Какие методы при обучении близких пациента по уходу за кожей

Уход за кожей тяжелобольного пациента
Уход за кожей тяжелобольного пациента – ГОСТ
Как осуществлять медицинскую практику по уходу за лежачим больным, регулирует ГОСТ Р 56819-2015. Это инструкция для медицинского персонала, главная цель которого – профилактика пролежней путем обеспечения надлежащего ухода.
Средства ухода за кожей тяжелобольных пациентов
Обработка кожи является одним из пунктов лечебной программы и обязательной мерой поддержания чистоты тела. Кожа, в особенности естественные складки тела, постоянно загрязняется выделениями сальных и потовых желез, отмершими чешуйками, пылью.
Для мытья и ухода за кожей рекомендуется использовать:
- Пенообразующие губки. Инновационное средство представляет собой одноразовый материал, выполненный из 100% полиэстера (фиброволокна) и запечатанный в индивидуальную упаковку. Гель, которым они пропитаны, густо пенится от небольшого количества воды (необходимо несколько раз сжать смоченную губку в руках). Губка подходит всем типам кожи, не вызывает раздражений и повреждений, обеспечивает легкий массажный эффект. Особенность губки – она одноразовая, что предотвращает возможное присоединение грибковой и инфекционной микрофлоры, улучшает микроциркуляцию кожи. После использования губки не требуется вода для смывания остатков пены, достаточно промокнуть остатки полотенцем или сухой салфеткой.
- Влажные салфетки. Использование влажных салфеток допустимо в промежутках между полноценным купанием больного, так как они не смогут обеспечить полный гигиенический эффект очищения кожи.
- Крем-гель. Выбирать его необходимо с нейтральной средой рН, чтобы не вызвать аллергии и раздражения кожи больного.
- Тальк или присыпки. Используется после полного обтирания тела больного насухо.
Уход за кожей тяжелобольного пациента – алгоритм
Обучение родственников тяжелобольного пациента с целью обеспечить правильный режим, является непременным условием. Особенно важна личная гигиена, если человек – лежачий больной, и у него постоянный постельный режим. Рекомендации для ухода за кожей такие:
- Перед началом процедуры обработайте руки антисептическим средством.
- Разденьте больного до пояса, укройте обнаженный участок тела полотенцем или простыней.
- Если есть повязки на любом участке тела, следите за тем, чтобы не сместить и не намочить их во время купания.
- Возьмите пенообразующую губку и смочите 10 мл воды. Сожмите 2-3 раза до образования пены.
- Начните процедуру очищения кожи с головы. Обтирание проводится в таком порядке: область глаз, лба, нос и щеки, подбородок, уши, область шеи. Оботрите лицо и шею сухим полотенцем.
- Мытье рук пациента. Первыми вымойте пальцы кисти и двигайтесь вверх, придерживая руку тяжелобольного своей. Тщательное внимание уделите подмышечной впадине. Оботрите верхнюю конечность сухим полотенцем и повторите ту же последовательность со второй рукой.
- Уберите простынь с груди. Протрите губкой или полотенцем кожу груди и живота, двигаясь сверху вниз до паховой области. У женщин выполните тщательное протирание кожи под молочной железой. Протрите верх тела сухим полотенцем.
- Чтобы вымыть кожу спины, переверните больного на правую боковую поверхность тела и вымойте спину, затем поверните на левую сторону тела и выполните те же действия. Оботрите спину сухой салфеткой.
- Снимите одежду с нижней части тела больного.
- Двигаясь от коленей вверх, протрите кожу бедра и тщательно вымойте область промежности.
- Вымойте кожу ног от области коленного сустава до стопы. Вымойте межпальцевые промежутки и стопу.
- Протрите насухо кожу ноги и повторите процедуру со второй ногой.
- ВАЖНО: при внешних повреждениях кожи или при недержании у больного обязательно используйте отдельные губки для разных частей тела, чтобы предотвратить распространение грибковых и инфекционных заболеваний.
