Повышенная чувствительность кожи у ребенка
Главная –
Заболевания –
Гиперестезия у детей
Гиперестезия – это повышенная чувствительность. Этот термин используют в двух значениях: повышенная психическая возбудимость и повышенная чувствительность кожи (иногда зубов).
Не является самостоятельным заболеванием, развивается вторично на фоне других заболеваний, например, депрессии (крайняя эмоциональная подавленность), полиневропатии (заболевание нервов).
Симптомы гиперестезии у ребенка
- Психическая гиперестезия:
- повышенная раздражительность — выражается в чрезмерной реакции на слабые внешние раздражители (например, человеку мешает уснуть тиканье часов, которое он воспринимает как очень громкий стук, привычный запах одеколона кажется очень раздражающим);
- эмоциональная неустойчивость — легкая вспыльчивость, неспособность сдерживать эмоции.
- Кожная гиперестезия: повышенная чувствительность кожи при прикосновении к ней (на локальном участке или на всем теле).
- Зубная гиперестезия: неприятные ощущения, дискомфорт в области шейки зуба при прикосновении к ней пищи или при питье горячей/холодной жидкости.
Формы гиперестезии у ребенка
В зависимости от особенностей гиперестезии условно можно выделить три ее формы:
- психическая гиперестезия – повышенная психическая возбудимость, проявляющаяся в раздражительности и эмоциональной неустойчивости;
- кожная гиперестезия – повышенная кожная чувствительность;
- зубная гиперестезия – повышенная чувствительность зубов.
Причины гиперестезии у ребенка
- Психическая гиперестезия:
- невроз — психическое нарушение, при котором многочисленные неврологические и прочие жалобы связаны с неразрешенными внутри- и межличностными конфликтами;
- астения: быстрая утомляемость; часто бывает в исходе тяжелых заболеваний (инфекционных, отравлений);
- депрессия: крайняя эмоциональная подавленность.
- Кожная гиперестезия — начальный период развития повреждения нервов (полиневропатии – повреждение комплекса нервов, мононевропатии – повреждение одного нерва), то есть при раздражении нервных волокон:
- нарушение обмена веществ: например, сахарный диабет (заболевание, характеризующееся подъемом уровня глюкозы в крови, что неблагоприятно сказывается на нервных волокнах), уремия (высокая концентрация продуктов обмена белка в крови);
- отравления: солями тяжелых металлов (свинец, ртуть), органическими растворителями (бензин), лекарственными препаратами;
- системные заболевания: например, склеродермия (заболевание, характеризующееся нарушением развития коллагена, который в норме обеспечивает упругость кожи, а при склеродермии вырабатывается в излишних количествах), васкулиты (воспаление сосудов);
- повреждения кожи: ожоги, травмы кожи (обширные ссадины).
- Зубная гиперестезия: истончение эмали у шейки зуба (повышенная стираемость эмали, кариес (образование дефектов эмали)).
LookMedBook напоминает: что данный материал размещен исключительно в ознакомительных целях и не заменяет консультацию врача!
Диагностика гиперестезии у ребенка
- Анализ жалоб и анамнеза заболевания:
- как давно появилась раздражительность, необычное восприятие внешних факторов (звуки, свет, запахи) либо повышенная чувствительность зубов/кожи;
- какое событие непосредственно предшествовало появлению жалоб.
- Неврологический осмотр: оценка кожной чувствительности, сохранности зрения, обоняния.
- Осмотр детским психиатром/психологом: оценка эмоционального фона, использование специальных шкал и опросников, поиск скрытых внутри- и межличностных конфликтов.
- Анализ крови: определение уровня глюкозы, продуктов обмена белка (мочевина, креатинин).
- Анализ крови на возможные токсины: соли тяжелых металлов.
- Электронейромиография: метод позволяет оценить скорость проведения импульса по нервным волокнам и определить признаки повреждения нервов.
- Возможна также консультация десткого невролога.
Лечение гиперестезии у ребенка
- Психическая гиперестезия:
- консультативная помощь со стороны детского психиатра/психолога: разрешение внутри- и межличностных конфликтов;
- применение препаратов, улучшающих эмоциональный фон (антидепрессанты), а также улучшающих приспособительные возможности организма (адаптогены);
- достаточный отдых (сон не менее 8-ми часов в сутки, прогулки на свежем воздухе по 1-2 часа в день), курортное лечение.
- Кожная гиперестезия:
- заживление кожных ран, ожогов: применение заживляющих мазей, обработка антисептиками (растворами, предотвращающими рост бактерий);
- снижение уровня глюкозы при сахарном диабете;
- заместительная почечная терапия при уремии (накопление продуктов распада белка): проведение гемодиализа (искусственная почка), трансплантация почки;
- прекращения контакта с токсичными веществами, введение хелатирующих агентов (препаратов, связывающих соли тяжелых металлов в крови и обеспечивающих их выведение из организма).
- Зубная гиперестезия:
- применение специальных зубных паст для снижения чувствительности зубов;
- ограничение употребления очень горячих или холодных напитков.
Осложнения и последствия гиперестезии у ребенка
- Нарушение социальной адаптации.
- Депрессия (крайняя степень эмоциональной подавленности).
Профилактика гиперестезии у ребенка
- Своевременное разрешение конфликтных ситуаций дома и в школе.
- Консультативная помощь детского психиатра/психолога при возникновении неразрешимых внутри- или межличностных конфликтов.
- Ведение здорового образа жизни (регулярные прогулки не менее 2-х часов, занятия физической культурой, соблюдение режима дня и ночи (ночной сон не менее 8 часов)).
- Профилактическое наблюдение у врача общего профиля.
- Соблюдения режима питания и рациона (регулярное питание не менее 2-х раз в день, включение в рацион продуктов, богатых витаминами: фрукты, овощи).
- Своевременное обращение к врачу при возникновении проблем со здоровьем.
- Контроль артериального (кровяного) давления.
- Авторы
Дяченко Алексей Олегович, врач-невролог.
Певцова Анастасия Владимировна, врач-методист, акушер-гинеколог, медицинский редактор.
Подоляк Анжелика Алексеевна, редактор.
Что делать при гиперестезии?
Источник
Высокочувствительные дети рождаются чаще, но взрослые иногда не понимают их особенностей. Отсюда масса проблем с учёбой и воспитанием. Профессор Дебора Макнамара рассказала, какого ребёнка можно назвать сверхчувствительным и как подобрать ключик.
Немного об авторе
Доктор Дебора Макнамара трудится на кафедре Института Ньюфелда.
Она – автор популярной книги «Покой, игра, развитие. Как взрослые растят маленьких детей, а дети растят взрослых».
Также она является директором Центра консультирования по вопросам семьи и детей.
Как понять чувствительного ребенка?
Как понять, что такое высокая или гиперчувствительность у ребёнка? С высокочувствительными детьми часто путают тех, у кого резкие эмоциональные реакции, или тех, кто легко обижается и расстраивается. Иногда с ними путают эмпатичных детей, нежных и добрых от природы.
И, хотя высокочувствительные дети выказывают некоторые из этих признаков, они нехарактерны для всех высокочувствительных детей, не помогают нам понять исходную причину отличительного образа взаимодействия детей с этим миром.
Высокочувствительные дети – это те, у кого повышенная восприимчивость к воздействию мира на их чувства, причём на любые чувства и ощущения – тактильность, вкус, обоняние, зрение или слух; и у каждого ребенка восприимчивость уникальна.
У некоторых детей повышена чувствительность к прикосновениям и запахам, а у других – к визуальным воздействиям или воздействиям на иные органы чувств. Но затронутые сферы остаются неизменными.
Вряд ли вы найдете двух одинаковых высокочувствительных детей. Повышенная восприимчивость к сенсорной информации оставляет их как будто без кожи перед атаками окружающего мира.
Все может казаться им «слишком»: слишком большим, слишком холодным, слишком громким, слишком горячим, слишком пахучим, слишком болезненным и просто слишком подавляющим.
Другими словами, эти дети быстро реагируют на «бомбардировку» возбудителями, это взбаламучивает их эмоции.
Также они склонны быть более реактивными в такой окружающей среде, которая возбуждающе влияет на их чувства. Один мальчик на музыкальных занятиях «Вместе с мамой» несся к выходу каждый раз, когда шум в классе начинал усиливаться. Какофония звуков для него не была ни успокаивающей, ни веселой, напротив – она набрасывалась на него, затопляла, подавляла его.
Но когда он инстинктивно несся к двери, чтобы сбежать, некоторым взрослым казалось, что этот ребенок – непослушный, неуправляемый; а на самом деле он просто был перегружен и подавлен.
Очень важно рассматривать повышенную чувствительность не как расстройство, а как часть разнообразия человеческих проявлений.
Для природы высокая чувствительность не является ошибкой. У животных, птиц и насекомых (даже у фруктовых мушек) тоже встречается гиперчувствительность, и это – ещё одно подтверждение идеи, что это не сбой, а, возможно, некий способ адаптации.
Чувствительным детям требуется взрослый для того, чтобы о них заботиться. Да, это относится ко всем детям, но в особенности к гиперчувствительным.
Как узнать, является ли ваш ребенок высокочувствительным?
Для близкого взрослого высокая чувствительность ребёнка становится очевидной очень быстро. Будет понятно, что ребенок быстрее возбуждается или успокаивается от определенных ощущений или их сочетания. В некоторых случаях излишне стимулирующая среда может провоцировать или расстраивать малышей.
Похожим образом ВЧР (высокочувствительный ребенок) может найти успокоение от некоторых ощущений: например, ребенок с тактильной чувствительностью может засыпать только в условиях, когда его обнимают или касаются. Или дети, чувствительные к звукам, успокаиваются гораздо быстрее под мягкие звуки материнского голоса.
Часто у высокочувствительных детей развита необычная внимательность, даже в младенчестве. И иногда их поведение описывают как «умен не по годам».
У таких детей может быть исключительная память, либо они постоянно пребывают в задумчивости. Они часто задают наводящие вопросы, которые раскрывают их уникальный взгляд на мир. У этих детей могут быть как широкие диапазоны интересов, так и узкая концентрация на конкретной сфере.
Взрослые часто описывают ВЧР как детей живых, страстных, с большими идеями и планами. Когда они счастливы, то могут заразить своим энтузиазмом всю аудиторию, а когда расстроены, то всех вокруг затопит цунами печали.
У меня двое высокочувствительных детей, и я, так сказать, из первых рук знаю, каково их растить и воспитывать.
Одна из моих дочерей чувствительна к визуальной информации, которой бывает для нее слишком много. Однажды она начала кричать на незнакомых людей, чтобы они перестали смотреть на нее.
Ей казалось неестественным, что незнакомые люди смотрят на нее, их внимание было нежеланным и тревожащим. По этой же причине она никогда не могла выступать или танцевать перед другими родителями в школе – «они все незнакомцы».
В то же время ее визуальная чувствительность имеет и свои преимущества, например, память к деталям, способность видеть орнаменты в случайных линиях, создание необычных дизайнов и визуальных проектов.
Исследователи полагают, что причиной такой повышенной восприимчивости может стать как генетический компонент, так и родовой или перинатальный опыт.
Генетика играет большую роль при определении интенсивности каждого из затронутых чувств.
Как уже упоминалось, это может быть любая комбинация повышенной восприимчивости пяти основных чувств плюс внутренние ощущения, такие как вестибулярная система (баланс), проприоцепции (чувство взаимодействия частей тела в пространстве), а также сложная сенсорная система, которую мы называем «внутренним голосом».
Родителям необходимо внимательно следить за тем, что перегружает ребенка, когда наступает его стадия «слишком», чтобы определить, какие именно чувства в его комбинации – усиленные.
Ключ к пониманию чувствительного ребенка – в том, чтобы предупреждать атаки внешнего мира, понимать, как эффективно с ними справляться.
Как обеспечить ощущение безопасности высокочувствительному ребенку?
Развитие мозга – вещь феноменальная, особенно у маленьких детей. В идеальных условиях мозг чувствительного ребенка развивается таким образом, чтобы осваивать и перерабатывать сенсорную информацию. В нем растет нейронная сеть, которая может справиться с сенсорной перегрузкой и найти способы компенсировать избыток раздражителей.
Другими словами, у природы есть решение проблем, связанных с высокой чувствительностью ребенка, но ей нужна наша помощь для внутреннего воспитания таких реакций.
Если мы сможем создать для ребенка идеальные условия, тогда природа возьмет свое и поможет ему перерасти и преодолеть свою гиперчувствительность. Что это за условия?
Крепкие отношения со взрослыми, полные заботы
Высокочувствительным детям необходимы крепкие и заботливые отношения с взрослыми, которые могут убедить детей в том, что они не являются слишком громкими, слишком сложными или еще какими-нибудь «слишком».
Обычно чувствительные дети знают больше о ранимости, присущей отношениям, то есть «если ты откроешь кому-то свое сердце, его могут ранить». Эмоционально очень трудно доверять кому-то, сближаться с кем-то и положиться на чью-то заботу.
Взрослым необходимо занять сильную, лидирующую позицию и убедить ребенка, что он может им доверять, особенно когда речь идет о детских ошибках или сложном поведении.
Воспитание, основанное на принципах отчуждения, может иногда зайти слишком далеко и создать ощущение небезопасности отношений. Воспитание же, построенное на принципах привязанности, соответствующее возрасту и уровню развития, является ключевым для становления образа эмоционально безопасного родителя в глазах и сердцах наших высокочувствительных детей.
Маленькими шагами можно пройти большой путь взращивания привязанности между вами и чувствительным ребенком. Не забывайте о важных для него мелочах, терпеливо привлекайте его внимание и слушайте его истории.
