Параметры цвет кожи лица
Яблоки красные, небо голубое, трава зеленая, а какого цвета кожа?
Кожа дает нам, возможно, один из самых сложных спектров красок в мире фотографии, начиная от самых светлых тонов и заканчивая самыми темными. В этом многообразии мы можем найти самые разные цвета: красный, желтый, оранжевый, розовый, коричневый и даже черный. Очень светлая кожа даже содержит в себе немного цианового цвета.
Вы можете попробовать воспроизвести правильный тон кожи на глаз, но тогда многое вы будете вынуждены оставить на волю случая. Даже при превосходной цветопередаче, наш глаз может быть легко обманут. Мы воспринимаем кожу на фоне других цветов, которые содержит в себе фон, окружающие предметы и одежда, также на кожу воздействует источник света, придавая ей тот или иной оттенок. Чтобы воспроизвести красивые и точные тона кожи, необходимо изучить метод, который позволяет управлять цветами с большей точностью.
Более того, кожа у каждого человека имеет свой цвет, это зависит не только от расовой принадлежности, но и от индивидуальных особенностей. Чтобы понять насколько различается цвет кожи от человека к человеку, ознакомьтесь с проектом Angélica Dass под названием Humanæ. Её проект не является техническим руководством, он подчеркивает сложность, с которой фотографы сталкиваются при работе с цветом и оттенками кожи, которые так различаются у всех людей.
Этот урок, состоящий из двух этапов работы в Adobe Photoshop, будет вам полезен. Сначала мы расскажем, как последовательно и точно сбалансировать цвет кожи на фотографиях. Затем вы узнаете, как создавать и использовать данные фотографий с уже сбалансированной кожей.
Теория цвета и оттенки кожи
Обзор некоторых основ теории цвета поможет во время технического процесса обработки цвета кожи.
Две цветовые системы
Возможно вы помните, что в фотографии мы используем две цветовые системы. Первая, система RGB, используется нами при работе с камерами и компьютерами. В данной системе все цвета создаются путем слияния в разных пропорциях красного, зеленого и синего цветов. Вторая система, CMYK, используется в печати. Цвета в данной системе образуется различными комбинациями следующих цветов: циан, маджента и желтый. Поскольку при слиянии эти цвета дают тёмно-коричневый, а не черный, в систему был добавлен чистый черный цвет (буква K в CMYK) в качестве четвертого.
Оценка цвета кожи обычно дается при помощи системы CMYK, даже если мы работаем с цифровым изображением на компьютере. Некоторые полагают, что регулировать тон кожи в CMYK проще, чем в RGB, но причина использования именно CMYK скорее историческая. Информация о цвете, которую мы теперь используем при работе с кожей, изначально была собрана и разработана операторами типографии, которые работали в системе CMYK. Данные оттачивались на протяжении многих лет, но по-прежнему в CMYK. На сегодняшний день имеется невероятное количество информации о цвете кожи, которая представляется именно в этой цветовой системе, поэтому проще просто работать в ней, а не переводить информацию в RGB.
Важно понимать, что две эти системы не являются полностью независимыми и не имеют сходств между собой. Напротив, они дополняют друг друга. И понимание того, как именно эти системы дополняют друг друга, будет немаловажным по мере того, как мы перейдем к работе с цветом кожи.
Чтобы понаблюдать, как взаимодействуют две системы, откройте в Photoshop диалоговое окно Colour Balance (Image > Adjustments > Colour Balance) или создайте корректирующий слой Colour Balance (Layer > New Adjustment Layer > Colour Balance). Поиграйте со слайдерами и посмотрите, как две системы работают вместе.
- Циановому цвету противопоставляется красный. Чтобы получить больше циана, необходимо уменьшить количество красного и наоборот.
- Противоположным мадженты является зеленый цвет. Чтобы получить больше мадженты, следует сократить зеленый, а чтобы увеличить зеленый, нужно, уменьшить количество мадженты.
- У желтого цвета противоположным является синий. Для того чтобы получить на фотографии больше желтого, следует уменьшить количество синего и наоборот.
Цветовые системы в Photoshop
Также важно знать, что программа Photoshop позволяет нам получать информации сразу из обеих систем без необходимости переключаться между ними. И хотя для измерения баланса кожи мы и будем использовать систему CMYK, но работать с изображением мы, тем не менее, будем в цветовом пространстве RGB. Мы не станем преобразовывать наши цифровые файлы в CMYK.
Цвет кожи в значениях CMYK
Вы можете найти множество предложенных формул для точного воспроизведения оттенков кожи. У всех графических редакторов имеются свои фавориты. Такие формулы, как правило, выражаются в виде соответствующих пропорций цианового, мадженты, желтого и черного цветов. Например:
- Найдите значение цианового (cyan). Значение мадженты (magenta) должно быть вдвое больше значения циана, а значение желтого цвета (yellow) должно быть приблизительно на одну треть больше, чем у мадженты (20c 40m 50y).
Но как мы уже сказали ранее, оттенки кожи очень разнятся среди людей. Поэтому любая формула для вас должна являться лишь отправной точкой. Ниже я привел грубую схему значений в системе CMYK для различных оттенков кожи.
Балансировка тона кожи
Работу с цветом кожи мы разобьем на две части. В первой части мы будем пытаться сбалансировать тон кожи, используя панель информации и корректирующий слой с Кривыми (Curves). В следующей части мы создадим шаблон цвета кожи, с которой мы работали.
1. Подготовьте изображение
Выберите правильно проэкспонированный портрет (желательно головной). Идеально подойдет фотография без большого количества деталей на заднем плане. По возможности, прежде чем приступить к работе над цветом кожи, отрегулируйте баланс белого. Техника, которой мы будем пользоваться для балансировки цвета кожи, в целом исправит цветовой баланс всего изображения, но работа над тоном кожи будем гораздо легче, если вам не придется параллельно заниматься исправлением баланса белого, который мог быть искажен из-за освещения.
Также вы можете произвести ретушь портрета, прежде чем приступить к работе с цветом кожи. В некоторых случаях проще избавляться от изъянов уже после того, как был выправлен цветовой баланс кожи. А порой необходимость в последующей ретуши и вовсе исчезает. Поэкспериментируйте и решите, какой вариант для вас подходит в различных ситуациях.
2. Выберите образец
Для начала откройте панель информации Info (Window > Info или F8) и выберите инструмент Eyedropper Tool (Пипетка). В панели настроек инструмента выберите размер для образца (Sample Size) равный 11 на 11 пикселей (“11 by 11 Average”). Если ваше изображение низкого разрешения, то есть смысл выбрать меньший размер образца.
Выберите участок кожи средней освещенности. Избегайте ярких бликов, так как цветовая насыщенность будет слишком низкой, и этот участок не сможет послужить хорошим образцом. Не лучшим местом для образца являются щеки: у девушек щеки, как правило, накрашены, а у многих мужчин они имеют красноватый оттенок. Хорошими точками для взятия образца у женщин являются подбородок, лоб и шея. Если вы работаете с мужским лицом, то берите образцы со лба и зоны чуть ниже глаз в том месте, где берут начало скулы. Как только вы выбрали нужную область для взятия образца, кликните по этой точке инструментом Eyedropper Tool, удерживая клавишу Shift.
В панели Info кликните по иконке с пипеткой, расположенной рядом с информацией о выбранном вами образце кожи, и выберите в ниспадающем меню CMYK. Таким образом, вы получите цветовые значения системы CMYK, но в то же время все изображение останется в системе RGB.
3. Оцените цветовую информацию
Проанализируйте значения CMYK для вашего образца. К примеру, у моей фотографии, значения для выбранной точки следующие:
C – 18
M – 48
Y – 48
K – 1
Согласно данным моей таблицы CMYK, средняя кожа кавказца должна содержать на 25% больше желтого, чем мадженты. На моей фотографии значения у мадженты и желтого равны, поэтому мне следует добавить немного желтого.
Также согласно моей таблице циана должно быть меньше, чем мадженты, в идеале циан должен составлять 25% от мадженты. На моей фотографии циановый составляет примерно одну треть мадженты, потому его следует уменьшить.
Кавказская кожа, как правило, не содержит черный цвет вообще, поэтому мне нужно будет убедиться в его полном отсутствии по мере обработки изображения. Черный появляется путем соединения цианового, мадженты и желтого, манипуляции с этими цветами помогут изменить уровень черного цвета.
