Кожа кисти руки лупой

Зубова Елена Вениаминовна

учитель биологии и химии

МАОУ «Верх-Иньвенская СОШ»

Технологическая карта

Предмет: Биология. Человек.

Класс: 8.

Тема: Строение и функции кожи.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Форма урока: Урок – исследование.

Цель урока: Познакомить учащихся со строением и функциями кожи, показать разнообразие рецепторов, взаимосвязь строения и функций.

Познавательные УУД: Знать особенности строения и функций кожи, анализировать объекты с целью выделения признаков при проведении эксперимента, уметь структурировать знания; устанавливать причинно-следственные связи; применять полученные знания на уроке и в жизни;

Коммуникативные УУД: Развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; умение выражать свои мысли и идеи.

Личностные УУД: Развивать познавательный интерес, основанный на смыслообразовании учения, на нравственно-этической оценке усваиваемого содержания.

Оборудование: Таблица «Кожа», рабочие карты, сигнальные карточки, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

Приветствие, визуальный контроль, готовность к уроку;

хлопки – обратная связь

Приветствие,

повторение хлопков

Личностные: Волевая саморегуляция

Коммуникативные: обратная связь

2.Мотивация и актуализация знаний –

2 мин.

1. Сообщение фактов о коже

2. Вопросы «Что известно? Что хотели бы узнать?»

1.Определяют тему урока, записывают в карту урока

2. Формулируют вопросы.

Личностные: Мотивация к учению

3.Пробное действие –

3 мин.

1.Эксперимент с закрытыми глазами, подведение к итогу, что кожа-орган осязания.

2.Рассказ о феноменах кожи.

1. Выполняют эксперимент, отвечают на вопросы.

2. Целеполагание по теме урока

Регулятивные: Выделение и формулирование познавательной цели

4.Построение проекта выхода из затруднения

– 2 мин.

1. Организует обсуждение: девиз, рабочая карта, сигнальные карточки.

1. Намечают план проверки и работы с карточками.

Регулятивные: Планирование дальнейшей деятельности

5.Открытие нового знания -15 мин.

1. Организует работу с текстом

(«+», «-», «!»)

2. Организует работу с рисунком, фактологическую и терминологическую работу

3. Организует исследование в группах и выступления учащихся

4. Подводит к выводам о взаимосвязи рецепторов кожи.

1.Самостоятельно работают с текстом, анализируют

2. Называют по рисунку, отвечают на вопросы, исправляют ошибки.

3. Выполняют исследование по инструкции в карте урока, готовят представление результатов,

слушают, записывают в карту урока

ПознавательныеПоиск и выделение информации, необходимой для объяснения исследований, анализ, синтез.

Регулятивные Коммуникатив-ные – навыки учебного сотрудничества ПознавательныеУмение выражать свои мысли, формулировать выводы

6.Закрепление – 5 мин

1. Игра «Профессии кожи»

2. Закончи предложение – читает предложения

(резервное задание)

1. Сопоставляют с функциями кожи,

проговаривают вслух.

2. Дополняют предложения

Познавательные

Причинно-следственные связи

Регулятивные: Контроль и коррекция знаний

Работа с анатомическими рисунками и схемами

7. Домашнее задание –

1 мин.

Задает домашнее задание

Записывают домашнее задание (по карте урока)

Личностные: волевая саморегуляция

7.Рефлексия – 1 мин.

1. Связывает итоги с эпиграфом к уроку

2. Организует самооценку по итогам работы на уроке (с помощью сигнальных карточек)

1.Называют профессии, связанные с темой урока.

2. Выставляют оценки за урок

Личностные: Смыслообразование (какое значение имеет учение)

Регулятивные:

контроль и самооценка

План – конспект

  1. Организационный этап. Приветствие. (1 мин)

-Здравствуйте, ребята. Садитесь пожалуйста. Меня зовут Е.В., я учитель биологии и химии Верх-Иньвенской СОШ, хотя моей исторической Родиной является Белоево и мне вдвойне приятно сегодня с вами пообщаться.

