Глаза нос уши язык кожа какие это органы

Пять чувств позволяют нам познавать окружающий мир и реагировать наиболее соответствующим образом. За зрение отвечают глаза, за слух – уши, за обоняние – нос, за вкус – язык, а за осязание – кожа. Благодаря им мы получаем информацию о нашем окружении, которая анализируется и истолковывается головным мозгом. Обычно наша реакция направлена на продление приятных ощущений или на прекращение неприятных.
Зрение
Из всех доступных нам чувств мы чаще всего используем зрение. Мы можем видеть благодаря множеству органов: световые лучи проходят через зрачок (отверстие), роговицу (прозрачную мембрану), затем через хрусталик (орган, похожий на линзу), после чего на сетчатке глаза (тонкая мембрана в глазном яблоке) возникает перевернутое изображение. Изображение преобразуется в нервный сигнал благодаря выстилающим сетчатку рецепторам – палочкам и колбочкам, и передается в головной мозг через зрительный нерв. Мозг распознает нервный импульс как изображение, переворачивает его в нужном направлении и воспринимает в трехмерном виде.
Слух
По мнению ученых, слух – второе наиболее используемое человеком чувство. Звуки (колебания воздуха) через слуховой проход проникают к барабанной перепонке и заставляют ее вибрировать. Затем они проходят через окно преддверия – отверстие, закрытое тонкой пленкой, и улитку заполненную жидкостью трубку, раздражая при этом слуховые клетки. Эти клетки преобразуют колебания в нервные сигналы, посылаемые в головной мозг. Мозг распознает эти сигналы как звуки, определяя уровень их громкости и высоту.
Осязание
Миллионы рецепторов, расположенные на поверхности кожи и в ее тканях распознают прикосновение, нажатие или боль, затем посылают соответствующие сигналы спинному и головному мозгу. Головной мозг анализирует и расшифровывает эти сигналы, переводя их в ощущения – приятные, нейтральные или неприятные.
Обоняние
Мы способны различать до десяти тысяч запахов, некоторые из которых (ядовитые газы, дым) оповещают нас о близкой опасности. Расположенные в полости носа клетки выявляют молекулы, являющиеся источником запаха, затем посылают соответствующие нервные импульсы в мозг. Мозг опознает эти запахи, которые могут быть приятными или наоборот неприятными. Ученые определили семь основных запахов: ароматический (камфорный), эфирный, душистый (цветочный), амброзиевый (запах мускуса – вещества животного происхождения, используемого в парфюмерии), отталкивающий (гнилостный), чесночный (серный) и, наконец, запах горелого. Обоняние часто называют чувством памяти: действительно, запах может напомнить об очень давнем событии.
Вкус
Менее развитое чем обоняние, чувство вкуса сообщает о качестве и вкусовых особенностях потребляемой пищи и жидкостей. Вкусовые клетки, расположенные на вкусовых сосочках – маленьких бугорках на языке, определяют оттенки вкуса и передают соответствующие нервные импульсы в мозг. Мозг анализирует и идентифицирует характер вкуса.
Как мы пробуем пищу?
Чувства вкуса не достаточно, чтобы оценить пищу, и обоняние также играет очень важную роль. В носовой полости находятся две чувствительные к запахам обонятельные области. Когда мы едим, запах пищи достигает этих областей, которые «определяют», вкусная пища или нет.
Источник
Проверочная работа по теме «Органы чувств» 4 класс
Ф.И.________________________________________
1.Что относится к органам чувств? (подчеркни правильный ответ)
уши язык сердце глаза нос ресницы печень кожа мозг зубы
2. Подпиши вкусовые зоны языка
3.Выбери правильный ответ
Веки защищают глаза от
а)компьютера б)ветра и пыли в)недоброго взгляда
Вкус продукта можно определить при помощи
а)носа б)ушей в)языка
Человек чувствует аромат цветов при помощи:
а) языка; б) носа; в) ушей.
Органы чувств – это…
а) голова, туловище. б) уши, нос, глаза, язык. в) руки, ноги, голова.
Почему вредно слушать громкую музыку?
а) Это портит настроение . б) Это снижает остроту слуха. в) Это мешает соседям.
Какое значение для человека не имеет нос?
а) очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов б) согревает вдыхаемый воздух в) служит подставкой для очков г) различает запахи
Если ты пишешь правой рукой, то лампа должна светить…
а) справа б) слева в) сверху г) снизу
Помогает овладеть речью:
а) язык в) уши в) рот
4. Соедини пары
Орган осязания язык
Орган обоняния уши
Орган зрения кожа
Орган вкуса нос
Орган слуха глаза
5.Допиши букву правильного ответа
Вкус пищи мы определяем органом
Тепло, холод, боль мы ощущаем органом
Различать предметы по размеру, форме, цвету помогает орган
Различать человеческую речь, звуки музыки, шумы, сохранять равновесие помогает
орган
Ответ: а) вкуса; б) зрения; в) обоняния г) слуха д) осязания
6.Найди лишнее слово и зачеркни его.
Вкус – горький, кислый, сладкий. солёный, красный.
Цвет – зелёный, красный, красивый, жёлтый, синий.
Запах – ароматный, прокислый, зрелый, приятный, резкий.
Звук – громкий, музыкальный, ответственный, тихий.
Органы чувств – глаза, нос, кожа, ум, язык, уши.
При помощи глаз мы можем определить – цвет, форму, запах, размеры,
расстояние.
Ощупав предмет руками, мы можем понять, что он – круглый, мягкий,
фиолетовый, тёплый.
Проверочная работа по теме «Органы чувств» 4 класс
Ответ
1.Что относится к органам чувств? (подчеркни правильный ответ) 5 баллов
уши язык сердце глаза нос ресницы печень кожа мозг зубы
2. Подпиши вкусовые зоны языка 4 балла
3.Выбери правильный ответ 8 баллов
Веки защищают глаза от
а)компьютера б)ветра и пыли в)недоброго взгляда
Вкус продукта можно определить при помощи
а)носа б)ушей в)языка
Человек чувствует аромат цветов при помощи:
а) языка б) носа в) ушей
Органы чувств – это…
а) голова, туловище. б) уши, нос, глаза, язык. в) руки, ноги, голова.
Почему вредно слушать громкую музыку?
а) Это портит настроение . б) Это снижает остроту слуха. в) Это мешает соседям.
Какое значение для человека не имеет нос?
а) очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов б) согревает вдыхаемый воздух в) служит подставкой для очков г) различает запахи
Если ты пишешь правой рукой, то лампа должна светить…
а) справа б) слева в) сверху г) снизу
Помогает овладеть речью:
а) язык в) уши в) рот
4. Соедини пары 5 баллов
Орган осязания язык
Орган обоняния уши
Орган зрения кожа
Орган вкуса нос
Орган слуха глаза
5.Допиши букву правильного ответа 5 баллов
в
Вкус пищи мы определяем органом
а
Тепло, холод, боль мы ощущаем органом
д
Различать предметы по размеру, форме, цвету помогает орган
б
Различать человеческую речь, звуки музыки, шумы, сохранять равновесие помогает
орган
г
Ответ: а) вкуса; б) зрения; в) обоняния г) слуха д) осязания
6.Найди лишнее слово и зачеркни его. 7 баллов
Вкус – горький, кислый, сладкий. солёный, красный.
Цвет – зелёный, красный, красивый, жёлтый, синий.
Запах – ароматный, прокислый, зрелый, приятный, резкий.
Звук – громкий, музыкальный, ответственный, тихий.
Органы чувств – глаза, нос, кожа, ум, язык, уши.
При помощи глаз мы можем определить – цвет, форму, запах, размеры,
расстояние.
Ощупав предмет руками, мы можем понять, что он – круглый, мягкий,
фиолетовый, тёплый.
«5» – 34, 33, 32 б.
«4» – 31, 30, 29, 28, 27 б.
«3» – 26, 25, 24, 23, 22, 21 б.
«2» – 20 б. и меньше
Источник
Конспект занятия
“Наши помощники – органы чувств”
Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.
Задачи:
Образовательные:
-закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание).
-уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира.
Развивающие: развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.
Методы и приемы:
Наглядные (показ, демонстрация);
Словесны(беседа, вопрос-ответ);
Игровые (дидактические игры, сюрпризный момент);
Практические (упражнения, опыты).
Педагогические технологии: личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.
Здоровьесберегающие технологи: динамическая пауза, смена видов деятельности.
