Глаза кожа уши нос язык 1 класс

Конспект урока ПОЗНАНИЕ МИРА в 1 классе. Дата. 29.10.2015г
Тақырыбы. Тема. Глаза. Уши. Нос. Язык. Кожа.
Типі. Тип. Повторение и закрепление ЗУН..
Мақсаттар. Цели.
Закрепление знаний о органах чувств. Развивать словарный запас, устную речь, творческие способности, умение правильно оценивать себя и своих одноклассников. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение работать в группе, интерес к предмету.
Әдістері. Методы. Побудительный, поисковый.
Көрнекілігі. Оборудование.
Сабақтың барысы-Ход урока.
Ұйымдық кез. Организационный момент. (5 мин)
1. Ребята! Сегодня у нас не простой урок, а открытый. У нас присутствуют гости, которые пришли посмотреть, как мы работаем, какие знания у нас уже есть. Не забывайте правила: разговариваем только по делу, слушаем друг друга, если нужно пересесть в группу – пересаживаемся быстро и тихо.
К уроку готовы?
Ручки, книжки и тетрадки, всё друзья у вас в порядке?
2.Игра «А у соседа лучше»
Мои ручки хороши? А у соседа лучше (взялись за руки)
Мои ушки хороши? А у соседа лучше (взяли друг друга за уши)
Мой нос хорош? А у соседа лучше (берут друг друга за нос)
Мои глазки хороши? А у соседа лучше (закрывают друг другу глаза)
Мой язычок хорош? А у соседа лучше (покажите друг другу язычки, подразнитесь)
Остановились, успокоились.
Вам понравилось резвиться?
Но пора и потрудиться
Ведь не даром говорят:
Делу время, а потехе час.
Удачи друг другу пожелайте
И на места свои ступайте.
3.Постановка темы и целей урока.
Ребята, мы с вами провели игру. Как вы думаете, почему именно в эту игру мы играли? О чём будет идти речь на нашем уроке. (ответы детей)
Уши, нос, глаза, язык, кожа, как это назвать одним словом? – это органы чувств.
2. Жаңа тақырыпты бекіту. Закрепление нового материала.(35 мин)
1.Работа в парах.
Каждой паре даётся определённый орган чувств, о котором ребята должны рассказать всё что знают. (как называется орган, для чего он нужен, как помогает человеку)
2.Просмотр мультфильма
Сегодня к нам в гости пришёл мультяшный поросёнок Хрюша. Посмотрите что он вытворяет!
Показ фрагмента мультфильма (смысл сюжета: поросёнок проходит мимо холодильника наверху которого в банке стоит печенье. Увидев и почувствовав его запах, он пытается достать печенье – прыгает вертится вокруг холодильника, но у него ничего не получается)
Чего хочет поросёнок Хрюша? (печенья) А откуда он узнал, что там стоит печенье? (увидел и почуствовал запах), посмотрите как работали его глаза и нос.
– А теперь давайте проведём эксперимент. У меня в чёрном конверте что-то лежит. Вы должны угадать, что это, но не просто так, а с помощью ваших органов чувств, а именно органов слуха, обоняния и осязания. (один щупает, другой нюхает, третий встряхивает конверт и слушает звук, который при этом издаётся) – ответы детей.
– Почему мы не смогли задействовать другие органы чувств?
– Угадали ли вы что лежит в конверте?
3.Физминутка (Голова, плечо, колено, пальцы)
4.Работа в группах
– У каждого под стулом находится листочек со знаком ! и ?. Попробуйте на ощупь отыскать его, кому какой попался, делимся на группы.
Внимание! Слушаем задание!
– Перед вами на столе стоят тарелочки накрытые салфеткой. Отрыв их, вы увидите, что лежало у меня в чёрном конверте. Это… (печенье)
– А как вы догадались? Почему мы только сейчас поняли что это печенье (увидели)
– Каждая группа сейчас изучит своё печенье, используя все свои органы чувств, а потом расскажете, какое вам досталось печенье:
– по форме
– по цвету
– на ощупь
– по вкусу
– хрустело или нет (отвечает спикер)
– Сделайте вывод: для того чтобы определить цвет, запах, формы из чего сделан, какой на ощупь – нам нужны органы чувств (перечислить)
5.Творческая деятельность.
Группе «?» придумать окончание сказки:
Однажды поссорились глаза, уши, нос, язык и кожа. Стали они доказывать друг другу, что каждый из них главный.
Нос сказал: «Я главный, потому что…»
Уши сказали: «Мы главные, потому что…»
Глаза сказали: «Мы главные, потому что…»
Язык сказал: «Я главный, потому что…»
Кожа сказала: «Я главная, потому что…»
Группе «!» придумать сказку:
Жил – был человек. Он был очень странный, не заботился о себе и о своих органах чувств, не любил умываться, мыть руки, чистить зубы. И вот однажды…
6.Защита работ (выходит один или несколько представителей от группы)
7.Оценивание. группы оценивают друг друга методом «Палец» (вверх-5, вбок-4, вниз-3)
3. Сабақтың қорытындысы. Итоги урока.(1мин)
Рефлексия. Творческое задание.
– придумайте и проведите зарядку для глаз (группа «?»), для носа (группа «!»)
– составить постеры:
Группа «?» «Что с чем сочетается»
Группа «!» «Что вредно и полезно для органов чувств»
Для группы «?» (картинки)
Для группы «!» (картинки)
Музыкальные ноты, мороженое, носовой платок, мыло, очки, солнце, цветок,
Шапка, гвоздь, очки, компьютер, разбитая коленка, зубная щетка, конфеты, мыло
– Защита проектов. Оценивание с помощью стикеров.
Синквейн
а/Органы чувств.
б/ какие они должны быть? Здоровые чистые
в/ что делают, для чего нужны? Слушают, смотрят, чувствуют, помогают
г/ составь предложение об органах чувств: органы чувств наши помощники. Органы чувств нужно беречь
д/ органы чувств это – глаза, уши, нос, язык, кожа рук
Обмен впечатлениями об уроке, оценивание работы детей на уроке поощрительными фишками.
ГУ «Александровская средняя школа»
Открытый урок
по познанию мира в 1 классе
«Органы чувств:
Уши. Глаза. Нос. Язык. Кожа»
Учитель 1 класса
Колядина
Александра Владимировна
2015-2016 уч.год
Источник
Тема урока: Глаза. Кожа. Уши. Нос. Язык.
Цель (обучения):Изучить значение следующих органов человека: глаза, кожа, уши, нос, язык;
научиться слышать звуки ,определять запахи и вкус;
иметь представление о правилах гигиены .
Цель (личностного развития): развитие коммуникативных навыков и умения оценивать успех (неуспех) своей учебной деятельности.
.
Ожидаемые результаты (критерии успеха):
А : Знают отличительные черты глаз , кожи, ушей ,носа и языка; умеют определять предметы по звуку, запаху и вкусу ; знают важность этих органов для человека
В: ведут кумулятивную беседу, отвечают на вопросы низкого и высокого порядка;
С: ученики умеют отвечать на «толстые» вопросы, делают выводы; самостоятельно составляют несколько правил гигиены.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: учебник, кластер, ребусы, дифференцированные задания, интерактивная доска, слайды”Органы чувств”, аудиозапись, картина, лампа, сахар, лимонная кислота, соль, чеснок, духи, вата, макеты: ухо, глаз, нос, листки для графического диктанта, стикеры, смайлики, фломастеры.
Ход урока:
1. Организационный момент. 1.Создание коллаборативной среды
(Встают в круг приветствуют, желают друг другу удачи пальчиками)
2.Учащиеся формируют группы по цветам стикеров.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
2. Актуализация знаний.
1.Решение ребуса “Органы чувств” ( работа в группах на время)
2. Кумулятивная беседа об органах чувств (слайды)
1.Постановка проблемы. (работа в группах)
Определение темы урока . Дифференцированное задание. Решают примеры, ответы расставляют в порядке возрастания–читают слова 1 группа-Глаза. 2 группа-оожа. 3 группа – Уши . 4 группа – Нос .5 группа – Язык.
– Ребята, что у всех этих частей общего?
– Можем ли мы назвать их одним словом?
– Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? Какова их «профессия»?
