Одевали кожу на голову

Как известно, рабство в древних народах было не редкостью. Но всегда возникала проблема, как не допустить побегов, восстаний и прочих пакостей от порабощенных. Согласно некоторым свидетельствам ряд азиатских народов использовал пытку “шири” для превращения пленников в неких полулюдей, именуемых “манкурты”. Первым описал манкурта Абиш Кекильбаев в повести “Кюйши” (Домбрист, 1968): Тюрская легенда о манкурте гласит, что во время одного из таких набегов джунгары взяли в плен известного в Степи своей отвагой молодого батыра. Это была знатная добыча. Его можно было женить на джунгарке и сделать своим батыром. У него можно было научиться военному искусству противников. Его можно было выгодно продать. Наконец, он становился свидетельством военной ловкости джунгар, взявших в плен казахского воина. Но тот все время с тоской смотрел на запад и без конца совершал дерзкие попытки сбежать. Его избивали, приковывали к дереву, морили голодом, но он вновь пытался бежать. Через два года джунгары решили, что используют хотя бы силу батыра и его навыки скотовода. Для этого надо было лишь сломить его волю и, главное, тягу домой, в казахскую Степь. | |
Итак, шапочка из свежей верблюжьей кожи, надетой на голову несчастного в виде чехла, «обсыхая на солнце, сдавливал череп и деформировал мозг. Подвергнутый этой операции пленник терял разум, и его использовали как послушного работника в домашнем хозяйстве» [Гумилёв Л. Н. Тысячелетие вокруг Каспия.]. Это было жестокое время, но то, что делали со своими пленными жужани, превращая их в манкуртов, внушало неимоверный ужас даже китайцам, которые известны изобретением многих изощреннейших пыток, но которые в своих хрониках с ужасом повествуют о нечеловечности жужаней [Гумилёв Л. Н. Тысячелетие вокруг Каспия.]. Выбор верблюжьей кожи так же является не случайным и вызван далеко не только тем, что в тех краях много верблюдов. Ибо «Верблюд — персонаж традиционного пантеона Средней Азии и Южной Сибири. Верблюд — транспортное средство шаманов и символ бубна, и именно в верблюжьем обличье являются к гадателю и шаману их духи-покровители. Верблюжьи черепа и шерсть используются как универсальные обереги» [Коновалов А. В. Литературное произведение как этно-религоведческий источник // Материалы XX научной конференции по историографии и источниковедению истории стран Азии и Африки. СПб, Санкт-Петербургский Университет, 1999 г., 6—7 апреля]. Таким образом, надетая шапочка из верблюжьей кожи — ширу (в пер. гнить, разлагаться) на голову человека, символизировала полное обладание злыми силами над ним. | |
Превращение человека в манкурта. Рис. Н.В. Селиванова | |
Массовое превращение пленных в манкуртов. Рис. Н.В. Селиванова | |
Позднее в 1980 г. о манкуртах рассказывает первый роман Чингиза Айтматова “И дольше века длится день”: У кладбища Ана-Бейит была своя история. Предание начиналось с того, что жуаньжуаны, захватившие сарозеки в прошлые века, исключительно жестоко обращались с пленными воинами. При случае они продавали их в рабство в соседние края, и это считалось счастливым исходом для пленного, ибо проданный раб рано или поздно мог бежать на родину. Чудовищная участь ждала тех, кого жуаньжуа-ны оставляли у себя в рабстве. Они уничтожали память раба страшной пыткой – надеванием на голову жертвы шири. Обычно эта участь постигала молодых парней, захваченных в боях. Сначала им начисто обривали головы, тщательно выскабливали каждую волосинку под корень.
Иллюстрация ужаса подобной пытки из фильма “Манкурт”, Туркмения, 1990, снятого по мотивам романа Ч.Айтматова “И дольше века длится день”. Слово, по указаниям лингвистов, возможно, сконструировано Айтматовым на основе местных корней: «Если сделать экскурс в историю, то слово манкурт, возможно, восходит к древнетюрскому munqul „неразумный, глупый, лишённый рассудка“. В современном киргизском языке встречается слово munju в значении „калека (без руки или рук, без ноги или ног)“, то есть изувеченный человек. В монгольском языке находим форму „мангуу“, фиксируемую в двух значениях: 1. тупой, глупый, слабоумный, 2. идиот, от которого образуется глагол мангуурах- „становится глупым, тупым“. Учитывая взаимопроникновение и взаимовлияние монгольского языка на киргизский, можно утверждать, что слово манкурт заимствовано из этого языка. Но данная лексема может толковаться с различными смысловыми оттенками. Возможно, слово манкурт могло образоваться и путём слияния двух древнетюркских корней man- „надевать пояс, опоясываться“ и qurut- „высушенный“, то есть человек, на голову которого надевается пояс и высушивается» В тексте Айтматов даёт подробное определение образа: Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери — одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишённый понимания собственного „Я“, манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помышлял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное — восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был единственным в своём роде исключением — ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. С другими он не вступал в общение. Все его помыслы сводились к утолению чрева. Других забот он не знал. Зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно. Манкуртов обычно заставляли делать наиболее грязную, тяжкую работу или же приставляли их к самым нудным, тягостным занятиям, требующим тупого терпения. Только манкурт мог выдерживать в одиночестве бесконечную глушь и безлюдье сарозеков, находясь неотлучно при отгонном верблюжьем стаде. Он один на таком удалении заменял множество работников. Надо было всего-то снабжать его пищей — и тогда он бессменно пребывал при деле зимой и летом, не тяготясь одичанием и не сетуя на лишения. Повеление хозяина для манкурта было превыше всего. Для себя же, кроме еды и обносков, чтобы только не замерзнуть в степи, он ничего не требовал… По указаниям исследователей [Гусейнова У. Г. этимологии слова „манкурт“ // Бакы Университетинин Хябярляри. Щуманитар елмляр серийасы. № 2, 2006. С. 182], легенда имеет реальный фольклорный источник. Сам писатель в одном из интервью отмечает, что «в эпосе „Манас“, одном из величайших сказаний киргизской истории, сказании тысячелетней давности, энциклопедии духовной жизни моего народа, есть строки, в которых один угрожает другому в случае победы натянуть ему на голову шири — сыромятную верблюжью кожу — и этой страшной пыткой уничтожить его память, отнять прошлое. Кроме этих сведений, больше ничего ни в литературе, ни в фольклоре, не сохранилось». | |
Источник
Вот уже несколько сезонов повязки на голову остаются очень модным и популярным трендом!
