Микозы кожи у ребенка
Педиатры в своей практике часто встречаются с диагнозом микоз. Грибок у детей может появиться независимо от их возраста, потому что это заболевание инфекционного характера поражает как новорожденных, так и детей в подростковом возрасте. Перед тем как приступить к лечению, необходимо разобраться в причине заболевания и определить род патогенного возбудителя, что может сделать только лечащий врач. Самолечение строго запрещено.
Виды грибка у детей
Грибковые заболевания у детей могут быть вызваны самыми разными возбудителями, каждый из которых имеет свою симптоматику, особенности и схему размножения. Однако врачи выделяют несколько видов грибка, которые чаще всего диагностируются у детей. К ним относятся:
- Кератомикоз. Это возбудитель вызывает грибковые заболевания кожи у детей. Внешне напоминает цветной лишай. Основной признак заболевания – сильное шелушение на коже. У младенцев отмечается шелушение на коже головы.
- Кандидоз. Это заболевание развивается в результате размножения грибка рода Candida и проявляется не только на коже, но и на слизистых. Данный вид грибка для ребенка считается самым опасным, так как приводит к дискомфорту, образованию белого налета во рту, повышению температуры тела, конъюнктивиту и другим неприятным последствиям для малыша. Чаще всего, когда у будущей мамы диагностирована молочница, она передается ребенку в процессе родов.
- Плесневый грибок. Возбудитель грибка этого вида комфортно чувствует себя во влажной и теплой среде, где размножается максимально быстро. Споры плесени постоянно наполняют среду, где они размножаются, и могут вызвать у ребенка сильную аллергическую реакцию.
Причины инфекции
Грибок на коже у ребенка и на ногтях может возникнуть по многочисленным причинам. Возбудители грибка окружают нас везде и отличаются повышенной устойчивостью перед целым рядом агрессивных факторов. Они не боятся высокой температуры, УФ-излучений и процесса высушивания. Грибковые инфекции в детском возрасте встречаются не так часто, как у взрослых, но часто приобретают эпидемиологический характер в детских садах и школах.
Даже у младенцев может появиться грибок. Данный патологический процесс чаще всего развивается в результате незрелости иммунитета. Он появляется при контакте с другими детьми, например, в детском саду. Из-за сниженного иммунитета, стрессовых ситуаций, недостатка витамина D возбудитель грибка быстро проникает в ослабленный организм и размножается там, являясь причиной развития болезни.
Переносчиками возбудителя грибка могут стать и животные. Заражение происходит после непосредственного контакта с носителем. Иногда это может даже случиться после использования инфицированной вещи. Очень часто дети могут заразиться грибком:
- в бассейне;
- в парикмахерской;
- на пляже;
- в детском саду или школе;
- при бесконтрольном приеме антибиотиков.
Риски заражения ребенка выше, чем у взрослого человека, что связано с особенностью строения кожных покровов. Детская кожа тоньше отличается пониженным уровнем бактерицидности половых желез и высокой васкуляризацией.
Симптомы грибка у ребенка
Каждый ребенок, у которого диагностирован грибок, жалуется на общую слабость. Именно поэтому, обнаружив постоянные симптомы недомогания, родители должны хорошо осмотреть кожу ребенка на наличие необычных изменений. У разных видов возбудителя и от их локализации напрямую зависит симптоматика проявления. Она будет отличной друг от друга, поэтому проще составить таблицу.
Вид | Симптоматика |
Грибок на ногах у ребенка | На пальчиках и стопах в этом случае появляются ранки иногда язвочки, вокруг которых определяется воспаленные участки кожи. При этом пораженное место сильно шелушится и чешется, вызывая у ребенка сильный дискомфорт. Если вовремя не лечить заболевания небольшие покраснения превращаются в язвочки. Может появиться трудность нормального передвижения, так как даже при самом легком надавливании ранка начинает болеть. |
Грибок ногтей у ребенка | Ногтевая пластина начинает отслаиваться от основания пальца. Далее она темнеет, утолщается и просто отходит от ногтевого ложе, что выглядит очень непривлекательно. Грибок ногтей на руках у детей и ногах, провоцирует воспаление кожных валиков вокруг пораженного ногтя, которые при нажатии вызывают болезненные ощущения. |
Стригущий лишай | Чаще всего локализируется на коже головы и в других местах роста волос. Волосы при этом сильно выпадают и становятся очень хрупкими. Кожа в месте локализации грибковой инфекции краснеет, шелушиться и сильно чешется. При расчесывании в ранку часто попадает дополнительная инфекция, которая может вызвать повышение температуры тела. |
Отрубевидный лишай | Этот вид грибка проявляет себя на кожных покровах спины желтыми или белыми пятнами. Данные участки кожи могут покрываться чешуйками, но при этом не они не вызывают неприятного зуда. |
Кандидоз | Дрожжевой грибок у детей локализируется на слизистой в ротовой полости или интимных зонах. Характерный признак – белый налет творожистой консистенции, который даже при механическом удалении снимается тяжело, оставляя после себя воспаленный участок иногда даже ранки. Также в процессе прогрессирования болезни у ребенка может держаться температура до 38 градусов. |
При поражении развитии грибка на пальцах ног или рук на коже можно увидеть мелкую сыпь водянистыми волдырями, покраснение кожного покрова в месте поражения, при сильном зуде ребенок может расчесать сыпь до образования ранок.
В более запущенных случаях ранки грубеют, кожа на них шелушиться и утолщается, при этом могут образоваться трещины, которые приносят боль при передвижении. У некоторых малышей грибок может проникнуть даже в ухо. При этом ребенок становится беспокойным и капризным из-за постоянного зуда в ухе, что приводить к неврозу и потере сна. Кожные покровы внутри ушной раковины становятся шероховатыми, наблюдается чрезмерное выделение ушной серы. Из уха может выделяться жидкость разного цвета.