– Как и почему их так называют, и предстоит ответить сегодня на уроке.
2. «Открытие» детьми нового знания.
– А чтобы ответить на все вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи? (Это люди, которые что-то изучают, исследуют).
Мы сегодня будем исследователями, а предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его органы.
5.Исследование органа зрения (коллективная работа)
Закройте глаза. С закрытыми глазами скажите пожалуйста что у меня в руках?(показала картину) Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?
– Откройте глаза и посмотрите. Теперь вы видите?
Вывод:
Благодаря глазам мы можем видеть и различать предметы. Глаза- орган зрения
– Продолжаем наши исследования.
Наблюдение за реакцией глаза с помощью светильника: Яркий свет – зрачок сужается, слабый – расширяется
– Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены.
– Как глаза защищены? ( веки, ресницы)
– Что ещё сберегает глаза (брови)
Оздоровительная минутка
Гимнастика для глаз (ИКТ)
6.Игра «Полезно – вредно» ( работа в парах)
Рассмотреть картинки выбрать соответствующие рисунки.
Что полезно – обвести зеленым цветом
Что вредно – красным цветом
7.Карзина идей «Как сберечь глаза»-дети выбирают полезные идеи и складывают в корзину(формативное оценивание -похвала)
Полезно.
Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов морковь, петрушка
Укреплять глаза глядя на восходящее, заходящее солнце
Долго не сидеть у компьютера
Не читать лежа
Одевать защитные очки
По утрам умываться
Сидеть не ближе 3 м от телевизора
Оберегать глаза от попадания в них инородных предметов
При чтении письма свет должен освещать с лева 8.Игра”Волшебная коробочка” (работа в группах) Вопрос:
– Можно ли узнать предмет, его форму, агрегатное состояние без помощи глаз? В закрытой коробочке: монета ,яблоко ,ручка, наждачная бумага. -Попробуйте отгадать не открывая коробочку, что в ней находиться. (Учащиеся пытаются определить предмет)
-А теперь закройте глаза ,откройте коробочку и не подглядывая определите какие предметы там лежат.
-С помощью чего вы смогли определить? (При помощи рук). Вывод: Кожа-орган осязания. В коже нашего тела разбросано много чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла и холода, форму и величину предметов, их поверхность. 9.Беседа о гигиене кожи -Нужно ли заботиться о коже? Кожу надо содержать в постоянной чистоте. Ежедневно следует мыться. Кожа может “рассказать”человеку о том, что его окружает.
Физминутка “Моем руки”
10.Исследование органов слуха
Заткните уши ватой и повторите то, что вы услышите .(Включается запись) Что произошло? (сразу исчезли звуки, перестали слышать)
Вывод: С помощью органов слуха нам подвластен мир звуков, шум дождя, речь окружающих людей , музыка . Уши- орган слуха.
11.Игра”Чей голосок” (работа в парах)
Прослушав аудиозапись голоса птиц и животных пронумеровать поочередно картинки с их иллюстрациями. (взаимопроверка)
12.Исследование органов обоняния и вкуса (работа в группах)
Предлагаются предметы (в тарелочках 3 предмета одного агрегатного состояния: соль, сахар, лимонная кислота; духи и чеснок.)
Задание: определить какие предметы можно узнать по запаху, а какие на вкус?
Как вы узнали?
Вывод: С помощью носа мы чувствуем запахи ,а с помощью языка вкус пищи 1. Умение человека различать запахи получила название – обоняние. Благодаря этому органу чувств, мы чувствуем запахи. Запахи предупреждают об опасности. Например запах газа, гари, испорченной пищи. То что мы видим и не слышим мы различаем по запаху. 2. Вкус пищи, воды мы ощущаем при помощи языка. Язык -орган вкуса. Сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое –боками, а горькое –корнем.
13.Работа по учебнику
14.Закрепление
1.Графический диктант. (индивидуальная работа)
Учитель читает вопросы, дети ставят +,- у себя на листочках.(самопроверка, ИКТ)
2.Кластер “Я здоровый ученик” Каждая группа к заранее нарисованному рисунку ученика подбирают из предложенных рисунков те предметы, которые приносят пользу здоровью (критериальное оценивание)
Итог урока
– О каких органах человека мы с вами сегодня говорили?
