Правила ухода за кожей и слизистыми ребенка
Дата публикации: 05.07.2019
С появлением ребенка молодым мамочкам приходится осваивать массу новых навыков, главным из которых является уход за кожей и слизистыми. Правила заботы о новорожденных существенно отличаются от стандартной гигиены взрослого человека. Родителям важно изучить их все, ведь правильная забота о малыше с первых дней жизни позволит сформировать иммунитет и избежать многих проблем со здоровьем.
Значимость процедур
Организм только что родившегося человека отличается чрезвычайной уязвимостью. Его кожа и слизистые совершенно не адаптированы к негативному внешнему воздействию. С первых дней жизни они подвергаются избыточному раздражению вследствие трения подгузника и одежды, воздействия мочи и фекалий, в результате чего в клетках и тканях появляются невидимые микроповреждения, открывающие дверь патогенным микроорганизмам.
Целостность и здоровье детского эпидермиса могут нарушить инфекции, являющиеся абсолютно безопасными для взрослого человека. Поэтому главная задача родителей — создать оптимальную микрофлору, защитив нежную кожу и слизистые младенца ото всех раздражителей. Грамотный уход позволит предотвратить повреждение эпидермиса новорожденного, нежелательное раздражение кожи и воспаление слизистых оболочек.
При появлении маленького ребенка на свет родители должны постараться создать оптимальные для него условия. В помещении, где находится малыш, нужно соблюдать строгую чистоту. Одежду новорожденного, предметы ухода за ним и всю мебель в доме следует содержать в полной стерильности. Во время прогулок с ребенком необходимо избегать мест с сильной загазованностью воздуха, большого скопления людей, а также вредного солнечного воздействия.
Уход за новорожденным с первых дней жизни
Как правило, при нахождении в роддоме кожу ребенка ничем не обрабатывают. Исключением является лишь развитие явных воспалительных процессов в результате недостаточной стерильности палаты. В этом случае обрабатывать кожу и слизистые новорожденного должны медики.
Первым навыком, осваиваемым роженицами самостоятельно, является смена подгузника и подмывание. Делать это в первые дни жизни нужно часто, после каждого акта дефекации или по мере наполнения подгузника.
Алгоритм ухода в этом случае заключается в:
- удалении остатков фекалий при помощи сухой салфетки;
- подмывании малыша под проточной струей воды;
- промокании остатков влаги;
- одевании подгузника и одежды.
Во время гигиенической манипуляции ни в коем случае нельзя пользоваться ванночками с отстоянной водой. Чтобы избежать инфицирования, делать это нужно только под краном. Важно подмывать новорожденных девочек спереди назад, положив малышку на руку животиком кверху, а головку — расположить на предплечье.
Обработка кожи и слизистых малыша после выписки из роддома
По прибытию домой молодые роженицы сталкиваются с массой проблем: без пристального внимания медперсонала, их советов и контроля ухаживать за новорожденным становится труднее, в результате чего возникает целая масса вопросов. Однако на деле уход не на столько сложен, как кажется. При правильном подходе навредить младенцу гигиеническими процедурами просто невозможно.
Чтобы правильно ухаживать за кожей и слизистыми новорожденного, важно запомнить несколько обязательных рекомендаций:
- Не стоит бояться купать ребенка, если у него не зажила пуповинная ранка.Первое принятие ванны малышом можно проводить сразу после выписки из роддома (на 3-7 день жизни).
- Если ребенок здоров, купать его нужно ежедневно, особенно в теплое время года.
- Но чтобы не нарушать естественную микрофлору, делать это лучше без моющих средств. Специалисты рекомендуют использовать мыло по необходимости, не чаще 2 раз в неделю.
Первые ванные процедуры очень утомляют и в то же время успокаивают новорожденных. Чтобы сформировать полноценный режим, купать его лучше на голодный желудок, по вечерам, непосредственно перед последним кормлением и ночным сном. Это позволит маленькому организму выработать условный рефлекс разделения дневного и ночного времени.
Алгоритм ухода за кожей и слизистыми ребенка предусматривает подготовку:
- предварительно продезинфицированной ванночки;
- пеленки, предотвращающей скольжение малыша по дну ванночки;
- емкости для обливания;
- детского мыла без ароматизаторов и вредных примесей;
- термометра для измерения температуры воды;
- хлопкового полотенца;
- чистых и вещей для малыша.