4. Используйте Кривые
Чтобы начать работу с цветами создайте новый корректирующий слой с кривыми (Layer > New Adjustment Layer > Curves). В панели корректирующего слоя выберите инструмент для коррекции на изображении (рука с указывающим пальцем).
Вам предстоит работать с отдельными каналами: Красным, Зеленым и Синим. Поэтому следует помнить:
- Чтобы добавить желтого, необходимо уменьшить количество синего, и чтобы добавить синего, необходимо уменьшить количество желтого.
- Чтобы добавить мадженты, необходимо уменьшить количество зеленого, и чтобы добавить зеленого, необходимо уменьшить количество мадженты.
- Чтобы добавить цианового, необходимо уменьшить количество красного, и чтобы добавить красного, необходимо уменьшить количество цианового.
Работая с каждым слоем по отдельности, кликайте инструментом по поставленной ранее точке и перемещайте курсор вверх или вниз, тем самым видоизменяя кривую и воздействуя на цвет кожи. Значения в левой колонке в панели информации будут вашей отправной точкой. Значения, полученные после манипуляций, будут отображаться в правой колонке.
Обработку этой фотографии я начал с работы в синем канале, чтобы добавить немного желтого, а затем я перешел в красный канал и уменьшил количество цианового цвета. Внося корректировки в одном канале, вы воздействуете и на остальные каналы, поэтому следует очень аккуратно изменять значения, внося маленькие изменения.
5. Отрегулируйте насыщенность
Изменение цветового баланса скажется на цветовой насыщенности изображения. Поэтому после завершения работы с корректирующим слоем Кривые, отрегулируйте насыщенность фотографии. Для этого добавьте новый корректирующий слой Hue/Saturation (Layer > New Adjustment Layer > Hue/Saturation). Уменьшите насыщенность, если в том есть необходимость.
Не удивляйтесь, если вам придется вернуться в слой с Кривыми и подправить какие-либо параметры после уменьшения насыщенности. Вполне возможно, вам захочется также исправить соотношение теневых и световых зон, для этого выберите канал RGB в корректирующем слое Curves (Кривые) и поэкспериментируйте с положением кривой.
Как только вы добьетесь желаемого результата, не забудьте сохранить копию изображения, прежде чем приступать к следующему этапу обработки.
До
После
Справочный список: Измерения цветов кожи
После завершений работы с цветом кожи, сохраняйте образцы кожи для создания собственного справочного списка.
Удалите все точки, выставленные на первом этапе. Для этого в ниспадающем меню в панели Info выберите De-select “Colour Samplers.” Объедините изображение, над которым вы работали (Layer > Flatten Image).
1. Подготовьте образцы
Выберите инструмент Elliptical Marquee Tool (M) и выделите маленькую область светлой кожи (примерно 250 – 400 пикселей в диаметре). Скопируйте выделение на новый слой (Command/Control-J). Выделите область такого же размера с кожей средней освещенности, переходящей в теневую зону, и также скопируйте на отдельный слой.
Отключите видимость фонового слоя Background. Теперь у вас есть два новых слоя, каждый из которых содержит образец кожи. Выделите два слоя и объедините в один (Command/Control-E).
Затем к получившемуся слою примените фильтр Gaussian Blur (Filter > Blur > Gaussian Blur). Подберите значение размытия, при котором исчезнут все признаки зернистости и текстуры кожи.
2.Создайте градиент
В панели инструментов выберите Gradient Tool (G), в панели с параметрами инструмента отметьте Foreground to Background (от Основного цвета к Фоновому), Dither (Растушевка) и уберите галочку с Transparency (Прозрачность).
Кликните по табличке с градиентом в панели с параметрами инструмента, чтобы открыть диалоговое окно. Кликните по левому нижнему ползунку, отвечающему за цвет, и затем чуть ниже в ниспадающем меню опций Color выберите User Colour. Ваш курсор изменится на пипетку. На слое выберите один из образцов цвета кожи. Повторите все эти действия на другом конце градиента, выбрав другой образец цвета кожи. Дайте градиенту название и нажмите Ok.
Закончив с опциями градиента, прорисуйте сам градиент слева направо по всему слою. Теперь у вас есть слой с градиентным цветом кожи модели с вашей фотографии.