– Какую роль они играют?
– Будете ли вы соблюдать необходимые правила гигиены?
– Какие органы связаны между собой при простуде?
Рефлексия (смайлики)
Взаимооценивание
Смайлики
Источник
Урок познание мира
1 класс
Тема: Глаза. Кожа. Уши. Нос. Уход.
Цель: познакомить детей с правилами гигиены органов чувств
Задачи: Образовательные: дать знания о значении гигиены органов чувств.
Развивающие: развивать память, мышление, речь.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Ход урока. Орг. момент
Здравствуйте, ребята
Ребята, сегодня к нам на урок придет гость. Сейчас я вам про него немного расскажу.
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Вместо шапки на ходу
Надевал сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Он отправился в буфет
Покупать себе билет.
А потом помчался в кассу
Покупать бутылку кваса.
Побежал он на перрон,
Влез в вагон,
Сел в углу перед окном.
И заснул спокойным сном.
Наверное, Рассеянный отправился к нам. Давайте посмотрим на нашего гостя. Да уж, был рассеянным, а стал еще и странным (нет глаз, ушей и носа). Ребята, чего не хватает нашему гостю?
– Сможет ли он нас всех увидеть? (нет). Почему? (нет глаз).
– Правильно, нет глаз, а ведь именно они помогают нам видеть.
– Сможет ли Человек Рассеянный услышать о чем мы говорим? (нет). Почему? (нет ушей. Уши помогают слышать звуки).
А сможет ли наш Рассеянный понюхать цветы? (нет). Почему? (нет носа)
– С помощью носа мы ощущаем запахи.
– Итак, кто же эти помощники, которые помогут Человеку Рассеянному узнать окружающий мир? (глаза, уши, нос).
– Правильно. Человек – это организм, а глаза, уши, нос и кожа – части организма. А по – другому их называют органами. Все эти органы находятся под управлением нервной системы.
Физкульминутка
Изучение нового материал Ребята, Человек Рассеянный плохо ухаживал за своими органами чувств и поэтому они от него сбежали. Он просит вас помочь ему научиться уходу за ними. Поможем Рассеянному?
– Итак, вы все знаете, что благодаря глазам мы не только видим предметы но и различаем их по размеру, цвету, форме. У вас на партах лежат конверты. Откройте их. Что вы видите (осенние листья). Вы должны распределить их на группы по цвету, размеру и форме.
-Природа заботливо оберегает глаза. Потечет пот со лба – его остановит густая изгородь бровей. Ветер понесет пыль – её задержит плотный частокол ресниц. Но не только природа должна заботиться о ваших глазах. Зрение должны беречь и вы сами.
– придумаем правила гигиены для глаз.
– Скажите, можно ли смотреть на прямые солнечные лучи?
– Правильно. Ни в коем случае не смотрите незащищенными глазами на солнце, иначе вы их повредите. Можно получить микро ожег самой главной оболочки глаза.
Правило первое: не смотреть незащищенным глазом на солнце.
– Можно ли ковырять глаза, чем попало? (Потому что так их можно повредить)
Правило второе: нельзя ковырять глаза посторонними предметами.
– Можно ли лежать на кровати и читать книгу.
– Нет. Потому что так ухудшается зрение. Расстояние от глаз до читаемого текста должно быть 30 см, свет должен падать слева. Для того, чтобы проверить расстояние нужно приставить ладонь к лицу, пальцы должны доставать до виска.
– можно ли долго смотреть телевизор или сидеть за компьютером? (Из – за этого тоже портится зрение)
Правило третье: нельзя находиться за компьютером или смотреть телевизор более получаса. Читать нужно сидя и соблюдать правильное расстояние.
Правило четвертое: для глаз необходим отдельный платочек.
Правило пятое: необходим витамин А, он содержится в моркови, желтке куриного яйца.
И теперь, чтобы наши глаза отдохнули, мы с вами проведем физминутку для глаз
Синквейн (составляется всем классом, вместе с учителем)
а/Органы чувств.
