Кожа руки под лупой

Цели.

  • Формирование знаний о коже, её особенностях,
    функциях.
  • Расширение представлений о правилах гигиены
    тела.
  • Построение и исследование модели понятия.
  • Развивать логическое мышление, внимание,
    воображение.
  • Активизировать речь детей.
  • Научить действовать при обморожении,
    повреждениях кожного покрова.

Оборудование. Мультимедиа, учебник,
лупы, предметы для наблюдений и опытов (чёрная
ткань, лист бумаги, мыло, шарики – теннисный,
резиновый, деревянный, металлический), йод,
зелёнка, бинт, перекись.

Ход урока

1.  Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

– Откроем содержание нашего учебника.
Посмотрите и вспомните, кто и что было главным,
при изучении пройденных тем? (Человек, его
организм и меры для сохранения здоровья).

– Здоровье – это самое главное богатство
каждого из нас, и знания о своём организме и мерах
принимаемых для охраны здоровья – всем очень
полезны.

И сегодня мы продолжим изучать организм
человека и я верю в то, что вы узнаете много
нового, интересного.

Презентация.

Слайд-2

:сверху прикрываю,
защищаю и дышу,
пот наружу выделяю,
температурой тела руковожу. (кожа).

– Её называют естественной одеждой. Древние
люди пользовались только этой одеждой.

– Предметом изучения сегодня будет

(Слайд-3) “Кожа. Особенность кожного покрова”

– Какие функции кожи упомянуты в загадке

(Слайд-4)

 

– Что вам известно об этих функциях кожи?

– Достаточно ли этих знаний, чтобы иметь
представление о особенностях кожного покрова?

– Покупая предметы одежды, мы знакомимся с тем
из чего она изготовлена, правила использования и
ухода. Считаем эти знания важными, так как
заинтересованы в том, чтобы наша одежда как можно
дольше не теряла вид и дольше нам прослужила.

Про свою естественную одежду – кожу мы просто
обязаны знать как можно больше, чтобы она дольше
сохраняла свою природную красоту.

Работа с учебником.

Прочтем на стр.69 учебника о случае, который
произошёл в Италии в1646году. (чтение 1 абзаца)

– Что произошло с мальчиком?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать
строение кожи и её функции.

Исследование-1

Рассмотрите кожу рук. Обратите внимание на
строение кожи ладоней и внешней (тыльной) части
кисти руки.( Кожа упругая, эластичная, гладкая. На
ладонях кожа более светлая, с ярко выраженным
рисунком. Особенно выделяется рисунок на
кончиках пальцев).

– Знаете ли вы где используется эта особенность
кожи? (Криминалистика,:)

Возьмите лупу и рассмотрите кожу.

Расскажите о своих наблюдениях.( Углубления –
поры, волоски – доказательство того, что человек
животного происхождения)

– Кожа покрывает всё наше тело, какова её
функция при этом? (защитная)

– От чего защищает кожа человеческий организм?
(От повреждений, не пропускает воду, микробы,
пыль, грязь,:)

– И это ещё не всё. Рассмотрим строение кожи.

Слайд-5 Строение кожи.

Эпидермис (Эпителиальные клетки).

– Наружный слой кожи образован клетками
эпидермиса, особенность клеток такова, что они
постоянно обновляются. Верхний её слой
отшелушивается и отпадает..

Исследование-2

Потереть руку о тёмную жёсткую материю.

– Беловатый след на ткани подтверждает выше
сказанное.

– Через кожу наш организм соприкасается с
окружающей средой, на коже оседает пыль, микробы,
она не даёт им проникнуть внутрь.

– Какой вывод следует сделать о гигиеническом
состоянии кожи?

3. Рефлексия.

– Обоснуйте верность высказывания египтян Лучше
быть опрятным, чем красивым”.

– Существует утверждение : “В здоровом теле
здоровый дух”. Как вы это понимаете.

– Как добиться того, чтобы был здоровый дух и
тело?

Опыт-1 Выберите мыло, чтобы умыться, вымыть
руки, тело. (“Детское” мыло, хозяйственное,
“Camay”. Объяснить свой выбор.

4 .Релаксация. (задания выполняются
руками)

Сядьте удобнее. Расслабьтесь. Руки на столе –
ладонями вниз. Можно прикрыть глаза. Мы с вами
идём по лесной тропинке босиком , вам так приятно
идти по мягкой, шелковистой травке; лесная
тропинка закончилась, мы идём по дорожке на ней
то и дело то на камешек наступишь, то на веточку, а
вот вообще одни камешки под ногами , и вдруг ноги
утонули в песке, ой какой он горячий, и мы бегом
бежим по горячему песку. И вот вода, протягиваю
ногу, чтобы проверить, как водичка. Вода своей
прохладой обжигает тёплую ступню.

У вас есть опыт тех ощущений, которые вы сейчас
представили и изобразили. Продолжим изучение
строение кожи, чтобы объяснить и эту особенность
кожи.

Слайд-5. Строение кожи. Внутренний слой кожи.

В коже есть потовые и сальные железы. Их
функция – выделительная.

Исследование-3

Взять лист бумаги. Смять лист, распрямить,
растянуть лист.

– Что удалось выполнить? Что не удалось?

Выполните тоже самое с кожей на тыльной стороне
руки.

– Почему после всех манипуляций кожа приняла
первоначальный вид?

Сальные желёзки выделяют кожное сало, оно
выделяется на поверхность и смазывает кожу,
делая её эластичной, упругой.

Потовых желёз в нашем теле около 3млн. Больше
всего их на лице, ладонях, подошвах, под мышками.
Пот выделяется через поры. Пот – это вода и
растворённые в неё вещества.

– Вспомните свойство воды испаряться и при этом
забирать часть тепла.

Так и пот. Испаряясь с поверхности кожи, он
охлаждает организм, понижает температуру, а
заодно удаляет ненужные ему вещества – отходы.

– Можете ли вы теперь объяснить, почему
больному, при высокой температуре, кладут на лоб
компресс

(Это интересно: В нормальном состоянии за
сутки человек выделяет 1л. пота. При длительном
пребывании в условиях высокой температуры 4-6л.
пота в сутки; при тяжёлой физической работе 10-12л.
пота. Чем больше пьём, тем больше потеем).

Расчёты учёных показали, что за один час игра в
футбол температура тела спортсмена могла бы
повыситься на 11,5.На практике этого не происходит
Почему? (Три четверти тепла, вырабатываемого
телом, теряется через кожу (в результате
потоотделения).

За сутки человек выделяет столько тепла, что
его хватит, чтобы довести до кипения несколько
литров воды!)

С помощью кожи мы определяем тепло и холод, т.к.
кожа- прекрасный терморегулятор.

Слайд-5. Кровеносные сосуды.

К коже много кровеносных сосудов. С их помощью
она охраняет тело от жары и холода, не даёт ему
перегреваться или переохлаждаться. После урока
физкультуры вы заходите в класс красные, вам
жарко. Почему это происходит?

Вы бегали, физически работали или если жарко
сосуды кожи расширяются, больше крови притекает
к поверхности, и отдаётся лишнее тепло- кожа
краснеет.

Читайте также:  Обтяжка кожей ручника своими руками

Если холодно, то кровеносные сосуды
сокращаются, меньше крови притекает к
поверхности тела, тепло сохраняется внутри
организма – кожа бледнеет.

Таким образом кожа поддерживает нормальную
температуру тела (36,6 С)

Кроме того, кожа участвует в газообмене.
Дыхание через кожу через кожу незначительное, но
всё-таки часть кислорода проникает через неё в
клетки.

Рефлексия.

– Теперь вы можете объяснить, что произошло с
мальчиком, когда краска непроницаемой плёнкой
закрыла всю его кожу?

(Длительное раздражение золотой краской
вызвало резкое раздражение кровеносных сосудов
кожи. Он потерял много тепла, температура тела
понизилась. Сопротивляемость организма резко
снизилась. Мальчик заболел и вскоре умер).

– Какую роль выполняет одежда: она греет или
сохраняет тепло?

Одежда сохраняет тепло, наш организм постоянно
выделяет тепло, а слой воздуха между телом о
одеждой не даёт теплу уходить.

– Зависит ли наша одежда от сезона и температуры
воздуха?

Работа в дневниках наблюдений.

Дайте характеристику погоды 4.11.08г.

– Ваши рекомендации относительно того, во что
нужно быть одетым, чтобы не простудиться?

– Есть ли среди вас те, кто не любит носить шарф?

Напрасно. Больше всего тепла выходит наружу у
воротника и вы быстрее замёрзните и, как
результат простудитесь.

ОБЖ Практический навык.

Гуляя слишком долго на улице, вы вдруг
обнаруживаете, что пальцы рук и ног ничего не
чувствуют, а у приятеля побелела щека?

– Что нужно делать?

Опустить пальцы в прохладную воду и , приливая
горячую, постепенно повышать её температуру до
тёплой. При этом чувствительность и цвет
обмороженных участков, как правило,
восстанавливается.

– А если щека, вместо привычного розового и даже
красного цвета, побелела?

Щёку осторожно растереть чистой варежкой или
мягкой шерстяной тканью. При сильном обморожении
обращаться к врачу.

Небольшое повреждение кожи восстанавливается,
повреждение больших площадей (ожоги) может
привести смерти.

Вы должны знать, что нужно делать, если

  • содрано колено,
  • порез на пальце. (на чистой коже микробы гибнут,
    заживление ран происходит быстрее)

Исследование-4

Определи предмет. (Шарики – деревяный,
резиновый, теннисный, железный)

Мы продемонстрировали осязательную роль кожи:
кожа чувствует особенности поверхности эту
работу выполняют нервные окончания, которые
пронизывают всю кожу.

Слайд-5

Благодаря осязательной функции кожи вам
удалось определить форму предмета и из чего он
сделан. Кожа чувствует температуру воздуха, боль
.Причём разные участки кожи по-разному
чувствительны к боли. Припомните, как берут кровь
из пальца: острая боль, а вот если проколоть щёку
– боль не чувствуется.

Работа с учебником стр.72.

Рефлексия.

Мы познакомились с основными особенностями
строения кожи, её значением. Предлагаю вам
представить модель, отражающую основные функции
кожи.

(форма произвольная)

Слайд-6

Проверка выполненной работы.

– Какие основные функции кожи вы включили в свою
модель?

– Ребята увлекла ли работа на уроке, ,
заинтересовали вас сегодня наблюдения, опыты?

На следующем уроке мы продолжим изучать
особенности кожи. Кроме того, что прочитаете
материал в учебнике, дома познакомьтесь с
памятками, которые я каждому из вас предлагаю.

Обсудите их со взрослыми. В памятке есть пункт 5,
там ничего не написано. Я вам предлагаю дописать,
какой узелок на память считаете обязательным и
мы это обсудим.

 Узелки на память.

1. На коже и под ногтями живёт огромное
количество микробов, которые могут вызвать
тяжёлые заболевания. Поэтому мойте руки перед
едой и каждую неделю подстригайте ногти.

2. Солнечный свет – друг здоровья.

3. Если хочешь быть здоров – закаляйся.

4.1-2 раза в неделя мыть тело мочалкой (погибает 1,5
млрд. микробов!)

Слайд-7

И завершить урок мне хочется тем, чтобы вы
сказали о том, что узнали на уроке, продолжив
фразу: “Теперь я знаю, что:”

Слайд-8

– Случайно ли появление крепости?

(Кожа как крепость, защищает и охраняет
человека).

Литература.

  1. Энциклопедия для детей “Человек” (Секреты
    гигиены стр.374); “Начальная школа” (22/2001, 19/2006);
    “ПедСовет” 4/2008).
  2. “Человек и окружающая среда” А.П.Анастасова.
  3. “Занимательная анатомия” М.Залесский.
  4. Книга для чтения по анатомии, физиологии и
    гигиене человека. И.Д.Зверев.

Источник

III. Лабораторная работа.

Учащиеся рассматривают с помощью лупы кожу кисти руки. Ромбики и треугольники, видимые под лупой, блестят. Невольно возникает вопрос – почему?

При необходимости на этот вопрос отвечает учитель: “Сальные железы выделяют секрет в волосяную сумку. Через поры он попадает на поверхность и смазывает кожу, делая ее эластичной.

На ладонной стороне кисти много потовых желез. Выходы их протоков видны в виде еле заметных точек.

Далее учащиеся рассматривают с помощью микроскопа особенности внутреннего строения кожи. Изучаются слои кожи; приспособления к регуляции теплоотдачи; лотовые железы, кровеносные сосуды; рецепторы (болевые, осязательные, холодовые и тепловые), механизм воздействия на них адекватных факторов окружающей среды.

Опыт: наблюдение за температурной адаптацией рецепторов кожи.

Адаптацией называется способность органов чувств снижать свою возбудимость при длительном действии раздражителя. О наличии адаптации можно убедиться на примере ощущения холода и тепла. В результате адаптации к теплу резче ощущается холод, и наоборот

Для демонстрации температурной адаптации в три сосуда наливают воду с температурой +10°С, +25°С, +40°С. В первый сосуд помещают правую руку, а в третий – левую. Затем переносят обе руки в средний сосуд с температурой 25°С. В правой руке при действии средней температуры возникает ощущение тепла, левая же будет ощущать холод.

Объяснить результаты, сделать вывод.

IV. Возрастные особенности строения и функции кожи.

Одной из основных особенностей кожи детей н подростков является то, что поверхность кожи у них относительно больше, чем у взрослых (так, на 1 кг массы тела у ребенка 1 года приходится 528 см2, у школьников 10 лет – 428 см2, у подростка 15 лет – 378 см2 и у взрослого – 221 см2). Следовательно, организм ребенка имеет большую теплоотдачу. А регуляция температуры кожи по взрослому типу устанавливается только к 9 годам.

Подкожная клетчатка с 3 до 8 лет почти не увеличивается, а затем с 9 лет начинает интенсивно нарастать, максимально откладываясь в местах, обусловленных полом ребенка.

Количество потовых желез на единицу поверхности тела у детей в 10 раз больше, чем у взрослых. Их развитие в основном завершается к 7 годам. С 13-14 лет начинается функционирование апокриновых потовых желез, секрет которых имеет резкий запах. Это предъявляет особые требования к гигиене кожи у подростков.

Читайте также:  Резистентная микрофлора кожи рук

Изменяется с возрастом и секреторная деятельность сальных желез. Их активность достигает высокого уровня перед рождением ребенка. Они создают “смазку”, облегчающую прохождение ребенка по родовым путям. После рождения ребенка секреция сальных желез затухает и её усиление вновь происходит в период полового созревания, Появляются юношеские утри. Повышение секреции сальных желез часто приводит к юношеской себорее, которая проходит к 20-22 годам.

V. Закаливание организма.

Рассматривается закаливание как планомерное приспособление организма к неблагоприятным факторам окружающей среды. При этом совершенствуются сосудистые рефлексы и механизмы терморегуляции. Так, при охлаждении тела сужаются кровеносные сосуды, кровь отливает к внутренним органам, кожа бледнеет. При этом учащаются и усиливаются сокращения сердца, повышается артериальное давление, появляется озноб (непроизвольное сокращение мышц). Все это ведет к усилению теплопродукции. Температура тела при этом повышается. Затем кожа краснеет и возникает ощущение тепла во всем теле, так как теплопродукция превышает потерю тепла организмом.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Источник

Тема урока: «Кожа – наружный покровный орган»

Цель урока: сформировать понятия о строении и функциях кожи.

Задачи:

  • образовательные – формирование понятия о единстве строения и функциях кожи;

  • воспитательные – воспитание уважительного отношения к собеседнику, его взглядам; формирование потребности в поиске истины; формирование гигиенических навыков;

  • развивающие – развитие способности к предположению, сравнению и обобщению.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, лабораторное оборудование (зубочистки, салфетки, лупы, 2 стакана с теплой и холодной водой).

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент. (представиться детям)

  2. Активизация познавательной деятельности.

Внимание на экран (показ ролика)

Мы сегодня на уроке узнаем почему кожа загорает? Почему в воде кожа сморщивается? Почему по отпечаткам пальцев можно найти человека? Почему с возрастом кожа становится тусклой и дряблой? Почему появляется седина?Почему когда стрижём ногти нет крови? Сегодня изучим особенности строения и функций кожи человека.

III. Изучение новой темы.

Кожа – покровный орган, служащий границей между организмом и окружающей средой. Знаете ли вы

…что поверхность кожи человека в среднем составляет около двух квадратных метров. Кожа – самый тяжёлый орган человеческого тела. Кожа взрослого человека весит в среднем 2,7 кг.

Для расчёта поверхности кожи применяют формулу:

(вызвать ребёнка к доске)

Человек относится к классу млекопитающих, значит ли это, что кожа человека имеет такое же строение и выполняет те же функции? Давайте вспомним, какие функции выполняет кожа у животных?

  • Защитную функцию

  • Выделительную функцию

  • Рецепторную или чувствительную функцию

  • Секреторную функцию

  • Терморегулирующую функцию

  • Запасающую функцию

  • Дыхательную

По мере изучения мы будем заполнять с вами таблицу в рабочих листах.

В коже человека выделяют 3 слоя: (подписывают в рабочих листах обозначения на рисунке):1) наружный- эпидермис 2) средний- дерма 3) внутренний- гиподерма

«Строение кожи и её функции»

Эпидермис

(эп.ткань)

мертвые клетки

живые клетки

Защита от механических повреждений; регуляция поглощения УФ – лучей (клетки могут откладывать пигмент меланин)

Дерма

(плотная соед.ткань)

коллагеновые волокна

эластичность

потовые железы

Терморегуляция

Выделение

Сальные железы

Выделение

Защита

Волосяные луковицы

Образование волос

Кровеносные сосуды

Питание клеток кожи, терморегуляция

Рецепторы

Восприятие раздражения

Гиподерма

(рыхлая соед.ткань)

Жировые клетки

Защита от переохлаждения, смягчение ушибов и сотрясений, запас питательных веществ

В коже человека выделяют 3 слоя: (подписывают в рабочих листах обозначения на рисунке):1) наружный- эпидермис 2) средний- дерма 3) внутренний- гиподерма

1) наружный- эпидермис

Изучение строения и функции кожи (работа в парах – самонаблюдение)

Задание №1.

1. Рассмотрите под лупой тыльную сторону поверхности руки.

2. Сожмите руку в кулак. Что происходит со складками кожи в области сустава? Каково значение этих складок кожи?

(Вы видите рельеф кожи. Кожа как бы разделена на ромбовидные и треугольные дольки. Вы видите поры из которых выходят волосы. Под лупой видно, что кожа блестит. Кожные складки связанные с функциями суставов пальцев, благодаря которым человек может захватывать предметы, т. е. строение органа связано с его функцией.)

Задание №2.

1. Рассмотрите под лупой кожу ладони.

2. Почему при волнении ладонные поверхности кисти оказываются влажными, а тыльные нет?

(Здесь тоже виден кожный рельеф в виде бороздок, но волос нет. Попробуйте найти поры, они представляют не что иное, как выходные отверстия потовых желез. На ладони их обычно много.)

Задание №3.

1.Рассмотрите под лупой узоры на подушечках пальцев. Сравните узоры с соседом по парте. Одинаковы ли они?

(Мельчайшие кожные складки, бороздки, линии образуют узор, который индивидуален для каждого, на языке криминалистов это называется дактилоскопия. И используются в криминалистике для идентификации личности человека. Закладка узоров у нас происходит на 6 неделе внутриутробного развития и заканчивается к 6 месяцам и остаётся на всю жизнь.)

Выводы: Кожа гладкая, упругая, эластичная. Имеет розовый цвет благодаря разветвлению в ней мелких кровеносных сосудов и капилляров, наряду с которыми просвечивают венозные (голубые) сосуды. На сгибах имеются различные линии и складки.

1)наружный- эпидермис

Образован многослойным эпителием. Клетки внутреннего слоя постоянно делятся, а верхняя часть рогового слоя постепенно отделяется – ежедневно это почти два миллиарда клеток, общим весом около пяти граммов. Это шелушение эпидермиса – нормальный физиологический процесс. В эпидермисе находятся так называемые пигментные клетки, которые на раздражение светом (в виде солнечных лучей) реагируют увеличением образования пигмента меланина. Это красящее вещество определяет цвет кожи. Пигментные клетки на поверхности кожи распределены неравномерно.

Физминутка: попробуйте себя пощекотать?Получается? А теперь соседа! Как вы думаете почему?

Изучение строения и функции кожи (работа по группам – самонаблюдение)

Задание №4.

1.Возьмите салфетку и потрите кожу лба .Что вы видите?

(Оно предохраняет кожу и волосы от высыхания, содержит вещества, которые способны подавлять развитие вредных микробов.)

Задание №5.

1.Докажите, что в бороздках находятся осязательные рецепторы, которые повышают чувствительность кожи в этих местах. Для доказательства используйте предложенные предметы.( Каждый рецептор воспринимает определенные раздражения).

Задание №6.

1.Поднесите ладонь к щеке на расстоянии 1 см. Что вы чувствуете? Почему?

(Отдача избытков тепла происходит через сосуды кожи, в которые может вместиться до 30% всей крови.)

2) средний- дерма

Под эпидермисом находится дерма . Это значительно более толстый слой кожи (до 2,4 мм). Дерма состоит из плотной волокнистой соединительной ткани и так называемого основного вещества, в котором находятся волокна. От состояния этих волокон зависит, будет ли кожа выглядеть натянутой и упругой или дряблой и вялой. Волокна способны впитывать и накапливать много влаги. Второй по важности задачей дермы является снабжение эпидермиса многочисленными питательными веществами.(Какими?) Дерма же вся пронизана множеством крохотных капилляров и поэтому оптимально снабжается питательными веществами. Но в процессе старения организма эта связь постепенно разрушается. В результате эпидермис получает недостаточно кислорода и других питательных веществ. Следствие этого – серая, вялая, дряблая, стареющая кожа. Благодаря дерме поддерживается постоянная температура организма. Регулирование температуры происходит автоматически: крохотные кровеносные сосуды (капилляры) в дерме при холоде сужаются, а при жаре расширяются. При перегревании организма или напряженной физической работе потовые железы, принимаются активно выделять пот – в экстремальный случаях до десяти литров в день. Он выступает на поверхность кожи и там испаряется. Таким образом кожа охлаждается и защищает организм от перегревания.

Читайте также:  Язвы на коже своими руками

В коже человека имеется 2 млн. потовых желез, при чем они распределены неравномерно, больше всего их на ладонях, подошвах ног, в подмышечных впадинах

В дерме расположены многочисленные нервные окончания и корни волос. Оттуда, из волосяных луковиц, под углом к поверхности кожи прорастают волосы. Около каждой волосяной луковицы находятся одна -две сальные железы, выделяющие кожной сало. Им смазывается поверхность кожи и волос.

Волосы роговые образования кожи. Они постоянно растут. Корни волос находятся во втором слое кожи – дерме. Видимая часть волоса называется стержнем. Часть волоса, спрятанная в коже называется корнем. Она окружена волосяным мешочком – фолликулом. Питается волос при помощи мелких капилляров, подходящих к корню волоса. Фолликул содержит сальную железу, смазывающую волос. Мышца, расположенная в фолликуле поднимает волос, когда человек мерзнет или встревожен.

Когда волос перестает расти, он выпадает, на его месте вырастает новый.На теле человека два типа волос – тонкие, часто бесцветные пушковые волосы, они покрывают все тело, кроме ладоней и подошв ног. Толстые окрашенные стержневые волосы растут на голове, бровях, ресницах. Разрушение красящего вещества, которое содержится в волосах, приводит к появлению седины. Функция волос – защитная: между ними образуется термоизолирующая воздушная подушка. В ушах и носу, растущие волоски «ловят» пыль. Брови защищают глаза от пота, а ресницы задерживают инородные тела. Цвет кожи, волос и глаз зависит от содержания пигментов (меланинов). При нарушении производства меланина волосы седеют: они продолжают расти, а «краски» уже не получают. Цвет кожи и глаз остается прежним.

Ногти , как и волосы, роговые образования кожи. Ногти – плоские роговые образования на концах фаланг пальцев. Они защищают от повреждений кончики пальцев.

Рассмотрите строение ногтя и ответьте на вопросы:

  1. Где расположен ноготь и из чего он состоит?

(На последней фаланге пальца, состоит из роговых образований кожи.)

2. С какой стороны растет ноготь? (С задней части ногтевой пластинки, которая называется корнем ногтя.)

3.Как можно доказать отсутствие на ногтях кровеносных сосудов и нервных окончаний. (При стрижке ногтей не течет кровь и не чувствуется боли.)

4.Почему передняя поверхность ногтевой пластинки имеет розовый цвет? (Просвечиваются кровеносные сосуды.)

5.Почему нельзя грызть ногти и заусеницы? (Можно заразится глистными заболеваниями, попасть микроорганизмы.

3) внутренний – гиподерма

Подкожная жировая клетчатка (гиподерма) – самый глубокий слой кожи. Она может быть толщиной от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. Клетчатка состоит из рыхлой соединительной ткани, петли которой заполнены жировыми дольками различного размера. Он служит одновременно защитой от ударов, термопрослойкой и энергетическим “депо”. Толщина слоя жира зависит от различных факторов, в том числе от возраста, питания, работы гормональной системы, спортивной нагрузки, а в некоторой степени и от наследственности.

Функции кожи

1.Защитная

2.Выделительная

3.Дыхательная (газообмен)

4.Рецепторная (чувствительность)

5.Участие в теплорегуляции

6.Участие в обменных процессах

IV. Закрепление изученного материала.

1.Что означают данные высказывания?( вспотел от страха”,покраснел от стыда, мурашки по коже, лезет из кожи, побледнел от испуга, толстая кожа, гусиная кожа)

2.Почему в воде кожа становится морщинистой? (пальцы рук и ног после долгого пребывания в воде становятся морщинистыми благодаря реакции, появившейся у людей в процессе эволюции: мокрые объекты легче удерживать пальцами с неровной поверхностью.)

3. Почему мы не можем себя щекотать ? (причиной подобного явления является возможность мозга предсказывать последствия собственных двигательных команд. Он как будто бы знает, что почувствует его владелец, когда собственная рука почешет, к примеру, свой животик. Мозг нарочно блокирует подобную активность соматосенсорной коры.

4. Почему раньше не разрешали выбрасывать постриженные ногти и волосы? (Раньше ногти и волосы не выкидывали, а сжигали, чтобы кто-то чужой не мог их взять и использовать в корыстных целях(например, порча). Люди верили, что , если выбросить ногти или волосы и их заберет птица в свое гнездо, то вы будете страдать мигренями, пока она то самое гнездо не покинет.)

2.Решение познавательных задач

1. Почему, несмотря на непрерывное слущивание чешуек, кожа не становится тоньше и не изнашивается?

2.Если дохнуть себе на руку, получается ощущение тепла, а если дунуть, то ощущение прохлады. Почему? (Если подышать на руку, то интенсивность испарения с поверхности кожи не увеличивается, а если дунуть, то интенсивность испарения с поверхности кожи увеличивается и тело теряет большее количество теплоты. Отсюда ощущение прохлады. Воздух, который мы выдыхаем, теплее, чем окружающий нас, потому, что температура человеческого тела выше температуры окружающего воздуха.)

3.В большинстве стран в жару пьют прохладительные напитки, а вот в странах Азии принято пить горячий чай даже в самые знойные часы дня. Как вы можете объяснить эти национальные традиции? И для чего одевают тёплые халаты?( Горячий чай быстрее утоляет жажду и восполняет недостаток влаги в организме. От холодного питья кровеносные сосуды в стенках желудка сужаются, и вода всасывается медленнее. Чтобы защитить себя от жжения солнца, и носят толстые ватные халаты и чалмы на головах.)

V. Подведение итогов. Домашнее задание.

Кожа – покров нашего тела, состоящая из 3-х слоев –эпидермиса, дермы и гиподермы. И строение тесно связано с выполняемыми функциями.

№ 39 читать

Источник