Плетение кнута из кожи своими руками
В период Великой Отечественной войны мне приходилось плести кнуты по заказу колхозов, вероятно, для замены овса, чтобы рабочий скот усерднее выполнял свои обязанности. Однажды обратился ко мне с просьбой пастух, чтобы я ему сплел кнут. При этом он пояснил, что плетеная часть кнута зависит от роста пастуха, то есть, когда кнут перекинут через плечо его владельца, то плетеная часть кнута не должна волочиться по земле. Длина кнутовища примерно 40…45 см. Пастух также пояснил, что удлиненным кнутовищем удобнее посылать вперед «хлыстик», так он назвал не плетенную часть кнута, а вот чтобы осуществить подобный посыл «хлыстика» кнута с укороченным кнутовищем — требуется больше сноровки. Однако, что вся эта информация является общепринятой, подтвердить не могу.
Как сделать пастуший кнут
Кнут плетут из сыромяти, то есть из недубленой кожи, пропитанной жиром. Он может состоять из одного, двух и более плетеных колен и, понятно, «хлыстика». Число колен и длина каждого из них зависят от размеров кусков сыромяти, имеющейся в наличии. Кнут из нескольких колен смотрится приятнее.
Рис. 1. Экономичный раскрой куска сыромяти.
Раскрой. Работу над кнутом начинают с раскроя заготовки для нижнего колена, которое целесообразно плести из полосок шириной 4…6 мм, но можно плести колено из пяти и более полосок. Конечно, для плетения более удобны длинные прямые полоски. Однако для этого нужны кусочки сыромяти соответствующих размеров. Но такие отыскать трудно. Поэтому приходится исхитряться получать длинные куски из сравнительно небольших кусков кожи, вырезая, например, полоски по спирали. Это не страшно, так как небольшая кривизна полосок (радиусом не менее 20 мм) на качество плетения существенно не влияет. Чем уже полоска и толще сыромять, тем меньше может быть радиус кривизны, кроме того, при натяжении полоски выравниваются.
Рис. 2. Последовательность операций при соединении полосок:
а — соединяемые концы полосок срезают на нет; б — в сложенных полосках делают по центру разрез; в — протаскивание концов полосок через разрезы; г — узел соединения.
Приступая к раскрою заготовки для плетения колена, на куске сыромяти намечают полосу шириной равной суммарной ширине всех полосок, из которых будет формироваться колено. Далее на этой полосе размечают нужное число одинаковых по ширине полосок, отступив от конца полосы на 5…10 см (данный отступ понадобится для крепления «хлыстика»). На рис. 1 показан не лучший, но самый экономичный метод раскроя куска сыромяти такой формы. Безусловно, как говорилось выше, лучше иметь широкий и длинный кусок сыромяти. Замечу также, что при недостаточных размерах сыромяти для получения заготовки, обеспечивающей необходимую длину полосок, последние могут быть составлены из нескольких отрезков. При плетении места соединения отрезков не должны располагаться друг напротив друга. Полоски по ширине и толщине делают одинаковыми. Метод их соединения показан на рис. 2. Плетение нижнего колена. Для удобства плетения первым делом слегка разводят в разные стороны (влево и вправо) по равному числу полосок, после чего, поочередно, забирая полоски слева и справа, перемещают их по направлению стрелки, как это показано на рис. 3, а…д. На рис. 3, д видно, что все полоски вернулись в первоначальное положение, так что далее все операции придется повторять.
Рис. 3. Плетение нижнего колена в четыре полоски:
а…д — последовательность плетения; е — формирование петли.
В процессе плетения следите, чтобы полоски ложились сравнительно равномерно и симметрично, а также не перекручивались. При формировании колена его постепенно утолщают. Для этого в оплетку вставляют конусообразный вкладыш или из той же сыромяти или из другого подходящего материала, например пропитанного жиром шпагата, сплетенного на конус. Увеличивать диаметр колена примерно за 5 см до кольцевой петли прекращают, после чего на участке длиной 8 см продолжают плетение без вкладыша. Завершая работу над коленом, продевают в соединительное кольцо участок без вкладыша, сгибают его так, чтобы в образовавшейся петле свободно болталось кольцо, затем тем же способом начинают оплетать оставшуюся часть колена без вкладыша, как показано на рис. 3, е. Все, нижнее колено практически закончено, осталось только торчащие концы полосок закрепить, протащив их между сплетенных полосок на утолщении, подравнять концы и разрезать их в виде бахромы. При желании в узел крепления можно дополнительно вставить несколько полосок для пышности кисточки. Чтобы ориентировочно подсчитать длину полосок, необходимую на окончание колена, рекомендую в начальный период плетения определить «расход» их на 8 см участка без вкладыша и на 5 см участка колена без утолщения, добавив немного на формирование кисточки.