б/ какие они должны быть? Здоровые чистые
в/ что делают, для чего нужны? Слушают, смотрят, чувствуют, помогают
г/ составь предложение об органах чувств: органы чувств наши помощники. Органы чувств нужно беречь
д/ органы чувств это – глаза, уши, нос, кожа
Оценивание урока:
На доске два солнышка : одно веселое, а второе печальное. Прикрепить свой смайлик: понравился урок – к веселому солнышку, не понравился – к печальному.
Просмотр содержимого документа
«Глаза. Кожа. Уши. Нос. Уход.»
Источник
Тема: Органы чувств человека. Нос, уши, глаза.
Цель: Вторичное осмысление учащимися уже известных знаний об органах чувств человека как необходимых звеньях связи организма с внешней средой
Задачи:
расширить и углубить знания учащихся об органах чувств и их значении для жизни человека; учить применять полученные знания на практике;
развивать умения самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения;
воспитывать бережное отношение к органам чувств и уважительное отношение к людям-инвалидам
Ход урока
1. Организационный момент (1 мин.)
Учитель:
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре.
Смело, чётко говорим
И тихонько мы сидим.
2. Проверка домашнего задания (3 мин.)
– Какие пословицы о здоровье человека вы подобрали дома?
Варианты пословиц:
Здоров будешь – всё добудешь.
Здоровье не купишь – его разум дарит.
Дал бы бог здоровья, а счастье найдём.
Не рад больной и золотой кровати.
Здоровье – дороже богатства…
3. Актуализация знаний (3 мин.)
Проверочный тест (на доске)
1. К какой группе окружающих тел относится человек?
А) это тело неживой природы;
Б) это тело живой природы;
В) это изделие
2. Что помогает человеку сохранять своё здоровье?
А) знания о строении и функции организма;
Б) постоянный просмотр телепередач;
В) знание и выполнение мер охраны и укрепления здоровья
3. Какие части тела человека ты знаешь?
А) голова, шея, туловище;
Б) конечности, туловище, ноги;
В) голова, туловище, верхние и нижние конечности
4. Как называется наука, изучающая организм человека?
А) ботаника человека;
Б) анатомия человека;
В) зоология человека
5. Какому полезному совету ты будешь следовать?
А) руки всегда чистые, поэтому перед едой их мыть не надо;
Б) чистые руки перед едой достаточно вытереть сухим полотенцем;
В) в каком бы состоянии ни были руки, мыть их перед едой обязательно
6. Выбери предмет личной гигиены:
А) щётка одёжная;
Б) зубная щётка;
В) мыло
7. Предмет гигиены, общий для членов семьи:
А) расчёска;
Б) зубная паста;
В) носовой платок
8. В какой строке указаны слова, описывающие здорового человека:
А) сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;
Б) бледный, горбатый, низкий, хилый;
В) стройный, сильный, ловкий, статный
4. Изучение нового материала (25 мин.)
1. Вступительное слово учителя.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучать организм человека. Каждый из вас, сидя за партой, видит обстановку в классе, слышит мой голос, знает как писать ручкой, чувствует, удобно ли сидеть на стуле. Нервная система человека постоянно получает сигналы от внешнего мира с помощью специальных “датчиков”.
Отгадайте загадку и вы поймёте, о каких таких “датчиках” сегодня пойдёт речь на уроке.
Один говорит,
Другой дышит,
Двое смотрят,
Двое слушают.
Дети. Язык, нос, глаза, уши.
2. Сообщение темы и целей урока.
– Верно, речь пойдёт на уроке об органах чувств человека. Узнаем сколько их у нас, какую роль они играют в жизни человека, как их беречь и ухаживать за ними.
3. Знакомство с органом зрения.
Всеми органами человека руководит головной мозг. Именно он является “главным начальником” в нашем организме. Определённый участок головного мозга регулирует работу того или иного органа чувств.
Более 85% информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению. Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.
