударов. Предупреждение ожогов и обморожений. Первая доврачебная помощь при ожогах, обморожениях.
13. Состояние здоровья детей и подростков. Медико-гигиеническое и половое воспитание учащихся
Показатели состояния здоровья детского населения. Возрастная структура заболеваемости детей и подростков. Группы здоровья.
Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность, освоение профессии, производительность труда. Сроки нормализации физиологических показателей после перенесенных заболеваний. Влияние условий обучения и воспитания на состояние здоровья учащихся. Особенности индивидуального подхода к учащимся, страдающим хроническими заболеваниями, к перенесшим острые заболевания.
Защита организма от болезнетворных микробов. Защитные барьеры. Клеточный и гуморальный иммунитет. Фагоцитоз. Воспаление. Естественный и искусственный иммунитет. Профилактические прививки: гаммаглобулин. Аллергия и анафилаксия. Особенности иммунитета в разном возрасте.
Методы повышения защитных сил организма. Значение санитарного состояния учебно-воспитательных учреждений в профилактике распространения инфекционных заболеваний среди детей и подростков. Профилактика борьбы с гриппом и другими респираторными заболеваниями.
Задачи медико-гигиенического воспитания. Место и его роль в формировании личности. Половое воспитание как неотъемлемая часть подготовки учащихся к семейной жизни. Принципы, формы, методы и средства медико-гигиенического и полового воспитания. Взаимодействие педагогов и медицинских работников в осуществлении медико-гигиенического и полового воспитания.
Биологические и социальные аспекты пола. Гигиенические и нравственные основы семьи.
Анатомо-физиологические особенности женского организма. Внутриутробное развитие ребенка, беременность. Гигиена беременной женщины, вред аборта.
Болезни, передающиеся по наследству. Врожденные заболевания. Венерические заболевания.
Личная гигиена женщины. Мода и здоровье. Культура одежды.
Вредные привычки и болезненные пристрастия. Наркотические вещества, их действие на психику. Влияние алкоголя на организм и психику человека. Систематическое употребление алкоголя – путь к развитию хронического алкоголизма. Деградация личности алкоголика. Влияние алкоголя на потомство. Социальный вред алкоголизма. Профилактика подростково-юношеского алкоголизма.
Никотин – наркотическое вещество. Канцерогенные вещества табачного дыма. Осложнения курения (стенокардия, инфаркт миокарда, эндартериит). Основы антиникотинового воспитания.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник