Изделия из кожи своими руками ключница
Ключница кожаная
Вступительная часть
Данный мастер-класс рассчитан на тех, кто только начинает работать с кожей и/или желающих сделать подарок себе или любимому человеку. Время изготовления 3 часа чистого времени.
При изготовлении использовалось минимальное количество специального инструмента. Не использовались краски, аппретуры, средства для облагораживания бахтармы (изнанки), уреза (края). Большинство инструментов можно без проблем приобрести в обычных магазинах.
Необходимо:
- Кусок натуральной плотной (жесткой) кожи КРС (крупнорогатого скота), изготовленной РМД (растительным методом дубления) толщиной от 1.5 до 2.5 мм.
- Капроновые нитки.
- Наждачная бумага (мелкозернистая).
- Молоток.
- Канцелярский нож (ширина полотна 19 мм).
- Ножницы.
- Шило.
- Разметчик по ткани.
- Пинцет.
- Пробойник отверстий.
- Приспособление для установки фурнитуры.
- Линейка (желательно металлическая 25 см).
- Иголки под капроновую нитку 2 штуки.
- 5 рублевая монета.
- Две тарелки с ровным краем 16 и 22 см.
- Клей (полиуретановый).
- Губка (для посуды).
- Одежная щетка.
- Ткань (лучше джинсовая, только хорошего качества).
- Кусочек воска.
- Льняное масло.
- Касторовое масло.
- Малярный скотч.
- Фурнитура (кнопка 12,5 мм «Альфа», два 6 мм односторонних хольнитенов с 6 мм ножкой, заготовка для ключницы с 4-мя карабинами).
Сразу обозначу, где и что можно приобрести.
Кожу придется заказывать через интернет, в магазине можно купить только в больших городах. На просторах «Ярмарки Мастеров» хоть и не много, но есть магазинчики, где продается. Минимальное количество – стандартный лист А4, 6 дц, цена рублей 400.
Воск у продавцов меда. Требуется кусочек не больше рублевой монеты и только потому, что меньший кусок тяжело держать в руках.
Льняное масло, касторовое масло — в аптеке.
Клей полиуретановый в магазинах «Рыболов охотник». Чаще продается клей «Уран» 45 мг, либо в мастерских по ремонту обуви. Я спрашивал, мне не отказывали, продавали.
Можно не приобретать установщики фурнитуры, если хотите только попробовать себя в кожевенном деле. В любой мастерской по ремонту одежды вам за недорого установят любую фурнитуру.
Все остальное есть в хозяйстве или можно приобрести в строительных, хозяйственных магазинах, магазинах ткани, магазинах, торгующих швейными машинками и принадлежностями для них.
Вместо молотка удобно использовать «толкушку» для пюре. Совет: обмотайте рабочую поверхность скотчем, иначе от усиленной работы полетят мелкие кусочки дерева. Я покупал в «Атаке», там же брал разделочную пластиковую доску (используется для пробивания отверстий, чтобы не тупить пробойники). Совет: выбирайте доску с мягким пластиком, большого размера. Через некоторое время от пробивания доску изгибает, и пользоваться ей становится невозможно, поэтому разрезайте на четыре куска, хватит надолго.
Также придется изготовить штамп для тиснения.
Изготавливается из анкерного болта. Удобнее 10*6. Можно взять большего размера или сделать нескольких размеров и/или форм. Например: с круглой площадкой, прямоугольной треугольной и тому подобное. Я делал три разного размера и стачивал одну сторону. Очень удобная форма, «забить» можно фактически любой фон. Со временем изготовлю еще треугольный маленький.
Изготовить не сложно. Легче всего при помощи гравера и насадки (диск как у «болгарки», только маленький и тонкий). Если нет гравера, пилим вручную ножовкой по металлу. Лезвие ставьте потоньше. Зажмите в тиски. Прорежьте 2-3 параллельные линии 0,8-1 мм глубиной. Обратите внимание, когда будете стачивать одну из сторон, чтобы она была параллельна этим линиям. Точности добиться тяжело, но хотя бы примерно. Для чего это надо будет, написано и показано на фото. Далее в произвольном порядке несколько линий, но меньшей глубиной. Сточите одну из сторон. Зубчики получаются острыми, поэтому в конце притупите их наждачкой. Попробуйте на кусочке кожи, если требуется, подточите.
Так же придется изготовить средство для отделки, вместо красок, аппретур. Для этого понадобится воск, льняное масло, касторовое масло в пропорциях 1*1*7. Натираем или нарезаем воск, заливаем маслами в пропорциях. Растапливаем на водяной бане. Остужаем. Чем больше воска, тем тверже консистенция.
Итак, приступим к самому изготовлению.
Основная часть
Изготавливать будем под ключи не более 5,5 см. Если планируете носить ключи большего размера, то увеличивайте ширину.
Вырезаем деталь из кожи. Длина 18 см, ширина 10.5 см.
Можно обойтись без тиснения, тогда просто переходите к следующему этапу.
Делайте запас 3-5 мм с каждой стороны, если вы собираетесь тиснить, на всякий случай (кожа имеет свойство ссыхаться). Кожа не очень тонкая и тиснения почти нет, но на всякий случай не помешает.
Тиснение
Отмечаем от любого узкого (10,5 см) края 1,9 см с двух сторон. Уточняю, что размеры даю из расчета диаметра тарелок, которыми буду пользоваться. Если тарелки у вас другого диаметра, что, скорее всего, то прежде положите тарелку на кожу и найдите требуемое вам расстояние. В итоге, тарелка должна соприкасаться тремя точками. Первая по верхней линии, две – по сторонам на равном расстоянии от края. Вымеряйте аккуратно. Пара мм и будет не идеальный полукруг, а это бросается в глаза. Прежде всего, это не понравится вам.
Отрезаем канцелярским ножом по краю малой тарелки. Совет: старайтесь держать нож ровно, без наклона к себе или от себя. Иначе срез получится скошенным, а это не есть хорошо.
Отмеряем 3 см от противоположного края с каждой стороны.
Приставляем малую тарелку к точкам. От края отступаем 6 мм (на глаз) и ставим точки по линии тарелки (еле заметные). Убираем тарелку. Отмеряем в сторону точек (еле заметных) от краев по 6 мм с каждой стороны. Ставим обычные точки. Приставляем тарелку обратно к коже. Должны сойтись все 4 точки, по две с каждой стороны. Прочерчиваем линию между двумя внутренними точками.
Отмеряем от верхнего края (полукруглого) по 1 см с каждой стороны и по 6 мм внутрь с каждой стороны.
Приставляем большую тарелку к внутренним точкам и прочерчиваем.
Прочерчиваем параллельные линии с каждой стороны между точками.
Вот, что должно получиться. Написал несколько сложно. Будьте внимательны, не спешите.
Наклеиваем на оборотную сторону скотч. Это делается для того, чтобы кожа в процессе тиснения не деформировалась. Я использую широкий малярный скотч. Он не оставляет следов после удаления, что важно для создания красивой гладкой бахтармы (изнанка). Обрезаем излишки скотча по краям. Фотографии данного процесса не выкладываю, а то не хватит лимита по фотографиям, который выделяет Ярмарка Мастеров.
Берем губку, мочим основную деталь до того, пока кожа не перестанет быстро впитывать воду. Кожа поменяет цвет, станет темнее. Оставляем, кожа должна подсохнуть. Ориентир для начала тиснения светление кожи. Ждать минут десять.
Начинаем сам процесс тиснения. При помощи линейки и тарелок обводим с нажимом шилом контуры, которые были прорисованы ранее. Берем, изготовленный штамп. Тесним по прочерченному контуру плоской стороной штампа. Ставим штамп через равные интервалы точно по контуру. Используйте штамп поменьше, если вы изготовили разные.
Получается полоска по краю. Для этого штамп и стачивался параллельно прорезанным глубоким линиям.
Забиваем остальной фон штампом большего размера или тем же штампом. Вот, что должно получиться.
Возникает ощущение, что внутрь вставлен материал из грубо переплетенных ниток или соломы. Во всяком случае у меня. Промеряем еще раз, обрезаем лишнее.
Обрезаем углы. Для этого отмеряем от угла по 1 см, ставим точки. Прикладываем пять рублей к точкам. Обод должен соприкасаться с краем с каждой стороны. При помощи ножа отсекаем понемногу лишнее. Нож держите ровно, не наклоняйте в стороны. Можно обрезать по кругу, но есть шанс сдвинуть монетку и отрезать неровно. Второй способ можно спокойно применять на тонкой коже. Для толстой лучше использовать 1 способ.
Наносим средство, полируем бахтарму, урез.
Наносим изготовленный крем губкой.
Совет: внутреннюю, тисненную часть промазывайте при помощи зубной щетки средней жесткости. При помощи щетки вы промажете те места, которые губкой достать тяжело.
Промажьте в два слоя, с промежуточной сушкой. Заполируйте одежной щеткой и тканью. Получается средний блеск. Этот крем кожу делает темнее. Если подержать какое-то время на солнце, будет еще темнее (кожа «загорает»). Для примера: сумочка была изготовлена для жены на день рождения в июле. Носила месяца два. Вот такой загар получила кожа. Обращаю внимание, что кожа загорает, как и человеческая. Поэтому равномерно «загорайте» изделие с каждой стороны.
Полируем бахтарму. Используем обычную воду. Мочим бахтарму и с помощью гладкого предмета полируем. Для полировки я использовал ручку металлического ножа. Полируем (заглаживаем) в сторону роста ворса. Проверяется рукой по сухой бахтарме. В какую сторону приглаживается ворс, в ту сторону и надо полировать.
Сразу оговорюсь, что водой попробовал заполировать только в данном изделии. Бахтарма этой кожи хорошо зашерфована. Как будет шлифоваться кожа с длинной бахтармой, не знаю. При случае попробую, в последующих мастер-классах обращу на это внимание.
Вот, что вышло после полировки и сушки. Вполне приемлемо.
Обрабатываем урез (край). Наждачной бумагой закругляем край с обеих сторон. Совет: положите кожу на стол таким образом, чтобы край кожи выступал за край стола на миллиметр, два. Шлифовать станет легче. Кожа проминаться не будет.
После закругления полируем. Используется только вода. Слегка смачиваем край и быстро трем тканью (лучше джинсовой). Кожа в местах трения становится гладкой. Вот, что выходит.
Для разметки линии под шов изготавливаем параллельный разметчик. Одолжил у жены мазохистскую штуку.
Прокладываем между «ножек» кусочки кожи. Должно получиться 3,5-4 мм между «ножек», стягиваем изолентой. Вот, что получилось.
Прочерчиваем. Одна «ножка» прижимается к краю, вторая чертит параллельную линию. Этот инструмент необходим. Если прямые линии можно прочертить при помощи линейки и шила, то различные кривые не выйдет. Вот, что получается.
Размечаем отверстия под шов. Используем разметчик по ткани. Длина его шага 2,5 мм.
Под седельный шов с 1 мм ниткой мало. На фото слева 2,5 мм, справа 5 мм. Честно говоря, не нравятся оба. Первый куций, у второго слишком большой шаг (для маленького изделия). Оптимальный шаг для мелкой кожгалантереи 4 мм.
Для чистоты эксперимента, решил для прошивки использовать капроновую нить. Навощил ее.
Процесс вощения – протягивание нити через воск. Делайте это до тех пор, пока нить хорошо не пропитается воском. Совет: после вощения сложите нитку змейкой и пройдитесь феном. Воск растает и лучше впитается в нить. Когда будете протягивать нить через отверстия, не будет остатков воска. Сам через это прошел. Вокруг отверстий оставался воск, было ощущение, что грязь. Вощение делает нить темнее, учитывайте это.
Прокалываем кожу по размеченным точкам. Я делаю это таким образом. Удобнее контролировать, скорость быстрее.
Прокалывать решил каждое отверстие. Нить относительно тонкая, 5 мм шаг выглядел бы не красиво. Стандартной вощеной нитью прошивал бы с шагом в 5 мм.
Шов выглядит так.
Сгибаем кожу, придаем ей форму ключницы. Внимание! Не гните сильно плотную кожу насухо, кожа может лопнуть. Перед тем как гнуть, хорошо смочите место сгиба.
Отмерьте середину для установки фурнитуры.
Проколите отверстие.
Сложите кожу таким образом, чтобы верхний полукруг соприкасался с нижним. Выровняйте края и закрепите канцелярскими зажимами.
Проколите отверстие еще раз, наметьте нижнюю часть. Уберите зажимы. Проколите нижнюю часть. При таком способе, фурнитура установиться точно.
Устанавливаем фурнитуру, предварительно пробив отверстия. Такие установщики можно купить в магазинах ткани. Продаются наборами. В наборе приспособления для установки и немного фурнитуры.
Следите за тем, чтобы пробойник встал ровно по центру намеченных отверстий. Совет: не пробивайте отверстие сразу же, как только приложили пробойник. Надавите на него и уберите. Останется отметка на коже. По ней можно судить ровно ли был установлен пробойник. И если не ровно, то куда следует его сдвинуть.
Усиливаем место, где будут крепиться ключи. Для этого прикладываем металлическую заготовку к ненужному кусочку кожи и обводим ее.
Полукруг обрезаем аналогично закруглению углов. Остальную часть вырезаем при помощи линейки.
Вот, что должно получиться.
Складываем кожу и прикладываем металлическую заготовку к месту крепления. Выравниваем.
Разворачиваем кожу, обводим заготовку. Край металлической заготовки должен проходить чуть ниже края кожи.
Приклеиваем кожаную заготовку (усилитель) к коже. Для этого промазываем усилитель и место крепления на коже клеем. Прикладываем, смотрим, чтобы было ровно, сильно прижимаем.
Прикладываем металлическую заготовку к усилителю. Намечаем отверстия. Пробиваем. Устанавливаем хольнитены (6 мм). Совет: когда будете приобретать хольнитены, обращайте внимание не только на диаметр шляпки, но и на длину ножки. Не все продавцы уточняют этот параметр, а от этого зависит установится хольнитен нормально или нет. Невозможно нормально установить хольнитен с 9 мм ножкой на кожу в 1 мм.
Это приспособление для установки хольнитенов.
Хольнитены установлены.
Пропитайте еще раз места изгибов кремом, высушите и хорошенько отполируйте.
Все, готово. Наслаждайтесь своей работой.
Одновременно с этой ключницей изготавливал вторую. Вторую не прошивал, только прожег края. Это когда очень сильно и быстро натираются края бордом (гладилкой) по смоченному краю. Эту процедуру лучше проводить на гладкой поверхности.
Получился такой результат.
Первая ключница с четырьмя карабинами, вторая с шестью. Первая прошита, вторая нет. Была мысль положить «позагорать» одну из них и посмотреть результат, но увы осень, солнца нету. В остальном ключницы полностью одинаковые.
Заключительная часть
Целью данного мастер-класса было показать процесс изготовления простой, но добротной вещи. Такая ключница прослужит своему хозяину не один десяток лет. И что еще не маловажно, в данном изделии не использовано ни грамма химии. У нее запах только натуральной кожи и не много воска и масла.
Напоследок. Если вы собираетесь в дальнейшем заниматься этим видом творчества, то рано или поздно все равно придется раскошелится на приобретение хорошего инструмента и материала. Без этого ни как.
При перепечатывании данного мастер-класса, прошу давать ссылку на мою мастерскую www.novmanik.livemaster.ru.
Старался сделать мастер-класс подробным, если что-то не понятно, пишите, постараюсь ответить всем.
Если понравилось, добавляйте меня в свой круг (колонка с левой стороны ), дабы узнавать о новостях оперативно.
С Уважением, Максим (novmanik).
Источник
В сегодняшнем мастер-классе я покажу, как сделать мужскую кожаную ключницу.
Вступительная часть
Нам понадобится:
- Кусок натуральной плотной (жесткой) кожи КРС (крупнорогатого скота), изготовленной РМД (растительным методом дубления) толщиной от 1.5 до 2.5 мм.
- Штампы для тиснения.
- Поворотный нож.
- Раскройный нож, канцелярский нож (ширина полотна 18 мм) и т.п.
- Перьевой нож.
- Линейка металлическая.
- Линейка радиусная металлическая или 2, 5 рублевые монетки для округления краев.
- Ременной торцеватель 15 мм.
- Угловой торцеватель10 мм.
- Шило.
- Пробойник.
- Параллельный разметчик.
- Строчные пробойники под седельный шов.
- Гладилка.
- Вощеные нитки 1 мм
- Борд, джинсовая ткань.
- Аэрограф.
- Гравер или торцбил для обработки уреза (края).
- Шерфовальный нож, рубанок и т.п для шерфования ( утончения) кожи.
- Иголки для прошивания седельным швом
- Краски для кожи (темно-коричневая, красная)
- Аппретура (средство для финишной отделки).
- Средство для полировки уреза (края).
- Маркер для уреза (края).
- Клей полиуретановый или другой клей для склеивания кожи.
- Губка.
- Фурнитура: хольнитены (5 мм, длина ножки 5 мм), 9 мм кнопки альфа, металлическая заготовка для крепления ключей (6 карабинов), полукольцо, установщики фурнитуры.
Итак, начнем!
Основная часть
Изготавливаем эскиз. Я начертил его на бумаге в клеточку, чтобы вам было нагляднее и понятнее.
Основная заготовка.
Внутренняя заготовка.
Вырезаем из кожи (толщина кожи из которой я буду изготавливать — 1,5-1,6 мм, очень жесткая) две заготовки. Основная: длина — 15,5 см, ширина — 10, 5 см. Внутренняя: длина — 14 см, ширина — 5см. Длина «хвостика» 3, 5 см, ширина — 1,5. У вас ширина может отличаться. Зависит от ширины полукольца, которое у вас есть в наличии. Рекомендую ширину в 1,5 мм, смотрится эстетично.
Основную заготовку отрезаем с 5 мм допуском по краям (на всякий случай, кожа после намачивания и тиснения может дать усадку), внутреннюю — но нижнему краю (что бы точно отрезать по краю основной заготовки). Закругляем край “хвостика” внутренней заготовки при помощи ременного 15 мм торцевателя. Можно использовать мелкие монеты, радиусную линейку.
Размечаем согласно эскиза, и чертим при помощи шила, радиусной линейки, и/или разных по размеру окружностей (тарелки, блюдца и т.п, монет) на основной заготовке рамку, внутри которой будем тиснить.
При помощи такого штампа (плитка Х-595) или другого на ваш выбор и вкус, тисним внутри рамки.
Чтобы отштампованный рисунок располагался равномерно внутри рамки, чертим линию по середине, находим середину рамки, ставим точку. Первый оттиск делаем точно по середине. Совет: ударяйте молотком не сильно, несколько раз, при этом немного наклоняя штамп во все стороны. Ударяя сильно один, два раза по штампу вы, конечно, оставите оттиск, но при этом рискуете попасть по штампу не точно и смазать оттиск. Штамп располагаем таким образом, чтобы на линии находились правый верхний и левый нижний края.