Органом зрения является глаз. Глаз имеет сложное строение. Сам он круглый, как яблоко, за что его и называют глазным яблоком. Глазное яблоко наполнено стекловидным веществом, как желе, только прозрачным. Снаружи глазное яблоко покрыто твёрдой оболочкой – роговицей. Её надо постоянно смачивать, иначе она высохнет и помутнеет, а затем может наступить слепота. Роль смазки в глазах выполняют слёзы. В центре глаза есть чёрная точка – это зрачок. Он пропускает свет и может то расширяться, то сужаться. Цветное колечко вокруг зрачка – это радужка. От неё зависит цвет глаз. За зрачком находится хрусталик. Он помогает видеть далёкие и близкие предметы. Хрусталик может то сжиматься, как шарик, то растягиваться, как овал. Брови, ресницы и веки защищают наши глаза от пыли, пота, грязи и попадания в них посторонних предметов. Глаз связан с мозгом. Предметы в глазах отображаются перевёрнутыми, а правильным изображение делает головной мозг. Человеческий глаз устроен так, что может видеть в темноте и при ярком свете. Если глаз повредить, то восстановить зрение невозможно. Поэтому необходимо следить за своим зрением и соблюдать правила гигиены по уходу за глазами.
– Что нужно делать, чтобы надолго сберечь своё зрение?
ПАМЯТКА
Читать и писать при хорошем освещении
Свет должен падать слева
Читать и писать на расстоянии 30-35 см
Нельзя читать лёжа и в транспорте
Телевизор смотреть 1-1,5 часа и на расстоянии 2-3 метров
Не сидеть долго за компьютером
Нельзя тереть глаза руками
Делать зарядку для глаз
Глазам нужен отдых
Не стесняйтесь носить очки, если это необходимо
Это интересно знать
Ежедневно человек моргает 11500 раз.
Глаз весит 7–8 граммов.
Ресницы выпадают и вновь вырастают за 100 дней.
Человек с нормальным зрением видит на расстоянии 60 м.
Глаза могут точно различить 10 миллионов оттенков.
Угол полного обзора у человека составляет 1250, а у кошек – 1870.
5. Физкультминутка (1 мин.)
(Тренажёр для глаз)
4. Знакомство с органом слуха:
– Угадайте следующий орган
У зверушки на макушке,
А у нас – ниже глаз. (Уши.)
Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Уши – это орган слуха. Потрогайте ушную раковину. Сама она не слышит, а только улавливает звуки и передаёт их по слуховому проходу к барабанной перепонке в среднее ухо, потом во внутреннее ухо и в определённый участок мозга. Там звуковые волны перерабатываются и таким образом мы слышим и понимаем слова. Во внутреннем ухе есть орган равновесия, который отвечает за положение тела в пространстве и слуховой нерв. Слух тесно связан с речью. Маленький ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить.
– Как нужно беречь свой слух?
ПАМЯТКА
Содержать уши в чистоте
Нельзя ковырять острыми предметами, так как можно повредить барабанную перепонку и потерять слух
Сильный шум портит слух
Нельзя часто слушать громкую музыку в наушниках
Нужно давать отдых слуху, быть в тишине
Это интересно знать
Стетоскоп, с помощью которого врач слушает больного, был изобретён французским врачом Рене Леннеком. Он скатал в трубочку бумажный листик. Приставил один конец трубки к груди больного, а другой – к своему уху и услышал биение сердца своего пациента.
5) Знакомство с органом вкуса:
– О каком органе чувств идёт речь в следующей загадке:
Всегда он в работе,
Когда говорим,
А отдыхает,
Когда замолчим. (Язык.)
Язык – орган вкуса. Это мышечный орган и находится в ротовой полости человека. Функции языка разнообразны. Благодаря своей подвижности он способствует пережёвыванию и пропитыванию пищи слюной, очищению зубов и проталкиванию прожёванной пищи в пищевод. Без языка невозможна человеческая речь.
Язык помогает различать вкусовые ощущения. На нём находятся вкусовые сосочки, которые снабжены рецепторами. Они передают информацию через нервную систему в головной мозг. Всё сладкое и солёное мы ощущаем кончиком языка. Кислое – его боками, а горькое – задней частью языка. На языке также имеются рецепторы тепла и холода, боли и реагирующие на острую пищу. Язык может выполнять множество движений, например, складываться, вращаться и т.д.
– Как надо беречь свой орган вкуса?
