Нос глаза и кожа для чего нужны

Органы чувств, зрения и слух являются неотъемлемой частью нервной системы. Работают как единая система. Органы чувств также называют сенсорами, они позволяют воспринимать окружающую информацию. Органы чувств через импульсы подают необходимую информацию в мозг, где уже она анализируется.
Ни одно живое существо не сможет полноценно существовать без сенсоров. Как найти еду, если ее не видеть, как отличить запах соленого от сладкого, и как понять, ощущается ли боль, если нет тактильного восприятия? Без органов чувств человек просто не сможет выжить. Именно поэтому им необходимо обеспечить должный уход.
Необходимые памятки должны быть во всех учебных заведениях, в том числе в детских садах. Ребенок с самого раннего детства должен понимать, что к своему организму нужно относиться бережно. Для начал нужно знать, что у каждого человека 5 сенсорных систем.
Содержание:
Органы зрения
Органы вкуса
Обоняние
Органы слуха
Осязание
Органы зрения
Впервые человек получает информацию об органах чувств в начальных классах. Но родители должны самостоятельно уделить этому вопросу внимание намного раньше, чем дети начнут с этим знакомиться на уроках биологии.
С самых первых дней малыш с помощью глаз познает окружающий мир. С помощью глаз человек может читать, писать, распознавать окружающие вещи и предметы, что особенно важно для становления личности.
Вокруг находится огромное количество раздражителей, но большее внимание уделяется зрительным, поскольку около 90% информации человек получает с помощью глаз. Чтобы уберечь органы зрения, нужно следовать некоторым простым правилам:
При чтении книг и журналов позаботиться о хорошем освещении;
Отказаться от курения;
Не тереть глаза грязными руками, вытирать лицо чистым полотенцем;
Употреблять в пищу продукты, которые положительно сказываются на зрении;
У кого проблемы со зрением, нужно хорошо ухаживать за линзами и очками. Менять их также нужно вовремя;
Если специалист назначил очки, то их обязательно нужно носить;
Периодически проверяться у врача;
При продолжительном сидении за компьютером, чтении книг или просмотра телевизора нужно делать специальную гимнастику для глаз, особенно если чувствуется утомляемость;
Нельзя смотреть на яркое солнце без солнцезащитных очков;
Выдерживать необходимое расстояние от компьютера, телефона и книг. Также нельзя смотреть телевизор или в экран монитора сбоку – только прямо.
Следуя этим простым рекомендациям, то органы зрения будут здоровы.
Органы вкуса
За восприятие вкуса отвечает язык. Это подвижная мышца, которая на удивление является одной из самых сильных. Поверхность языка немного шершавая, поскольку на ней находится огромное количество мелких сосочков, с помощью которых и распознается вкус еды. Все сосочки разделяются на несколько групп в зависимости от вида: листовидные, конические и др. В зависимости от формы, каждый отвечает за конкретные функции. Чтобы уберечь орган вкуса, нужно придерживаться следующих рекомендаций:
Нельзя употреблять очень горячую еду, пить слишком горячую воду;
Перед приемом пищи обязательно мыть руки;
Не класть в рот неизвестные предметы, лекарства и растения;
Во время еды активно не разговаривать, иначе можно подавиться.
Особенно следует наблюдать за маленькими детьми, которые любят тянуть все в рот и как можно раньше отучить от этой плохой привычки. Препараты для пищеварительного тракта и обмена веществ, вы сможете купить через наш каталог.
Обоняние
За восприятие запахов отвечает нос. Именно с помощью него можно распознавать приятные ароматы. Также он может предупреждать о различных опасностях, например, утечка газа и пожар. Обонятельные рецепторы также нуждаются в правильном и должном уходе:
Не нужно вдыхать полной грудью запахи неизвестных жидкостей из бутылок и прочих емкостей. Направить запах к носу можно при помощи помахивания руки;
Для органа чувств вредной считается пыль. Поэтому в помещении, в котором вы живете, работаете или часто находитесь, нужно регулярно делать влажную уборку и хорошо проветривать;
Курение и или вдыхание дыма от сигарет негативно отражается на органах обоняния;
При чистке ротовой полости зубной пастой, не забывать хорошо очищать язык.
Органы слуха
Органом слуха являются уши, с помощью которых мы распознаем разные звуки и можем приблизительно определять их дальность, силу. Звуки распространяются при помощи волн. Существуют некие пределы. Если звук выходит за эти пределы, то его называют ультразвуком или инфразвуком. Органы слуха нужно беречь. Для этого есть простые правила:
Нельзя слушать громко музыку, особенно в наушниках;
Запрещается, чтобы кто-то громко орал в ухо;
Чистить уши можно только ватными палочками, не стоит использовать острые предметы, иначе можно повредить барабанную перепонку;
Нужно каждый день чистить и мыть уши;
При разных болезнях или дискомфортных ощущениях сразу же обращаться к врачу.
Осязание
И последний орган – кожа, которая отвечает за тактильные восприятия. Она выполняет основную и одну из самых значимых функций – защищает организм от проявления внешних факторов, которые могут навредить. Благодаря коже человек ощущает боль, понимает, когда холодно, а когда жарко. Стоит взять во внимание несколько полезных советов, которые помогут уберечь органы осязания:
Каждый день нужно принимать душ или ванну;
Не наносить на кожу средства с подозрительным или незнакомым составом;
Носить качественную одежду из натуральных материалов;
Не допускать ожогов, перемерзания и сильных порезов;
Не нужно трогать неизвестных насекомых, растений и уличных животных.
Следуя простым правилам, человеку удастся сохранить свои органы чувств здоровыми. При любых ухудшениях, нужно сразу же обратиться к врачу и ни в коем случае не заниматься самолечением.
В нашем каталоге также продаются препараты для лечения геморроя. Вы будете приятно удивлены нашими ценами.
Источник
Пять чувств позволяют нам познавать окружающий мир и реагировать наиболее соответствующим образом. За зрение отвечают глаза, за слух – уши, за обоняние – нос, за вкус – язык, а за осязание – кожа. Благодаря им мы получаем информацию о нашем окружении, которая анализируется и истолковывается головным мозгом. Обычно наша реакция направлена на продление приятных ощущений или на прекращение неприятных.
Зрение
Из всех доступных нам чувств мы чаще всего используем зрение. Мы можем видеть благодаря множеству органов: световые лучи проходят через зрачок (отверстие), роговицу (прозрачную мембрану), затем через хрусталик (орган, похожий на линзу), после чего на сетчатке глаза (тонкая мембрана в глазном яблоке) возникает перевернутое изображение. Изображение преобразуется в нервный сигнал благодаря выстилающим сетчатку рецепторам – палочкам и колбочкам, и передается в головной мозг через зрительный нерв. Мозг распознает нервный импульс как изображение, переворачивает его в нужном направлении и воспринимает в трехмерном виде.
Слух
По мнению ученых, слух – второе наиболее используемое человеком чувство. Звуки (колебания воздуха) через слуховой проход проникают к барабанной перепонке и заставляют ее вибрировать. Затем они проходят через окно преддверия – отверстие, закрытое тонкой пленкой, и улитку заполненную жидкостью трубку, раздражая при этом слуховые клетки. Эти клетки преобразуют колебания в нервные сигналы, посылаемые в головной мозг. Мозг распознает эти сигналы как звуки, определяя уровень их громкости и высоту.
Осязание
Миллионы рецепторов, расположенные на поверхности кожи и в ее тканях распознают прикосновение, нажатие или боль, затем посылают соответствующие сигналы спинному и головному мозгу. Головной мозг анализирует и расшифровывает эти сигналы, переводя их в ощущения – приятные, нейтральные или неприятные.
Обоняние
Мы способны различать до десяти тысяч запахов, некоторые из которых (ядовитые газы, дым) оповещают нас о близкой опасности. Расположенные в полости носа клетки выявляют молекулы, являющиеся источником запаха, затем посылают соответствующие нервные импульсы в мозг. Мозг опознает эти запахи, которые могут быть приятными или наоборот неприятными. Ученые определили семь основных запахов: ароматический (камфорный), эфирный, душистый (цветочный), амброзиевый (запах мускуса – вещества животного происхождения, используемого в парфюмерии), отталкивающий (гнилостный), чесночный (серный) и, наконец, запах горелого. Обоняние часто называют чувством памяти: действительно, запах может напомнить об очень давнем событии.
