Физиология и гигиена кожи ребенка

Физиология и гигиена кожи ребенка thumbnail
  1. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М., Высшая школа,1985 год

  2. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. – М., Просвещения, 1975.

  3. Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека. – М., Просвещения, 1978.

  4. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М., Просвещения, 1990.

  5. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков, 5-ое изд. – М., Медицина, 1977.

  6. Гуминский А.А., Леонтьев Н.Н., Тупицына Л.П. Руководство к выполнению лабораторных занятий по возрастной физиологии. – М., Изд. МГПИ им. В.И.Ленина, 1984.

  7. Матюшонок М.Г. и др. Физиология и гигиена детей и подростков. – Минск,1980 год

  8. Санюкевич Л.И. Лабораторные занятия по анатомии и физиологии ребенка с основами школьной гигиены. – Минск,1985.

  9. Белецкая В.И., Громова З.П., Егорова Т.И. Школьная гигиена. – М.,Просвещения,1983 год.

  10. Под ред. Ситдикова Ф.Г. Избранные главы по возрастной физиологии. Казань, 1992 год.

  11. Под ред. Косицкого Г.И. Физиология человека. – М., Медицина, 1985.

  12. Под ред. Ноздрачева А.Д. Общий курс физиологии человека и животных. В 2 т. – М., Высш. шк., 1991. – Т.1, с. 32-370.

  13. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма (1 и 2 части). М., Просвещение, 1986.

  14. Под ред. Антроповой М.В. и Кольцовой М.М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма дошкольного возраста. – М., Педагогика, 1983.

  15. Под ред. В.И.Козлова, Д.А.Фарбер. Физиология развития ребенка. М., Педагогика, 1983.

  16. Под ред. Агаджанян Н.А. Атлас по нормальной физиологии. – М., Высш. шк., 1986. – 351 с.

  17. Экерт Р., Рэндел Д., Огастни Дж. Физиология животных. Механизмы и адаптация. В 2 т. – М., Мир, 1991-1992. – Т.1, с. 186-375, Т.2, с. 261-273.

  18. Под ред. Елисеева В.Г. Гистология. – М., Медицина, 1983. – 611 с.

Глава 13. Анатомия, физиология и гигиена кожи ребенка § 35. Кожа: строение и функции

Кожа – самый большой орган человеческого тела. Площадь общего покрова взрослого человека 1,5-2м2. На поверхности кожи определяются складки, морщины, борозды, которые имеют возрастные, половые, индивидуальные, топографические особенности.

При микроскопии в коже можно выделить следующие основные слои: эпидермис, дерму и подкожную жировую клетчатку.

Эпидермис – эпителиальный поверхностный отдел кожи, в свою очередь состоит из 5-ти клеточных слоев: рогового, блестящего, зернистого, шиповатого и базального.

Самый наружный слой – роговой – состоит из мертвых клеток в виде чешуек, не имеющих ядер, содержащих каротиновые фибрилины.

Клетки рогового слоя зарождаются как базальные и за 10-30 дней превращаются сначала в шиповатые, затем зернистые, блестящие и, наконец, в роговые. Роговой слой покрыт водно- жировым слоем, имеющим защитную функцию.

Блестящий слой располагается под роговым, состоит из безъядерных клеток. Хорошо развит на ладонях, подошвах, тыльных поверхностях кистей и стоп.

Зернистый слой образуется из шиповатых клеток, состоит из 1-4 рядов овальных или веретенообразных клеток, расположенных параллельно поверхности эпидермиса. Содержат гранулы кератогиалина, а также пластинчатые гранулы, играющие важную роль в осуществлении барьерной функции эпидермиса.

Шиповатый слой состоит из 3-15 рядов полигональных клеток, соединенных между собой и другими слоями эпидермиса межклеточными мостиками. Клетки имеют крупное ядро, хорошо выраженный фибриллярный аппарат, содержат пигмент.

Читайте также:  Температура и зуд кожи у ребенка

Базальный слой состоит из цилиндрических клеток, расположенных на базальной мембране. Это ростковые клетки (кератиноциты). Из них образуются все вышележащие слои эпидермиса. В базальном слое располагаются меланоциты, продуцирующие пигмент меланин. Меланин состоит из трех основных красок – желтой, коричневой и черной. Преобладание той или иной краски обуславливает цвет кожи и волос. Количество пигмента зависит от активности меланоцитов. В базальном слое находятся также эпидермоциты белые отросчатые (или клетки Лангерганса), принимающие активное участие в реакциях иммунного ответа организма. А также осязательные клетки Меркеля.

Базальная мембрана – уплотненное аморфное межклеточное вещество. Здесь происходит соединение дермы и эпидермиса. Через нее происходят обменные процессы между дермой и эпидермисом, не имеющим кровоснабжения.