Плетение последующих колен. При плетении очередных колен надо учесть, что каждое последующее колено должно быть немного толще (во всяком случае не тоньше) предыдущего, поэтому и плетут их не из четырех, а из шести и более полосок. Понятно, получить более толстые колена также можно, увеличивая ширину полосок и диаметр вкладыша.
Рис. 4. Плетение в восемь полосок (а и б) и в шесть полосок (в).
Кстати, плетение из шести и более полосок смотрится гораздо привлекательнее, особенно если переплетение делается из восьми полосок, как показано на рис. 4, а, но такое переплетение требует большого навыка и внимания. Гораздо проще плести колено из шести или восьми полосок другим способом (рис. 4, б и в). Если сопоставить изображение на последнем рисунке с изображением на рис. 3, становится понятным, что плетение в шесть и восемь полосок мало чем отличается от плетения в четыре полоски. (Я никогда не занимался плетением кнутов и других вещей, поэтому мне было сложно понять саму систему плетения, например, в те же четыре полоски. А она оказалась на редкость простой. Для себя я ее сформулировал так: левая полоска перед правой, правая — перед левой. — Прим. ред.)
Есть несколько способов, по которым начинают плетение второго и последующих колен, но я приведу лишь два, которые применяли в то время. Первый — когда имеется возможность заготовить длинные полоски, второй — когда в наличии особо длинных полосок нет.
В первом случае берут четыре длинные полоски и начинают вышеупомянутым способом плести их с середины, формируя участок такой длины, которой хватило бы на образование петли. На этот участок надевают кольцо, вплетенное в предыдущее колено, сгибают сплетенную часть в петлю и продолжают плетение теперь уже в восемь полосок (четыре полоски на одном конце петли, четыре — на другом). Если вы собираетесь последующее колено плести в шесть полосок, нужно взять три длинные полоски, сложить их в пучок и добавить к ним четвертую короткую, уложив ее в середину пучка. Также, как и в предыдущем случае, начинаем плести с середины в четыре полоски, получая участок для образования петли. Конечно, длины четвертой полоски должно хватить на всю петлю. В дальнейшем, сплетенный участок сгибают в петлю, короткие концы четвертой полосы используют как вкладыши, а оставшимися шестью полосками начинают плести колено. В обоих случаях при необходимости увеличить диаметр колена применяют вкладыш.
Во втором случае складывают вместе четыре полоски, отмеряют от края пучка длину, которой должно хватить для плетения колена, а из оставшейся части плетут участок для кольца. Если длина полосок еще короче, тогда формируют на конце пучка 5-сантиметровый участок для петли, надевают на него кольцо, вплетенное в предыдущее колено. В том и в другом (первом) случае загнутый участок для кольца наращивают двумя или четырьмя полосками.
Завершая плетение колена, обязательно проследите за тем, чтобы перед конечной петлей колено не оказалось тоньше всей остальной части, а начальная петля последующего колена была не тоньше предыдущей. В конце разговора о плетении колен хочу напомнить, что вкладыши должны быть гибкими и не иметь стыковочных соединений.
Хлыстик. К последнему колену кнута крепят «хлыстик» из полоски кожи (сыромяти), который по мере удаления от плетеной части сужается к концу до 5…6 мм. «Хлыстик» может быть составлен из нескольких отрезков. Подготовка отрезков к сращиванию и способ их соединения показаны на рис. 5.
Рис. 5. Способ наращивания «хлыстика»:
а — сращиваемые детали; б — узел.
Общая длина ременной части кнута, со слов того пастуха, должна быть в пределах 3,5…5 м.
Рис. 6. Так шлифуют заготовку кнутовища.
Кнутовище. О кнутовище вроде бы и писать не стоит, просто возьмите подходящую палку, прикрепите к ней ременную часть кнута и готово. Но ведь если кнутовище красиво оформлено, то придаст кнуту более законченный внешний вид. Так, вышеупомянутую «палку» желательно выточить на токарном станке, а тем, у кого нет такой возможности, рекомендую рубанком выровнять и максимально округлить подходящую для этой цели деревянную заготовку и обработать ее наждачной шкуркой, как показано на рис. 6. Для предохранения дерева от влаги и во избежание образования трещин, заготовку пропитывают постным (подсолнечным) маслом, несколько раз нагревают над сильным огнем до обильного появления из дерева масляных пузырьков, протирают, хорошо высушивают.
Рис. 7. Петля кнутовища (а) и углубления на кнутовище:
1 — углубление для ремня; 2 — углубление для петли.