Средства обучения:
Демонстрационный материал ,ИКТ , наборы для опытов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
-Ребята, к нам сегодня в школу прислали посылку от веселого художника. Распаковываем и смотрим. (В пакете раскраски письмо).
Письмо.
Уважаемые ребята, я веселый художник. Я отправляю вам эти рисунки и думаю, что человеку не нужны глаза, рот, нос, уши, ведь с ними столько проблем. Главное у человека- это голова, ведь в голове есть головной мозг, который за все отвечает. Ребята помогите мне разобраться в этом вопросе.
(Показывает рисунки людей) – Ребята, посмотрите внимательно на эти рисунки? Что с ними не так? Что забыл нарисовать художник?
Художник не нарисовал глаза, рот, нос, уши. Художник хочет посмотреть какие вы внимательные, умные, что вы знаете о строении человека, все это сегодня мы и проверим на занятие, а в конце занятия у нас должны появится на этих рисунках все недостающие органы. Сейчас я раздам вам эти рисунки и на протяжение всего занятия мы их закончим.
– Хотите получить новые знания о своих органах и своем организме? (Да).Тогда давайте начнем работать и тема нашего необычного занятия «Наши помощники – органы чувств».
Сегодня вы будете исследователям и с помощью различных практических опытов, опроса, индивидуальной работы и различных игр вы узнаете какие органы являются органами чувств, для чего они нужны человеку и как за ними ухаживать. Нам надо доказать художнику, что без наших помощников – органов чувств мы не сможем полноценно существовать и чувствовать окружающий мир.
В конце занятия подведем итог, и вы себя оцените так, как считаете нужным соответственно вашей работе на занятие. Для этого у вас на партах лежат человечки, а на доске нарисована лесенка успеха и вы прикрепите своих человечков на соответствующую ступеньку.
– Ответьте мне кто такой командир нашего организма? (Ответы детей)
Да, правильно, это мозг, посмотрите на Слайд №1.
– Скажите почему мозг мы называем командиром?
– А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою?
-Да, действительно мозг управляет всем организмом и в нем содержится очень много различной информации. Наш мозг обладает памятью запоминать звуки, запахи, цвета, предметы, а какие органы ему в этом помогают?
-А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить (Глаза, уши, нос, пальцы.)
– Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки. Они помогают нам познать окружающий мир и чувствовать все вокруг, и поэтому мы называем их нашими помощниками органами чувств.
Как вы уже поняли исследовать вы сегодня будите органы чувств.
1.Чтобы вам понять какой первый орган чувств вы будете изучать, отгадайте загадку: “ Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят.” (глаза)
Проведем с вами первое исследование: закройте глаза, какой предмет я сейчас достала? Вы не знаете, а почему? Правильно, потому что вы не видите. Открывайте глаза и посмотрите, что же у меня в руках. Опишите этот предмет. Получается, что с помощью глаз вы можете видеть, что происходит вокруг, какие перед вами предметы, вы можете описать цвет, размер, форму, материал.
Теперь закройте глаза еще раз и попробуйте на своих партах найти карандаш. Скажите легко ли было? Зрение также помогает ориентироваться в пространстве.
После этих исследований, кто мне скажет для чего нам нужны глаза?
Правильно, глаз- орган зрения.
Посмотрите на СЛАЙД № 2 это строение глаза. Кто из вас знает что-нибудь о строение глаза? Скажите, как вы думаете зачем нам брови и ресницы? Почему иногда глаз называют- глазное яблоко?
Зрение надо беречь, потерянный глаз ничем не заменишь. Кто знает, как беречь свое зрение?
Сейчас мы с вами поиграем в игру на внимание: если это опасно для наших глаз вы закрываете глаза руками, а если это полезно и нужно, то показываете вот так (палец вверх).
Колющие и режущие предметы;
Тереть глаза грязными руками;
Есть овощи;
Играть долго в компьютер;
Беречь глаза от солнца;
Читать лежа в постели;
Смотреть близко телевизор;
Умывать лицо с мылом;
Гулять на свежем воздухе;
Читать при плохом освещение.
Недаром говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Мы доказали, что глаза нам нужны, чтобы видеть. Нарисуем нашим людям глаза.