3.Сохраните файл
Удалите фоновый слой (сначала дважды кликните по слою, чтобы разблокировать его и затем удалите). Измените размер изображения (Image > Image Size). Размера 1000 на 1500 пикселей будет более, чем достаточно. Для параметра Resample (Ресамплинг) в диалоговом окне Image Size (Размер изображения) выберите Bicubic (Бикубическое) в ниспадающем меню.
Возможно вы захотите прямо на изображении привести информацию о цвете, для этого воспользуйтесь инструментом Text Tool (T). Я добавил на образец значения каналов CMYK. Сохраните файл в формате (.psd) в специальной папке для справочного списка. Не забудьте правильно назвать образец. Свой, к примеру, я назвал “Мужская – Кавказская – Средняя”.
Использование справочного списка цветов кожи
Создав базу, вы сможете обращаться к ней во время портретной ретуши и балансировки тона кожи.
Откройте файл из списка с образцом кожи, цвет которой максимально приближен цвету кожи на вашей фотографии. Используйте панель Info и инструмент Пипетка, как вы делали в первой части урока, чтобы поставить точки на образце кожи.
Используйте значения CMYK вашего образца в качестве отправной точки балансировки кожи, как мы делали это с нашим изображением.
Некоторые компании и мастера, создающие собственные библиотеки данных о цвете кожи, делятся этими материалами в интернете. Подобные файлы с цветом кожи и значениями каналов CMYK могут быть очень полезны. Но не сохраняйте такие файлы в формате .jpg, поскольку картинка, сжатая для публикации, теряет много информации.
Заключение
Балансировка цвета кожи представляет собой тяжелую задачу, но совершенно необходимую для создания качественного портрета. Вы можете балансировать цвет кожи при помощи простой настройки баланса белого, а остальные корректировки вносить на глаз, но приведенный в этой статье метод проще и дает более качественные результаты. Создание собственной библиотеки образцов с цветом кожи будет облегчать вам последующую работу с другими фотографиями.
Автор: Dawn Oosterhoff
Источник
Чтобы косметика идеально смотрелась, подчеркивала все достоинства лица, ее требуется использовать в соответствии с тоном кожного покрова. Это важное требование, которое всегда учитывают профессиональные стилисты, визажисты при создании яркого, правильного макияжа. Если вы хотите научиться создавать яркие образы, в которых будет гармонировать каждая зона лица, то обязательно рассмотрите что такое подтон, тон. Именно он определяет, какие цвета косметики подходят для лица.
Читайте больше интересных статей на нашем сайте: faceandcare.ru
Что такое тон и подтон кожи
Под подтоном кожи понимаются ее оттенки. Согласно этому критерию многие визажисты могут установить, какие цвета могут подойти – холодные или теплые. В теплую гамму входят оттенки с желтой, персиковой, золотистой окраской, а в холодную – синеватые, розовые, фиолетовые.
Нейтральными считаются тона, в которых основной критерий тепло-холод тяжело прослеживается. По этой причине трудно определить, какая внешность – теплая или холодная. В ней могут присутствовать тона с желтой, синеватой, розовой расцветкой.
Теплый и холодный цветотип
Цветотип является совокупностью естественных красок, которые могут проявляться в оттенке кожного покрова, волос, глаз. В это понятие входит степень контраста между ними. Внешность и цвет у всех людей зависит от определенного времени года.
Обратите внимание! Все имеют индивидуальную цветовую палитру, на которую стоит опираться при подборе макияжа для создания имиджа. Если краски косметики подобрать правильно, то они будут идеально подчеркивать достоинства внешности, не будут выделяться на общем фоне.
Цветотип бывает холодным и теплым. В каждом преобладают определенные краски, которые соответствуют временам года. Холодный подтон кожи состоит из низкотемпературных оттенков, которые формируют цветовую палитру.
Цветотип с прохладными красками имеет две группы:
- Холодное лето. В нем наблюдаются спокойные тона со средней глубиной. Покров может быть розоватым или бежевым;
- Холодная Зима. В нем наблюдаются чистые, лучистые, но не очень насыщенные цвета. Кожа может быть светлой или нейтральной.
Теплый цветотип – это образ человека, который насыщен теплыми оттенками. Его разделяют на две группы:
- Теплая Весна. Во внешнем виде не прослеживаются холодные тона, показатели контраста минимальные. Покров быть золотисто-бежевым, фарфоровым;
- Теплая Осень. Во внешности наблюдается средний показатель контрастности, преобладают насыщенные цвета. Покров может быть светлого тона, он не поддается загару, сильно краснеет под солнечными лучами.
