Рыба из кожи своими руками
Все мы знаем, какие потрясающие вещи делаются из кожи. Это и украшения, и одежда и всевозможные аксессуары. Мастера делают такую красоту, что трудно устоять от соблазна приобрести эти совершенно уникальные, великолепные вещи. Но всё это делается из кожи животных. И не все знают, что из рыбьей кожи вещи получаются ничуть не хуже, а иногда и лучше, да и прочнее. Ведь кожа рыб не боится влаги, она служит дольше и выглядит интересней, к тому же это экзотично, модно, экологически чисто, и она «дышит».
Рыбьи шкуры считаются нетрадиционным кожевенным сырьем, и этому виду промысла уделяли меньшее внимание, хотя амурские народы использовали ее с давних времен и делали из нее не только одежду и обувь, но даже шили паруса и занавешивали ею окна.
Но в последнее десятилетие многие европейские страны обратили внимание именно на этот вид промысла и наладили промышленное производство таких кож и изделий из них. В мире высокой моды рыбья кожа набирает особую популярность. Обувь из нее отличается повышенной прочностью и необычным дизайном. А оригинальные подарки из нее станут любимыми вещичками владельца.
В России выделкой рыбьих шкур заинтересовались только в начале 30-х годов и начали накапливать опыт в этой отрасли. Для использования заготавливают шкуры белуги, осетра, амура, карпа, сазана и многие другие. Так как шкуры рыб имеют небольшую площадь, то их используют в основном для поделок, украшений, обуви и как отделку для супермодных изделий.
А что же остается нам, мастерам ручного труда? И для нас есть выход.
Мы все, наверное, любим малосольную красную рыбу и иногда покупаем ее или солим сами. Рыбку съедаем, а шкурку выбрасываем. А вот и зря! Из этой шкурки получаются удивительные и замечательные поделки.
Я расскажу, например, как сделать подсвечник.
Лучше, если шкура будет от целой рыбины форели или лосося (можно пробовать и другую, но я делала именно из этих сортов рыб). Обычно мы, если солим, то режем рыбу вдоль хребта и получаются две половинки. Когда будете нарезать рыбу к столу, постарайтесь не повредить шкурки.
Ну вот, наконец, все съедено и шкура у вас в руках. Положите ее в раковину и, поливая небольшой струей чуть теплой воды, деревянной лопаткой очень осторожно, стараясь не повредить, соскабливайте все остатки мяса, потом чешую, если вы ее раньше не соскоблили. Держите шкурку за хвост и скребите вдоль к голове. В результате у вас получится довольно приличная, чистая и мокрая шкурка. Промакните ее салфетками.
Теперь поищите небольшую стеклянную прямую стопку или стакан (под размер будущей свечи). Приготовьте фен и большой пинцет.
Берем шкурку и наматываем ее широкой частью (от головы) на нашу емкость так, чтобы кое-где появились складки или волны, начиная сверху. Одновременно направляем на шкурку струю теплого воздуха, двигаясь по намотанному. Если у вас будет помощник, то эту процедуру будет проще проделать. Шкурка застывает на ваших глазах довольно быстро, поэтому старайтесь направлять фен только на те места, которые уже уложили. Так доходим до дна. Делаем небольшие припуски и заворачиваем их под дно емкости. У нас должна уйти примерно половина или чуть больше шкуры. Теперь нижнюю часть шкуры укладываем около дна нашей стеклянной емкости в виде розы, помогая себе пинцетом. И не забываем про фен. Если работа вам понравилась, досушиваем до победного конца, емкость вынимаем, а если нет — то снимаем, мочим и мучаем несчастную шкурку еще раз.
Когда у вас все просохнет и шкура станет твердой и сухой, аккуратно вынимаем емкость. А вонючую поделку выставляем на выветривание.
Точно таким же способом можно делать вазы, использую высокие стаканы. Сверху можно оставлять немного стекла, так будет интересней. Стакан не вынимаем.
Надеюсь, теперь вы не будете выбрасывать столь ценное сырье и найдете ему достойное применение в ваших поделках, что сделает их интереснее и необычнее, и дополнительно привлечет покупателей.