Повторение: глаза-орган зрения
2.Вы отгадаете чему будет посвящено следующее исследование, если внимательно послушаете стихотворение?
У собаки для дозора,
Чтобы лучше слышать вора.
Кошке – чтобы слышать мышку
И на улице мальчишку.
Зайцу – ушки на макушке
Знать про волка на опушке.
У ушанки – греть зимой
Нас, когда бежим домой.
Ну а старший брат на уши
Вешает лапшу Катюше.
Птица С.
Да, молодцы вы правильно догадались это уши. Как вы думаете, не видя, а только слушая ушами вы можете догадается, что происходит вокруг?
Давайте проведем еще один эксперимент: сейчас вы прослушаете различные звуки, вы должны внимательно слушать и запоминать, что же вы услышали, а затем вы расскажите, что узнали.
Начнем:
первая аудиозапись звуков природы.
вторая запись музыкальные инструменты.
-Расскажите, что же вы смогли услышать и понять.
– Какой орган помог вам услышать звуки? (Уши)
– Ребята, помогите подобрать научное определение. Уши – это орган чего? (слуха)
Давайте посмотрим на СЛАЙД № 3 как же выглядят наши ушки снаружи и внутри. Кто знает почему говорят ушная раковина? Она определяет, откуда, т.е. с какой стороны, поступает звук или звуки.
В слуховом проходе расположена барабанная перепонка, если чистить уши неосторожно и глубоко ватной палочкой, то можно ее повредить.
Вспомните какие правила по уходу за ушами вы знаете?
Давайте еще раз повторим все правила.
1. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить только ватными палочками.
2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух.
3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, у реки, среди тишины.
4. Защищать уши от холода и сильного ветра.
5. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадёт бусинка или насекомое, обратись к врачу!
Все запомнили, как заботится об ушах?
Давайте сейчас проверим какой у вас слух и поиграем в игру “Узнай по голосу”
Все встают в круг, водящий ребенок – в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:
Алеша (Саша, Маша и т. д. ),
Ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя: “Ау!”.
Глаза закрывай
Кто позвал тебя, узнай!
Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.
ИЛИ К доске выходит один человек и становится спиной ко всем, я показываю на ученика, он произносит имя стоящего, а тот должен узнать кто это сказал.
Молодцы, слух у вас отличный и уши в полном порядке, а наши люди на картинках так и остались без ушей, давайте дорисуем им уши.
Повторим:Уши — это орган слуха.
3.Разгадайте следующую загадку:
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (Нос)
Да вы правильно угадали, еще один орган чувств- это нос.
Кто скажет зачем нам нужен нос?
Действительно нос ощущает запахи. Давайте с вами проведем небольшое исследование. Сейчас вы по очереди будите подходить ко мне и по запаху определять, что это. (чеснок, апельсин, стиральный порошок, кофе, мыло, соль, вода, духи, лекарство). То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху, однако если этот предмет имеет запах. Вот, например, вода и соль не пахнет ничем.
Умение человека различать запахи получило название обоняние. Нос –это орган обоняния.
-А как вы думаете еще для чего нужен нос? Конечно, чтоб дышать, а еще чтобы разговаривать.
Следующий эксперимент: зажмите нос и произнесите что-нибудь, речь стала нечеткой, гнусавой и неприятной, поэтому нос нужен и для правильной и понятной речи и хорошего голоса.
Посмотрим на строение носа, СЛАЙД № 4. Вы видите, что нос соединен с ротовой полостью и чтобы защитить нас от пыли, микробов и холодного воздуха в носу есть волоски, которые задерживают пыли, а пока воздух идет через нос он еще и нагревается.
Давайте и у людей на картинках пусть появится этот важный орган обоняния – нос.
Повторим: нос- орган обоняния.
Физ. минутка
4. Перед вами на столе стоят стаканы. В них налита солёная и сладкая вода. Можете ли вы с помощью органов зрения или слуха, обоняния определить какая вода в каждом стакане?
– Что необходимо для этого сделать?
-Значит, нам необходимо ещё одно исследование – на вкус. Попробуйте. Что вы ощущаете? (Дети определяют по вкусу: в каком стакане сладкая вода, соленая, простая)
– Как вы думаете какой орган помог вам почувствовать вкус жидкости? (язык)
– Какой вывод можно сделать? (С помощью языка человек определяет вкус)
Язык – это неотъемлемая часть организма – т.е. орган. Может быть, вы догадались орган чего?