Дерма состоит из волокон соединительной ткани: коллагеновых, эластических, ретикулярных, а также клеточных элементов (гистиоцитов, фибробластов и др.) и основного аморфного вещества.

В дерме выделяют сосочковый слой и сетчатый слой.

Верхний сосочковый слой покрыт базальной мембраной, имеет волнистую поверхность, содержит тонкие коллагеновые волокна, эластические и ретикулиновые волокна, от которых зависит тургор кожи. Сетчатый слой дермы имеет более грубые коллагеновые волокна, расположенные параллельно поверхности кожи.

Подкожная жировая основа имеет различную толщину в разных участках тела. Ее нет на веках и под ногтевыми пластинками. Состоит их жировых клеток и фиброзного каркаса.

В дерме и подкожной жировой основе располагается хорошо развитая сеть кровеносных и лимфатических сосудов. Артериальные сосуды образуют густую сеть, тонкие сплетения вокруг волос, сальных и потовых желез, капиллярные петли в сосочковом слое. Венозные сосуды имеют три сплетения. Лимфатическая система расположена в сосочковом слое в виде синусов, в более глубоких слоях дермы она образует канальцы, лакуны, капилляры.

Иннервация кожи. Центры кожного анализатора рассеяны по всей коре большого мозга, но основная часть расположена в задней центральной извилине.

Нервы вегетативной нервной системы, цереброспинальные чувствительные нервы располагаются в дерме и подкожной жировой основе, где заканчиваются в виде инкапсулированных сплетений. В эпидермисе оканчиваются отдельные нервные волокна, лишенные оболочки.

Мышцы кожи располагаются в дерме и подкожной жировой основе. Это гладкие и поперечно-полосатые мышцы. Пучки гладких мышц связаны с фолликулами волос, а также имеются в коже волосатой части головы, на лбу, щеках, тыле кистей и стоп, в коже мошонки, крайней плоти, вокруг сосков молочных желез, заднего прохода и подмышечных ямках. Поперечно- полосатые мышцы кожи располагаются на лице, обеспечивая его мимику.

Придатки кожи. Это волосы, ногти, сальные и потовые железы. Все они производные эпидермиса.

Сальные железы – это альвеолярные железы, имеются не всех участках кожи кроме ладоней и подошв. Больше всего их на волосистой части головы. Выводной проток железы, как правило, впадает в фолликул волоса. Иногда сальные железы открываются непосредственно на поверхности кожи (на лице, вокруг соска молочных желез, на крайней плоти и головке полового члена, на малых половых губах). Секрет сальных желез вместе с потом образует тонкий водно-жировой слой, предохраняющий кожу от высыхания, способствующий повышению ее эластичности и обладающий определенными бактерицидными свойствами. Последние сохраняются в течение нескольких дней (5-7), после чего жиры на поверхности кожи разлагаются и продукты их распада раздражают кожу, вызывая зуд.

Читайте также:  Кожа ладоней у ребенка красная

Потовые железы. На коже человека имеются мерокриновые (простые трубчатые) и апокриновые (альвеолярные) потовые железы. Общее количество их около 3-4 млн. В норме функционирует около 50% желез. С потом выделяются токсические, лекарственные и другие соединения. В сутки выделяется около 500-600 мл пота. Реакция его кислая. При физических нагрузках и перегревах функция потовых желез резко усиливается.

Ногти – роговые пластинки, расположенные на тыльной поверхности концевых фаланг пальцев. Имеют свободный край, тело, корень. Поверхность гладкая, блестящая. Ногтевая пластинка располагается на ногтевом ложе и окружена ногтевыми валиками. В проксимальном отделе ногтевой пластинки (матрице) имеются онихобласты, формирующие ногтевую пластинку.

Возрастные особенности строения кожи:

  • Кожа детей внешне отличается от кожи взрослых бархатистостью, мягкостью, более розовым светлым цветом.

  • Эпидермис значительно тоньше, разделение на слои довольно четкое. Шиповатый и зернистый слой имеют меньшее количество рядов, роговой слой более рыхлый. У детей меньше меланоцитов, в связи с чем снижено пигментообразование.

  • Дерма тоньше, коллагеновые ретикулярные волокна более нежные, эластическая сеть выражена слабее.

  • Капиллярная сеть кожи детей выражена лучше, просветы более широкие.

  • Волосяные фолликулы развиты хорошо.

  • Сальные железы развиты недостаточно.

  • Потовые железы более развиты, чем у взрослых.

Кожа – многофункциональный орган. Кожа защищает организм от повреждающего действия физических, химических и биологических неблагоприятных факторов внешней среды. Защитная функция обеспечивается за счет эластичности и упругости тканей дермы и подкожной основы, наличия водно- липидной пленки на поверхности эпидермиса, плохой теплопроводности, хорошей сопротивляемости электрическому току и лучевой энергии роговых клеток, наличием водно- липидной смазки на поверхности кожи. Имеет значение постоянное слущивание, отторжение и восстановление слоев эпидермиса. Наличие пигмента как защиты от УФО. Кислая реакция (pH – 3,5-5,5), бактерицидные вещества в секрете потовых и сальных желез в межтканевой жидкости защищают от микроорганизмов.