-Нам с вами необходимо наладить обратную связь. На некоторых этапах нашего занятия я буду хлопать в ладоши, а вы будете повторять. Давайте поупражняемся. Хлопки.

  1. Мотивация и актуализация. (2 мин)

-Скажите, какой орган характеризуют следующие факты (поднимаем руки):

  1. Самый тяжелый орган человеческого тела. Его вес примерно 2,7 кг.

  2. «Платье», которое дается человеку один раз на всю жизнь.

  3. При виде собаки у кошки взъерошивается шерсть.

  4. Когда человеку жарко – он краснеет, а кода холодно – бледнеет.

  5. После пребывания на солнце появляется загар.

-И это (хором)….. кожа. Тема урока «Кожа», запишите в рабочих картах.

  1. Этап пробного действия. (3 мин)

-Что вам уже известно об этом органе? Что бы вы хотели узнать?

-Давайте проведем небольшой эксперимент. Закройте глаза, на ощупь возьмите любимый учебник биологии, опишите его…(размер, форма, масса, поверхность, температура). А теперь раскройте его (продолжаем работу с закрытыми глазами, не хитрим, не подглядываем), попробуйте на ощупь прочитать текст, увидеть картинки. Выполнимое задание? Почему?( Кожа-орган осязания, а органом зрения являются глаза)

-Откройте глаза.. Хочу привести интересный пример о Розе Кулешовой, феномен этой женщины – «кожное зрение». Сегодня на этом принципе разработаны и действуют многие приборы.

-Интересный пример? Таких много. Пример, доказывающие уникальность нашей кожи, как органа осязания.

-Ребята, а можем мы объяснить эти факты? Что нужно для этого сделать?

-Какие цели поставим?

Цели нашего урока: изучить строение и функции кожи.

  1. Этап построения проекта, выхода из затруднения. (2 мин)

-Девизом к уроку предлагаю взять слова Гете (прочитаем вместе):

Кто ищет истину –

не чужд и заблуждениям.

-То есть при поиске истины не бойтесь ошибаться, хотя оценку себе сегодня поставите сами, для этого на партах есть сигнальные карточки «светофор», красный – нет ошибок либо одна (5), 2,3 ошибки – желтая карточка (4), 4 и больше – зеленая (3). Основным источником информации и вашей тетрадью будут рабочие карты. Откройте пожалуйста их. Сколько всего заданий, посчитайте. Таким образом в поиске истины о строении и функциях кожи нам с вами необходимо выполнить 5 заданий.

  1. Этап открытия новых знаний. (15 мин)

-Задание №1. Прочитайте текст, отмечая на полях знаки: «+» – новое, «-» – знакомая информация, «!» – это интересно. Обратите внимание на названия слоев кожи и их компоненты. Время работы с текстом – 3 минуты.

-Хлопки (Слайд).

-Задание №2. Д/З: Подписать элементы кожи, обозначенные буквами и цифрами.

Проверка по слайду. Называю – отвечают (хоровые ответы).

-Экспресс-викторина в цифрах и фактах: (поднимаем руки)

  1. Площадь кожи (1,5-2 м2).

  2. Из скольки слоев состоит эпидермис (из двух).

  3. В каком из этих слоев образуется пигмент (загар) (во втором – живые клетки).

  4. Вырабатывается витамин D на солнце (тоже в нем).

  5. Производные эпидермиса (волосы и ногти).

  6. За сутки волос вырастает (на 0,4 мм).

  7. Дерма по-другому (собственно кожа).

  8. В сутки выделяется пота (от 700 до 1300 мл).

  9. Сальные железы выделяют кожное сало. В сутки выделяется до… (20г).

  10. Функции гиподермы (предохраняет, связывает, откладываются запасы жира).

Читайте также:  Какие бывают болезни кожи рук

Игра «Путаница»: найти и исправить ошибки. (на доске карточки вразброску на магнитах) – Кто самый смелый?

-Задание №3. Групповые исследования. Группа – 2 парты вместе. Повернитесь и поприветствуйте друг друга, ваша задача – прочитать свое задание, выполнить и подготовить отчет только по своей группе. Время – 2 минуты (3 минуты на отчет).

-Хлопки. Отчеты по группам. Проверка по слайду. Запись в рабочих картах.

№1 Взаимосвязь строения и функции органов на примере кожи

Цель: Провести наблюдение, установить взаимосвязь строения и функции органов на примере кожи

Оборудование: Лупы

Ход работы:

1. Сожмите руку в кулак. Что происходит со складками кожи в области сустава? Каково значение этих складок? ___________________________

2. Оттяните кожу на тыльной стороне кисти. Какие свойства кожи вы обнаруживаете? _______________________________________________

3. Почему блестят участки кожи, как бы разделенные порами на треугольники и ромбы? _________________________________________

№2 Изучение клеточного строения кожи.

  1. Рассмотрите в лупу тыльную сторону своей кисти. Куда ведут поры, из которых выходят стержни волос? _____________________________

2. Рассмотрите ладонную поверхность кисти. Видны поры, свободные от стержней волос. Куда ведут отверстия пор? ________________________

3. Почему ладонь часто потеет, а тыльная сторона кисти – практически никогда? ________________________________________________________

№3 Рецепторы кожи

Цель: Выявить функции рецепторов кожи.

Оборудование: Перо, зубочистка.

Ход работы:

  1. Дотроньтесь пером до руки. Что чувствуете? ______________________

  2. Возьмите зубочистку, дотроньтесь до тыльной стороны кисти. Что ощущаете?____________________________________________________

  3. Поднесите холодный предмет к руке. Что чувствуете? _____________

Вывод: Какова функция рецепторов? __________________________________

№4 Распределение рецепторов по телу человека

Цель: Выявить неравномерное распределение рецепторов в коже ладони.

Оборудование: Болт нарезной.

Ход работы:

  1. Подержите болт между ладонями рук.

  2. Покрутите болт между пальцами рук.

Вывод: В каком случае форма предмета ощущается лучше? Почему?______ _________________________________________________________________________________________________________________________________

К выводам группы №4: (ЦОР) -Что такое рецептор? (Окончания чувствительных нейронов). В одном квадратном сантиметре кожи – 5 тысяч нервных окончаний, воспринимающих… (боль, холод, тепло, давление, прикосновение). Феномен Розы Кулешовой как можно объяснить …

-КАК вы думаете? Посмотрите на слайд! ( ЦОР)

_взаимодействием рецепторов и нервных окончаний их связью с головным мозгом. Осязательных рецепторов больше всего на кончиках пальцев. Узоры, индивидуальные для каждого человека закладываются у 6-месячного зародыша и сохраняются всю жизнь. Это свойство кожи используется (Где?)

в дактилоскопии. Кожа является «паспортом» человека.

-Ребята, а скажите. Для чего мы сегодня хлопали в ладоши?

(ответы детей :связь между рецепторами кожи рук и головным мозгом). Учёные пришли к выводу, что это не только приятно, но ещё и полезно для здоровья, улучшают настроение, влияют на познавательные процессы. (Статья из интернет-источников)

  1. Этап первичного закрепления. (5 мин)

-Задание №4. (Слайд) А теперь поиграем. Игра называется «Профессии кожи». Почему кожу так называют? -Кто догадался? -Кто понял?

-Благодаря какому слою, кожа «работает границей»? (эпидермису).

-Информатором? (Дерма, рецепторы)

-Утилизатором? (Дерма, потовые железы)

-Паспортом человека? (Эпидермису)

Назовём функции кожи …(хором)

-Задание №5. (Слайд) Закончите предложения. Вписать понятия в предложения, при необходимости вернуться к информационным листам.

-Хлопки. Самопроверка, самооценка.

  1. Этап рефлексии. (2 мин)

-Домашнее задание: Найти ответы на вопросы, на которые не смогли дать полного ответа или самим составить 5 интересных вопросов по теме кожа (по параграфу 41 и РК)

Подписи к рисунку.

-Где в жизни могут пригодиться знания о коже? (Слайд о профессиях) А хотели бы вы, ребята, попасть к пластическому хирургу, который может допустить ошибку? Цена такой ошибки может быть слишком велика. Обратимся к эпиграфу нашего урока. Значит, заблуждаться можно лишь на пути к истине, но постигнув её, ты несёшь ответственность.

– Спасибо, сегодня вы хорошо поработали. Заполняем оценочные листы (по критериям оценки). Показать через сигнальные карточки.

Источник

И.В. СИНЬКО,

лицей No 84, г. Новокузнецк

Продолжение. начало см. No 33, 34, 35, 36, 37/2001г.

(9-й класс химико-биологического профиля)

Лабораторная работа No 25.

Строение кожи, ногтя, волос

Цель: выявить особенности строения кожи, ногтя, волос.

Оборудование: лупа, готовый микропрепарат.

ХОД РАБОТЫ

1. Строение кожи

1. Рассмотрите сначала без лупы, а потом через нее кожу с тыльной стороны кисти руки. Что вы видите? Сожмите руку в кулак. Что происходит со складками кожи в области сустава? Каково значение этих складок кожи? Оттяните кожу на тыльной стороне кисти. Какие свойства кожи вы обнаружите?

2. Рассмотрите микропрепарат строения кожи. Отметьте особенности строения всех структурных элементов кожи.

Форма отчетности

Сгруппируйте образования кожи по выполняемым функциям и заполните таблицу.

2. Строение ногтя

Рассмотрите ноготь и ответьте на следующие вопросы:

С какой стороны ноготь растет?

  • Почему передняя поверхность ногтевой пластинки имеет розовый цвет?

  • Задний край ногтя образует луночку. Почему она белая?

  • Какие факты доказывают, что в ногтях нет кровеносных сосудов и нервных окончаний?

  • Почему нельзя грызть ногти и заусеницы?

Форма отчетности

Ответы на вопросы и выводы по проделанной работе занесите в тетрадь.

Лабораторная работа No 26.

Определение кожной чувствительности

Цель: выявить физиологические особенности кожного анализатора, познакомиться с методами определения частоты расположения осязательных, тепловых, холодовых и болевых точек в коже.

Оборудование: шарик размером с горошину, циркуль, линейка, три сосуда с водой (температура воды в сосуде № 1 – 10-15 оС, в сосуде № 2 – 25-30 оС, в сосуде № 3 – 40-45 оС), спиртовка, чернила трех цветов, дистиллированная вода.

ХОД РАБОТЫ

1. Опыт Аристотеля

1. Положите на стол шарик. Прикоснитесь к нему подушечками указательного и среднего пальцев одновременно и покатайте по столу.

2. Перекрестите пальцы и прикоснитесь к шарику так, чтобы он оказался между перекрещенными пальцами и вновь покатайте его по столу. В первом случае возникает ощущение одного шарика, во втором – двух.

3. Перекрещенными пальцами дотроньтесь до кончика носа. Возникает ощущение двух кончиков носа.

Объясните данное явление.

2. Обнаружение температурной адаптации кожных рецепторов

1. Опустите кисть правой руки в сосуд № 1, а левой – в сосуд № 3 на 1-2 мин.

2. Затем опустите обе руки в сосуд № 2.

3. Отметьте разницу в восприятии одинаковой температуры правой и левой рукой. Объясните полученные результаты.

3. Обнаружение тепловых, холодовых, болевых и тактильных точек кожи

В среднем на 1 см2 кожи приходится 50 болевых, 25 тактильных, 12 холодовых и 1-2 тепловые точки.

1. На тыльной поверхности кисти и лучезапястного сустава с помощью нагретой булавочной головки найдите тепловые точки и отметьте их синими чернилами.

2. На этом же участке кожи найдите холодовые точки с помощью охлажденной булавки, отметив их красными чернилами.

3. Затем острием булавки найдите и отметьте черными чернилами болевые точки кожи.

4. Подсчитайте и сравните частоту расположения тепловых, холодовых и болевых точек на 1 см2.

Форма отчетности

Опишите проведенные опыты в тетради. Сделайте вывод о физиологических особенностях кожного анализатора.

Лабораторная работа No 27.

Изменение температуры кожи

Цель: измерить температуру тела в разных участках.

Оборудование: термометр.

ХОД РАБОТЫ

Измерьте при помощи термометра температуру тела в подмышечной впадине, ротовой полости и др. участках тела.

Форма отчетности

Сравните полученные данные и сделанные выводы занесите в тетрадь.

Лабораторная работа No 28.

Опыты, иллюстрирующие функции зрачка, хрусталика, сетчатки

Цель: выяснить функции зрачка, хрусталика, сетчатки.

ХОД РАБОТЫ

1. Изучение реакции зрачка на свет

1-й вариант

Оборудование: черная полоска бумаги размером 3ґ4 см с точечным отверстием посередине.

Испытуемый берет черную бумагу и правым глазом через точечное отверстие смотрит на окно или другой источник света. Затем он открывает левый глаз, а в правом наблюдает сужение отверстия.

После того как этот эффект получен, глаз, не загороженный черной бумагой, снова закрывается. Испытуемый видит, как точечное отверстие расширяется снова.

2-й вариант (проводится в парах)

Экспериментатор просит испытуемого посмотреть на окно. Зрачки сужены. Затем просит закрыть глаза рукой. Когда испытуемый открывают их снова, видно, что расширенные зрачки сужаются. Опыт более нагляден, если у испытуемого серые или синие глаза. У кареглазых изменение зрачка заметно хуже.

Форма отчетности

1. Ответьте на вопросы. Действительно ли уменьшается отверстие в экране, когда мы открываем не загороженный глаз, и расширяется, когда мы этот глаз закрываем? Какую функцию выполняет экран в нашем опыте? Какую функцию выполняет неэкранированный глаз? Почему зрачки обоих глаз реагируют на свет одинаково?

2. Сделайте вывод о значении зрачка.

2. Выявление функций хрусталика

Оборудование: лист белой бумаги 7ґ7 см с отверстием в середине. Вокруг отверстия по периметру написаны буквы или цифры. Надпись на доске или таблица на стене.

Возьмите белый листок бумаги и расположите его так, чтобы буквы, находящиеся по периметру отверстия, были хорошо видны. Затем закройте один глаз, а вторым через отверстие в бумаге посмотрите на текст на доске или таблице. Буквы, написанные на листе бумаги, кажутся размытыми, теряют резкость. Они как бы находятся не в фокусе. Затем переведите взгляд на буквы, написанные на бумаге. Тогда нечеткой становится надпись на доске и изображение на таблице.

Форма отчетности

1. Ответьте на вопросы. Какую форму принял хрусталик, когда вы смотрели вдаль? Какую форму принял хрусталик, когда вы перевели взгляд на близкий предмет?

2. Сделайте вывод о функции хрусталика.

Выявление функций сетчатки

1-й вариант

Оборудование: карандаши или ручки, окрашенные в разные цвета.

Испытуемого сажают на стул и просят смотреть прямо перед собой (двигать головой или скашивать глаза на предмет, который ему будут показывать, не разрешается). Исследователь поочередно демонстрирует набор предметов, окрашенных в разные цвета. Объекты демонстрируются в движении и короткое время, с таким расчетом, чтобы они проецировались на боковую поверхность сетчатки. Каждая демонстрация должна сопровождаться вопросами: «Какой предмет был показан? Какого он был цвета»?

Форма отчетности

Полученные результаты занесите в таблицу.

На основании полученных данных сделайте вывод о восприятии формы и цвета предметов.

2-й вариант

Оборудование: небольшой круглый фонарик.

Кровеносные сосуды входят в глаз через диск зрительного нерва. В основном сетчатка снабжается кровью через сосудистую оболочку, но часть сосудов проникает и в саму сетчатку. Разветвления кровеносных сосудов можно увидеть, если рассматривать глазное дно через специальный прибор – офтальмоскоп. В собственном глазу сосуды сетчатки увидеть гораздо проще, но только в виде теней. Почему мы не видим эти тени постоянно? Почему они не мешают видеть окружающее? Дело в том, что световоспринимающие клетки, на которые всегда попадают тени от сосудов, привыкли к этому. Но если осветить глаз сбоку так, чтобы тени упали на соседние клетки, в мозг пойдет сигнал и сосуды станут «видны».

В затемненной комнате осветите глаз сквозь сомкнутые веки тонким пучком света. Слегка подвигайте фонариком из стороны в сторону. Где-то перед собой вы увидите сосуды сетчатки. Продолжайте двигать источник света над веком. Появятся древоподобные ветвящиеся фигуры крупных сосудов. Попытайтесь проследить разветвление до их ствола – вы получите теневой образ диска зрительного нерва, от которого отходят ветви сосудов.

Иногда необходим очень яркий маленький источник света, колеблющийся и вспыхивающий у виска. Опыт лучше повторить не 2-3, а 10-15 раз.

Лабораторная работа No 29.

Определение слухового порога

Цель: определить остроту слуха с помощью речи.

Оборудование: рулетка или сантиметровая лента, ватные тампоны, список слов.

Рекомендуется составить две группы слов. Первая группа слов включает гласные у, о и согласные м, н, в, р. Например: ворон, двор, море, номер и т.д. Вторая группа слов включает гласные а, и, э и шипящие, свистящие согласные. Например: час, щи, чижик, заяц, шерсть и т. д.

ХОД РАБОТЫ

Перед началом эксперимента у испытуемого одно ухо затыкают смоченным ватным тампоном. Далее исследователь с небольшого расстояния шепотом начинает произносить слова из первой и второй групп, постепенно при этом отдаляясь. Расстояние, на котором находится исследователь, когда испытуемый начинает называть 50% и более произносимых слов неправильно, считают пороговой величиной. Расстояние между исследователем и испытуемым продолжают увеличивать (при необходимости исследователь может повернуться к испытуемому спиной, что соответствует увеличению расстояния вдвое). Конечной точкой удаления от испытуемого будет точка, с которой он не сможет услышать ни слова. Это расстояние замеряют. Закрывая уши ватными тампонами, опыт повторяют несколько раз.

Оценка результатов

1. Слова из первой группы в норме различаются на расстоянии 5 м (низкочастотные).

2. Слова из 2-й группы в норме различаются на расстоянии около 20 м (высокочастотные).

Форма отчетности

Сравните полученные результаты с нормативными и сделайте вывод, почему слова из 1-й группы воспринимаются человеком с более короткого расстояния.

Лабораторная работа No 30.

Опыты, иллюстрирующие взаимосвязь зрительного и слухового анализаторов

Цель: выявить взаимосвязь зрительного и слухового анализаторов.

Оборудование: часы, книга.

ХОД РАБОТЫ

1. Поставьте перед собой громко тикающие часы и начните читать интересную книгу. В первые минуты вы будете четко слышать звуки. Но как только вы углубитесь в чтение, звуки перестанут восприниматься. Новый очаг возбуждения, возникший в результате чтения, вызвал торможение в центрах слухового анализатора, воспринимающих тиканье часов.

Если продолжить опыт, можно убедиться, что через какое-то время вы опять начнете слышать ход часов. При этом вы отвлечетесь от чтения. Почему?

2. Проведите ножом по стеклу. Какие ощущения вызывает получившийся звук? С чем это связано?

3. При прослушивании музыкального фрагмента представьте, какие цветовые ассоциации вызывают звучащие мелодии.

4. Периодически включайте и выключайте свет. Пронаблюдайте, когда более громко звучит камертон. Почему в концертных залах, как правило, свет не гасят?

Лабораторная работа No 31.

Выработка условных рефлексов у человека

Цель: выработать условный вегетативный зрачковый рефлекс у человека на звонок; познакомиться с процессом торможения.

Оборудование: будильник, темный плотный лист бумаги (лучше для этого взять новогоднюю маску с заклеенными отверстиями для глаз).

Работа проводится при хорошем освещении.

ХОД РАБОТЫ

Экспериментатор заводит будильник, который должен звенеть примерно 10 – 12 с. В этот момент он наблюдает за состоянием зрачка у испытуемого. Если расширения зрачка на сигнал не произошло, можно переходить к выработке условного рефлекса.

Экспериментатор вновь включает звонок. В это время испытуемый плотно закрывает глаза темной маской. При прекращении сигнала он открывает глаза. В этот момент экспериментатор наблюдает за размерами зрачков у испытуемого (они должны расшириться). Эксперимент проводится 10 раз в сочетании с затемнением (повторы необходимо делать без перерывов). На 11-й раз экспериментатор включает звонок, но испытуемый не надевает темную маску, а экспериментатор наблюдает условнорефлекторное расширение зрачка.

Форма отчетности

Заполните таблицу.

Ответьте на вопросы. Чем условные рефлексы отличаются от безусловных? Как образуется и воспроизводится условный рефлекс? Какое значение имеют условные рефлексы в жизни человека и животных? Какие факты являются доказательством того, что инстинкт есть цепь связанных между собой безусловных рефлексов? Как инстинкты сочетаются с приобретенными условными рефлексами?

Лабораторная работа No 32.

Получение иррадиации и концентрации возбуждения. Взаимная индукция процессов возбуждения и торможения

Цель: познакомиться с процессами иррадиации, концентрации, взаимной индукции процессов возбуждения и торможения.

Оборудование: рисунок.

ХОД РАБОТЫ

Способность возбуждения и торможения вызывать противоположный процесс получила название взаимной индукции возбуждения и торможения.

Найдите на рисунке два черных профиля, обращенных друг к другу, и белую вазу (она находится между профилями). Почему, когда видна ваза, исчезают профили, а когда видны профили, пропадает изображение вазы? Причина заключается в том, что один из конкурирующих образов затормаживает появление второго (отрицательная индукция: возбуждение наводит торможение).

Если очень долго смотреть на рисунок, изображения начнут сменять друг друга: будет видна то ваза, то два профиля. Это связано с тем, что по закону последовательной индукции после одного процесса появляется противоположный, т.е. возбуждение сменяется торможением. Переключение, смена образов будет происходить в момент положительной индукции. При положительной индукции торможение наводит возбуждение.

Лабораторная работа No 33.

Опыты с усеченной пирамидой

Цель: изучить физиологические основы внимания. Определить величину колебания внимания.

ХОД РАБОТЫ

1. Внимательно присмотритесь к рисунку, на котором изображена проекция усеченной пирамиды. Вы заметите, что вершина пирамиды то обращается к зрителю, то уходит от него вглубь. Это явление объясняется законом взаимной индукции.

Когда мы смотрим на маленький квадрат, восприятие большого ухудшается и большой квадрат кажется за плоскостью рисунка. Пирамида обращается усеченным концом к зрителю. Но если мы переключим взгляд на большой квадрат, он будет восприниматься как ближний и пирамида окажется повернутой к зрителю основанием.

2. С помощью рисунка измерьте величину колебания внимания. В течение 30 с смотрите на пирамиду. При каждом изменении изображения делайте в тетради штрих (не глядя). Отрывать взгляд от пирамиды во время опыта нельзя. Начало и конец опыта устанавливает экспериментатор, следящий за секундомером.

По окончании опыта сосчитайте количество штрихов. Полученное число удвойте. Вы узнаете, сколько раз внимание колебалось за 1 мин. Проделайте этот эксперимент несколько раз.

3. Величину колебания можно уменьшить волевым усилием. Поставьте перед собой цель – как можно дольше удержать каждое изображение. Измерьте величину колебания внимания в этом случае.

Форма отчетности

Сравните полученные в работе данные сначала между собой, а потом со среднестатистическими табличными. Сделайте вывод.

4. Повторите опыт , но с одним дополнительным условием. Представьте, что на рисунке не пирамида, а комната. Постарайтесь ее «обставить». «Повесьте» люстру на потолок, к стенам «придвиньте» шкаф, стол «поставьте» в центре, подумайте, где «разместить» приемник и телевизор. Измерьте величину колебания за 30 c. Как правило, внимание становится еще более устойчивым. Активные действия с объектом всегда повышают устойчивость внимания.

Продолжение следует

Источник