Публичное лицо социальная кожа личности

Публичное лицо социальная кожа личности thumbnail

Сегодня мы поговорим о защите чести и достоинства публичных фигур. Стоит обратить внимание, что защита чести и достоинства публичных физических лиц отличается от сходных разбирательств в отношении обычных людей.

Понятие «публичной фигуры» введено Европейским Судом по правам человека и носит обобщающий характер. Понять, какие именно люди попадают в указанную категорию, можно лишь, проанализировав практику Европейского Суда. Для простоты понимания давайте будем считать, что публичные должностные лица — это высокопоставленные чиновники, общественные деятели, политики и должностные лица разных уровней.  И по подсчетам, 60% исков о защите чести и достоинства подают именно эти люди.

Европейский Суд устанавливает, что публичные лица должны испытывать повышенную терпимость к критике в свой адрес, если они и их решения являются важными для населения страны, региона или даже маленького городка. А так как международные нормы ратифицированы Российской Федерацией, а международная практика используется при рассмотрении исков российскими судами, то и данное правило является основанием для принятия решения в том числе.

Европейский Суд распространил это правило на органы государственной власти, на  служащих государственных органов и даже на частных лиц, если они выступают в публичных правоотношениях.

Однако статья 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, отвечающая за подачу и рассмотрение исков о защите чести и достоинства, ставит любых истцов и ответчиков подобных дел в равное положение. То есть не будет никакой разницы, если иск подан, например, главой города к СМИ по какой-нибудь критической статье, вскрывающей факты финансовых махинаций, или просто от соседа к соседу по поводу распространения, например, среди жильцов дома сплетни бытового характера. Это как раз тот самый случай, когда суд при ведении дела должен будет ссылаться на Европейскую Конвенцию.

При рассмотрении подобных дел, с одной стороны, есть право на защиту чести, достоинства и деловой репутации, а  с другой стороны, есть право на свободное выражение мнения. И суд должен, как на весах, сравнить, что же в данной конкретной ситуации является более важным. Чтобы понять, что же положить на чашу весов и что перевесит, надо учитывать некоторые факторы, которые придают больший или меньший вес тому или иному праву. Либо весы перевешивают в сторону свободы выражения мнения и тогда её надо защищать, либо получается перевес в сторону защиты чести, достоинства и деловой репутации.

Что же это за факторы?

  • Это публичный статус истца, то есть публичное физическое лицо он или нет.
  • Общественная важность поднятой темы.
  • Особый временной период (например, выход спорной статьи в период проведения избирательной кампании).
  • Добросовестность журналиста при подготовке материалов (проверял ли журналист факты перед публикацией, является ли его мнение обоснованным).
  • И, если истец — обыватель, и статья не имеет какой-либо общественной и политической значимости, то необходимо защищать его честь и достоинство, и гарантии должны быть высокими.

Вопрос свободы выражения мнения в таком примере не встает, потому что любая статья — это всегда свободное выражения собственного мнения, и соответствующее право будет присутствовать всегда. Но в частных вопросах надо быть особенно внимательными и осторожными.

В Российском Гражданском кодексе нет указания на то, что публичное лицо должно быть как-то менее защищено. Но вместе с тем есть

publichnoe lico 2

Поясню, что Постановления Пленума Верховного Суда расцениваются юристами как рекомендации при разрешении определенных категорий дел.

https://lawinweb.ru/wp-content/uploads/2017/03/publichnoe-lico-3.png

Рациональное зерно здесь, безусловно, есть, ведь давно известно, что гласный контроль ставит чиновников в определенные рамки, вследствие чего они стремятся выполнять свои функции на должном уровне.

Как уже описывалось выше, публичное лицо должно испытывать повышенную терпимость к критическим замечаниям в свой адрес. Однако степень терпимости у публичных фигур разная. На графике хорошо видно, как зависит уровень терпимости и уровень защиты чести, достоинства и деловой репутации от соответствующего статуса. По вертикали обозначен уровень терпимости к критике, а по горизонтали — уровень защиты чести, достоинства, деловой репутации.

publichnoe litco

Давайте посмотрим, насколько сильно можно критиковать, например, правительство и насколько надо быть аккуратными, скажем, в отношении судей. И те и другие, в соответствии с практикой Европейского Суда, должны испытывать большую терпимость к критике, но уровень ее для каждой категории лиц разный.

Самым высоким уровнем терпимости и самым низким уровнем защиты репутации пользуются правительство и иные государственные органы, их можно критиковать больше всего в соответствии с практикой Европейского Суда.

Далее идут публичные лица — это известные политики, общественные деятели, их уровень терпимости чуть меньше, а уровень защиты немного выше.