Диагностика
Если педиатр при осмотре диагностировал у ребенка грибок любого вида, то вернее всего он выпишет направление к специалисту микологу. Диагностировать грибок ногтей у ребенка или микоз любой другой части тела можно используя следующие методики:
- первичный осмотр инфицированной поверхности под лампой Вуда;
- взятие частички пораженной ткани для проведения микроскопического исследования;
- посев соскоба на питательную среду. Этот метод позволяет определить род возбудителя и его чувствительность к определенным видам лекарств;
Если появилось подозрение развития микоза, доктор обязательно должен провести дифференциальную диагностику, чтобы исключить развитие псориаза, дерматита, витилиго и других заболеваний, по вешним признакам очень похожих на грибок.
Как лечить грибок
Лечение грибка у детей отлично от той терапии, которая работает у взрослых. Подбирая схему лечения для маленьких пациентов, специалист должен побеспокоиться о том, чтобы она была максимально безопасная, но при э том эффективная. При сложном течении болезни врач может рекомендовать провести полное обследование в условиях стационара, чтобы исключить наличие сопутствующих инфекций и проблем, которые могут вызвать осложнения и препятствовать быстрому выздоровлению.
Медикаментозные средства
Грибковые заболевания кожи у детей лечатся при помощи противогрибковых, противопаразитарных и противовоспалительных препаратов. В зависимости от локализации грибка и запущенности болезни врач может рекомендовать комплексное лечение с использованием нескольких препаратов или же монотерапию.
Комплексное лечение включает в себя следующие препараты:
- противогрибковые;
- гормональные;
- антигистаминные;
- иммуностимуляторы;
- витаминные комплексы.
При этом наряду с таблетками необходимо использовать мази и гели, которые помогут повысить эффективность курса. Грибок у детей на пальцах ног или рук пройдет быстрее, если параллельно с приемом таблеток, которые борются с патогенной микрофлорой внутри организма, использовать средства для местного лечения (мази, гели).
Пораженные места необходимо смазывать 2-3 раза в день (утром и вечером обязательно). Обычно курс лечения длиться не менее месяца. Для системной терапии доктора часто используют препараты: Дифлюкан, Тербинафин, Гризеофульвин.
При лишае у ребенка рекомендуется использовать мази, в составе которых присутствует цинк, деготь и салициловая кислота. В запущенных случаях кожных инфекций, которые развиваются на фоне грибка, может потребоваться гормональная терапия.
Если обнаружены дрожжи на слизистых у ребенка, необходимо в курс лечения включить свечи Монистат или Мицелекс.
Рецепты народной медицины
Вылечить грибок ногтей на ногах у детей, на руках и микоз на разных частях тела можно используя рецепты народной медицины. Этот метод помимо своей эффективности является безопасным, но при этом длительным. Как лечить грибок у детей народными средствами? Используйте следующие рецепты, которые помогут избавиться от неприятных симптомов без нанесения дополнительного вреда здоровью.
- 20 грамм измельченной травы чистотел заливают литром крутого кипятка, и настоять около час. После этого средство перед использованием дополнительно нагревается. Им смачивают натуральную ткань или ватный тампон и протирают пораженные участки кожи. Если диагностирован грибок у детей на пальцах ног или рук настой используют для ванночек. В него опускают пораженные конечности на 10-15 мин;
- натуральный жидкий мед. Литр меда разводят в 10 литрах воды и используют раствор для примочек к пораженным участкам кожи;
- ванночки из трав. Для приготовления лечебных настоев рекомендуется приобрести в аптеке шалфей, кору дуба, ромашку и зверобой. Каждая трава используется по отдельности. Необходимо взять 20 грамм травы и залить ее стаканом кипятка, далее лекарство доводится до кипения и снимается с огня. После того, как трава настоится на протяжении четверти часа ее можно использовать для компрессов и ванночек;
- ванночки из морской соли. Для приготовления состава берется теплая вода, в которой растворяется 4-5 ложек морской соли. Температуру раствора необходимо подобрать такой температуры, чтобы можно было парить в нем ноги на протяжении 15 минут без сильного жжения и дискомфорта;
- масло чайного дерева работает как мощное противогрибковое и противовоспалительное натуральное средство. Маслом слегка пропитывают ватный тампон и смазывают пораженные участки кожи. Таким образом, хорошо лечится грибок на руках у детей, когда использовать токсичные мази не хочется.
Антигрибковая диета
Мы разобрались, чем лечить грибок ногтя ребенку лучше, но параллельно с местным и медикаментозным лечением доктор посоветует придерживаться специальной диеты, которая поможет победить грибок быстрее. Ежедневный рацион ребенка должен включать в себя:
- свежие овощи и фрукты;
- семечки;
- куриные яйца;
- кисломолочную продукцию.
Минимизируйте сладости и даже в чай старайтесь класть меньше сахара. Вредные продукты и тяжелая жирная пища нанесут дополнительный вред организму и затянут лечение. Желательно полностью исключить из меню ребенка:
- свежую выпечку;
- дрожжевую сдобу;
- сладости;
- молоко.
Эти продукты создают питательную среду для развития патогенных микроорганизмов и тормозят процесс лечения.
Особенности лечения микоза у детей разного возраста
С новорожденными детьми ситуация обстоит очень просто. Они заражаются грибком напрямую от матери или отца, которые являются носителями возбудителя болезни. В этих случаях лечащий врач будет рекомендовать использовать противогрибковые мази или гели для местного использования. Системное лечение у новорожденных не практикуется, потому что такая терапия для малышей является слишком тяжелой. Одновременно с ребенком необходимо пролечить и взрослого, который разносит грибок.
Еще один важный момент. Недостаточно вылечить грибок ногтей у детей, лечение предполагает исключение возможности рецидива.
Дети младшего дошкольного возраста могут заразиться грибком в детском саду, школе или во время посещения спортивных секций. В каждом случае грибок на ногах у ребенка, на руках или других участках тела лечится по индивидуальной схеме, которую подбирает лечащий врач. Основой любой системной терапии являются специальные противогрибковые препараты мягкого воздействия, чтобы подавлять симптомы и не наносить при этом вред здоровью ребенка.