Оттенки кожи
Оттенок кожного покрова является важным критерием для определения цветотипа. В обширной гамме оттенков присутствуют темные, светлые тона покрова. К примеру, у людей, которые имеют теплый подтон кожи, наблюдаются оттенки теплых сезонов – желтый, шоколадный, золотистый. А вот с холодным типом будут наблюдаться такие цвета подтона – оливковый, бежевый, фарфоровый.
Желтоватый подтон
Желтый подтон кожи может иметь разнообразные оттенки – от светлых до темных. Это обязательно нужно брать во внимание для подбора тональной основы или пудры, данная косметика должна создавать естественный вид, не выделяться.
Кожа со светло-желтым цветом может казаться прозрачной. Иногда она может иметь оттенок слоновой кости. А вот темные тона обычно переходят в оливковые расцветки, которые бывают бледными или насыщенными.
Между контрастами данных тонов могут скрываться разнообразные цвета:
- Светло-бежевые;
- Песочные;
- Золотистые;
- Ореховые с насыщенными отливами и многие другие.
Важно! Обязательно узнайте точный оттенок лица, это поможет выбрать подходящие косметические средства. Обычно тональные основы имеют названия тонов покрова (ореховый, песочный, золотистый, бежевый, персиковый).
Оливковый подтон
Оливковый подтон относится к желтоватому кожному покрову, он входит в группу этого оттенка. Цвет оливы завораживает насыщенностью, яркостью. К важным особенностям кожи этого оттенка стоит отнести:
- Глубокий и насыщенный цвет;
- Естественный вид;
- На ее поверхности редко прослеживаются различные дефекты – пигментные пятна, веснушки;
- Лицо обладает равномерным оттенком без резких переливов.
Розовый подтон
Подтон кожи с розовым оттенком является распространённым. Он относится к группе теплых тонов, которые могут быть бледными, яркими. Главное достоинство состоит в том, что они подчеркивают достоинства лица, делают его более выразительным.
Розовый подтон объединяет следующие оттенки;
- Светло-розовые;
- Персиковые;
- Фарфоровые;
- Бежевые;
- Медные с насыщенным отливом.
Нейтральный подтон
Нейтральный подтон кожи встречается редко. Для многих он может показаться сложным, потому что совмещает сразу несколько оттенков – розовый, желтый, синеватый. Но как подобрать под этот тип тональные средства?
Современные компании косметики предлагают широкую линейку средств, которые отлично походят для нейтральных оттенков. Они позволят сбалансировать тона с теплыми и холодными оттенками.
Как определить теплую и холодную колористику
Тон считается постоянным фактором, в зависимости от которого подбирается тональная косметика. У каждой девушки и женщины этот критерий может быть разным, он может обладать некоторыми отличительными особенностями. Так как можно самостоятельно определить тон кожи? Это проводится при помощи несколько способов:
- Просмотр вен;
- Сравнение с золотыми, серебряными аксессуарами;
- Проверка с тканью;
- С белым листом бумаги.
Тест с венами
Подтон кожи можно легко установить по венам, для этого их нужно осмотреть на области запястья, сгиба локтя. В итоге вы можете получить следующие результаты:
- При наличии голубовато-зеленых вен, тип будет теплым;
- Если наблюдается синевато-сиреневый окрас, то значит, наблюдается холодный тип;
- Если при осмотре обнаруживаются вены с зеленым и сиреневым цветом, то кожа принадлежит к нейтральному типу.
Тест с золотом и серебром
Этот тест выявления типа покрова может выполняться при помощи нескольких способов. Для каждого требуется наличие хорошего, яркого освещения, два украшения – из серебра и золота. Вместо них можно воспользоваться любыми аксессуарами из серебристого и золотистого металла.
Первый вариант проверки выполняется так:
- В помещении должен быть естественный свет;
- С поверхности лица необходимо полностью удалить декоративную косметику, сесть около зеркала, чтобы основное освещение падало на поверхность лица;
- К лицу необходимо приставить серебряное украшение, а затем из золота;
- Внимательно посмотрите, какой металл идеально сочетается;
- При проверке особое внимание стоит уделять гармонии. Если металл «не ваш», то он не будет вписываться в общую картину внешнего вида.