Еще ниже степень восприятия критики предусматривается у рядовых государственных и муниципальных служащих, которые могут быть неизвестны широким слоям населения. Например, это чиновники, выполняющие какие-то конкретные функции в администрации. Но они тоже должны быть более терпимы, чем обычные граждане, потому что в конкретных ситуациях их действия могут быть очень важны для населения. Например, подписываемые ими документы могут повлиять на жизнь какого-то определенного человека.

И теперь мы подошли к судьям. С одной стороны судьи — это люди, выполняющие важные государственные функции. Но Европейский Суд считает, что судей можно критиковать не сильно, потому что, кроме вопросов свободы выражения мнения и защиты репутации, поднимаются вопросы авторитета правосудия как такового. Если все подряд будут критиковать судей, в том числе и беспочвенно, то подорвётся доверие к судебной власти, хотя в России этот авторитет на сегодняшний день вызывает сомнение и без критики.

Ну и последнее — частные лица. Им приписывается самый маленький уровень терпимости к критике и самый большой уровень защиты чести, достоинства и деловой репутации. Хотя в самой последней практике Европейский Суд указал, что в определенных ситуациях уровень терпимости частных лиц может быть чуть выше.

Читайте также:  Чтобы кожа лица была розовой

Например, если какое-то частное лицо возглавляет фирму, победившую в конкурсе на выполнение муниципального заказа, то будет иметь публичный интерес больший, чем у обычного обывателя. Или человек, являющийся подсудимым по важному уголовному делу, вызывающему интерес у журналистов. В этих случаях отношение к человеку выходит за рамки частных и, соответственно, понижается уровень терпимости к критике.

То есть в определённых ситуациях даже частные лица могут быть в некоторой степени приравнены к публичным физическим лицам. Конечно, уровень терпимости в данном случае не такой высокий, как если бы мы рассматривали членов правительства или другие публичные фигуры, но принцип тоже применим.

Надеюсь, что приведенные примеры помогли вам разобраться, как изменяется уровень повышенной терпимости и как защищается в зависимости от его изменения честь и достоинство. В случае, если публичные лица подают в суд, то описанные выше правила вполне работают на практике.

С вопросом о том, на какие дела Европейского Суда можно ссылаться, если вы столкнетесь с подобной ситуацией, вы можете обратиться в “Право в сети”, оставив заявку во всплывающем окне или воспользовавшись одним из наших контактов (телефон, электронная почта).

Ранее на нашем сайте мы рассказывали об одном интересном деле Андрея Столбунова, которое сейчас находится на рассмотрении в Европейском суде по правам человека.

В следующей статье мы подробно рассмотрим пример дела о защите чести и достоинства публичного должностного лица на примере дела депутата Петракова.

Если же у вас возникли похожие или другие спорные ситуации, мы в кратчайшие сроки подготовим иски, претензии или жалобы по вашей проблеме, мы также готовы представлять ваши интересы в суде.

Источник

Pages:     | 1 |   …   | 4 | 5 |

| 7 | 8 |   …   | 14 |

Персона (от лат. “маска”) – публичное лицо, “социальная кожа личности”, т. е. то, как мы проявляем себя по отношению к другим людям. Персона как архетип необходима человеку, но есть опасность, что она может стать источником деградации личности, подменяя собой внутреннее “Я”.

Тень – бессознательная противоположность тому, что индивид утверждает в сознании. Тень содержит неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. В то же время Тень – это и источник жизненной силы, творческого начала. Функция Эго, согласно Юнгу, направлять в нужное русло энергию Тени, обуздывать пагубную сторону своей натуры. “Встреча с собственной тенью” – это необходимый этап развития личности. Человек начинает замечать у себя (к своему стыду) те качества, которые он различал у других:

безответственность, жадность, эгоизм, прожектерство, трусость и т. д. и принимается за длительную и болезненную работу по самовоспитанию.

Юнг считал, что бессознательное наделено чертами другого пола, а человек в его целостности – двуполое существо (андрогин).

Анима – это бессознательная женская сторона личности мужчины (символы: мать, женщина, душа, дева Мария), соответственно Анимус – внутренний образ мужчины в женщине (символы: отец, мужчина, герой, Иисус Христос).

Рассмотрим более детально архетип Анимы. Анима – это воплощение всего женственного в психике мужчины (чувственность, непоследовательность, восприимчивость к иррациональному). Анима мужчин формируется под влиянием матери, и имеет как позитивные, так и негативные черты.

Негативный образ Анимы может проявляться у мужчин в раздраженных, подавленных настроениях, состоянии неуверенности, повышенной возбудимости, излишней сентиментальности и обидчивости, в склонности предаваться разрушительным иллюзиям, обнаруживаться в форме язвительных реплик, обесценивающих все и т. д. Не случайно в сказаниях многих культур действуют девы-отравительницы, безобразные ведьмы, сирены, русалки, которые стремятся всячески навредить герою.

У мужчин благодаря позитивной Аниме возможен верный выбор супруги. Анима дает способность мужчинам любить, быть внимательным и чутким по отношению к своим близким.

Архетипическая природа Анимы придает ей судьбоносное качество, которое объясняет непреодолимую и подавляющую силу влюбленности. Например, мужчина, влюбляющийся с первого взгляда, может воспринимать реальную женщину как своего рода богиню и приписывать ей сверхчеловеческую власть, положительную или отрицательную. Так, дама, служению которой рыцарь средневековья посвящал себя и для которой совершал героические поступки, олицетворяла Аниму.

Важность функции Анимы проявляется также в том, что с ее помощью мужчина открывает себе путь к внутреннему «Я», она ведет мужчину к жизни в самом подлинном смысле — к эмоциональной и страстной жизни, к духовному самооткрытию.

Когда логическое мышление уже не способно различить скрытые в подсознании факты, Анима становится внутренним проводником.

Юнг считает, что женщина более способна на контакт с подсознанием, чем мужчина. Не случайно, считают юнгианцы, в древности для разгадывания воли богов и установления связи с ними использовались именно жрицы (подобно греческой Сивилле).

Наглядный пример восприятия Анимы как внутреннего персонажа мужской психики обнаруживается у знахарей и прорицателей (шаманов) северных племен. Некоторые из них носят женскую одежду, либо изображают на своей одежде женские груди, чтобы показать женскую сторону своей природы, позволяющую связываться со «страной духов» (с подсознанием).

Анима, как и многие другие архетипы, имеет четырехуровневую структуру, то есть в своем развитии проходит четыре стадии. Первый уровень Анимы лучше всего символизирует образ Евы: только инстинктивные и биологические связи. На второй стадии она олицетворяет романтический и эстетический уровень, которому еще присущи черты сексуальности (романтическая героиня): Наташа Ростова в «Войне и мире», Татьяна в «Онегине», Елена в «Фаусте»). Аниму третьей степени олицетворяет Дева Мария – образ, поднимающий любовь (эрос) до вершин духовной преданности. В Китае образом, аналогичным образу Марии, является богиня Гуань Инь, в Индии этот архетип представлен богинями Шакти, Парвати, Рати, у мусульман – дочь Мухаммада Фатима. Четвертый уровень – высшая мудрость, воплощение смысла (богиня мудрости Афина-Паллада, Суламифь в Песне Песней Соломона, Мона Лиза). Последней стадии развития Анимы в психическом развитии достигают единицы, многие же останавливаются в силу своей неразвитости и инфантильности в восприятии жизни только на первой.

Читайте также:  Ночной крем для чувствительной кожи лица от натуры сиберики

Архетипы Анима и Анимус на протяжении множества веков эволюционировали в коллективном бессознательном в процессе взаимодействия полов. Многие мужчины до некоторой степени “феминизировались”, а для женщин явился верным обратный процесс. Так, например, женщина, «страдающая под гнетом Анимуса», может реагировать и вести себя как «демонический мужчина», то есть она может стать авторитарной, упрямой и сверхлогичной. Юнг настаивал, что для развития личности эти, как и другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса взаимодействия.

Самость – наиболее важный архетип – это сердцевина личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает, единство, гармонию и целостность. Развитие Самости – главная цель жизни человека. Основной символ Самости – мандала и ее многочисленные разновидности: абстрактный круг, нимб святого (психолог заимствовал на Востоке этот термин, чтобы описать такой образ, как круг, вмещающий все стороны психической жизни в соединении противоположностей).

По Юнгу, символы мандалы и ее разновидности можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в религиозном и мистическом опыте. Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное единство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы (абстрактного круга), являющиеся символическими воплощениями единства и целостности “Я”. Будь это примитивный культ солнца или нимб христианского святого, абстрактный круг дзен-буддизма или «солнечное колесо» эпохи неолита, сферические построения астрономов или градостроительные планы древних городов, – этот символ всегда указывает на важнейший аспект жизни – ее абсолютную завершенность.