-Язык – орган вкуса.
Язык, орган вкуса, помогает нам отличать горькое от сладкого, кислое от соленого, вкусное от невкусного и делают это маленькие сосочки, расположенные на поверхности языка. Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха.
Мы доказали, что язык нужен человеку иначе мы бы не чувствовали вкус еды.
-Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки.
– Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.
Выполняется артикуляционная гимнастика:
“Лошадка” Поцокать языком.
«Лягушка»
Улыбаюсь, как лягушка,
Губы тянутся до ушка!
(Растянуть губы в улыбке, обнажив зубы. Удержать под счет 1-5. Упражнение повторить 3-4
раза.)
«Слоник»
Подражаю я слону –
Губы хоботом тяну!
(Вытянуть вперед сомкнутые губы «трубочкой» и удержать их под счет Повторить упражнение 3-4
раза.)
«Рыбка»
Рыбка ротик открывает:
Пузырьки она пускает.
(С напряжением открывать губы: П-П-П…, словно они «склеились»)
«Часики»
Тик-так, тик-так, –
Часы тикают вот так!
(Рот раскрыт. Тянуться языком то к правому, то к левому уголку рта.)
«Почистим зубки»
Язычок, как щетка:
Чистит зубки ловко!
Раз, два, три, четыре, пять, –
Будем чистить мы опять!
(1. Губы в улыбке, рот открыт, кончиком языка «чистить» за нижними зубами 7-8 раз.
2. Губы в улыбке, рот широко открыт, кончиком языка «чистить» за верхними зубами. Повторить
7-8 раз.)
«Оближем губки»
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик надо облизать!
(Рот широко открыт. Широким языком облизать губы (слева- направо и справа- налево).
Выполнить 5-7 раз.)
Язык защищен и находится во рту. Давайте и нашим людям дорисуем рты.
Давайте повторим какие органы чувств мы узнали:
глаза- это орган зрении
уши – орган слух
нос- орган обоняния
язык – орган вкуса
5. Исследование органа осязания
Игра «Узнай, что в мешочке»
Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в коробке. Все предметы подобраны по размеру (резиновый мяч, помидор, клубок, апельсин, яблоко и т.п.).
– Попробуйте определить на ощупь предмет в мешке. (Учащиеся надевают рукавичку и пытаются определить предмет)(резиновый мяч, клубок, апельсин, яблоко) Все ли предметы одинаковые на ощупь?– Что ты чувствуешь? Можешь ли ты определить предмет? (Дети описывают предмет, говорят, что он имеет форму шара, но точно назвать не могут).
– А теперь снимите рукавичку и попробуйте определить предмет. (Дети отгадывают предмет и достают его из коробки)
– Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего? (При помощи рук)
– Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке, и не смогли отгадать предмет. (При помощи кожи, на руке есть кожа.)
Значит, кожа тоже наш помощник?
Что мы ощущаем с её помощью?
На коже нашего тела находятся множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, холода, форму, величину предмета. Кожа – это орган осязания. Кожа – очень большой орган. Она покрывает все наше тело.
6. Итог занятия
– Вот и закончилось наше исследование. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными и старательными исследователями.
-Что вы исследовали сегодня?
-Как называются эти органы?
– Какие органы чувств вы узнали?
– Сколько у человека органов чувств?
-Для чего они нужны человеку?
-Помогли мы веселому художнику разобраться?
-Можем мы органы чувств назвать нашими помощниками?
-Чем же помогают нам органы чувств?
Органы чувств – это наши помощники. (Они помогают узнать, что происходит в окружающем мире и облегчают нашу жизнь, показывают нам разные признаки и свойства.)
7. Применение нового знания
Сейчас мы проверим насколько хорошо вы поняли сегодняшнее занятие.
Задание: Соедини стрелочкой картинки предметов и органы чувств, которые помогут их распознать. Приложение №1.
8.Рефлексия
На доске нарисована лесенка успеха:
первая ступень – я ничего не понял и ничего не запомнил на занятие
вторая ступень – я все понял, но не все запомнил
третья ступень – я все понял и все запомнил.
Приложение №1
Соедини органы чувств так ,чтоб
понять их предназначение
Источник