Все картинки взяты из интернета.
Некоторое время назад, по счастливому стечению обстоятельств, мне в руки попала куча ненужных образцов для изготовления кожаных диванов. Это кусочки кожи размером 10:15, разные по цвету и фактуре. Помимо радости я испытала некоторое недоумение: что же с этим богатством делать? Первое, что приходит в голову — это шитье из лоскутков и аппликация. Попробуем сделать вот такую рыбешку с элементом стимпанка, в технике прямой и обратной аппликации.
Итак, что нам понадобится:
Материалы:
- кожа для основы;
- цветные кожаные лоскутки для самой аппликации;
- вощенная нить;
- металлофурнитура;
- клей Момент Кристалл;
- нетканый клеевой материал.
Инструменты:
- нож;
- ножницы (удобнее использовать маникюрные);
- коврик для раскроя;
- металлическая линейка;
- ручка для разметки кожи;
- каучуковый ластик (можно обойтись обычным);
- зажигалка;
- иголки с тупым концом;
- установочный пресс или набор для установки хольнитенов;
- пробойники;
- резиновый молоток;
- утюг.
Начнем с эскиза. Рисуем почеркушки, пока не сложится образ. Художник думает руками, а сладкое немного помогает мыслительному процессу 🙂
Минус немного времени и одна шоколадка что-то начинает получаться. Прорисовываем детали.
Кто не владеет основами компьютерной графики следующий этап может пропустить. Просто я предпочитаю иметь изображение в электронном виде. Можно потом печатать в любом размере.
Отрисовываем рыбку в векторе.Графический планшет нам в помощь.
Поправляем линии.
Если результат нас устраивает, прикидываем нужный размер и печатаем.
Вырезаем детали из бумаги.
Подбираем лоскутки кожи подходящие по цвету и фактуре.
На компьютере можно прикинуть, как это будет выглядеть в цвете.
Раскладываем детали на лоскутках.
Обводим серебряной ручкой, которую потом можно будет стереть.
Вырезаем все детали, кроме второго комплекта плавников и хвоста из рыжей кожи. Я это делала маникюрными ножницами.
На плавниках и хвосте прорисовываем линии швов и отверстия для обратной аппликации, оставляя с каждой стороны шва приблизительно по два миллиметра.
Вырезаем отверстия для обратной аппликации с помощью маникюрных ножниц и крепких выражений))
Дублируем плавники и хвост кожей другого цвета. Для этого прикладываем получившиеся детали к рыжей коже и размечаем.
Делаем это, чтобы намазать клеем только места соединения.
Наносим клей и приклеиваем.
Пока сохнет клей, готовим основу для нашей аппликации, в моем случае это сумка-карман.
Это моя выкройка сумки.
Выкраиваем уплотнитель.
Это надо сделать обязательно, особенно если кожа тонкая, так как она тянется и аппликацию при прошивке может перекосить. В моем случае это нетканый материал на клеевой основе, купленный в магазине для обувщиков. Он достаточно плотный, со сплошным клеевым покрытием и приклеивается при невысокой температуре утюга, что важно при работе с кожей.
Берем утюг и приклеиваем уплотнитель отглаживая через бумагу без отпаривания.
Обрезаем лишнее. Наша основа готова.
Возвращаемся к нашей аппликации.
Вырезаем склеенные детали по внешнему краю и раскладываем нашу рыбку на основе, сверяясь с эскизом.
Размечаем места для приклеивания деталей.
Для надежного склеивания необходимо повредить внешний слой кожи. Шкребем.
Приклеиваем.
Можно отстрочить детали на машинке, но мы не ищем легких путей, к тому же ручной шов толстой нитью выглядит более эффектно.
Берем пробойник или шило и пробиваем отверстия под швы.
В данном случае я использовала строчный пробойники с одним и двумя зубцами.
Выбираем подходящую нить. Я решила добавить синенького.
Отмеряем удобную для шитья длину и заправляем оба конца нити в иголки с тупым концом.
Набираемся терпения и все прошиваем седельным швом. Подробный мастер-класс, как это сделать, можно найти здесь, на ЯМ.
Концы ниток выводим наизнанку, обрезаем и подпаливаем.
Размечаем отверстия под хольнитены.
Пробиваем отверстия ручным пробойником или прессом.
Надырявили.
Подбираем рыбке глазик.
Вместо хольнитенов можно использовать декоративные заклепки на шипах.
Устанавливаем заклепки. Я использовала хольнитены двух размеров.
Стираем следы разметки и любуемся результатом.
Я занимаюсь в краеведческой студии «Истоки» и в кружке «Народный умелец». На пересечении моих интересов и появилась эта работа. С этим сообщением я собираюсь выступить на межшкольной научно-практической конференции.Здесь я буду выкладывать материалы, по мере их обработки. фотографии процесса обработки рыбьей кожи я поместила ранее. https://stranamasterov.ru/node/452432
Моя работа выполнена по результатам экспедиций краеведческого клуба “Истоки” и студии “Народный умелец”. Во время путешествий я побывала в нанайских, эвенкийских поселениях, в музеях дальневосточных городов. В экспозициях всех музеев я обращала внимание на необычную одежду, изготовленную из рыбьей кожи. Были большие сомнения в практичности такой одежды, так как мне доводилось ловить и разделывать рыбу, ее кожа кажется тонкой и непрочной. Оказалось, что это впечатление обманчиво. Я узнала, что рыбья кожа превосходит кожу животных в прочности, износостойкости. И при этом практически не впитывает воду. [Научный журнал КубГАУ, №62(08), 2010 года Исследование прочностных свойств рыбьих кож https://ej.kubagro.ru/2010/08/pdf/28.pdf ]
При сборе материала я обращалась в музей им Арсеньева во Владивостоке, где мне подарили каталог коллекции Бронислова Пилсудского собравшего в 1905г богатую этнографическую коллекцию в Приамурье и на Сахалине. В музее археологии и этнографии мне посоветовали книгу Елены Глебовой «Метаморфозы рыбьей кожи», я написала Елене Викторовне письмо, к сожалению, она была в Москве. Но пообещала помочь после возвращения. На сайте ее журнала https://www.slovoart.ru/node/226 я узнала много интересного.
Так же я связалась с известным мастером Валентиной Владимировной Бельды, которая живет в с.Джари Хабаровского края. Кроме того, я искала источники в интернете. При оформлении работы использованы фотографии из архива Клуба туристов, кружка Народный умелец, из интернета мои личные фотографии и рисунки. На фотографии В.В. Бельды и ее работы, снимок из архива клуба “Истоки”
Одежду из рыбьей кожи широко применяли народы, жившие по берегам Амура: нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены. Что интересно все они носили схожего покроя одежду типа халата. Количество элементов одежды из рыбьей кожи в гардеробе уменьшалось по мере удаления от реки. Я обратила внимание, во время экспедиции в эвенкийскую деревню. У эвенков есть изделия из рыбьей кожи, но очень мало. Не зря их зовут оленьими людьми.
А людей живущих на берегу амура в китайских летописях называют «рыбьекожими варварами». Русские первопроходцы 17 века В.Д. Поярков, Е.П. Хабаров, также отмечали эту удивительную особенность. Вот какое сильное впечатление производит одежда из рыбьей кожи. Недаром сегодня ей уделяют такое внимание модельеры. А насчет варваров китайские летописцы погорячились. Что бы в этом убедится достаточно посмотреть на эту самую одежду. Вся одежда – произведение искусства, продукт высокой культуры. В 1855г Ричард Карлович Маак, (фото) географ, ботаник и путешественник в своей книге «Путешествие на Амур» восхищается искусством народов Амура, пишет: «Ни у кого из других жителей Восточной Сибири мы не встречаем в такой степени развитого художественного инстинкта»
Любая кожа, в том числе рыбья. Если не углубляться в подробности. Устроена одинаково. Она состоит из переплетающихся волокон белка-коллагена. промежутки межу которыми заполнены желатиноподобным веществом. При высыхании этот желатин твердеет, и кожа становится жесткой как картон, хотя волокна сохраняют свою эластичность. При выделки кожи этот желатин удаляют химически или механически разрушают. Такая кожа называется сыромятной. В дальнейшем кожу подвергают дублению. Под воздействием химикатов желатиноподобное вещество частично удаляется из кожи, частично оседает на белковых волокнах, приобретает эластичность, перестает набухать от воды. Куртки, ботинки, сумки шьют из дубленой кожи.
В древности выделкой рыбьей кожи занимались народы, жившие по берегам рек или морей. И из-за ее свойств и потому, что по их убеждениям от природы следовало брать только необходимое, а взятое использовать полностью. Это относится и к рыбе.
Сегодня на рыбозаводах, остается масса отходов: кости, чешуя плавники и шкурки. По современным требованиям природоохраны такие отходы нужно утилизировать. Утилизация довольно дорога. Это, в том числе, послужили толчком для развития рыбного кожевенного производства в Скандинавских странах. Изучение СМИ показало, что нарастает интерес к этой теме и в России. Появляются предприятия, выделывающие рыбью кожу и модельеры, делающие из нее одежду, обувь, аксессуары. Кожа рыб промышленной выделки, может использоваться как любая другая кожа.
Сегодня мы можем говорить о существовании двух технологий выделки – ручной, т.е. кустарной, и промышленной. В данной работе мы остановимся на ручной выделке. Сотрудник художественного музея г. Комсомольска-на-Амуре Берестнева Елена Николаевна, руководитель проекта “Рыба белая и пушистая”, обучает детей работе с рыбьей кожей. Она помогла нам в освоении ручной выделки.
Нанайцы шкуру с рыбы сразу не снимают, рыбе дают подвялиться. После этого она не скользит в руках и шкура легче сходит. Снимают шкурку и с замороженной рыбы. Мы использовали замороженную щуку. Есть две схемы снятия шкурки.
В первом случае мы сохраняем брюшко, во втором спинку.
Наша рыба уже выпотрошена, сохраняем спинку.
Со снятой шкурки нужно очистить жир и остатки мяса. Шкурка становится тонкой и прозрачной. Такую шкурку можно засолить и обработать после.
Затем, моем с мылом. Шкурку нельзя мыть в горячей воде , развалиться.
Растягиваем нашу заготовку и оставляем сушиться.
День-два и можно снимать. Сушеная шкурка, как и соленая, может храниться долго.
Выделанную до прозрачности шкурку, нанайцы вставляли вместо стекла в окно. И наша пропускает свет
Самый трудный этап – тщательно промять шкурку.
Для этой операции существуют специальные приспособления- мялки.
Один из видов мялки, мы имели возможность летом 2012г. рассмотреть в Амурском краеведческом музее
В результате шкурка становится похожей на замшу. Становится пушистой и почти белой.
Это сыромятная кожа, она не дубилась, в голодный год ее можно разварить и съесть. Кстати, в кулинарии народа ульчи есть интересное блюдо из рыбьей кожи пудинг моси. Для приготовления нужно со свежей рыбы очистить чешую, снять кожу , соскоблить внутри от черной пленки, жира. Промыть водой. Нарезать шкуру полосками. Полоски сплести косичкой, закрепить нитками. Опустить в кипящую воду, варить 15-20минут. Кожа должна стать мягкой. Вынуть, снять нитки. Растереть пестиком в кашицу. Все эти операции в нашей кулинарии опишут так: купите пакетик желатина, дайте набухнуть в холодной воде.
В полученную массу добавить сгущенку, немного растительного масла. Продолжая растирать, долить немного бульона, в котором варилась шкурка. Мешаем, пока масса не станет белой и густой. Затем раскладываем на тарелки, ставим на холод, пока не застынет как желе. Существуют варианты без сгущенки.
Шкурку можно пускать в работу, а можно подкоптить в дыму она пропитается дегтем, станет золотистой и водонепроницаемой. Можно опустить в отвар коры ивы, дуба. Она задубится приобретет коричневый оттенок. Можно окрасить отварами трав.
Из нашей шкуры я изготовила об