Многие психокультурные феномены (совпадение событий у близнецов, смерть родственника и тревожный сон, проявление сверхинтуиции) Юнг связывает с архетипами, которые иногда проявляются как ментально, так и физически. Юнг упоминает случай с философом Сведенборгом, когда он пережил видение пожара, находясь вне Швеции, в тот самый момент, когда пожар действительно бушевал в Стокгольме. По мнению Юнга, иногда определенные изменения в психике делают возможным через коллективное бессознательное перейти к «абсолютному знанию» – к области, где преодолеваются границы пространства и времени.

Так, в состоянии транса человек может проявлять способности и демонстрировать знания, отсутствующие у него в нормальном состоянии. Он приводит пример с его дальней родственницей, которая в трансе разговаривала на языке, которого не знала, и изложила концепцию гностиков – валентиниан II в. Подобные и другие феномены, присутствующие в различных культурах и зафиксированные другими исследователями, можно объяснить, лишь прибегнув к концепции коллективного бессознательного Юнга.

Юнг считает, что легенда о грехопадении содержит в себе глубокий смысл. Это выражение неясного ощущения, что освобождение сознания представляет собой дьявольское деяние.

“Вся история человечества изначально состоит в споре чувства неполноценности и высокомерия. Мудрость ищет середину и платит за это рискованное предприятие сомнительным родством с демоном и зверем и потому страдает моральной двусмысленностью”. Первобытный человек, отрываясь от материприроды, переживает этот разрыв как грехопадение. По мере развития сознания, он все дальше отдаляется от природного бессознательного. Потому растет напряжение человеческой жизни.

Исходя из созданной им теории психологических типов (экстраверт – интроверт), Юнг подвергает сравнительному анализу типы культур. Согласно воззрениям ученого, существует два типа мышления – логическое и интуитивное. Первому отдает приоритет западная культурная традиция. В традиционных культурах, в том числе в странах Востока и Индии мышление осуществляется не в словесных рассуждениях, как в Европе, а в виде потока образов.

Если Европа шла по пути развития экстравертного мышления, обращенного вовне, во внешний мир, то, например, Индия, является культурой интровертного мышления, направленного внутрь сознания. Интуитивное мышление непродуктивно для развития современной культуры, однако оно незаменимо для творчества, мифологии, религии.

Многие художники, философы, ученые обязаны своими лучшими идеями вдохновению, которое, по мнению швейцарского психолога, внезапно появилось из бессознательного. Юнг приводит примеры: “…французский математик Пуанкаре и химик Кукуле обязаны своими важными научными открытиями (что признают они сами) внезапным откровением из бессознательного.

Английский писатель Р. Л. Стивенсон потратил годы в поисках истории, которая иллюстрировала бы его “сильное чувство двойственности человеческого бытия”, когда вдруг во сне ему открылся сюжет “ Доктора Джекила и мистера Хайда”.

Так, Юнг говорит о бездне разделяющей первую и вторую части «Фауста» Гете в своей работе «Психология и литература».

Первая часть – это психологический вид художественного творчества, почерпнутый из сознательной жизни человека- с его опытом, эмоциями, страстями, судьбой. Здесь нет работы для психолога – трагедия любви Гретхен вполне сама себя объясняет.

Подобные темы повторяются миллионы раз, они иллюстрируют основные черты человеческого существования.

Вторая часть – это провидческий вид художественного творчества, видение, опыт, не поддающийся человеческому пониманию, открывающий первоначала человеческой психики.

Феноменальное богатство воображения автора не предоставляет возможность что-нибудь объяснить, каждая строчка требует интерпретации. Великое искусство похоже на сон: несмотря на кажущуюся ясность, оно не объясняет себя, оно всегда двусмысленно. Сон выводит образ так же, как природа позволяет растению развиваться – делать заключения приходится нам самим.

Читайте также:  Кожу лица если аллергия

Так художник, погружаясь в глубины коллективной психики, по Юнгу, достигает вершин общечеловеческой культуры, и это позволяет ему поделиться своими чувствами и чаяниями со всем человечеством.

В культурах интровертного мышления высоко ценят опыт сновидений, галлюцинаций, видений, ритуалов с экстатической составляющей. Это дает возможность вступить в контакт с коллективным бессознательным и удерживать равновесие сознательного и бессознательного.

Некоторые архетипы, по Юнгу, связаны с характерными особенностями национальной жизни и представляют собой своего рода первоэлементы структуры национального менталитета. В известном эссе «Вотан» (1936) Юнг обращается к анализу происхождения нацистского режима в Германии. Он постулирует, что в менталитете немцев присутствуют глубоко укорененные бессознательные деструктивные импульсы насилия, архетипическим выражением которых является Вотан – древний германский языческий бог. Вотан, неистовый воитель – это лишённый покоя путешественник, который творит беспокойство и вызывает ссоры и разрушения то там, то здесь. С другой стороны, он действует магически, понимает руны и может толковать судьбу, является покровителем поэзии. Этот архетип был когда-то укрощен христианством, но он не исчез, а лишь ушел в глубины бессознательного. Но истинным богом немцев все же, считает Юнг, остался Вотан, а не Христос. Он просто исчез, когда время обернулось против него, и был невидим более тысячи лет, что означает, что действовал он лишь анонимно и косвенно. «Вотан – это основополагающая характеристика немецкой души, иррациональный, психический её фактор, действующий как циклон на высокое давление цивилизации и сметающий её прочь».

С упадком христианства и глубоким кризисом государства, немецкий национальный дух возвратился к самому себе и приход нацистов к власти, по сути, явился закономерным процессом.

Выпячивание немецкой, т. е. арийской, расы, акцент на кровь и связь с землёй, возвращенные к жизни народных обычаев, образ пророка Иисуса в виде белокурого и голубоглазого героя, появление дьявола еврейского или масонского сорта, презрение к «низшим» расам, интерес к мистицизму – все эти симптомы, по Юнгу, означали одно: народный бог уже вступил во «владение» немцами.

Вотан – это Одержащий людей, тот который побуждает и делает людей одержимыми и отсюда объяснимо немыслимое цивилизованному разуму обожествление Гитлера немцами.

Превращение маниакальной личности Гитлера в эго-символ целого народа в итоге привело к коллективному психическому заболеванию.

В другой своей работе “Психология бессознательного” о вторжении архетипов в жизнь социума Юнг говорит следующее:

“… мы, конечно, бессознательно живем в неком мире оборотней, демонов, колдунов и т. д. … необходимо проводить как можно более четкое разделение между тем, что можно приписать личности и сверхличным… У наивных людей эти вещи никогда не отделялись от индивидуального сознания, т. к. эти боги, демоны понимались не как душевные проекции и как содержания бессознательного, но как сами собой разумеющиеся реальности. Лишь в эпоху Просвещения обнаружили, что боги все же не существуют в действительности, а являются проекцией. Тем самым с ними было покончено. Однако не было покончено с соответствующей им психической функцией, напротив, она ушла в сферу бессознательного, из-за чего люди сами оказались отравленными избытком либидо (Юнг понимал под либидо творческую энергию), который прежде находил в себе применение в культе идолов». Мнение атеиста Юнга о религии демонстрирует позицию уважения. Религия рассматривается им как бережное отношение человека к высшим силам, т. е. к тому, что является духовной и психологической доминантой (архетипам) в индивидуальном сознании. Это тот самый внутренний мир, который нуждается во внимании и уважении, если индивидуум намерен идти по пути гармоничного психологического развития.

Иначе, считает Юнг «… Обратный поток либидо чрезвычайно усиливает бессознательное, и оно начинает оказывать на сознание мощное влияние своими архаичными коллективными содержаниями. Период Просвещения, как известно, закончился ужасами Французской революции. И сейчас мы тоже переживаем снова это возмущение бессознательных деструктивных сил коллективной психики. Результатом было невиданное прежде массовое убийство. Это именно то, к чему стремилось бессознательное…» Таким образом, социально-политический кризис западно – европейских стран Юнг объясняет вторжением архетипов в жизнь общества. “Я даже думаю, что психические опасности куда страшней эпидемий и землетрясений. Средневековые эпидемии бубонной чумы или черной оспы не унесли столько жизней, сколько их унесли, например, различия во взглядах на устройство мира в 1914 г. или борьба за политические идеалы в России”. Юнг пишет: «…куда привели все прочие достижения культуры Ужасающий ответ лежит перед нами: никто не освободился от страха, мрачный кошмар давит на мир. Разум до сих пор плачевно не состоятелен, и именно то, чего все старались избежать, происходит в леденящей душу прогрессии». Важнейшая задача культуры, считает Юнг, – вырвать человека из состояния одержимости и бессознательности. Задача человека – проникнуть в бессознательное и сделать его достоянием сознания, но не остаться в нем и не отождествлять себя с ним.

Большинство концепций Юнга не подвергались эмпирической проверке, часто подвергались критике, но влияние его теории не ослабло. Свои первые шаги культура делала под мощным влиянием бессознательной психики первобытных людей, и это влияние во многих сферах оставило свои следы.

Вопросы:

1. Назовите отличия в психоанализе культуры З. Фрейда и К. Юнга.

2. Охарактеризуйте типы мышления – типы культур по К. Юнгу.

Pages:     | 1 |   …   | 4 | 5 |

| 7 | 8 |   …   | 14 |

Источник