Чем лечить грибок ногтя ребенку подросткового возраста? Терапия в этом случае не отличается от лечения взрослого. Используются противогрибковые препараты для уничтожения патогенной микрофлоры в таких же объемах, как и у взрослых пациентов.
Советы родителям
Здоровье маленького ребенка напрямую зависит от ответственности его родителей. Необходимо следить за своим чадом, ведь грибок на руках у детей не появляется просто так. Зачастую возбудители инфекции передаются от контакта с зараженными предметами или людьми.
Рекомендуется регулярно проводить профилактические мероприятия и напоминать ребенку о том, что нельзя носить чужую обувь и личные вещи. При посещении общественных мест (бассейна, игровых площадок и т.п.) необходимо одевать сменную обувь и не бегать босиком. При травмировании кожи или ногтевой пластины их сразу необходимо обработать антисептическим средством, чтобы исключить проникновение в ранку патогенной микрофлоры.
Родители должны не только думать, какой медикамент быстрее вылечит проблему, а заботиться о том, чтобы лечение не понадобилось. Для этого необходимо позаботиться об укреплении иммунитета малыша. Чтобы организм не потерял свои защитные функции ребенку необходимо сбалансированное питание, наполненное всеми необходимыми витаминами и минералами. Если нет такой возможности или ребенок сильно привередлив в еде, этот недостаток можно дополнить при помощи витаминных комплексов.
При появлении подозрений на развитие грибка, даже на ногте мизинца, необходимо сразу же отвести на прием к специалисту. Родитель должны предупредить заражение, а вот заниматься лечением должен доктор, чтобы не спровоцировать ухудшение общего состояния здоровья!
çÒÉÂËÏ×ÙÅ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑ ËÏÖÉ Õ ÄÅÔÅÊ – ÒÁÚÎÏÒÏÄÎÁÑ ÇÒÕÐÐÁ ÐÏÒÁÖÅÎÉÊ ËÏÖÎÙÈ ÐÏËÒÏ×Ï×, ×ÏÚÂÕÄÉÔÅÌÑÍÉ ËÏÔÏÒÙÈ Ñ×ÌÑÀÔÓÑ ÐÁÔÏÇÅÎÎÙÅ ÍÉËÒÏÓËÏÐÉÞÅÓËÉÅ ÇÒÉÂÙ. çÒÉÂËÏ×ÙÅ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑ ËÏÖÉ Õ ÄÅÔÅÊ ÍÏÇÕÔ ÐÒÏÑ×ÌÑÔØÓÑ ÛÅÌÕÛÅÎÉÅÍ, ÚÕÄÏÍ, ÔÒÅÝÉÎÁÍÉ ËÏÖÉ; ÐÏÒÅÄÅÎÉÅÍ É ×ÙÐÁÄÅÎÉÅÍ ×ÏÌÏÓ, ÐÏÒÁÖÅÎÉÅÍ ÎÏÇÔÅÊ. äÉÁÇÎÏÓÔÉËÁ ÇÒÉÂËÏ×ÙÈ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÊ ËÏÖÉ Õ ÄÅÔÅÊ ×ËÌÀÞÁÅÔ ÏÓÍÏÔÒ, ÌÀÍÉÎÅÓÃÅÎÔÎÏÅ ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÅ, ÍÉËÒÏÓËÏÐÉÀ É ÐÏÓÅ× ÓÏÓËÏÂÁ ÎÁ ÍÉËÒÏÆÌÏÒÕ. ëÏÍÐÌÅËÓÎÏÅ ÌÅÞÅÎÉÅ ÇÒÉÂËÏ×ÙÈ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÊ ËÏÖÉ Õ ÄÅÔÅÊ ÐÒÏ×ÏÄÉÔÓÑ Ó ÐÒÉÍÅÎÅÎÉÅÍ ÎÁÒÕÖÎÙÈ É ÓÉÓÔÅÍÎÙÈ ÁÎÔÉÆÕÎÇÉÁÌØÎÙÈ ÓÒÅÄÓÔ×, ÄÅÓÅÎÓÉÂÉÌÉÚÉÒÕÀÝÉÈ É ËÏÒÔÉËÏÓÔÅÒÏÉÄÎÙÈ ÐÒÅÐÁÒÁÔÏ×, ÉÍÍÕÎÏÓÔÉÍÕÌÑÔÏÒÏ×, ÆÉÚÉÏÔÅÒÁÐÉÉ.
ëÌÁÓÓÉÆÉËÁÃÉÑ ÇÒÉÂËÏ×ÙÈ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÊ ËÏÖÉ Õ ÄÅÔÅÊ:
÷ÓÅ ÇÒÉÂËÏ×ÙÅ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑ ËÏÖÉ Õ ÄÅÔÅÊ (ÄÅÒÍÁÔÏÍÉËÏÚÙ) ÄÅÌÑÔÓÑ ÎÁ ÞÅÔÙÒÅ ÇÒÕÐÐÙ.