Далее вырезают из толстой сыромяти полосу размером примерно 200×30 мм, загибают к продольной осевой оба длинных края полоски, получая «профиль» наподобие сплющенной буквы С (рис. 7, а). Продернув полосу в кольцо последнего колена, ее сгибают вдвое, причем один загнутый конец несколько длиннее другого (см. рис. 7, а). По размерам полосы в кнутовище делают углубление (рис. 7, б), устанавливают в него ременную часть и прибивают ее к кнутовищу гвоздиками или привинчивают шурупами.
Рис. 8. Простая обмотка кнутовища.
Осталось вырезать ремешок шириной 5…6 мм для обмотки кнутовища в месте крепления ременной части, сделать на кнутовище для ремешка выемку, углубив ее на 2/3 толщины ремешка, закрепить ремешок гвоздиком и обмотать им часть кнутовища длиной 10…11 см. Можно просто расположить витки ряд к ряду (рис. 8), но лучше сделать обмотку с гребнем, как показано на рис. 9. В этом случае нужно как можно ближе укладывать ряды обмотки друг к другу и следить за тем, чтобы образуемый при переплетении ремня гребешок был ровным. Желательно также и на конце кнутовища приделать «ремешок-наручник» (рис. 10).
Рис. 9. Фигурная обмотка кнутовища (с гребнем):
а — схема выполнения; б — вид со стороны шва.
Рис. 10. Готовое кнутовище.
Все материалы раздела «Сад, огород, усадьба»
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки: |
Здравствуйте. То, что я сейчас предлагаю вам, не мастеркласс в чистом виде. Мастеркласс, на мой взгляд, отвечает на вопрос “как это сделать?” Я отвечаю на вопрос “как я это сделал” фотографии пошагового процесса изготовления кнута я делал для людей, которые умеют плести из кожи. По этому самого плетения я не фотографировал. Но познакомиться с внутренностями этого кнута вам удастся.
Кнуты бывают разные. Например, пастуший кнут. Это может быть палка с привязанной веревкой, или с прибитым на гвозди куском транспортёрной ленты, а может быть и что-то очень простое и красивое, сплетенное из кожи. Бычий кнут (bulwhip) Здесь жесткая рукоять оплетается вместе с гибкой частью в одно целое. Нет четкого перехода от ручки к хлысту. Австралийский кнут (Stockwhip). Четкая рукоять и хлыст, закрепленный на ней с помощью кожаного шарнира. Все они имеют много конструкций. Я же покажу, как я делал змеиный кнут (snakewhip). Кнут с тяжелой но гибкой рукояткой. Один из нескольких способов…
И так, начнем.
Лучше всего для плетения подходит кожа кенгуру. Не удивляйтесь. Именно так. Она очень прочная. Но кенгуру у нас не водятся, по этому я взял небольшую полоску сыромятной кожи и обувную коровью кожу. Из этой кожи я вырезал длинный треугольник и к острому его узлу подшил парой стежков, предварительно скрученный в плотный жгут и прокатанный между двумя досками (чтоб плотнее и круглее был) сыромятный шнур.
Далее, сшил из треугольника конический мешок
Потом я наполнил этот мешок свинцовой дробью. Можно использовать песок. Это нужно для того, чтоб рукоять была упругой, и гибкой.
набивать дробь или песок надо плотно. Когда эта операция проделана, зашиваем горловину, а в оставшейся пустой части, пробиваем два отверстия для темляка (петли на руку) У меня он плетёный, но можно взять и простой ремешок. Даже веревку :))) Загибаем горловину и обматываем прочной нитью, как можно туже. Потом можно молотком осторожно постучать , чтоб придать округлую форму
Теперь надо вырезать ещё один треугольник, но у этого треугольника, в отличии от предыдущего есть 4 ремня, идущие от острого угла. И этот треугольник выкраивается с таким расчетом, чтоб он полностью перекрыл (встык) предыдущий. Приматываем его ниткой к основе
4 ремешка я оплел вокруг сыромятного. Получился плетёный шнур. Его надо прокатать между двумя досками для придания круглой формы
Теперь о самой неинтересной части. Надо нарезать ремни. Раньше это делали в ручную. Кое-кто, наверное, делает это и сейчас. Но я занимаюсь этим давно, по этому раскошелился на некоторые инструменты. Австралийский резак для нарезки полос. Режем кусок кожи по кругу. Получаем один длинный ремень. Он шире, чем нам нужно. К тому же надо, чтоб ремни, необходимые для плетения были сужающимися к низу. Но об этом чуть позже. Все знают, что кожа вытягивается. И в момент плетения может стать уже в тех местах, где нам не надо. Чтоб этого избежать, я мочу кожу, накидываю кожаный ремень на металлический крюк. Делаю один оборот вокруг него и вытягиваю ремень на столько, на сколько позволяют разумные пределы. Чтоб он вытянулся, а не порвался 🙂
Когда кожа вытянута и высохла, нарезаю её на нужное количество ремней и приступаю к приданию им правильной клинообразной формы. Для этого есть такое приспособление. которое вы видите на картинке. У него две функции. Можно выровнять ремень по ширине и сделать сужение. И, можно сделать ремень трапецивидной формы в сечении. Сделать это надо для того, чтоб с лохматой стороны (бахтармы) не лезли наружу волокна. И чтоб плетение было потом гладким и красивым.
Приматываем широкие концы к основанию кнута и плетем. Не смотря на то, что ремни клиновидной формы, сделать их слишком узкими нет возможности. Они будут терять свою прочность. По этому, когда общей ширины ремней становиться много (основа начинает болтаться внутри оплетки) я убираю пару ремней, потом ещё пару, если есть необходимость. Получатся следующее:
Дополнительный ремешок из сыромятной кожи называется фол. На него крепится крекер (нейлоновый шнурок), который и издает громкий хлопок, пугающий врагов и коров на пастбище:) Первым изнашивается крекер, а потом уже фол. Их можно менять по мере износа.
Потом я делал украшение. Турецкий узе. Чтоб облегчить себе его плетение, сделал приспособление. Некоторые плетут такие узлы прямо на кнуте, но у меня на это памяти не хватает. Таких узлов неисчислимое множество 🙂
Вот и готово. Только между досками надо опять прокатать 🙂
Нас часто спрашивают, как сплести своими руками нагайку, кнут, плеть или камчу. Мы решили как-то помочь нашим посетителям разобраться в этом. Саму технику плетения данных изделий можно найти в интернете, а мы поможем разобраться немного в другом, но очень важном.
Понять как плетется это еще 10-15% до того чтобы изготовить кнут, нагайку, плеть. Научиться плести, чтобы получилось красиво и качественно это еще +10-15%, а все остальное, примерно 70%, составляет хороший крой и хорошая основа.
Крой
Первое – это кожа. В данном случае мы будем рассматривать кожу которая есть в России, российского производства. С давних времен нагайки, кнуты, плети, розги, камчи и др. подобные изделия плели из сыромятной кожи, она именно для этого и предназначена, также из нее делали и делают конскую упряжь.
Из сыромяти получаются самые крепкие и износостойкие изделия. Самый большой недостаток сыромяти, то что она боится влаги. В деревнях для устранения данного недостатка, изделия из сыромяти дубили и пропитывали дегтем, повторяя процедуру через некоторое время. Сейчас мы имеем так называемую черную сыромять, которая сохраняет положительные качества светлой сыромяти и в тоже время менее подвержена влиянию влаги. По нашему мнению, это самая подходящая кожа для данных изделий.
Надо отметить еще одну сложность работы с сыромятью. Заводы делают сыромять из шкур целиком или половинок, причем на сыромять идут шкуры не лучшего качества и по толщине выделанная кожа не выравнивается. В результате выделанная шкура по площади имеет разную толщину от 1.5 до 5.0мм., что создает сложность при изготовлении кроя. Крой должен быть ровный по толщине 2.0-2.5мм.
Можно использовать кожу обувную, у нее толщина порядка 2,0мм, с ней легче работать, изделия получаются красивыми, но они уступают по прочности и износостойкости, что особо важно для кнутов.
Основание
Если Вы смогли получить хороший крой то теперь встает вопрос, что оплетать? Нужно хорошее основание. Оно должно быть выполнено из кожи, чтобы сохраняло гибкость и зимой и летом, и выполнено под конус.
Очень важный момент при изготовлении основания – это переход с ручки на саму плеть. Переход должен быть максимально плавным в плане жесткости, иначе в этом месте нагайка или кнут начнут ломаться.
Само основание состоит из стержня (кожаный шнур) диаметром в начале 5-6 мм и в конце 2-3 мм, шнур обтягивается полосками кожи в несколько слоев и каждый слой стягивается ниткой, каждый слой имеет разную длину, чтобы придать конусность. Самый последний слой самый длинный, чтобы закрыть все неровности переходов. После этого данная заготовка вставляется в ручку и еще раз вместе с ручкой обтягивается кожей. Вот теперь заготовка готова, можно оплетать.
Мы понимаем, что осталось много вопросов, но в одной небольшой статье рассказать все до мелочей невозможно. Наша цель дать общее понятие об изготовлении нагаек и кнутов.
Если Вы, прочитав статью, захотели сами сплести нагайку, то сначала нарежьте полосы из кожезаменителя или винилискожи, возьмите потолще , и попробуйте оплести любой шнур раза два три. Если получится и желание не пропадет, то мы можем выслать Вам крой и заготовку.
Если надумаете заняться плетением нагаек на продажу, мы тоже сможем Вам помочь, поставляя крой и если понадобятся заготовки.
Успехов Вам!