ПАМЯТКА
После приёма пищи прополоскать рот
Не брать в рот острые предметы, чтобы не поранить язык
Нельзя есть горячую пищу, чтобы не повредить вкусовые сосочки
Систематически очищать язык от налёта, чтобы избежать попадания инфекции в организм
Это интересно знать
Длина языка – 9 см, ширина – 5 см, вес – 50 граммов
За минуту язык может совершить 80 движений
На верхней стороне языка имеется более 10000 вкусовых луковиц, способных различать только 4 вкусовых ощущения – сладкое, кислое, солёное и горькое
6. Знакомство с органом обоняния:
– Угадайте, о каком органе чувств говорится в следующей загадке:
Между двух светил
В середине я один. (Нос.)
Нос – орган обоняния. Обоняние – это способность человека воспринимать запахи. Оно увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте. Обонятельные клетки улавливают запахи, а затем передают их для дальнейшей обработки в мозг. Обоняние помогает нам наслаждаться пищей и избегать вредных веществ. Детекторы запахов находятся рядом с полостью рта, и поэтому почти невозможно различать запах и вкус. Обоняние доминирует над вкусом: когда нос заложен и не воспринимает запахи, пища кажется безвкусной. Когда нам запах не нравится, то мозг посылает сигнал тревоги и носовой проход сужается. А если запах приятный, то дышится легко, нервы успокаиваются.
– Как сохранить обоняние?
ПАМЯТКА
Нужно беречь себя от простуды
Содержать нос в чистоте
Если есть насморк, то необходимо его лечить
Закаляться
Не засовывать в нос мелкие предметы
Пользоваться личным носовым платком
Это интересно знать
У человека обоняние намного слабее, чем у животных
Человек различает около 3000 запахов, а собака – до 100000 запахов
Существует 9 различимых групп запахов:
Ароматные
Эфирные
Душистые
Амброзивные
Чесночные
Горелые
Потовые
Зловонные
Тошнотворные
7. Знакомство с органом осязания:
– Чем покрыто тело человека?
А) чешуёй
Б) кожей
В) перьями
Кожа – орган осязания. В коже находятся рецепторы, которые воспринимают тепло, холод, прикосновение, боль, давление. К коже подходят нервные окончания, которые передают сигналы в мозг. Кожа равномерно покрывает всё тело человека. Это не просто оболочка нашего тела, а сложный орган со многими функциями. Если мы внимательно рассмотрим нашу кожу, то увидим, что она тонкая, прочная, упругая, бледно – розового цвета. На ней есть поры, через которые кожа дышит и выделяется жир и пот. На коже растут маленькие волоски. Кожа состоит из трёх слоёв.
Первый слой – наружная оболочка, которая предохраняет нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры.
Второй слой – сама кожа. В ней находятся специальные сальные и потовые железы, кровеносные сосуды и нервы.
Третий слой – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.
Кожа водонепроницаема, защищает от солнечной радиации.
Как ухаживать за кожей?
Кожу надо содержать в чистоте
Мыть тело 1–2 раза в неделю с мылом и мочалкой
Обязательно мыть руки, лицо, шею, ноги и подмышечные впадины
Умываться то холодной, то горячей водой
Носить чистое бельё
Содержать в чистоте и подстригать ногти
Старайтесь не ранить, не обжигать, не обмораживать кожу
Это интересно
Ногти и волосы – кожные образования
Мелкие волоски на коже человека живут 50 дней
Ресницы сменяются раз в 3–5 месяцев
Ежедневно у человека сменяется 30–40 волос
Волос человека очень прочен, он может выдержать груз до 100 граммов
Девичья коса выдерживает груз в 20 тонн
5. Закрепление материала (5 мин.)
– А сейчас ещё раз вспомним все органы чувств человека. Нам необходимо разгадать кроссворд.
6. Подведение итогов (2 мин.)
– Таким образом, органы чувств – связывают человека с окружающей средой. Это наши окна в мир. Они позволяют нам полноценно учиться и трудиться. Органы чувств можно развивать и тренировать. А, главное, их необходимо беречь. Среди нас живут, учатся ребята и взрослые с ограниченными возможностями, у которых есть нарушения или заболевания органов чувств. Они являются инвалидами. Поэтому, наша обязанность бережно и уважительно относиться к таким людям, помогать им.
Источник