- ëÅÒÁÔÏÍÉËÏÚÙ (ÒÁÚÎÏÃ×ÅÔÎÙÊ ÌÉÛÁÊ É ÕÓÌÏ×ÎÏ – ÜÒÉÔÒÁÚÍÁ)
- äÅÒÍÁÔÏÍÉËÏÚÙ (ÜÐÉÄÅÒÍÏÆÉÔÉÑ, ÒÕÂÒÏÍÉËÏÚ, ÔÒÉÈÏÆÉÔÉÑ, ÍÉËÒÏÓÐÏÒÉÑ, ÆÁ×ÕÓ)
- ëÁÎÄÉÄÏÚÙ
- çÌÕÂÏËÉÅ ÍÉËÏÚÙ
- íÉËÉÄÙ – ÁÌÌÅÒÇÉÞÅÓËÁÑ ÒÅÁËÃÉÑ ÐÒÉ ÓÅÎÓÉÂÉÌÉÚÁÃÉÉ Ë ÇÒÉÂÁÍ
óÉÍÐÔÏÍÙ ÇÒÉÂËÏ×ÙÈ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÊ ËÏÖÉ Õ ÄÅÔÅÊ
èÁÒÁËÔÅÒ É ÔÑÖÅÓÔØ ÓÉÍÐÔÏÍÏ× ÇÒÉÂËÏ×ÙÈ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÊ ËÏÖÉ Õ ÄÅÔÅÊ ÚÁ×ÉÓÑÔ ÏÔ ×ÉÄÁ É ×ÉÒÕÌÅÎÔÎÏÓÔÉ ×ÏÚÂÕÄÉÔÅÌÑ, ÌÏËÁÌÉÚÁÃÉÉ É ÐÌÏÝÁÄÉ ÐÏÒÁÖÅÎÉÑ, ÒÅÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ ÏÒÇÁÎÉÚÍÁ.
éÚ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÊ, ×ÙÚÙ×ÁÅÍÙÈ ÚÁÒÁÚÎÙÍÉ ÍÉËÒÏÓËÏÐÉÞÅÓËÉÍÉ ÇÒÉÂÁÍÉ, Õ ÄÅÔÅÊ × ÎÁÓÔÏÑÝÅÅ ×ÒÅÍÑ ÎÁÉÂÏÌØÛÅÅ ÚÎÁÞÅÎÉÅ ÉÍÅÀÔ ÍÉËÒÏÓÐÏÒÉÑ É ÔÒÉÈÏÆÉÔÉÑ, ÐÒÉ ËÏÔÏÒÙÈ ÐÏÒÁÖÁÀÔÓÑ ÐÒÅÉÍÕÝÅÓÔ×ÅÎÎÏ ÇÌÁÄËÁÑ ËÏÖÁ ÔÅÌÁ É ËÏÖÁ ×ÏÌÏÓÉÓÔÏÊ ÞÁÓÔÉ ÇÏÌÏ×Ù.
úÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑ ×ÅÓØÍÁ ÚÁÒÁÚÎÙ, ÏÓÏÂÅÎÎÏ ÍÉËÒÏÓÐÏÒÉÑ, ÐÒÉ ËÏÔÏÒÏÊ ÓÐÏÒÙ-ÓÅÍÅÎÁ ÇÒÉÂÁ ÒÁÓÐÏÌÁÇÁÀÔÓÑ ÎÁ ÐÏ×ÅÒÈÎÏÓÔÉ ×ÏÌÏÓÁ É ÐÏÜÔÏÍÕ ÌÅÇËÏ ÒÁÚÌÅÔÁÀÔÓÑ. éÓÔÏÞÎÉËÏÍ ÚÁÒÁÖÅÎÉÑ ÔÒÉÈÏÆÉÔÉÅÊ Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ÞÅÌÏ×ÅË, ÄÅÔÉ ÏÂÙÞÎÏ ÚÁÒÁÖÁÀÔÓÑ ÏÔ ÖÉ×ÕÝÉÈ ×ÍÅÓÔÅ Ó ÎÉÍÉ ×ÚÒÏÓÌÙÈ, ÞÁÝÅ – ÂÁÂÕÛÅË, ÓÔÒÁÄÁÀÝÉÈ ÈÒÏÎÉÞÅÓËÉÍÉ, ÔÒÕÄÎÏ ×ÙÑ×ÌÑÅÍÙÍÉ ÆÏÒÍÁÍÉ ÇÒÉÂËÏ×ÏÇÏ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑ. íÉËÒÏÓÐÏÒÉÅÊ ÄÅÔÉ ÞÁÝÅ ÚÁÒÁÖÁÀÔÓÑ ÏÔ ÖÉ×ÏÔÎÙÈ, ÏÓÏÂÅÎÎÏ ÏÔ ÂÅÚÄÏÍÎÙÈ ËÏÛÅË. ÷ÚÒÏÓÌÙÅ ÜÔÉÍ ×ÉÄÏÍ ÍÉËÒÏÓÐÏÒÉÉ, ËÁË ÐÒÁ×ÉÌÏ, ÎÅ ÂÏÌÅÀÔ.
ðÅÒÈÏÔØÀ ÎÁÚÙ×ÁÀÔ ÐÏÒÁÖÅÎÉÅ ×ÏÌÏÓÉÓÔÏÊ ÞÁÓÔÉ ÇÏÌÏ×Ù × ×ÉÄÅ ÍÅÌËÉÈ ÞÅÛÕÅË ÎÁ ÎÅ×ÏÓÐÁÌÅÎÎÏÊ ËÏÖÅ. ðÏËÒÁÓÎÅÎÉÅ ÍÏÖÅÔ ÐÏÑ×ÌÑÔØÓÑ × ÒÅÚÕÌØÔÁÔÅ ÒÁÓÞÅÓÏ×, ÅÓÌÉ ÐÅÒÈÏÔØ ÓÏÐÒÏ×ÏÖÄÁÅÔÓÑ ÚÕÄÏÍ.