Штампуем по линии. Когда доходим до края, наклоняем штамп от линии, делаем полуоттиск.
Переворачиваем, заготовку на 360 градусов, проходим центральную линию в другую сторону. Далее ставим штамп, как показано на фото.
Тисним, контролируя геометрию, создаваемого рисунка.
Возле края рамки, как говорилось выше, приподнимаем штамп.
Конечный результат тиснения. Это один из вариантов тиснения подобными штампами. Можно ставить штамп ровно, можно без пропусков, не пробивать около краев и так далее. Экспериментируйте, выбирайте вариант, который вам больше по душе. Рекомендую потренироваться на ненужном кусочке кожи.
Далее при помощи поворотного ножа прорезаем рамку. Чтобы линии рамки получались ровными, я использую два способа. Первый способ: при помощи металлической линейки (толстой), металлической радиусной линейки (если нет в наличии — при помощи тарелок блюдец и т.п. с ровными краями). Приставляем линейку к линии, берем запас на пол толщины лезвия (приблизительно 1 мм), ставим поворотный нож ровно, без наклона в лево-право, прорезаем по линейке.
Второй способ: прочерчиваем линии шилом с нажимом при помощи линеек. Далее режем ножом по линии, как по направляющей. У обоих вариантов есть свои плюсы и минусы. Пробуйте, выбирайте для себя наиболее подходящий способ.
Проходим при помощи гладкого бевеллера по прорезанным линиям, опускаем кожу.
При помощи штампа — камуфляжа проходим по краю рамки, выделяем ее.
Тиснение закончили, переходим к покраске. Я использовал темно-коричневую и красную краски на спиртовой основе. Смешал в пропорциях 3 к 1. Крашу аэрографом. Мне нравятся плавные переходы, равномерность покраски, поэтому, почти всегда, использую аэрограф. Наносим несколько слоев, пока не добьемся требуемого тона. Не забываем о промежуточной просушке между слоями.
Цвет после покраски получится ближе к черному, но после нанесения аппретуры, проявятся коричнево-красные тона. Аппретуру наношу также аэрографом в несколько слоев с промежуточной и окончательной сушкой.
После полной просушки, обычно на следующий день, начинаем сборку изделия. Вымеряем, уточняем размеры основной детали, обрезаем излишки.
Округляем края при помощи металлической радиусной линейки. Можно использовать двух, пяти рублевые монетки. Отмеряем по 1 см от края в стороны, приставляем линейку, отсекаем излишки. Как это сделать можно подробно посмотреть в моих предыдущих мастер-классах.
Обрабатываем края внутренней заготовки. Округляем края. Я использую гравер с насадками с наждачной бумагой разной зернистости. Далее крашу края черной краской (использую самодельный маркер). Сглаживаю при помощи борда и/или джинсовой ткани, покрываю средством для обработки уреза. Более подробно процесс обработки края можно посмотреть в моих предыдущих мастер-классах. Нижнюю часть заготовки не трогаем, она будет обрезаться по основной детали после приклеивания, и обрабатываться вместе с основной деталью.
Шерфуем (утончаем) 2 см «хвостика»(см. эскиз) внутренней заготовки. Для данной операции использую также гравер. Шерфуется легко, ровно, единственный минус – пыль. Не хотите пыли, шерфуйте ножом, рубанком и т.п. Это делается, для того, чтобы не утолщать заготовку в месте склеивания. Приклеиваем шерфованную часть «хвостика» к заготовке, предварительно вымеряв и очертив место склейки. Хорошо проглаживаем место склеивания гладилкой, особенно в верхней части «хвостика», рядом с кольцом, для лучшего схватывания. Пробиваем пробойниками (см. эскиз), сшиваем седельным швом. Пробиваем таким образом, чтобы крайние отверстия находились в плотную к краям “хвостика”.
При помощи перьевого ножа снимаем слой кожи как показано на фото. Это требуется для более прочного склеивании с основной деталью.