В коже находится большое количество нервных окончаний, которые обеспечивают ее тактильную, болевую и температурную чувствительность.

Кожа оказывает существенную роль в осуществлении терморегуляции организма за счет испарения, теплопроведения, теплоизлучения, за счет деятельности потовых желез и сосудов кожи.

Кожа обладает дыхательной функцией. Через нее проникает кислород и выделяется углекислый газ.

Кожа проницаема для различных органических и неорганических веществ. Через нее могут проникать токсические вещества, оказывающие губительное влияние не только на саму кожу, но и весь организм.

Важна секреторная функция кожи, которая осуществляется потовыми и сальными железами, а также через эпидермис.

Кожа способна удерживать и накапливать различные вещества, участвуя в обменных процессах организма.

Кожа является депо крови и воды. В ней определяются белки, жиры, углеводы, ферменты, минеральные вещества, что указывает на ее активное участие в водном, минеральном, углеводном, белковом и жировом обмене.

Читайте также:  Вазелин для кожи ребенка

Клетки эпидермиса и базальная мембрана имеют важное значение в развитии иммунных реакций в коже и играют определенную роль в общих иммунных реакциях организма.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Система мочевыделения. Возрастные особенности строения и функции почек. Роль личной гигиены в предупреждении заболеваний системы мочевыделения.

Строение и значение кожи человека. Возрастные особенности строения и функций кожи. Защитная функция кожи. Роль кожи в поддержании постоянной температуры тела. Выделительная и дыхательная функции кожи. Роль кожи в закаливании организма. Бактерицидные свойства кожи. Сезонные изменения. Витамин Д и его роль в укреплении организма человека.

Правила ухода за кожей. Гигиена волос и ногтей. Гигиенические требования к одежде и обуви. Значение чистоты и целостности кожных покровов.

Закаливание воздухом, солнцем и водой. Правила закаливания организма детей и подростков. Организация закаливания.

Теплообмен организма детей и подростков. Предельно допустимая отрицательная температура воздуха и скорости ветра для лыжных походов, катания на коньках и санках. Предупреждение теплового и солнечного ударов. Предупреждение ожогов и обморожений. Первая доврачебная помощь при ожогах, обморожениях.

13. Состояние здоровья детей и подростков. Медико-гигиеническое и половое воспитание учащихся

Показатели состояния здоровья детского населения. Возрастная структура заболеваемости детей и подростков. Группы здоровья.

Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность, освоение профессии, производительность труда. Сроки нормализации физиологических показателей после перенесенных заболеваний. Влияние условий обучения и воспитания на состояние здоровья учащихся. Особенности индивидуального подхода к учащимся, страдающим хроническими заболеваниями, к перенесшим острые заболевания.

Защита организма от болезнетворных микробов. Защитные барьеры. Клеточный и гуморальный иммунитет. Фагоцитоз. Воспаление. Естественный и искусственный иммунитет. Профилактические прививки: гаммаглобулин. Аллергия и анафилаксия. Особенности иммунитета в разном возрасте.

Методы повышения защитных сил организма. Значение санитарного состояния учебно-воспитательных учреждений в профилактике распространения инфекционных заболеваний среди детей и подростков. Профилактика борьбы с гриппом и другими респираторными заболеваниями.

Задачи медико-гигиенического воспитания. Место и его роль в формировании личности. Половое воспитание как неотъемлемая часть подготовки учащихся к семейной жизни. Принципы, формы, методы и средства медико-гигиенического и полового воспитания. Взаимодействие педагогов и медицинских работников в осуществлении медико-гигиенического и полового воспитания.

Биологические и социальные аспекты пола. Гигиенические и нравственные основы семьи.

Анатомо-физиологические особенности женского организма. Внутриутробное развитие ребенка, беременность. Гигиена беременной женщины, вред аборта.

Болезни, передающиеся по наследству. Врожденные заболевания. Венерические заболевания.

Личная гигиена женщины. Мода и здоровье. Культура одежды.

Вредные привычки и болезненные пристрастия. Наркотические вещества, их действие на психику. Влияние алкоголя на организм и психику человека. Систематическое употребление алкоголя – путь к развитию хронического алкоголизма. Деградация личности алкоголика. Влияние алкоголя на потомство. Социальный вред алкоголизма. Профилактика подростково-юношеского алкоголизма.

Никотин – наркотическое вещество. Канцерогенные вещества табачного дыма. Осложнения курения (стенокардия, инфаркт миокарда, эндартериит). Основы антиникотинового воспитания.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник