Матрицы для кожи своими руками
Приветствую, дорогие друзья!
Итак, я купил кожу – и раскроил ее на нужные детали для кардхолдера. Пришла пора приступить к пробиванию и прошиванию – и тут начался Ад!
Как было означено в одной из предыдущих статей, я остановился на бюджете в 500 рублей, 300 из которых были потрачены на кожу – и 200 на круглый пробойник диаметром 3 мм (еще раз: не знаю, что меня дернуло его взять… душевный порыв, мать его так!). Соответственно, денег на приобретение дополнительного инструмента у меня не осталось и пришлось работать тем, что нашлось в закромах. И ведь что самое обидное: сам же виноват, даже спихнуть не на кого!
Итак, бескомпромиссно выставив себе бессмысленное и беспощадное ограничение средств, я решил осмотреть, чем обладаю на момент здесь и сейчас – и как всем этим барахлом можно пользоваться в целях пробивания и прошивания кожи. Итак, начнем по порядку: во первых статьях, мой выбор (казалось бы, логично) пал на шило и молоток.
Как выяснилось после недолгих экспериментов, руки для подобного способа пробивания отверстий, нужны значительно прямее. Пробой пошел неровно, отверстия подрастянулись и местами даже порвались. Впрочем, чтобы извинить себя – и отчасти продемонстрировать масштаб трагедии, вот фото “шила” с более близкого ракурса:
Шило: прямое, но тупое.
Да: здесь также следует упомянуть, что для разметки также использовались максимально простые и доступные инструменты. Для начала, я разметил иглой циркуля относительно “ровную” линию по линейке на расстоянии 5 мм от края. Затем – по этой же линейке разметил места для отверстий на расстоянии 5 мм друг от друга.
Вывод: в моём конкретном случае, подобный способ работает не очень хорошо. Задумываюсь о приобретении канавкореза. Такого, знаете, который в торец кожи упирается, чтобы линия канавки была ровной.
Плюс, в эту канавку, насколько я понимаю, можно аккуратно уложить впоследствии нить.
Гуру работы с кожей! Расскажите, как еще можно бороться с криворукостью? И если кто пользовался подобным канавкорезом – поделитесь ссылкой, пожалуйста!
Отчаявшись получить ровный шов вышеописанным способом, я вспомнил о благоприобретенном пробойнике.
“А вдруг получится ровнее – и без разрывов и косяков на коже,” – подумал я про себя.
Что ж, прямее получилось, но 3 мм это, конечно, капец как много для шва. Не помогло даже то, что я сложил нить в два раза – и двойным швом прошелся. Одно радует: перед тем как что-то шить я додумался проверить на маленьком ненужном кусочке, так что потери вышли минимальны.
Короче говоря, поняв, что трех-миллиметровый пробойник и тупое как моя жизнь шило мне не особо нравятся, я решил попробовать пробивать отверстия иголкой – и прошивать кожу с использованием плоскогубцев (ибо иначе – никак, отверстие слишком мало!)
Получилось ровнее – и шов лег четче и вообще. Но, как выяснилось, иглы, мягко говоря, не предусматривают ударов молотком.
Игла пала смертью храбрых, выполнив, впрочем, свою задачу.
Как можно заметить на фотографии, отверстия пошли значительно ровнее по линии – да и разрывов на коже, вроде не видно. Короче говоря, этот способ мне пришелся по вкусу – и привел к относительно ровному шву.
Но вы себе даже не представляете, сколько времени занял шов из-за необходимости протягивать иглу плоскогубцами в каждое отверстие!
Но об этом – в следующей статье, а пока – вот результат работы, которая заняла в общей сложности несколько часов:
Про сам процесс прошивания – и геморрой, связанный непосредственно с ним – я напишу в следующей статье. А пока – несколько вопросов:
Как Вы добиваетесь ровного шва?
Есть ли смысл приобретать канавкорез?
Кто знает, где можно купить строчные пробойники – так, чтобы не дорого, но и не сломались от первого удара?
Буду рад любым вашим комментариям, особенно – от профессионалов в этом деле – и таких же горе-любителей как я!
Бульдог видел мой шов – и теперь грустит!
Сначала собиралась добавить это в мастер классы но потом увидела что это не подходит под такую категорию. Нет “времени выполнения”, нет “уровня сложности”, нет “пошаговых фото и объяснений”. Это просто фото инструментов и их описание.
Я не претендую на то что мой список полный – ни в коем случае. Я показала только часть того что я лично использую для работы. Еще есть много и много других инструментов – у каждого свой набор любимых.
Также – я работаю исключительно с кожей растительного дубления и поэтому, возможно, мои инструменты в какой то мере специфические, а может и нет. Но если кто-то узнает для себя что-то новенькое – уже хорошо!
Итак – для начала самое главное – кожа. Кожа растительного дубления обычно неокрашенная, бежевых оттенков. Пахнет кожей!
Из таких рулонов вырезаются выкройки
Для работы необходимо иметь твердую и толстую поверхность – гранит или мрамор (в идеале). Такая поверхность будет поглощать шум от ударов молотком иначе вы не сможете работать – будет очень громко и ваша семья выселит вас из дома!
Линии выкройки и линии рисунка на кожу наносятся не карандашом или мелом а легонько процарапываются шилом или продавливаются тонким концом чего-нибудь (шариковая ручка без чернил вполне подойдет).
Всевозможные инструменты для резки кожи. Ножницы – не портновские (они не возьмут такую кожу) а специальные для толстой кожи. Режут как по маслу. Ножи круглые и прямые маленькие и большие. Все должны быть очень острыми
Ножички для гравировки. Ими надрезаются линии рисунка. Должны быть очень острыми. Лезвия бывают разной толщины и формы среза – для различных видов гравировки.
Молотки для работы. Полимерные, кожанные или деревянные. Металлические не применяются ( только при пошиве седел).
Брусок для заточки ножичков. Четыре стороны бруска. На каждую наклеивается кожа лицом или изнанкой вверх для разного уровня шлифовки. Покрывается специальным мелом (незнаю как называется на русском но мужчины вам скажут) Кусок кожи и мел доложны быть под рукой – во время гравировки постоянно подтачивается ножик чтобы всегда был очень острым. Штампики для гравировки. Существует огромное количество – разные виды и размеры После прорезки линий рисунка приминают кожу по одну сторону от прорезанной линии чтобы добиться объема.
Штампы есть для гравировки и для готового тиснения (готовые рисунки – листики, цветочки, бабочки итп)
Это тиснение – линии не прорезаются ножом а используются готовые штампы.
Штампы должны храниться в таких вот подставках. У меня нет места для всех поэтому я храню в коробке (см. фото выше)
Интсрументы для нанесения параллельных линий (например по краям изделия) и для точного измерения расстояний между элементами
инструменты для полировки и шлифовки краев изделий. Пластмассовые, костяные или деревянные.
Для разной толщины кожи – свой размер луночки. Шлифуется срез кожи.
Зубчатые колесики разного размера для нанесения меток шва при стачивании.
Потом по таким меткам легче шить – знаешь где колоть дырочки шилом
Прорезанные линии (особенно по краям рамки) можно пройтись таким вот колесиком или штампом – экономится время и вид аккуратный
Для “рисования” – продавливания двойной линии, например – рамки
Для обработки срезов. Разные виды и размеры. Делает край изделия полукруглым и аккуратным
Вот так они работают
Такой вот с дырочкой – для труднодоступных мест и очень маленьких изгибов где прямым резцом не достать.
Для среза края под конкретным углом и для прорези луночки в коже
Для луночек в которые ложится строчка/шов
Штампы- буквы, цифры и всякие значки
Плоский молоток нужен для простукивания элементов рисунка если нужно сделать зеркальное отображение. Прорезается рисунок ножичком, кожа переворачивается и накладывается лицом к лицу на вторую половину (например правая и левая половинки) и потом простукивается таким молотком по изнанке и рисунок перепечатывается на другую половину в зеркальном отображении. Экономит время и даже очень
Щипцы для подтяжки кожи (не на лице ) и прижатия швов.
Например шов ручек сумки
приспособление для нарезки тесьмы и ремешков. Прикручивается к столу. Лезвий может быть много на маленьком расстоянии друг от друга или всего два для широких ремней – сами устанавливаете по требованию.
Лезвия можно переставлять между пластинками (полоски) на н ужном расстоянии и в нужном количестве.
Еще инструменты для нарезки тесьмы и ремней
Инструменты для моделирования. Такие же как для работы с полимерной глиной.Используются для моделирования объемных рисунков на коже.
Кисти и шпатели для нанесения жидкостей – клей, краска, закрепители итп
пластик-шпатель для равномерного нанесения жидкости и стекло для полировки поверхности кожи.
Пробойники для шитья тесьмой и нитками
Тоже пробойники но бесшумные. Молоток не используется
Доски для резания. Черная – резиновая – кладется под гранитную доску для поглощения шума
Полимерная маленькая. Очень удобная при пробивке дырочек
Маленькая наковальня – например, если изделие нельзя уложить плашмя то наковальня ложится внутрь (сумки например) и используется как основа для установки кнопок.
Для установки блочек, кнопок и всего всего.. Разные размеры.
Специальный инструмент для специальных медных блочек. Они вечные так как после установки их невозможно ни снять ни разломать – только выбросить с кожей. Используются для седел – невероятно прочные и надежные.
Для пробивки дырок разного размера.
Круглые, овальные, фигурные. Также для пробивки петелек
Специальный пробойник для перфорации кожи (для участков небольших размеров – на сумку например)
Ну это все знают..
Огромное количество кнопок, хольнитенов и всего всего.
Это то что я использую в работе. Отдельно попробую загрузить фото красок, лаков и закрепителей для кожи.. Опять же – из того что я знаю..
Что это такое? Я часто слышу этот вопрос, когда люди видят мои работы. Поэтому хочу немного рассказать о художественном тиснении кожи, чтобы человеку, не знакомому с этой технологией было понятно. Это не мастер-класс, поэтому не буду перегружать информацией о процессе выполнения работ, используемых инструментах и материалах. На примере изготовления одного из изделий, постараюсь все объяснить.
Из специальной неокрашенной кожи выкраиваются детали.
Тупым шилом наносится рисунок. Использовать ручки, карандаши или мел нельзя, потому что они оставляют следы, которые будут видны на готовой работе.
Весь контур подрезается ножом. Прорезается только верхний слой кожи. Не должно быть сквозных прорезов. Если же такое случилось — это брак, который можно смело выкинуть.
При помощи специальных инструментов и молотка опускаю задний план. На 1 см длины линии приходится около 5-7 ударов молотка — процесс физически достаточно тяжелый.
Опускаю пространство между листиками и лепестками розочки, создаю объем на некоторых элементах.
Структура фона. Площадь инструмента, которым наносится такая фактура выделена на фотографии, а каждый оттиск — это удар молотка.
Оформляю другие детали. При нанесении геометрических тиснений ошибка в 1 мм критична, так как это брак и сразу бросается в глаза. Поэтому сначала выполняю разметку,
А затем очень аккуратно набиваю тиснение.
Детали готовы.
Следующий этап — покраска. Очень опасный и сложный этап. Кожа, которая пригодна для тиснения, вырабатывается с использованием только растительных компонентов (без использования хрома) — по старинным технологиям. Она не шлифуется и не красится, и «помнит все». Любой шрам, укус шершня или складка остаются на коже навсегда, и видны даже после дубления. В момент раскроя дефекты, видимые глазу, конечно же, обходятся, но есть и такие, которые проявятся только после покраски. Можно выполнить очень качественное и красивое тиснение, а во время покраски проявятся пятна, которые безнадежно испортят работу и деталь придется переделывать. Это частое явление, поэтому покраска — очень нервное мероприятие.
В этой работе проявилось несколько скрытых шрамов, но они не портят вид изделия, даже наоборот придают уникальность и подчеркивают тиснение.
Теперь немного о сборке.
Для фиксации винилового блока делаю из подкладочной кожи основу, прорезаю слот и вставляю основу.
Фиксирую по месту.
Оформляю сгиб под прямым углом сначала на подкладочной, а потом и на внешней тисненой детали.
Виниловый блок, тисненую и подкладочные основы соединяю, и подклеиваю, чтобы не сдвинулись во время сшивания. Устанавливаю фурнитуру. Подклеиваю внутренние карманы. Пробиваю отверстия и сшиваю.
Выравниваются, полируются
И окрашиваются открытые срезы кожи.
Изделие готово.
Какие рисунки можно выполнять на коже?
В технике художественного тиснения на коже можно выполнить практически любой рисунок, будь то: логотип, инициалы, орнамент или композиция. Но предварительно этот рисунок нужно подготовить, адаптировать под тиснение. В этой технике невозможно сделать два одинаковых рисунка — в силу сложности процесса нанесения. Они будут похожи, но никогда не получатся одинаковыми.
Почему не используется швейная машинка?
По нескольким причинам. Ручной шов надежнее, потому что нет петли, которая захватывает нить, а сшивка производится двумя иглами навстречу друг другу. Если одна из нитей перетрется, или оборвется — вторая будет по-прежнему крепко держать шов, который не распустится. Кроме того, вощеный шнур для швов — 100% хлопок, обработанный натуральным воском. Ему не страшна ни влага, ни трение, а чтобы разорвать моих сил не хватает.
Толщина сшиваемой кожи различна, и иногда более 1 см. Не всякая швейная машинка способна выполнить качественный шов на коже такой толщины. Особенность в том, что построчить кожу можно только один раз. Если в первый раз получилось плохо и нужно распороть — на изделии останутся отверстия от первого шва.
Есть «сложные места», где использование швейной машинки просто не возможно.
И последнее — после того, как столько ручного труда затрачено на нанесение тиснения, засовывать изделие в бездушную железяку совсем не хочется.
Почему так дорого — ведь на рынке гораздо дешевле?
Если сравнивать стоимость конвеерной штамповки и ручного труда, я — не конкурент. Человек, который задал такой вопрос, не совсем понимает разницу, а объяснение обычно ни к чему не приводит. Кроме того, изделие «не идеально» — есть некоторые неровности цвета, пятнышки и точечки, которые в процессе жизни появлялись на теле животного. На мой взгляд, это придает некую изюминку изделию, эксклюзивность. Но многие считают это браком, из-за которого можно сильно снизить стоимость изделия, или просто указать мастеру на «некачественную работу».
Стоимость изделий действительно высока, но на то есть объективные причины. Это натуральная кожа, выработанная растительными дубителями, без применения агрессивных химических компонентов. Вредное влияние на экологию при таком производстве сведено к минимуму. Современная промышленность такую кожу практически не производит, в связи с длительным сроком изготовления, дороговизной натуральных компонентов, да и спроса на нее нет. Срок эксплуатации кожи растительного дубления — десятки лет, и вещи, выполненные из нее, будут радовать очень долго.
При раскрое расход кожи очень высок, потому что приходится «обходить» шрамы и складки, а иногда полностью переделывать детали.
Это полностью ручная работа. Затраты труда и время на изготовление велики.
Стоимость инструментов, красок и качественной фурнитуры при розничной покупке гораздо выше, чем оптовые партии для серийного производства.
Изделие эксклюзивно, а точное повторение невозможно. Ведь для каждой работы делается индивидуальная выкройка и подбирается рисунок, а не единое лекало на несколько тысяч изделий. А на создание качественной выкройки уходит много времени.
Надеюсь, что после прочтения этой статьи у вас сложилось представление о художественном тиснении кожи. Если появятся какие-то вопросы, спрашивайте. Буду рада ответить на них.
Здравствуйте.
Первым делом, хочу попросить определенную категорию людей, даже не тратить время на комментарии, вроде “проще купить” и в таком духе.
Купить ПРОЩЕ, это неоспоримый факт…хотя если посмотреть на ценник подобных вещей, например от французской фирмы Vergez Blanchard, ценой в $180…то уже сделать, не кажется таким абсурдным занятием.
Разумеется есть Китай…проблема в том, что качественное, не кривое и без люфтов изделие и там стоит денег…а однодолларовый ширпотреб отвратительно даже в руки брать.
Хотя, конечно…если например разовая работа и важна конечная цель, а не путь к ней, то не важно.
В данном случае, подход как всегда, максимально сложный. Чем сложнее, тем интереснее. Да что может быть лучше, сделать инструмент для себя и при этом получить удовольствие от процесса изготовления.
Изобретать велосипед в общем не пришлось, все уже давно изобретено.
Что понадобилось из материалов…это условно готовые буковые ручки для напильников (которые раньше можно было купить и сразу использовать, сейчас особи польской наружности делают так топорно, что их приходится основательно доводить до ума), державка (полет фантазии безграничен…в моем случае это бронзовые шестигранные прутки, успешно за вменяемые деньги добытые на местном блошином рынке…а бронза, материал благородный и переживет кого угодно), в качестве роликов, мне в голову пришло использовать старые ролики от плиткореза, которые я как знал, все эти годы не выбрасывал. Ролики твердосплавные, это с одной стороны очень высокая износостойкость, с другой все же хрупкость…неудачно уронив, можно зубки потерять.
Процесс изготовления занял не одну неделю и даже месяц…сделать на скорую руку из какашек и палки не стремился, по этому никакой спешки и не было.
Сами ролики стандартные, d21мм, посадочный диаметр 6мм. Разумеется для получения разного шага иголок, надо менять и внешний диаметр ролика, обтачивая его…и к тому-то придавая ему режущую кромку. При наличии алмазных чашек на наждаке это не является большой проблемой. Время и только время.
Грубое формирование зубчиков, на том же наждаке.
Окончательное, точное формирование уже при помощи бормашинки…и главное чтобы не дрогнула рука.
За работающие, копеечные алмазные наконечники китайцам низкий поклон…умеют гады.
Сделав нужные мне ролики с шагом 4, 5 и 6 мм, казалось бы самое сложное позади.
Да, но нет.
Бронзовый шестигранник, который планировалось использовать в качестве державки, имел размер 8мм.
Да, можно было не так сильно создавать себе сложности, использовать шестигранник 10мм или латунный пруток 10-12мм.
Но.
Посадочный диаметр ролика 6мм, качественно закрепить в шестиграннике, не прослабив его не вариант.
По этому пришлось делать и крепеж и переходную втулку.
?