- Нанесите увлажняющий крем.
- Наденьте на тяжелобольного чистую одежду.
- Вымойте руки с использованием антисептика.
Профилактика осложнений
Обрабатывать кожу больного необходимо дважды в день. Это не означает, что его нужно каждый день купать. Смотреть нужно на состояние кожных покровов, не запускать их.
Мыть голову необходимо не реже 1 раза в неделю. Удобно использовать сухой шампунь, но 1 раз в месяц нужно устраивать полноценную помывку.
Больных, которым надевают подгузник, необходимо обмывать после каждого акта дефекации и смены памперса. Паховую область нужно обработать теплым раствором антисептика или одноразовой пенообразующей губкой, двигаясь от промежности к ягодицам.
После этого протереть кожу сухой салфеткой, обработать лосьоном и оставить на 15-20 минут без памперса, чтобы обеспечить проветривание паховых областей.
При уходе за кожей отдельное внимание нужно обратить на профилактику появления осложнений. К ним относятся опрелость и пролежень. Чтобы избежать опрелостей, необходимо правильно подобрать подгузник, выбрать нательное белье, которое не сдавливает тело, вообще обеспечить полноценную личную гигиену.
Каждые 2 часа нужно переворачивать больного на другой бок. Это необходимое условие в профилактике осложнений.
Существуют тонкости в уходе за лежачими больными, которыми делятся родственники, прошедшие через такое испытание. Они рекомендуют, например, по возможности меньше держать человека в памперсах. Подгузник, хотя и упрощает уход, но провоцирует опрелости и пролежни.
Если больной хотя бы немного двигается и осознает позывы в туалет, нужно использовать биотуалет. Он должен постоянно находиться возле кровати, готовый к употреблению.
Если лежачий больной в ясном сознании, крайне важно следить за его эмоциональным состоянием. Для этого важно как можно больше с ним общаться, обеспечить интеллектуальные потребности. Современные электронные средства позволяют это делать. Можно включать по интернету любимые фильмы, дать возможность прослушать аудиокнигу или музыку.
Прямая зависимость между моральным состоянием человека и его выздоровлением доказана учеными-медиками давно.
Источник
Ефрешина И.П.
Принципы обучения пациентов и членов их семей
Обучение пациента и/или его близких только тогда может быть эффективным, когда медицинская сестра знает и понимает значимость каждого его этапа. Процесс обучения, как и сестринский процесс, состоит из пяти этапов.
1. Сбор информации о пациенте (обследование) и оценка исходного уровня знаний и умений пациента или его родственников.
При каждом контакте с пациентом, начиная с первичного, медицинская сестра получает о нем какую-либо информацию. Таким образом, сбор информации о пациенте является непрерывным. Всю эту информацию медицинская сестра анализирует и оценивает.
Она определяет, имеются ли у пациента знания и умения, касающиеся его состояния, желает ли он или его близкие получить соответствующие знания и умения, способен ли пациент к обучению, в состоянии ли он обучаться и т.д.
Приведем пример сбора информации о пациенте. Больная, Нина Петровна Иванова, 66 лет, пенсионерка, страдает ишемической болезнью сердца. При беседе медицинская сестра выяснила, что последние 2 недели пациентка отмечала появление отеков на ногах, которые увеличивались к вечеру и уменьшались по утрам. Вызванный на дом участковый врач назначил лечение и рекомендовал в течение нескольких дней определять водный баланс.
Пациентка принимала назначенные медикаменты, в том числе и мочегонные препараты, но особого улучшения не было. Она стала чаще и обильнее мочиться. Кроме того, ей часто хотелось пить, и она в больших количествах употребляла чай, молоко, компоты и воду. Что такое водный баланс и как его определить, больная не знает.
2. Определение проблем пациента.
Собрав и оценив информацию, медицинская сестра выделяет сестринскую проблему: дефицит знаний о водном балансе и технике его определения. После этого она должна определить способы решения данной проблемы, что и будет являться содержанием следующих этапов обучения.
3. Определение целей обучения, планирование его содержания.
Перед составлением плана обучения медицинская сестра должна поставить перед собой определенные цели. Формулировка целей обучения должна быть ориентирована на три сферы: познавательную, эмоциональную и психологическую. Цели отражают то, что необходимо сделать пациенту, чтобы достичь результата. Грамотно поставленная цель должна содержать три компонента (аспекта):
1) то, что необходимо сделать пациенту (то, что он должен суметь сделать, понять и т.д.), т.е. результат обучения;
2) временные рамки – интервал времени (или конкретная дата), в течение которого будет достигнута цель обучения (к 3-м суткам, через неделю, к концу месяца);
3) с помощью кого или чего цель будет достигнута (самостоятельно, с помощью родственников, при помощи костылей).
Формулировка целей в приведенной ситуации может быть следующей:
– в познавательной сфере – Нина Петровна будет знать и понимать суть определения водного баланса через 2 сут;
– психологической сфере – Нина Петровна будет психологически готова самостоятельно определять водный баланс через 6 сут;
– эмоциональной сфере – Нина Петровна будет правильно понимать важность контроля за водным балансом ко 2-м суткам. В любом случае цели должны быть конкретными, реальными и достижимыми.
После определения нелеп обучения медицинская сестра планирует содержание и методы обучения. В план включаются время (утром, перед обедом, после ужина) и продолжительность обучения (по 10 мин в течение 3 сут, по 20 мин через сутки и т.д.).
Содержание обучении может быть различным: сохранение здоровья, поддержание определенного уровня здоровья, поддержание определенного уровня качества жизни.
Медицинская сестра должна привлекать пациента и/или его близких к составлению индивидуального плана обучения, учитывая его личностные особенности, социальные условия, интерес к изучаемым вопросам и физическое состояние. В рассматриваемой ситуации план обучения может быть следующим:
1) в течение 20 мин пациентке объясняют значение и суть определения водного баланса, чтобы убедить больную в необходимости его самостоятельного определения;
2) в течение 15 мин пациентке рассказывают о диурезе, правилах сбора мочи и подсчета ее суточного количества;
3) в течение 15 мин пациентке объясняют правила измерения и подсчета количества выпитой жидкости;
4) в течение 2 сут пациентку учат заполнять таблицу и подсчитывать водный баланс в процентах;
5) в течение 3 сут медицинская сестра контролирует правильность заполнения дневника самонаблюдения и проводит коррекцию знаний и умений пациентки;
6) на 6-е сутки медицинская сестра оценивает результаты обучения.
4. Реализация плана обучения.
Для реализации намеченного плана медицинская сестра совместно с пациентом и/или его родственниками создают благоприятную для обучения обстановку, выбирают время его проведения. Если микроклимат помещения неблагоприятен (плохое освещение, низкая температура, наличие посторонних) или состояние пациента оставляет желать лучшего (больной расстроен, у него усилились боли, одышка), то обучение лучше отложить.
Для успешного обучения можно использовать следующие методы:
– демонстрация – медицинская сестра показывает навыки самоухода или взаимоухода (чистка зубов, использование костылей, инъекции, измерение АД и т.д.); четкая повторяющаяся демонстрация каждого этапа навыка является важным средством достижения целей обучения;
– консультирование – медицинская сестра наблюдает со стороны, как пациент выполняет конкретный навык и при затруднении или на сложных этапах оказывает ему консультативную помощь;
– разыгрывание ролей – очень эффективный метод обучения, особенно социальным навыкам; при этом методе лучше осознаются возможности пациента и трудности самоухода в бытовой обстановке, вырабатываются новые навыки (умение завести разговор, уверенно вести себя в конкретной обстановке), повышается уровень самосознания, находятся новые решения проблемы.
Схема обучения состоит из пяти этапов:
1) изложение необходимой информации;
2) повторение пациентом всего, что он запомнил;
3) показ (демонстрация) того, что пациент должен освоить;
4) повторение пациентом самостоятельно или вместе с медицинской сестрой навыка;
5) самостоятельное объяснение и демонстрация пациентом навыка от начала до конца.
Каждая ступень этой схемы может повториться по несколько раз, пока пациент не усвоит запланированный материал. Медицинская сестра должна стремиться перейти от передачи знаний к выработке умений, а затем и к устойчивому навыку.
В процессе обучения необходимо постоянно поддерживать у обучаемых интерес, задавать им наводящие вопросы или строить беседу по принципу «вопрос – ответ», подчеркивать информацию важную для пациента. В конце беседы важно коротко повторить всю основную информацию.
Медицинской сестре нужно убедиться, что обучаемые правильно поняли передаваемую информацию. Для этого она систематически проверяет и оценивает их знания и умения.
5. Оценка результатов обучения.
После реализации плана обучения медицинская сестра оценивает результат, т.е. соотносит его с поставленными целями.
Оценка может быть следующей:
1) пациент хорошо усвоил информацию и приобрел устойчивые навыки (осознает важность и значение информации и может самостоятельно выполнить навык);
2) пациент недостаточно усвоил информацию и навыки (путает показатели, неуверен в ответах и действиях, последовательности манипуляций); в этом случае медицинской сестре необходимо проанализировать правильность постановки целей и планирования, внести соответствующие коррективы;
3) пациент не усвоил информацию и/или не выработал навыки.
В последнем случае медицинская сестра неправильно построила весь процесс обучения, не учла состояние пациента, его интерес, не определилась с целями или составила нереальный и невыполнимый план обучения. Необходимо заново пересмотреть весь процесс обучения.
В любом случае медицинская сестра сообщает пациенту о результатах обучения, потому что он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей. В свою очередь важно и то, как пациент сам оценивает результат обучения.
Самооценка может быть:
– адекватной, совпадающей с оценкой медицинской сестры;
– завышенной;
– сниженной;
– нестабильной (вчера был недоволен, сегодня доволен, или наоборот).
При любой опенке следует поощрим, пациента и тем самым поддержать его интерес к обучению.
Таким образом, для достижения высоких результатов обучения необходимы:
1) четко сформулированная цель обучения;
2) убедительная мотивация к получению знаний пациентом;
3) доброжелательное отношение к пациентам и их близким;
4) создание ассоциативной связи между новой информацией и прошлым опытом и знаниями пациента и его семьи;
5) обязательная практическая отработка полезных знаний;
6) эффективное (терапевтическое) общение;
7) умение слушать;
8) терпеливость и настойчивость;
9) поощрение за успехи в обучении;
10) учет состояния пациента во время обучения.
Из этого следует, что понимание медицинской сестрой целей, задач и принципов обучения, умение использовать разнообразные методы, способы и средства обучения будут способствовать эффективному обучению больных и их близких и, следовательно, повышению качества их жизни.
Источник
Гигиенические процедуры: порядок действий
Обтирание больного
Если больной не может принять ванну или душ, ему устраивают влажное обтирание.
Сначала больному разъясняют, какая процедура будет проводиться, и стараются в какой-то степени привлечь его к участию в ней.
Затем подготавливают оборудование:
• если необходимо, устанавливается ширма для изоляции данного больного от других;
• большая, примерно 220 * 140 см, клеенка;
• перчатки и фартук для лица, производящего процедуру;
• шампунь для тела;
• таз с водой температурой 35-37 градусов;
• шампунь и рукавичка для намыливания;
• простыня и полотенце.
Порядок действий:
1. Больного отгораживают ширмой, надевают фартук и перчатки.
2. Под тело больного подводится клеенка.
3. Рядом с кроватью ставится таз с теплой водой.
4. Обтирают части тела больного в следующем порядке: шея, грудь, живот, руки, спина, ягодицы, ноги, паховая область, промежность. Обтирая какую-либо часть тела влажной рукавичкой, смоченной водой с разведенным в ней шампунем, споласкивают рукавичку и протирают еще раз. Вымытую часть тела следует хорошенько растереть полотенцем и прикрыть простыней, чтобы больной не переохладился.
5. Убирают клеенку, надевают на больного чистое белье, уносят воду, снимают фартук и перчатки.
Следует после процедуры обязательно убедиться, что больной себя хорошо чувствует, что не наступило охлаждение или ухудшение самочувствия.
Мытьё ног
Лежачим больным самостоятельно помыть ноги не под силу, поэтому процедуру выполняет сиделка. Больному объясняется суть процедуры, следует получить согласие на ее проведение.
Подготавливают оборудование: перчатки, клеенку, таз с водой температуры 35-37 градусов, шампунь для тела, махровое полотенце.
Больной во время процедуры может лежать или сидеть.
Обработка складок кожи
Больным, особенно с повышенным весом и склонным к потливости, следует часто обмывать складки кожи под молочными железами и на животе, паховые складки и подмышечные области – для профилактики опрелостей. Через поврежденную кожу при опрелостях микробы могут проникнуть в и без того ослабленный организм. Особенно если имеют место повышенная влажность кожи, ограничение двигательной активности, недержание мочи и кала, неспособность больного к самостоятельным действиям.
Больному следует объяснить, для чего проводятся регулярные осмотры проблематичных зон.
Порядок действий:
• напомнить больному о необходимости проведения процедуры;
• осмотреть все вышеперечисленные проблемные складки и впадины;
• приготавливают присыпку, тазик с водой, надевают перчатки;
• обмывают проблемные зоны, тщательно осушают их махровым полотенцем;
• показывают больному емкость с присыпкой, читают вслух ее название, затем открывают банку и через мелкие отверстия встряхивающими движениями припудривают кожу.
Если получение больным ванны или душа противопоказано, его обтирают ватным тампоном, смоченным раствором фруктового или винного уксуса (50 г на литр воды), теплым камфорным спиртом или теплой водой. Кожу вытирают насухо, при необходимости припудривают присыпкой.
Умывание больного
Оно проводится как в гигиенических целях, так и для повышения жизненного тонуса и улучшения самочувствия пациента. Проводится в случаях, когда двигательная активность отсутствует или утеряны самостоятельные навыки.
Больному объясняют, как будет производиться процедура, спрашивают о желаемой температуре воды, рассказывают о последовательности движений.
• Приготавливают рукавичку, таз, воду желаемой температуры, полотенце.
• Моют руки.
• На руку надевают рукавичку, смачивают водой и отжимают.
• Влажной рукавичкой обтирают лицо, уши, шею больного.
• Промокают кожу полотенцем.
• Уносят воду, моют руки.
Следует убедиться, что больному не доставлено неудобства. Если он сам хочет принять участие в мытье, поощряйте стремление к самообслуживанию.
Гигиена ротовой полости
Это важная часть ухода: ведь многие больные не могут самостоятельно очищать полость рта, особенно если в ней находятся стационарные или съемные протезы.
Во время процедуры больной сидит или полулежит. Грудь его закрывают водонепроницаемым материалом. Промывание производится при помощи специальной кружки со съемным индивидуальным наконечником или резинового баллона. Сначала полость рта обрабатывается слабым раствором бикарбоната натрия (пищевой соды) – 1 ст.л. на 1 литр воды. Щека удерживается широким шпателем, чтобы струю жидкости можно было направить в задние отделы челюстей, через межзубные промежутки – в полость рта. Больному подносится кружка, куда он может сплевывать. Затем вся ротовая полость обрабатывается бледно-розовым раствором бикарбоната натрия.
Промывания проводят с утра (вместе с умыванием) после каждого приема пищи и перед отходом ко сну. Обязательно должны выниматься и обрабатываться съемные протезы. Их моют на глазах у больного зубной щеткой с пастой или мылом, прополаскивают, затем устанавливают на место.
Бритьё
Оно способствует созданию эмоционального комфорта, облегчает мытье лица.
Следует приготовить:
• салфетку;
• резиновые перчатки;
• индивидуальную электробритву или безопасную бритву, кисточку и крем для бритья (если у больного есть крем после бритья – его достают тоже);
• миску с теплой водой;
• полотенце.
Больному объясняется суть процедуры. Он должен располагаться полусидя.
Выполнение процедуры:
1. Приносится миска с водой (нагретой примерно до 40 градусов), раскладывается оборудование, надеваются перчатки.
2. Салфетка смачивается, отжимается и накладывается на лицо больного на 1-2 минуты.
3. После снятия салфетки лицо больного либо выбривается электробритвой, либо после нанесения кисточкой пены (крема) производится бритье, при этом свободная рука слегка натягивает кожу в направлении, противоположном движениям бритвы.
4. Лицо протирается влажной салфеткой, затем сухой, по желанию больного на кожу лица наносится крем после бритья.
5. Уносится оборудование, снимаются перчатки, моются руки.
Мытьё головы
Проводится сиделкой при ограничении двигательной активности больного или утраты самостоятельных навыков. Больному следует объяснить суть процедуры.
Подготовка к процедуре:
• устанавливается подголовник или снимается верхняя спинка кровати, больной удобно размещается;
• подготавливаются перчатки, таз и кувшин;
• рядом размещаются шампунь и махровое полотенце.
Голову смачивают, массирующими движениями наносят на волосы шампунь, осторожно, чтобы не замочить больного, сливают воду из кувшина и промывают волосы. Затем их сразу оборачивают махровым полотенцем и тщательно высушивают, чтобы больной не простудился. Потом расчесывают индивидуальной расческой. Голову, при отсутствии противопоказаний, мыть следует не реже раза в неделю.
Стрижка волос
Больному объясняют, какая процедура будет производиться. Затем подготавливается оборудование:
• клеенчатый фартук и перчатки;
• этанол (70% р-р);
• ножницы и индивидуальная расческа;
• машинка для стрижки волос;
• щетка для обметания головы и шеи;
• таз для сжигания волос и спички.
Выполнение процедуры:
1. Надевают фартук и перчатки.
2. Больного усаживают на покрытую клеенкой табуретку или кушетку. Плечи больного покрывают простыней или парикмахерским пеньюаром.
3. Придвигают столик с разложенным оборудованием.
4. Женщинам волосы подстригаются ножницами при помощи расчески, мужчинам волосы состригают машинкой. Если имеется кожное заболевание или при осмотре головы больного замечены гниды, больной наклоняется, и процедура проводится над тазиком.
5. Снимают пеньюар с плеч, удобно укладывают больного.
6. Выносят таз из помещения наружу и сжигают волосы.
7. Снимают фартук и перчатки, моют руки.
Уход за ногтями
Это важно как с точки зрения гигиены и безопасности больного, так и в целях повышения его настроения.
Если больной не может подстричь ногти сам, эту процедуру выполняет сиделка. Только обязательно объясните больному суть процедуры.
Чтобы подстричь ногти на руках, требуются: мисочка с водой, куда добавлено жидкое мыло; резиновые перчатки, индивидуальные ножнички, крем для рук. Чтобы подстричь ногти на ногах, нужен тазик (вода с жидким мылом), индивидуальные щипчики для стрижки ногтей, крем для ног. Под рукой должно быть и дезинфицирующее средство для обработки возможной ранки, возникшей при стрижке.
Руки (или ноги) больного помещаются в теплую мыльную воду на 2-3 минуты. Одна рука (нога) помещается на полотенце, обсушивается, ногти стригутся один за другим ножничками или щипчиками. После стрижки следует еще раз осушить кожу и обработать кисти рук (стопы ног) кремом. Ногти на руках стригутся овалом, на ногах – поперек. Если случайно повреждена кожа, ее смазывают антисептическим средством.
Затем можно снять перчатки и вымыть руки.
Источник