Самым важным этапом подготовки к купанию является кипячение и остужение воды для новорожденного. Оптимальной считается температура 37°С, но специалисты допускают отклонение в 5°С в ту или иную сторону. Температура воздуха в помещении должна достигать 22°С, важно избегать сквозняков.
Порядок действий выглядит следующим образом:
- Налить в ванночку кипяток, охладить до нужной температуры.
- Отлить 5-7 литров воды в отдельную емкость для заключительного обливания.
- Застелить дно ванночки чистой пеленкой, сложенной в несколько слоев.
- Глубина воды при купании новорожденного не должна превышать 15 см.
- Медленно погрузить ножки ребенка в воду.
- Плавно положить малыша на пеленку в ванночке, придерживая его под головку, исключая ее погружение и затекание воды в ушки.
- Помыть головку, двигаясь ото лба к затылку.
- Обмыть малыша полностью, начиная от плечей и заканчивая ножками, складочкам уделять особое внимание.
- При необходимости — намылить складочки и половые органы. Не использовать мочалку.
- Достать ребенка из ванночки, перевернуть животиком вниз и ополоснуть заранее подготовленной водой, температура которой станет на 2-3 °С холоднее воды ванночке.
- Укутать малыша в полотенце. Удалять влагу можно только промокательными движениями, избегая излишнего трения.
- Длительность первых гигиенических процедур по уходу за кожей не должна превышать 5 минут.
Для профилактики опрелостей врачи рекомендуют принимать воздушные ванны. Поэтому не следует торопиться одевать малыша сразу после купания. Лучше дать его коже как следует высохнуть и «подышать». В завершение ухода нужно аккуратно одеть новорожденного, покормить и уложить его отдыхать.
Важные аспекты
После первых купаний необходимо тщательно обрабатывать пупочную ранку. Она должна быть сокращенной, с сухими краями, без выделений при надавливании и явного покраснения. Обрабатывать ее нужно аккуратно, протирая края ватным диском, смоченным в 3% р-ре перекиси водорода.
В норме пупочный остаток отпадает самостоятельно, на 5-15 день жизни. Окончательное заживление завершается еще спустя 7-10 суток. После этого воду для малыша можно не кипятить. Допускается и совместное купание с родителями.
Помимо ванных процедур, алгоритм ухода за кожей и слизистыми ребенка включает:
- Утреннее умывание. Во избежание инфицирования делать это во время купания категорически не рекомендуется. Манипуляция выполняется ватным тампоном, смоченным в кипяченой остуженной воде. Движения должны быть направлены от внешнего края глаза к внутреннему (для каждого глазика нужен отдельный тампон). После этого можно протереть и лицо, избегая области рта. После полного умывания нужно промокнуть остатки воды полотенцем.
- Чистку носика. Удалять загрязнения нужно тонким ватным жгутом, смоченным в масле или грудном молоке, на глубину не более 1 см. Во время процедуры важно следить, чтобы очищающий состав не затекал в носовые ходы.
- Гигиену ушек. При попадании воды их следует сразу промокнуть полотенцем. В остальных случаях гигиена ушей требуется всего 1 раз в неделю. Процедура выполняется мягким ватным жгутом, смоченным стерильной водой.
- Удаление корочек с волосистой части головы. Себорейный дерматит у новорожденных, в народе называемых детский леп, может быть под волосами, на бровях и между ними, реже — за ушными раковинами. Но встречается он довольно часто и избавиться от него можно без помощи специалиста. Для этого перед каждым купанием нужно протирать все корочки тампоном, смоченным растительным маслом.
- Стрижку ногтей. Эту процедуру необходимо делать по мере надобности, иначе ребенок может повредить себе кожу и даже слизистую глаз. Укорачивать ноготки новорожденным необходимо специальными ножницами, соблюдая алгоритм: на ножках стричь ровно, на ручках — закруглять.
Трудности ухода и пути их решения
Разумеется, каждая мама любит своего ребенка. Но даже самая тщательная и регулярная забота не может гарантировать отсутствие проблем с кожей и слизистыми. При первом появлении дискомфорта у малыша рекомендуется предпринимать соответствующие меры.
Самые распространенные проблемы с кожей и слизистыми у новорожденных решаются следующим образом:
- Покраснение кожи лечится обычным купанием в отваре трав, оказывающих противовоспалительное действие (ромашки, календулы, череды) или обработкой любым увлажняющим детским кремом, содержащим пантенол.
- Опрелости в складках следует обрабатывать маслом или тальком. Полезными будут и ультрафиолетовые ванны во время прогулки. Чтобы не допустить ожога, новорожденному достаточно пребывать на солнце 10-15 минут.
- При незначительных слизистых выделениях из глаз — промывать их слабым р-ром ромашки или фурацилином в концентрации, не превышающей 1%. При гнойном отделяемом — обратиться к педиатру.
- При заметном загрязнении ушей — обработать их жгутом, смоченным в растительном масле. Это облегчит очищение от корочек или размягчение серных пробок.
- При появлении творожистого отделяемого во рту (не путать с легким белесым налетом, возникающим при естественном вскармливании), нужно накрутить на палец стерильный бинт, смоченный в р-ре соды (1 ч. л. на 250 мл воды), обрабатывать соски кормящей мамы и ротик малыша перед каждым кормлением.
Уход за кожей и слизистыми новорожденного — это не просто обязанность, возложенная на молодых родителей. Это дополнительная возможность общения с ребенком, понимания и познания его характера и приоритетов, позволяющая создать особо крепкую связь с малышом.
Похожие посты
Оставить комментарий
Источник
Уход за кожей и слизистыми оболочками ребенка требует строгого соблюдения правил личной гигиены и большой осторожности. Это обусловлено тем, что ткани ребенка раннего возраста легкоранимы и могут служить воротами для ряда болезнетворных микробов. Очень важно обратить внимание на то, чтобы все элементы ухода за кожей и слизистыми оболочками не причиняли ребенку неприятных ощущений. Более того, желательно, чтобы они доставляли малышу удовольствие. Это облегчит в дальнейшем гигиеническое воспитание ребенка и выработку у него необходимых гигиенических навыков.
С первых месяцев жизни ребенку следует 2—3 раза в день мыть лицо и руки, используя сначала слегка подогретую воду (32—34 °С), затем воду комнатной температуры (22—24 °С). В первые недели жизни (в период новорожденности) ребенка следует умывать кипяченой водой.
С момента назначения прикорма (около 4,5 мес) ребенку надо мыть руки перед каждым кормлением, вырабатывая таким образом необходимый гигиенический навык. Умывая, побуждайте ребенка к активности, учите самостоятельным действиям (подставлять руки под струю воды, умывать лицо). Как можно раньше вырабатывайте у малыша отрицательное отношение к грязи (например , запачканные во время кормления руки и лицо сразу же вытирайте или умывайте).
Ребенка второго года жизни настойчиво приучайте к самостоятельному умыванию. К трем годам он должен уметь сам хорошо мыть руки с мылом, умываться, мыть ноги, вытираться полотенцем.
Туалет носа и ушей у грудного ребенка производится ватными жгутиками, смоченными в вазелиновом или растительном масле. Вазелиновое масло приобретается в аптеке. Растительное масло (подсолнечное, кукурузное, оливковое) необходимо предварительно прокипятить и хранить в закрытой бутылочке. С 1,5 лет ребенка надо учить самостоятельно пользоваться носовым платком.
Туалет глаз у детей первых 2—3 мес жизни проводят во время первого утреннего умывания, а также по мере надобности. Глаза промывают ватными тампонами, смоченными в 2 % растворе борной кислоты. Каждый глаз промывают отдельным тампоном в направлении от наружного угла глаза к переносице. Туалет глаз 3-месячного малыша проводится при обычном умывании.
Ребенка первого года жизни подмывают после каждого опорожнения кишечника, а детей первых 4—6 мес и после каждого мочеиспускания. Новорожденных подмывают теплой кипяченой водой влажной ваткой или струей воды из умывальника, кувшина, чайника. Подмывание производится спереди назад, от половых органов к заднему проходу, чтобы не занести в половые органы микробы. После подмывания ребенка кладут на чистую пеленку и осторожно промокательными движениями обсушивают кожу. Затем складки кожи смазывают прокипяченным растительным маслом или детским кремом с помощью ватного тампона. Детей старше 1 мес при хорошем состоянии кожи можно подмывать обычной водой из крана, сначала немного подогретой, а затем комнатной температуры. Смазывать кожу маслом или детским кремом следует только при наличии опрелости. Подмывать детей надо и после того, как они научились пользоваться горшком. Как девочек, так и мальчиков следует подмывать ежедневно перед ночным сном.