Второй вариант проверки выполняется проще. На руку следует одеть сразу серебряное и золотое украшение. Внимательно посмотрите, какое из них сочетается.
На основе данных проверок могут быть следующие результаты:
- Хорошо вписывается золотой аксессуар, а серебряный смотрится неуместно – у вас теплый тон;
- Серебряный аксессуар прекрасно дополняет внешность, а золотой кажется лишним – холодный типаж;
- Если при проведении проверки вы не можете определиться, вам кажется, что идут два металла – золото и серебро, то это будет значить, что у вас нейтральная кожа. Для нейтрального типа лучше подходит розовое золото.
Тест с шарфами
Проверка с шарфами или тканями, позволяет разобраться какой тип тона кожи именно у вас. При ее проведении требуется прикладывать к лицу ткани с разными оттенками. Желательно использовать простой материал, который не имеет узоры, фактуры, блеска. Но как же понять, что выбранный цвет ткани подходит?
Материал неуместного окраса будет создавать на поверхности лица цветное оттенение, особенно явно оно будет прослеживаться, если полотно приблизить к подбородку или щекам. А вот ткань с подходящей расцветкой будет идеально сочетаться с покровом.
Проведение данного теста должно быть правильным:
- Выполнять проверку с шарфом нужно перед зеркалом и при естественном освещении;
- Окрашенные локоны стоит прикрыть при помощи серой ткани;
- Далее можно поместить полотно на плечи или поднести его к лицу;
- Исследуйте реакцию кожного покрова;
- Если это ваш цвет, то все недостатки разгладятся, а тон покрова выровняется. А если оттенок не ваш, на поверхности лица возникнет серая тень, все недостатки станут явными, может возникнуть нездоровый румянец.
Тест с белым листом бумаги
Для сравнения можно воспользоваться обычным белым листом бумаги. Этот способ выполняется так:
- Для проверки рекомендуется использовать бумажный лист А4 с чистой, ровной, гладкой поверхностью;
- Осмотрите себя в зеркале, рядом представляется лист бумаги;
- На фоне бумажного листа можно сразу разглядеть, какой тип покрова – теплый или холодный.
Как определить подтон кожи смешанные типы
Многие женщины и девушки часто задаются вопросом, как определить свой подтон кожи? Для этого стоит запомнить несколько важных советов:
- Чтобы получить наиболее точный результат при проведении проверки стоит позвать кого-нибудь на помощь;
- Тест необходимо проводить при хорошем освещении;
- Чтобы установить подтон кожи проверку следует выполнять в помещении с белыми стенами и с большим зеркалом. Все яркие предметы нужно убрать подальше;
- С поверхности лица стоит снять косметику, все украшения и яркие украшения нужно снять;
- Если волосы окрашены, то их стоит убрать под платок или ткань серого цвета;
- При определении подтона рекомендуется опираться на характеристики кожи, глаз, волос.
Почему важно определить тон и как это сделать, смотрите в видео:
Советы по выбору тональных средств
Подбор тональных средств для лица должен осуществляться в соответствии с типом кожи. Желательно запомнить несколько рекомендаций:
- Тональная основа должна выбираться под тип и цвет кожи. Если покров розовый, то предпочтение стоит отдавать медным и бежевым оттенкам, если желтоватый, то подойдет тональный крем с желтым подтоном;
- Неправильно подобранный цвет тональной основы в дальнейшем может негативно отразиться на макияже. Он будет некрасиво выделяться на общем фоне, и обязательно будет прослеживаться явный контраст между оттенком кожи шеи, декольте и лица;
- Приобретать стоит качественные основы, которые имеют равномерную структуру без катышков и переливов;
- Отдавать предпочтение стоит жидким вариантам, они равномерно наносятся, не осыпаются и не трескаются.
Как определить подтон кожи, смотрите в видео:
Определение тона и подтона кожи тяжелая задача, с которой может справиться не каждая женщина или девушка. Для этого требуется узнать много нюансов и особенностей, которые обязательно нужно учитывать. Существуют разнообразные оттенки, которые разделяются на две основные группы – теплые и холодные. Чтобы точно определит принадлежность своей кожи к одной из них дома можно провести несколько видов проверок, которые помогут с наибольшей вероятностью определить вид тона покрова.
Источник