Вкус
Менее развитое чем обоняние, чувство вкуса сообщает о качестве и вкусовых особенностях потребляемой пищи и жидкостей. Вкусовые клетки, расположенные на вкусовых сосочках – маленьких бугорках на языке, определяют оттенки вкуса и передают соответствующие нервные импульсы в мозг. Мозг анализирует и идентифицирует характер вкуса.
Как мы пробуем пищу?
Чувства вкуса не достаточно, чтобы оценить пищу, и обоняние также играет очень важную роль. В носовой полости находятся две чувствительные к запахам обонятельные области. Когда мы едим, запах пищи достигает этих областей, которые «определяют», вкусная пища или нет.
Источник
БДОУ г. Омска «Детский сад № 148»
Калайтан Анна Владимировна
10 группа (II младшая)
«Зачем человеку нужны глаза, уши, нос, язык и пальцы рук?»
Цель: закреплять знание о том, что глаза человеку необходимы, чтобы видеть, уши – слышать, нос – чувствовать запахи, язык – чувствовать вкус, пальцы рук – ощупывать предметы.
Задачи:
Формировать умение в ходе исследовательской деятельности делать выводы (глазами человек видит предметы, ушами – слышит звуки, носом – чувствует запахи, языком – чувствует вкус, пальцами рук – ощупывает предметы).
Развивать внимание при выполнении заданий.
Воспитывать терпение к сверстникам в процессе игры.
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, выполненная в формате мультфильма (мультфильм «Катя спрашивает, для чего человеку нужны уши, глаза, нос, язык? Зачем нужны руки?»), ноутбук, проектор.
Атрибуты для игры «Что изменилось?»: 4-5 игрушек, большой платок; атрибуты для игры «Что звучит?»: 4-5 предметов, которые могут издавать характерный звук. Например, лист бумаги, колокольчик, игрушка-пищалка, стеклянный стакан, погремушка и др.; атрибуты к игре «Чем пахнет?»: 3-4 коробочки от детского напитка – небольшие, без этикеток, с крышками, вата, несколько кусочков пищевых продуктов с характерным запахом. Например, кусочки лимона или мандарина, кусочки шоколада, кусочки чеснока и др.; атрибуты к игре «Волшебный мешочек»: мешок, несколько предметов, игрушек; атрибуты для игры «Какой вкус?»: прозрачный кувшин с водой, несколько чашек, сахар, блюдце, несколько маленьких ложек.
Ход НОД
– К нам в гости пришла девочка. Хотите с ней познакомиться?
Включается мультфильм. Девочка говорит:
– Здравствуйте, меня зовут Катя. Я обычная девочка. У меня, как и у вас, есть две руки, две ноги, туловище. Есть голова. На голове у меня есть волосы. Я люблю делать разные прически.
Еще у меня есть два уха, два глаза, нос и рот. Во рту есть язык.
И мне интересно, для чего человеку уши, глаза, нос, язык? Зачем нужны руки?
Воспитатель: Мы познакомились с девочкой Катей. У Кати есть вопросы. Она не знает, для чего человеку нужны уши, глаза, нос, язык, руки (пальцы рук). Если человек что-то не знает и обращается с вопросом, что мы можем сделать?
Дети: помочь
Воспитатель: как?
Дети: ответить на вопрос.
Воспитатель: про что мы будем Кате отвечать?
Дети: для чего нужны уши, глаза, нос, язык, руки.
Воспитатель: как мы будем Кате отвечать на ее вопросы?
Дети: Расскажем.
Воспитатель: Можно рассказать, а можно показать. ИЛИ
Давайте не просто расскажем, для чего человеку нужны уши, глаза, нос, язык, руки (пальцы рук), а покажем.
Переходим к столу или садимся на ковер, где расположены несколько игрушек.
Воспитатель: сейчас мы поиграем в игру, где вы будете угадывать, что изменилось. Для этого закрывайте глаза, я в это время поменяю местами игрушки. А когда вы откроете глаза, скажете, что изменилось?
Играем несколько раз.
Воспитатель хвалит детей (подводит итог игры).