Гигиенические ванны детям до года делают ежедневно, на 2-м и 3-м году — не реже 2 раз в неделю (желательно также ежедневно).
Новорожденного ребенка надо купать в кипяченой воде температуры 37 °С (проверяется водяным термометром). Если пупочная ранка у ребенка еще не совсем зажила, то в воду надо добавлять немного раствора перманганата калия (марганцовки), чтобы вода приобрела бледно-розовый цвет. Купать ребенка лучше в том помещении, где он находится постоянно, при температуре воздуха 21—23 °С. Ребенка после 1 года можно мыть в ванной комнате.
Продолжительность ванны для детей первого года жизни не более 5—7 мин, на втором и третьем году жизни — до 8—10 мин. Детей старше 2 лет можно мыть под душем. После окончания ванны ребенка надо облить водой на I °С ниже температуры воды в ванне. Не реже 2 раз в неделю ребенка следует мыть детским мылом. Детям старше года можно мыть голову детским шампунем.
Купать малыша надо не позже 21.00, чтобы не нарушать его ночной сон. Если ребенок после купания спит беспокойно, то эту процедуру перенесите на более раннее время (перед последним дневным сном, а детям старше года — перед ужином).
Чистота полости рта — наиболее эффективное средство профи- лактики кариеса зубов. Как только ребенок перестает получать грудное молоко, обладающее бактерицидными свойствами, ему надо давать после еды немного чистой воды, чтобы смывать остатки пищи, в которых могут размножаться микроорганизмы. Малыша, достигшего 1 года, приучайте полоскать рот после каждого приема пищи. С 2 лет — чистить зубы щеткой, сначала без пасты, а затем с детской зубной пастой. Зубы следует чистить 2 раза в день — утром после завтрака и перед ночным сном. У ребенка должна быть своя зубная щетка из натуральной щетины. Наряду с утренним и вечерним туалетом полости рта надо полоскать рот после каждого приема пищи, особенно если последнее блюдо было сладким.
Режим дня ребенка
Правильный режим предусматривает своевременное удовлетворение физиологических потребностей ребенка в питании, отдыхе, активном бодрствовании и способствует нормальному функционированию внутренних органов, обеспечивает уравновешенное, спокойное состояние нервной системы, предохраняет ее от переутомления. Если режим не налажен, то могут возникнуть отклонения в развитии и поведении ребенка — нарушается аппетит, сон, появляются капризы, отмечается повышенная нервная возбудимость.
Одно из основных условий правильного режима — соблюдение определенной последовательности в чередовании сна и бодрствования. Новорожденный ребенок почти все время спит, но сон у него неглубокий и легко прерывается под воздействием различных раздражителей. Самым сильным из них в этот период является чувство голода или так называемое пищевое возбуждение.
Пищевое возбуждение возникает тогда, когда пища покидает желудок ребенка. У грудных детей, получающих материнское молоко, это происходит через 3—3,5 ч после кормления, поэтому режим новорожденного ребенка рекомендуется формировать на основе ритма кормления.
Ребенка надо кормить строго по часам через 3—3,5 ч. Отклонения допустимы не более чем на 20—30 мин. Более длительные или более короткие промежутки между кормлениями нарушают биологический ритм пищевого возбуждения.
При достаточном внимании и терпении к концу первого месяца жизни ребенка удается сформировать правильный ритм сна и бодрствования, если были созданы оптимальные условия. Например, спокойная обстановка, свежий воздух, соответствующая одежда для сна, достаточный объем впечатлений, общение со взрослыми, игрушки для периода бодрствования малыша.
Продолжительность отрезков сна и бодрствования меняется с возрастом, как и количество кормлений. На первом году жизни в соответствии с постепенным увеличением работоспособности и выносливости нервной системы режим дня малыша меняется 3 раза, на втором году жизни 1 раз.
Новорожденный ребенок спит 20—22 ч в сутки и ему устанавливают только режим кормления. Обычно в родильном доме детей кормят 6 раз в сутки через 3,5 ч с ночным перерывом в 6,5 ч. Дома желательно сохранить такой же режим. Однако некоторые слабые дети могут кормиться 7 раз в сутки через 3 ч с ночным перерывом длительностью в 6 ч.