Используйте другие способы, которые помогают детям понять, что нам нравится проводить с ними время. Взаимоотношения важны для всех детей, но высокочувствительные чаще склонны выжидать и приглядываться, прежде чем довериться всем сердцем кому-то.
Нам приходится потрудиться, чтобы заработать их доверие, и запастись терпением, чтобы достичь прочных взаимоотношений.
Любому, кто заботится о ВЧР, придется работать над отношениями с такими детьми, учитывая их особенности, прежде чем они начнут слушаться. Это относится и к воспитателям в детсадах, и к учителям в школах.
Важно знать, когда защищать, а когда поощрять и приобщать
Если ребенок не нарастил «толстую кожу» для защиты от сенсорной перегрузки, тогда задача компенсировать все это ложится на плечи его взрослых.
Мы можем начать с изменения окружающей ребенка среды. Например, некоторых детей от внешних раздражителей защищают «белый шум» или звуконепроницаемые наушники.
Родителям необходимо быть терпеливыми и принять то, что их ребенок не хочет участвовать в занятиях, которые его перегружают (например, играть с большой группой детей или заниматься музыкой).
Важно не только снижать нервное возбуждение и стимуляцию там, где это возможно. Важно также продумать, возможно ли это в принципе, в какой момент будет лучше мягко и осторожно познакомить ВЧР ближе с теми явлениями, что для них являются перегрузкой.
У одной мамы была дочь с повышенной чувствительностью к целому ряду стимулов, особенные сложности были с громкими звуками. Дочь умоляла маму не проходить мимо строительной площадки, которая находилась рядом с их домом, из-за громких звуков от самосвалов и экскаваторов.
Мама заметила, что для ее дочки это было сложно, и выбрала другой ежеутренний маршрут до школы. Но однажды утром она сказала дочери: «Мы сейчас быстренько пробежим мимо стройплощадки. Закрой уши руками, чтобы тебе не было слишком громко».
Когда они пробегали мимо стройки, дочь заметила экскаватор и вырытую им яму, заинтересовалась. Каждый день на той неделе мама и дочь продолжали ходить мимо стройплощадки, наблюдать, что там делается, периодически останавливаться.
Однажды девочка решилась убрать руки от ушей и послушать. И постепенно она смогла ходить мимо стройплощадки без ощущения перегрузки.
Чувствительным детям очень нужен взрослый человек, который их поймет, будет знать, когда их защищать, а когда (и как) бережно и терпеливо подводить их к знакомству с теми вещами, что даются им тяжело.
Необходимо дать возможность выражать эмоции, даже через слезы
Окружающий мир будоражит чувствительность таких детей, и от этого у них внутри возникают сильные эмоции, которые необходимо высвободить.
Лучшее, что мы можем сделать для них, – это помочь им выразить свои чувства через слова, игру или даже через слезы. Иногда нам нужно поощрять игры, которые помогут детям выпустить наружу грусть, страхи или желания.
Часто проще столкнуться с чем-то в игре, когда оно нереально и не может тебя ранить. Если же мы хотим поощрить чувствительного ребенка, вывести на разговор или слезы, он должен нам доверять и знать, что наши отношения незыблемы даже в трудные моменты.
Когда сталкиваемся с проблемами в поведении ВЧР, именно мы можем проложить лучший маршрут к выходу из инцидента. Дети могут лучше воспринимать и слышать наши слова при серьезном разговоре, когда они меньше возбуждены и чувствуют близость между нами.
Иногда они не хотят говорить о проблемах или говорят, что ничего не помнят. Мы можем просто сказать им, что так будет быстрее, легче, безопаснее, если они с нами поделятся. Иногда нам придется провести детей за собой туда, где они могут почувствовать себя уязвимыми, но если мы не сделаем этого, тогда им будет сложнее наладить связь со своими же эмоциями.
Секрет воспитания высокочувствительных детей очень прост: необходимо осознавать, что они часто действуют в соответствии со своим внутренним миром чувств. Они не пытаются усложнить нам жизнь – это как раз для них жизнь сложнее.
С одной стороны, с их чувствительностью связано много проблем, а с другой, есть и преимущества, которые, как говорят родители высокочувствительных детей, имеют один источник.
Если нам удастся помнить об этом, когда мы общаемся с чувствительными детьми, убедить их в том, что в наших заботливых объятиях они смогут расслабиться, тогда сможем стать теми сильными взрослыми, в которых они так нуждаются.
Вольный перевод Натальи Жигилевой
Сайт «Родовое древо» (Family Tree)
Источник