óÞÉÔÁÅÔÓÑ, ÞÔÏ ÐÅÒÈÏÔØ Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ÚÁÒÁÚÎÙÍ ÇÒÉÂËÏ×ÙÍ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÅÍ É ÐÅÒÅÄÁÅÔÓÑ × ÏÓÎÏ×ÎÏÍ ÞÅÒÅÚ ÐÒÅÄÍÅÔÙ ÕÈÏÄÁ ÚÁ ×ÏÌÏÓÁÍÉ – ÒÁÓÞÅÓËÉ, ÇÏÌÏ×ÎÙÅ ÝÅÔËÉ, Á ÔÁËÖÅ ÞÅÒÅÚ ÛÁÐËÉ É Ô. Ä. ïÄÎÁËÏ ÇÒÉÂÏË-×ÏÚÂÕÄÉÔÅÌØ ÐÅÒÈÏÔÉ ÓÐÏÓÏÂÅÎ ×ÙÚÙ×ÁÔØ ÐÏÒÁÖÅÎÉÅ ËÏÖÉ ÎÁ ÇÏÌÏ×Å ÔÏÌØËÏ × ÏÓÏÂÙÈ, ÂÌÁÇÏÐÒÉÑÔÎÙÈ ÄÌÑ ÎÅÇÏ ÕÓÌÏ×ÉÑÈ (ÐÏÎÉÖÅÎÎÏÅ ÐÉÔÁÎÉÅ ÏÒÇÁÎÉÚÍÁ, ÎÅÄÏÓÔÁÔÏË ×ÉÔÁÍÉÎÏ× ÇÒÕÐÐÙ ÷, ÈÒÏÎÉÞÅÓËÉÅ ÂÏÌÅÚÎÉ, ÏÓÏÂÅÎÎÏ ÐÉÝÅ×ÁÒÉÔÅÌØÎÏÇÏ ÔÒÁËÔÁ, ÐÅÒÅÕÔÏÍÌÅÎÉÅ, ÎÅÒ×ÎÏ-ÐÓÉÈÉÞÅÓËÉÅ ÒÁÓÓÔÒÏÊÓÔ×Á).
ë ÐÏÑ×ÌÅÎÉÀ ÐÅÒÈÏÔÉ, ËÒÏÍÅ ÔÏÇÏ, ÐÒÅÄÒÁÓÐÏÌÁÇÁÅÔ ÓÎÉÖÅÎÉÅ ÓÔÅÒÉÌÉÚÕÀÝÉÈ Ó×ÏÊÓÔ× ËÏÖÎÏÇÏ ÓÁÌÁ É ÕÍÅÎØÛÅÎÉÅ ËÉÓÌÏÔÎÏÓÔÉ ÐÏ×ÅÒÈÎÏÓÔÉ ËÏÖÉ.
íÉËÒÏÓÐÏÒÉÑ × ÂÏÌØÛÉÎÓÔ×Å ÓÌÕÞÁÅ× (99%) ×ÙÚÙ×ÁÅÔÓÑ ÚÏÏÁÎÔÒÏÐÏÆÉÌØÎÙÍ ÇÒÉÂÏÍ Microsporum canis, ÒÅÄËÏ – ÁÎÔÒÏÐÏÆÉÌØÎÙÍ M.ferrugeneum. ÷ÓÔÒÅÞÁÅÔÓÑ ÏÂÙÞÎÏ Õ ÄÅÔÅÊ ÄÏÛËÏÌØÎÏÇÏ É ÍÌÁÄÛÅÇÏ ÛËÏÌØÎÏÇÏ ×ÏÚÒÁÓÔÁ; ÐÒÏÔÅËÁÅÔ Ó ÏÂÒÁÚÏ×ÁÎÉÅÍ ÎÅÍÎÏÇÏÞÉÓÌÅÎÎÙÈ, ÏËÒÕÇÌÙÈ, ÞÅÔËÏ ÏÞÅÒÞÅÎÎÙÈ ÏÞÁÇÏ× Ó ÏÂÌÏÍÌÅÎÎÙÍÉ ÎÁ ×ÙÓÏÔÅ 4-5 ÍÍ ÏÔ ÕÒÏ×ÎÑ ËÏÖÉ ×ÏÌÏÓÁÍÉ. ÷ ÐÒÅÄÅÌÁÈ ÏÞÁÇÁ ÐÏÒÁÖÅÎÉÑ ËÏÖÁ ÐÏËÒÙÔÁ ÍÅÌËÉÍÉ ÓÅÒÏ×ÁÔÏ-ÂÅÌÙÍÉ ÞÅÛÕÊËÁÍÉ. îÁ ÇÌÁÄËÏÊ ËÏÖÅ ÍÉËÒÏÓÐÏÒÉÑ ÐÒÏÑ×ÌÑÅÔÓÑ ËÏÎÃÅÎÔÒÉÞÅÓËÉÍÉ ÜÒÉÔÅÍÁÔÏÚÎÏ-ÓË×ÁÍÏÚÎÙÍÉ ÂÌÑÛËÁÍÉ, ÏËÒÕÖÅÎÎÙÍÉ ×ÁÌÉËÏÍ ÉÚ ÍÅÌËÉÈ ÐÕÚÙÒØËÏ× É ÓÅÒÏÚÎÙÈ ËÏÒÏÞÅË.
õ ÄÅÔÅÊ ÒÁÎÎÅÇÏ ×ÏÚÒÁÓÔÁ ÞÁÝÅ ÏÔÍÅÞÁÅÔÓÑ ÐÏ×ÅÒÈÎÏÓÔÎÁÑ ÔÒÉÈÏÆÉÔÉÑ ×ÏÌÏÓÉÓÔÏÊ ÞÁÓÔÉ ÇÏÌÏ×Ù, ×ÙÚÙ×ÁÅÍÁÑ ÁÎÔÒÏÐÏÆÉÌØÎÙÍÉ ÔÒÉÈÏÆÉÔÏÎÁÍÉ (Trichophyton tonsurans É T. violaceum), ÓÏÐÒÏ×ÏÖÄÁÀÝÁÑÓÑ ÐÏÔÅÒÅÊ Ã×ÅÔÁ, ÜÌÁÓÔÉÞÎÏÓÔÉ É ÂÌÅÓËÁ ×ÏÌÏÓ, ÏÂÌÁÍÙ×ÁÎÉÅÍ ÉÈ ÎÁ ÕÒÏ×ÎÅ ËÏÖÉ (ÐÅÎØËÉ × ×ÉÄÅ ÞÅÒÎÙÈ ÔÏÞÅË), ÏÂÒÁÚÏ×ÁÎÉÅÍ ÞÅÔËÉÈ, ÏËÒÕÇÌÙÈ ÐÒÏÐÌÅÛÉÎ, ÐÏËÒÙÔÙÈ ÍÅÌËÉÍÉ ÛÅÌÕÛÁÝÉÍÉÓÑ ÜÌÅÍÅÎÔÁÍÉ. ëÌÉÎÉÞÅÓËÉÅ ÐÒÉÚÎÁËÉ ÔÒÉÈÏÆÉÔÉÉ ÎÁ ÇÌÁÄËÏÊ ËÏÖÅ ÎÁÐÏÍÉÎÁÀÔ ÐÒÏÑ×ÌÅÎÉÑ ÍÉËÒÏÓÐÏÒÉÉ. äÌÑ ÉÎÆÉÌØÔÒÁÔÉ×ÎÏ-ÎÁÇÎÏÉÔÅÌØÎÏÊ ÆÏÒÍÙ ÈÁÒÁËÔÅÒÎÙ ÐÅÒÉÆÏÌÌÉËÕÌÉÔÙ É ÇÌÕÂÏËÉÅ ÆÏÌÌÉËÕÌÑÒÎÙÅ ÁÂÓÃÅÓÓÙ.
òÁÚÎÏÃ×ÅÔÎÙÊ (ÏÔÒÕÂÅ×ÉÄÎÙÊ) ÌÉÛÁÊ ÎÁÂÌÀÄÁÅÔÓÑ Õ ÄÅÔÅÊ ÓÔÁÒÛÅÇÏ ×ÏÚÒÁÓÔÁ; ÈÁÒÁËÔÅÒÉÚÕÅÔÓÑ ÐÏÑ×ÌÅÎÉÅÍ ÎÁ ËÏÖÅ ÓÐÉÎÙ É ÇÒÕÄÉ (ÒÅÖÅ – ÛÅÉ, ÖÉ×ÏÔÁ É ËÏÎÅÞÎÏÓÔÅÊ) ÍÅÌËÏ ÛÅÌÕÛÁÝÉÈÓÑ ËÒÅÍÏ×ÙÈ, Ó×ÅÔÌÏ-ËÏÒÉÞÎÅ×ÙÈ ÉÌÉ ÖÅÌÔÏ×ÁÔÏ-ÒÏÚÏ×ÙÈ ÐÑÔÅÎ ÎÅÐÒÁ×ÉÌØÎÏÊ ÆÏÒÍÙ, ÓËÌÏÎÎÙÈ Ë ÐÅÒÉÆÅÒÉÞÅÓËÏÍÕ ÒÏÓÔÕ. úÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÅ ÍÁÌÏËÏÎÔÁÇÉÏÚÎÏ, ÉÍÅÅÔ ÈÒÏÎÉÞÅÓËÏÅ ÒÅÃÉÄÉ×ÉÒÕÀÝÅÅ ÔÅÞÅÎÉÅ; ÐÏÒÁÖÅÎÎÙÅ ÕÞÁÓÔËÉ ËÏÖÉ ÎÅ ÚÁÇÏÒÁÀÔ (×ÔÏÒÉÞÎÁÑ ÌÅÊËÏÄÅÒÍÁ).
ðÒÉ ÐÏÒÁÖÅÎÉÉ ÇÒÉÂÏÍ Achorion schonleini ÒÁÚ×É×ÁÅÔÓÑ ÒÅÄËÏÅ ÇÒÉÂËÏ×ÏÅ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÅ ËÏÖÉ Õ ÄÅÔÅÊ – ÆÁ×ÕÓ (ÐÁÒÛÁ), ÐÒÏÑ×ÌÑÀÝÅÅÓÑ ÏÂÙÞÎÏ ÎÁ ×ÏÌÏÓÉÓÔÏÊ ÞÁÓÔÉ ÇÏÌÏ×Ù ÏÂÒÁÚÏ×ÁÎÉÅÍ ÓËÕÔÕÌ (ÆÁ×ÏÚÎÙÈ ÝÉÔËÏ×) – ÓÕÈÉÈ ÔÏÌÓÔÙÈ ËÏÒÏË ÖÅÌÔÏ×ÁÔÏÇÏ ÉÌÉ Ó×ÅÔÌÏ-ËÏÒÉÞÎÅ×ÏÇÏ Ã×ÅÔÁ Ó ÐÒÉÐÏÄÎÑÔÙÍÉ ËÒÁÑÍÉ É ×ÄÁ×ÌÅÎÎÙÍ ÃÅÎÔÒÏÍ, ÉÚÄÁÀÝÉÈ ÚÁÓÔÏÊÎÙÊ ÎÅÐÒÉÑÔÎÙÊ ÚÁÐÁÈ. ðÏÒÁÖÅÎÎÙÅ ÇÒÉÂËÏÍ ×ÏÌÏÓÙ ÉÓÔÏÎÞÁÀÔÓÑ, ÓÔÁÎÏ×ÑÔÓÑ ÐÏÈÏÖÉ ÎÁ ÐÁËÌÀ, ×ÙÄÅÒÇÉ×ÁÀÔÓÑ ×ÍÅÓÔÅ Ó ËÏÒÎÅÍ. æÁ×ÕÓ ÍÏÖÅÔ ÚÁËÏÎÞÉÔØÓÑ ÇÎÅÚÄÎÏÊ ÉÌÉ ÓÐÌÏÛÎÏÊ ÒÕÂÃÏ×ÏÊ ÁÔÒÏÆÉÅÊ ËÏÖÉ É ÇÉÂÅÌØÀ ×ÏÌÏÓÑÎÙÈ ÆÏÌÌÉËÕÌ.
òÕÂÒÏÍÉËÏÚ, ×ÙÚÙ×ÁÅÍÙÊ ÁÎÔÒÏÐÏÆÉÌØÎÙÍ ×ÏÚÂÕÄÉÔÅÌÅÍ T. rubrum, ×ÏÚÎÉËÁÅÔ Õ ÄÅÔÅÊ × ×ÏÚÒÁÓÔÅ 7-15 ÌÅÔ; ÐÒÏÑ×ÌÑÅÔÓÑ ÓÕÈÏÓÔØÀ ËÏÖÉ ÓÔÏÐ É ËÉÓÔÅÊ, ÞÅÔËÉÍÉ ÒÏÚÏ×Ï-ËÒÁÓÎÙÍÉ, ÍÅÌËÏ ÛÅÌÕÛÁÝÉÍÉÓÑ ÏÞÁÇÁÍÉ Ó ÆÅÓÔÏÎÞÁÔÙÍ ËÒÁÅÍ; ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÅÍ ÎÏÇÔÅÊ.
ðÒÉ ÜÐÉÄÅÒÍÏÆÉÔÉÉ × ÍÅÖÐÁÌØÃÅ×ÙÈ ÓËÌÁÄËÁÈ É ÎÁ ÐÏÄÏÛ×Å ÓÔÏÐ ÎÁÂÌÀÄÁÀÔÓÑ ÎÅÂÏÌØÛÏÅ ÐÏËÒÁÓÎÅÎÉÅ, ÛÅÌÕÛÅÎÉÅ, ÕÍÅÒÅÎÎÏÅ ÍÏËÎÕÔÉÅ, ÔÒÅÝÉÎÙ É ÐÕÚÙÒØËÉ, ÇÉÐÅÒËÅÒÁÔÏÚ, ÓÏÐÒÏ×ÏÖÄÁÀÝÉÅÓÑ ÚÕÄÏÍ.
äÌÑ ÒÁÚÌÉÞÎÙÈ ÔÉÐÏ× ÏÎÉÈÏÍÉËÏÚÁ ÈÁÒÁËÔÅÒÎÏ ÕÔÏÌÝÅÎÉÅ, ÉÚÍÅÎÅÎÉÅ ÆÏÒÍÙ É Ã×ÅÔÁ ÎÏÇÔÅ×ÏÊ ÐÌÁÓÔÉÎÙ Ó ÅÅ ÐÏÓÔÅÐÅÎÎÙÍ ÒÁÚÒÕÛÅÎÉÅÍ, ÏÎÉÈÏÌÉÚÉÓÏÍ, ÐÏÒÁÖÅÎÉÅÍ ÎÏÇÔÅ×ÏÇÏ ×ÁÌÉËÁ.
ëÁÎÄÉÄÏÚ Õ ÄÅÔÅÊ ÞÁÝÅ ×ÓÅÇÏ ÐÒÏÑ×ÌÑÅÔÓÑ ÍÏÌÏÞÎÉÃÅÊ – ÂÅÌÙÍ Ô×ÏÒÏÖÉÓÔÙÍ ÎÁÌÅÔÏÍ ÎÁ ÑÚÙËÅ, ÄÅÓÎÁÈ, ÝÅËÁÈ. ÷ÅÚÉËÕÌÑÒÎÙÅ ×ÙÓÙÐÁÎÉÑ É ÏÂÛÉÒÎÙÅ ÐÏ×ÅÒÈÎÏÓÔÎÙÅ ÉÚßÑÚ×ÌÅÎÉÑ, ÓÏÐÒÏ×ÏÖÄÁÀÝÉÅÓÑ ÚÕÄÏÍ É ÖÖÅÎÉÅÍ, ÔÁËÖÅ ÍÏÇÕÔ ×ÏÚÎÉËÁÔØ × ÏÂÌÁÓÔÉ ÅÓÔÅÓÔ×ÅÎÎÙÈ ËÏÖÎÙÈ ÓËÌÁÄÏË.
ðÏÓÌÅ ÐÅÒÅÎÅÓÅÎÎÏÇÏ ÇÒÉÂËÏ×ÏÇÏ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑ ËÏÖÉ Õ ÄÅÔÅÊ ÎÅ ×ÏÚÎÉËÁÅÔ ÓÔÏÊËÏÇÏ ÉÍÍÕÎÉÔÅÔÁ É ÍÏÖÅÔ ÐÒÏÉÚÏÊÔÉ ÐÏ×ÔÏÒÎÏÅ ÚÁÒÁÖÅÎÉÅ ÒÅÂÅÎËÁ ÔÅÍ ÖÅ ×ÉÄÏÍ ÇÒÉÂÁ.
ìÅÞÅÎÉÅ ÇÒÉÂËÏ×ÙÈ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÊ ËÏÖÉ Õ ÄÅÔÅÊ
ëÕÒÓÏ×ÏÅ ÌÅÞÅÎÉÅ ÇÒÉÂËÏ×ÙÈ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÊ ËÏÖÉ Õ ÄÅÔÅÊ ÐÒÏ×ÏÄÉÔÓÑ ÁÍÂÕÌÁÔÏÒÎÏ, Á ÐÒÉ ÏÔÓÕÔÓÔ×ÉÉ ÜÆÆÅËÔÁ, ÎÁÌÉÞÉÉ ÓÏÐÕÔÓÔ×ÕÀÝÅÊ ÐÁÔÏÌÏÇÉÉ É ÔÑÖÅÌÏÍ ÔÅÞÅÎÉÉ – × ÓÐÅÃÉÁÌÉÚÉÒÏ×ÁÎÎÏÍ ÓÔÁÃÉÏÎÁÒÅ. ÷ ÌÅÞÅÎÉÉ ÇÒÉÂËÏ×ÙÈ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÊ ËÏÖÉ Õ ÄÅÔÅÊ ÐÒÉÍÅÎÑÀÔ ÍÏÎÏÔÅÒÁÐÉÀ ÉÌÉ ËÏÍÂÉÎÁÃÉÀ ÎÁÒÕÖÎÙÈ É ÓÉÓÔÅÍÎÙÈ ÁÎÔÉÍÉËÏÔÉÞÅÓËÉÈ ÓÒÅÄÓÔ×, ÁÎÔÉÇÉÓÔÁÍÉÎÎÙÅ É ÇÌÀËÏËÏÒÔÉËÏÉÄÎÙÅ ÐÒÅÐÁÒÁÔÙ, ÉÍÍÕÎÏÓÔÉÍÕÌÑÔÏÒÙ, ÐÏÌÉ×ÉÔÁÍÉÎÙ, ÆÉÚÉÏÐÒÏÃÅÄÕÒÙ.
åÖÅÄÎÅ×ÎÏ ×ÙÐÏÌÎÑÀÔ ÏÂÒÁÂÏÔËÕ ÐÏÒÁÖÅÎÎÙÈ ÕÞÁÓÔËÏ× ËÏÖÉ ÁÎÔÉÓÅÐÔÉÞÅÓËÉÍÉ ÒÁÓÔ×ÏÒÁÍÉ (ÆÕÒÁÃÉÌÉÎÁ, ÐÅÒÍÁÎÇÁÎÁÔÁ ËÁÌÉÑ, ÂÏÒÎÏÊ ËÉÓÌÏÔÙ); ÐÒÏ×ÏÄÑÔ ÍÅÄÉËÁÍÅÎÔÏÚÎÕÀ ÏÂÒÁÂÏÔËÕ ÓÔÏÐ É ÎÏÇÔÅ×ÙÈ ÐÌÁÓÔÉÎÏË (ÐÒÉ ÇÉÐÅÒËÅÒÁÔÏÚÅ – ËÅÒÁÔÏÌÉÔÉÞÅÓËÉÍÉ ÓÒÅÄÓÔ×ÁÍÉ); ×ÏÌÏÓÙ × ÏÞÁÇÅ ÐÏÒÁÖÅÎÉÑ ÓÂÒÉ×ÁÀÔ, ÕÄÁÌÑÀÔ ËÏÒËÉ.
ðÒÉ ÇÒÉÂËÏ×ÙÈ ÐÏÒÁÖÅÎÉÑÈ ËÏÖÎÙÈ ÓËÌÁÄÏË, ËÉÓÔÅÊ É ÓÔÏÐ Õ ÄÅÔÅÊ ÉÓÐÏÌØÚÕÀÔ ÐÒÏÔÉ×ÏÇÒÉÂËÏ×ÙÅ ÐÁÓÔÙ, ÍÁÚÉ, ËÒÅÍÁ, ÜÍÕÌØÓÉÉ Ó ÔÅÒÂÉÎÁÆÉÎÏÍ, ÎÁÆÔÉÆÉÎÏÍ, ËÌÏÔÒÉÍÁÚÏÌÏÍ, ÍÉËÏÎÁÚÏÌÏÍ, ËÅÔÏËÏÎÁÚÏÌÏÍ; ÓÅÒÎÏ-ÄÅÇÔÑÒÎÕÀ, ÓÁÌÉÃÉÌÏ×ÕÀ, ÎÁÆÔÁÌÁÎÏ×ÕÀ ÍÁÚÉ. ðÒÉ ÐÒÉÓÏÅÄÉÎÅÎÉÉ ÂÁËÔÅÒÉÁÌØÎÏÊ ÉÎÆÅËÃÉÉ ÎÁÚÎÁÞÁÀÔ ÁÎÔÉÍÉËÏÔÉÞÅÓËÉÅ ÍÁÚÉ, ÓÏÄÅÒÖÁÝÉÅ ÁÎÔÉÂÉÏÔÉËÉ É ËÏÒÔÉËÏÓÔÅÒÏÉÄÙ. ðÒÉ ÔÑÖÅÌÙÈ É ÒÁÓÐÒÏÓÔÒÁÎÅÎÎÙÈ ÄÅÒÍÁÔÏÆÉÔÉÑÈ, ÐÏÒÁÖÅÎÉÉ ×ÏÌÏÓ É ÎÏÇÔÅÊ ÄÏÐÏÌÎÉÔÅÌØÎÏ ÐÏËÁÚÁÎ ÐÒÉÅÍ ÓÉÓÔÅÍÎÙÈ ÁÎÔÉÍÉËÏÔÉËÏ× (ÇÒÉÚÅÏÆÕÌØ×ÉÎÁ, ÉÔÒÁËÏÎÁÚÏÌÁ, ÆÌÕËÏÎÁÚÏÌÁ). ðÒÉ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏÓÔÉ ÐÒÏ×ÏÄÑÔ ÌÁÚÅÒÎÏÅ ÌÅÞÅÎÉÅ ÇÒÉÂËÏ×ÙÈ ÐÏÒÁÖÅÎÉÊ ËÏÖÉ É ÎÏÇÔÅÊ, ÈÉÒÕÒÇÉÞÅÓËÏÅ ÕÄÁÌÅÎÉÅ ÎÏÇÔÅ×ÏÊ ÐÌÁÓÔÉÎÙ.
æÉÚÉÏÔÅÒÁÐÉÑ ÇÒÉÂËÏ×ÙÈ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÊ ËÏÖÉ Õ ÄÅÔÅÊ ×ËÌÀÞÁÅÔ ÌÅËÁÒÓÔ×ÅÎÎÙÊ ÜÌÅËÔÒÏÆÏÒÅÚ, ÉÍÐÕÌØÓÎÕÀ ÍÁÇÎÉÔÏÔÅÒÁÐÉÀ, ÄÁÒÓÏÎ×ÁÌÉÚÁÃÉÀ, äí÷-ÔÅÒÁÐÉÀ.
ìÅÞÅÎÉÅ ÇÒÉÂËÏ×ÙÈ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÊ ËÏÖÉ Õ ÄÅÔÅÊ ÄÌÉÔÅÌØÎÏÅ, ÐÒÏÄÏÌÖÁÅÔÓÑ ÄÏ ÒÁÚÒÅÛÅÎÉÑ ËÌÉÎÉÞÅÓËÉÈ ÐÒÏÑ×ÌÅÎÉÊ É ÏÔÒÉÃÁÔÅÌØÎÙÈ ËÏÎÔÒÏÌØÎÙÈ ÁÎÁÌÉÚÏ× ÎÁ ÇÒÉÂÙ.