В возрасте от 1 до 2,5—3 мес малыш кормится обычно 6 раз в сутки через 3,5 ч (7 раз для ослабленных детей). В этом возрасте у ребенка, как правило, формируется 4-разовый дневной сон примерно по 2 ч. Между кормлениями ребенок бодрствует от 30—40 мин до 1,5 ч. Общая продолжительность сна в этом возрасте составляет 17—19 ч в сутки.
Ребенок от 2,5—3 до 5—6 мес кормится 6 раз в сутки через 3,5 ч, а с момента получения прикорма (примерно с 4,5—5 мес) 5 раз в сутки через 4 ч с 8-часовым ночным перерывом. Он уже может бодрствовать между кормлениями по 1,5—2 ч. Днем ребенок спит еще 4 раза по 1,5—2 ч, некоторые дети с 4,5—5 мес переходят на 3-разовый дневной сон, но тогда он длится дольше — по 2 ч. Общая продолжительность сна 16—17 ч в сутки.
В возрасте от 5—6 до 9—10 мес ребенок находится на 5-разо-вом кормлении через 4 ч с 8-часовым ночным перерывом. Днем он спит по 1,5—2 ч 3 раза, бодрствует между кормлениями по 2—2,5 ч. Общая продолжительность сна 15—16 ч.
С 9—10 мес до 1 года ребенка кормят 5 раз в день через 4 ч. Двухразовый дневной сон имеет длительность по 2 ч в среднем. При этом дневной сон (обычно утренний) нередко продолжается 2,5 ч, а вечерний всего 1,5 ч. Бодрствование ребенка в этом возрасте в среднем удлиняется до 3—3,5 ч. Формируется оно следующим образом: первый период бодрствования (после ночного сна) является более коротким и составляет всего 2,5—3 ч; второй отрезок бодрствования (между первым и вторым дневным сном) длится по 3,5—4 ч и третий период бодрствования (между вторым дневным сном и ночным) до 3 ч.
Режим дня следует строить так, чтобы малыш непосредственно после кормления бодрствовал, а затем спал до следующего кормления. Такое чередование процессов является более правильным, так как хорошо выспавшийся ребенок с аппетитом ест и потом спокойно и активно играет до следующего сна. Если ребенок привыкает засыпать сразу после кормления, то период бодрствования у него будет совпадать с началом пищевого возбуждения, он станет беспокойным, и тогда следующее кормление придется начинать раньше положенного срока. Уставший и наплакавшийся ребенок хуже ест, нарушается его режим дня.
У детей второго года жизни довольно быстро увеличивается время бодрствования, соответственно сокращается потребность в сне. Однако до 1,5 лет ребенку еще необходимо сохранять 2-разовый дневной сон. В противном случае может произойти перенапряжение нервной системы, появятся расстройства аппетита, сна и др.
Физиологические потребности ребенка обеспечивают первый дневной сон длительностью 2—2,5 ч, второй — 2—1,5 ч. Если становится заметно, что продолжительность каждого периода дневного сна укорачивается, все же не надо спешить отменять утренний или вечерний сон. Лучше пусть малыш поспит 2 раза в день по 1 ч, чем 1 раз 2,5 или даже 3 ч. В последнем случае продолжительность непрерывного бодрствования для него будет чересчур велика.
На разовый дневной сон можно переводить ребенка, достигшего 1,5 лет, при этом его длительность желательно доводить до 3—3,5 ч, создавая для этого соответствующие условия (хорошо проветренное помещение, исключение шумов и т.п.). При одноразовом дневном сне длительность отрезков бодрствования достигает 5 ч. Общая потребность в сне для детей второго года жизни составляет 13—14 ч.
В возрасте старше года многие дети могут переводиться на 4-разовое кормление. Перерывы между кормлениями остаются такими же (4 ч), отменяется только пятое, ночное, кормление. Если ребенок ослаблен, страдает плохим аппетитом, ночное кормление лучше сохранять до 1,5, в редких случаях до 2 лет.
На третьем году жизни ребенка следует кормить 4 раза в день. Дневной сон у него должен длиться 2,5—3 ч. Длительность отрезков бодрствования увеличивается до 5—6 ч. Общая потребность в сне у ребенка к концу третьего года жизни составляет 12—13 ч.
Примерный режим дня для детей от 0 до 3 лет приведен в последующих статьях.
Обновлено: 2019-07-09 22:32:53
Источник