Для этого аксессуара нет единого термина. Называть его можно повязкой, шнурком, цепочкой, веревкой или лентой для волос. Смысл один: это украшение, которое надевается/вяжется на голову по контуру лба или по корням волос с целью зафиксировать или украсить прическу.
На разных языках у этого украшения разные названия. По английски это headbands; по французски serr-tees.
На русском языке – очень много вариантов названий – резинка,тесемка,лента,веревочка,цепочка,повязка.
История возникновения повязок имеет глубокие корни.
В Древнем Египте на гробницах фараонов есть барельефы,изображающие людей в повязках.
У индейцев майя повязка фиксировала на голове тяжелые прически и перья,а в Древней Греции повязки для волос использовались, как украшения. Были такие украшения и в Вавилоне.
С Х века повязки на голову известны и на Руси. Они назывались налобниками ( на лоб ) или начельниками ( на чело). Или от глагола повязать ( по-вязать).Их носили незамужние женщины . Они закрывали весь лоб,завязывались сзади лентами ,застегивались или зашивались. Каждодневные повязки делали из льна или хлопка. Праздничные повязки делали из шелка или бархата.Украшались вышивкой ,блестками ,металлическими пластинками или цветными бусинами.
Замужние женщины должны были закрывать волосы и носили повязки в виде шапочек.
В эпоху Ренесанса европейские дамы из высшего света стали носить на волосах узкие повязки из кожи и ткани.
В 20-х годах ХХ века с появлением коротких стрижек, их стали украшать лентами и повязками.
В 60-70годах ХХ века повязки одевают хиппи – они назвали украшения хайратниками (по английски hair- волосы)
Зто были повязки из кожи и шнуров с украшениями.
В 80годы повязки становятся атрибутом спортсменов,особенно в аэробике.
Сегодня повязки делают из самых различных материалов- трикотаж,кожа, кружево,бусины,драгоценные камни и металлы.Ширина повязки часто засисит от сезона – летом более узкие и легкие. Длина волос и форма лица могут быть любые – нужно только правильно подобрать повязку и учитывать свои особенности. Если лоб широкий,то повязку одевают посередине лба, если узкий – то одевают на волосы или по их границе.
Очень популярно создание прически в греческом стиле с использованием повязки для волос . Это очень модное и несложное украшение для головы.
Все сегодняшние повязки можно разделить на несколько групп.
ДЕКОРАТИВНЫЕ – наиболее популярные и разнообразные по видам матариалов,типов отделки и технике исполнения.
СПОРТИВНЫЕ -обеспечивают простоту и комфорт при занятиях спортом,в частности , гимнастикой, аэробикой,легкой атлетикой.
ТЕПЛЫЕ – вязанные или сшитые из ткани с подкладкой . Отличная альтернатива для тех ,кто не любит носить головные уборы.
ХИППИ – этот стиль опять входит в моду. Носят повязки сверху волос на лбу,чтобы волосы были свободны.
Такие повязки гармонируют с джинсами и рубашкой или блузкой и свободной юбкой.
РЕТРО – повязки на область лба,зачастую в этническом стиле. Такие повязки могут быть выполнены в стиле РАКИНЯ
СВАДЕБНЫЕ – чаще белые или цвета айвори . Обычно украшены цветами. Часто используются вместо фаты.
ДЕТСКИЕ -обычно обручи или повязки,украшенные цветами и бантиками. Девочки очень любят такие повязки и выглядят в них очень мило.
ДЛЯ СПОРТИВНЫХ ТАНЦЕВ – применяют в соревнованиях по бальным танцам и в выступлениях фигуристов.
ДЛЯ РОЛЕВЫХ ИГР – белая повязка обычно означает, что игрок убит или он не принимает участие в этой игре.
СТИЛЬ МИЛИТАРИ – популярное в последнее время н6аправление для смелых девушек ис использованием комуфляжных расцветок.
ШЛЯПНЫЕ – как для летних,так и для осенних головных уборов.
ГЛАМУРНЫЙ СТИЛЬ – в последнее время вытесняет повязки из ткани. Появляется много ярких элементов при украшении этих повязок – натуральные камни, стразы, жемчуг,бисер, пайетки .
Это внесезонный аксессуар,который может оживить и украсить любой наряд и сделать вас КОРОЛЕВОЙ БАЛА !
Источник