Воспитатель: когда вы замечали, что игрушки поменялись местами, как вы об этом догадались? (ИЛИ – как вы узнали, что игрушки поменялись местами?)
Дети: увидели.
Воспитатель: с помощью чего увидели?
Дети: с помощью глаз.
Воспитатель: значит, глаза нам нужны, чтобы…? (ИЛИ – значит, для чего нам нужны глаза?)
Дети: видеть.
Воспитатель: молодцы, ребята, вы хорошо показали, для чего нужны глаза. Теперь Катя знает, что глаза человеку нужны для того, чтобы видеть.
Переходим к другому столу или полке, где дети не должны видеть то, с чем будут играть.
Воспитатель: будем дальше Кате отвечать на ее вопросы? Тогда пройдемте к этому столу и поиграем. Я буду издавать звуки разными предметами, а вы угадывайте и называйте, какой предмет прозвучал.
После игры подводим итог: молодцы, ребята, вы хорошо угадывали предметы, которые звучали. А как вы об этом догадались?
Дети: услышали.
Воспитатель: с помощью чего услышали?
Дети: с помощью ушей.
Воспитатель: значит, уши нам нужны, чтобы…? (ИЛИ – значит, для чего нам нужны уши?)
Дети: слышать.
Воспитатель: ребята, вы хорошо показали, для чего нужны уши. Теперь Катя знает, что уши человеку нужны для того, чтобы слышать.
Воспитатель: будем дальше Кате отвечать на ее вопросы? Тогда пройдемте к этому столу и поиграем.
Переходим к другому столу, где стоят коробочки с разными запахами.
Воспитатель: как узнать, что внутри?
Дети предлагают варианты ответов. Выясняем, что увидеть или услышать, что лежит в коробочке, нельзя. Достать предмет тоже невозможно. Когда дети рассматривают одну из коробочек, воспитатель побуждает детей почувствовать запах, доносящийся из этой коробочки.
Дети: почувствовали запах.
Играем дальше, нюхаем все коробочки, узнаем по запаху, что лежит внутри.
После игры подводим итог. Воспитатель: с помощью чего вы почувствовали запах?
Дети: с помощью носа.
Воспитатель: значит, нос нам нужен, чтобы…?
Дети: нюхать, чувствовать запах.
(можно проговорить с детьми, для чего еще нужен нос)
Воспитатель: вот вы ответили еще на один вопрос. Молодцы, все правильно сделали. Нос человеку нужен для того, чтобы чувствовать запах.
Воспитатель: Идем дальше (можно спросить детей, на какие вопросы мы еще не ответили). Вот следующая игра. Здесь есть Волшебный мешочек, где лежат разные предметы. Их нельзя ни увидеть, ни услышать и запах почувствовать нельзя.
Играем в игру «Волшебный мешочек»
После игры подводим итог. Воспитатель: как вы узнали, что лежит внутри?
Дети: почувствовали руками.
Воспитатель: пальцами рук вы ощупали предмет и узнали, что это. Значит, пальцы рук нам нужны (? Дети сами могут отвечать), чтобы узнавать предметы на ощупь. Молодцы, вы ответили еще на один Катин вопрос.
Воспитатель: про что еще нам надо Кате показать и рассказать?
Дети: про рот, язык.
Воспитатель: идем дальше и находим еще одну игру.
Воспитатель: Что в кувшине? Дети предлагают ответы. Беседуем, выясняем, что воду увидели глазами.
Воспитатель: А как узнать, что это именно вода, что можно сделать? (Ответы детей, наливают в чашку воды и пробуют её на вкус).
Какая вода на вкус?
Дети: Тёплая, вкусная…
Воспитатель: А что это, как вы думаете? (Показывает на блюдце с сахаром.)
Дети предлагают ответы.
Воспитатель: А как узнать – сахар это или соль? (Надо попробовать языком).
Воспитатель: возьмите немного этого вещества ложкой и попробуйте языком. Это съедобное. Что это? Положите сахар в воду, размешайте.
Что произошло с сахаром? (Ответы детей.) Попробуйте. Что теперь скажите о вкусе воды? Была какая, а стала? (После игры подводим итог.) Как вы узнали?
Дети: с помощью языка.
Воспитатель: молодцы, теперь Катя знает, для чего нужен язык, чтобы…
Дети: узнавать вкус.
Итог. Подходим к Кате.
Воспитатель: хорошо, ребята, мы с вами поиграли. На все Катины вопросы ответили?
Катя благодарит детей и говорит, что теперь она знает, для чего человеку нужны глаза, уши, нос, пальцы рук и язык. Прощается.
Воспитатель: понравилось вам, ребята, отвечать на Катины вопросы? Что вам понравилось?
Дети отвечают.
Источник
Предмет: развитие речи на основе знакомства с
окружающим миром.
Класс: 3 (программа школы VIII вида).
Тема: Органы обоняния, вкуса, осязания: нос,
язык, кожа.
Цель: ознакомление с органами чувств.
Задачи:
- познакомить с органами обоняния, вкуса,
осязания; - совершенствовать технику чтения;
- отрабатывать умение моделировать фразу;
- развивать зрительную память;
- воспитывать эмоциональную адекватность.
Оборудование:
- картинки с изображением органов человека: уши,
ноги, нос, глаза, руки; - карточки со словами, словосочетаниям, буквами;
- предметы для игры “Ароматы и запахи”: духи,
чеснок, апельсин; - маленькое зеркало;
- продукты для игры “Угадай по вкусу”: банан,
яблоко, апельсин, конфета; - предметы для игры “Определи на ощупь”: камушки,
мягкая игрушка, резиновый мячик.
План урока:
- Организационный момент.
- Повторение.
- Физминутка.
- Введение в тему.
- Изучение нового материала.
- Физминутка.
- Изучение нового материала.
- Закрепление.
- Домашнее задание.
- Итог урока.
Ход урока
1. У нас сегодня на уроке гости.
Покажем, как мы работаем?
2. Отработка биологических терминов и
понятий
– На прошлых уроках мы говорили про организм
человека. Организм человека – это сложный
механизм. В нём работает много систем и органов.
Это костная система, которая состоит из костей.
Мышечная система, состоящая из мышц. Нервная
система контролирует работу всего организма.
Система органов дыхания состоит из лёгких,
бронхов. В сердечно – сосудистой системе можем
отметить сердце, сосуды. В пищеварительной
системе мы называли желудок, пищевод, кишечник. В
выделительной системе знаем почки.
– На прошлом уроке мы говорили об органах
чувств. Какие органы чувств мы узнали? (Глаза.) Для
чего нужны глаза? Как сохранить хорошее зрение?
Для чего нам уши? Как сохранить хороший слух?
· Упражнение на развитие памяти.
– А сейчас мы с тобой поиграем. (Карточки, на
которых изображены ноги, уши, глаз, руки, нос) Это
что? Запомни, как лежат картинки. Сейчас ты
закроешь глаза. Я поменяю картинки местами, а ты
скажешь, что изменилось. Запомнила? Теперь
закрывай глаза. Что изменилось?
· Упражнение в группировке.
– Теперь поиграем по-другому. Разложи эти
картинки на 2 группы. Как назовём каждую группу?
(Ноги, руки – части тела. Уши, глаз, нос – органы
чувств.)
· Упражнение в установлении логических
связей.
– Перед тобой 2 столбика слов:
ходим | уши |
смотрим | глаза |
ощущаем запахи | руки |
пишем | нос |
слышим | ноги |
К каждому слову из левого столбика надо найти
пару из правого. Для этого сначала прочитай слова
справа. Теперь читаем слово из левого столбика и
находим ему пару. Теперь с каждой парой слов
составим предложение так, чтобы слова дружили.
3. Физминутка.
– Наши глаза устали. Надо сделать зарядку.
Встань прямо лицом к окну. Найди глазками высокую
трубу. Смотрим на её конец и считаем глаза до 20
(“Один глаз, два глаза…). Теперь смотрим на носик
кошечки (маленькая картинка прикреплена на окно)
и считаем уши от 20 (двадцать ушей, девятнадцать
ушей…) в обратном порядке. Зажмуримся.
“Бабочки” (быстро моргать глазами).
4.
– Что мы будем изучать сегодня? Ты сама
догадаешься. (Таблица с изображением
геометрических фигур. Отдельно вырезанные такие
фигуры с написанными в них буквами. При наложении
карточек с буквами на контуры в таблице
появляется тема урока: НОС. ЯЗЫК. КОЖА) Положи
каждую букву в домик. Читай, что получилось.
– Сегодня мы узнаем, зачем человеку нужны нос,
язык, кожа.
5.
– Как ты думаешь, что у меня в коробочке? (Духи.)
Как ты догадалась? (Понюхала.) Чем? (Носом.) Нос –
это орган обоняния. Обоняние – это способность
человека чувствовать запахи. Многие приятные
запахи доставляют нам радость : аромат цветов,
чистого воздуха после дождя, хвойного леса…
Некоторые запахи как бы предупреждают об
опасности. Например, об утечке газа из газовой
плиты. Или о том, что пища испорчена, есть нельзя!
И наоборот, приятный запах пищи вызывает аппетит.
А какие запахи нравятся тебе?
– Поиграем в игру “Ароматы и запахи”. Закрой
глаза. Понюхай. Отгадай, что это. Скажи, нравится
тебе такой запах или нет.
– Но нос нам помогает только тогда, когда он
чистый, т.е. когда в нём не скапливается слизь,
грязь. Для этого его надо ежедневно прочищать,
т.е. высмаркиваться во время утреннего туалета.
Утром, когда ты умываешься, не забывай
обязательно прочищать нос – тогда ты сможешь
чувствовать ароматы вокруг. Надо оберегать себя
от простуды, потому что при насморке человек
плохо чувствует запахи. Что же делать, если вдруг
заболел?
6.
– У какого сказочного героя был длинный нос?
Встань и представь, что ты – Буратино.
Буратино потянулся…
Раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развёл –
Видно, ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать, присесть, подпрыгнуть,
хлопнуть, сесть.
7.
– У меня 2 баночки. В одной – соль, в другой –
сахар. Но, где что, я забыла. Ты можешь определить?
Как? Что тебе поможет? Язык – это орган вкуса. Он
помогает нам отличить горькое от сладкого,
кислое от солёного, вкусное от невкусного. Иногда
по вкусу мы узнаём, что пища испорчена и есть её
нельзя. Слишком горячая пища обжигает язык, и мы
почти не чувствуем её вкуса. Пища должна быть не
очень горячей. На языке расположены особые
вкусовые сосочки. Это они помогают нам различать
вкус пищи. Возьми зеркало и рассмотри свой язык.
Видишь эти сосочки? А теперь проверим, как ты с их
помощью отгадаешь, что я дам тебе попробовать.
Закрывай глаза. Открывай рот. Пробуй. Что это?
– У меня 2 баночки с водой. В одной вода горячая,
в другой – холодная. Определи, где какая вода.
Кожа – это орган чувств. Она может “рассказать”
нам о том, что нас окружает. Гладкий предмет или
шершавый, мягкий или твёрдый? Это можно
определить на ощупь – с помощью кожи. С закрытыми
глазами или в темноте можно узнать о размерах и
форме предмета. Кожа предупреждает нас и об
опасности. Вот ты прикоснёшься к горячему
предмету и тут же отдёргиваешь руку. Почему?
Потому что кожа мгновенно подала сигнал:
берегись, горячо! А на морозе она нам
подсказывает: очень холодно, не обморозь пальцы!
Способность человека чувствовать прикосновения,
боль, тепло и холод называется осязанием. Кожа –
орган осязания. Старайся не ранить кожу, не
допускать ожогов, обмораживания.
– Поиграем в игру “Что это?”. С закрытыми
глазами ты должна определить, что за предмет у
тебя в руках.
8.
– С какими органами чувств мы сегодня
познакомились? Положи карточку со словом нос слева.
Правее положи карточку со словом язык. Справа
положи карточку со словом кожа. Это наши
органы чувств. Теперь ты читаешь наши действия и
кладёшь карточку под тот орган чувств, которым мы
это ощущаем. (Карточки со словами НОС, ЯЗЫК, КОЖА,
РАЗЛИЧАЕМ ВКУС ПИЩИ, РАЗЛИЧАЕМ ЗАПАХИ, РАЗЛИЧАЕМ
ТВЁРДОЕ И МЯГКОЕ)
Источник