С помощью лупы рассмотри кожу своей руки
Плешаков. 3 класс. РТ №1, с. 75 – 76
Ответы к стр. 75 – 76
2. Практическая работа “Исследуем нашу кожу”.
1. На ощупь кожа мягкая и упругая. | Да |
2. На стекле осталось пятно жира. Значит, кожа выделяет жир. | Да |
3. На поверхности кожи видны волоски и поры. Через поры выделяется жир и пот. | Да |
Презентация
Практическая работа с зеркалом и лупой.
– Посмотрите на кожу на своей руке. Потрогайте её, попробуйте потянуть. Что вы можете о ней сказать? Какая она? (гладкая, мягкая.)
– Правой рукой захватите складки кожи на суставе пальца левой руки, а теперь медленно согните палец. Объясните, что происходит с кожей. (Без складок наши пальцы, руки, ноги не могли бы легко сгибаться.)
– Следовательно, кожа прочная, упругая и эластичная.
– Рассмотрите кожу через лупу. Постарайтесь увидеть маленькие отверстия – поры. Как вы думаете, для чего нужны эти отверстия?
– Наверное, кожа через них дышит.
– Правильно, а ещё через поры выделяется жир и пот.
– Проведите по лбу пальцем и приложите палец к стеклу. Что осталось на стекле? (Пятно.)
– Это пятно жира, который выделяет кожа.
– Вы можете спросить: хорошо ли, что кожа выделяет жир и пот? Они ведь загрязняют кожу?
– Оказывается, жир и пот очень важны. Жир, покрывая кожу тонким слоем, делает её более мягкой и упругой. Когда пот испаряется с поверхности кожи, температура тела человека понижается. Так человеку легче переносить жару и выполнять тяжёлую работу. Значит, кожа способна поддерживать постоянную температуру тела человека. Кроме того, с потом выделяются из организма некоторые вредные вещества. Когда на коже скапливается много жира и пота, то к ним прилипает пыль. Значит, кожа становится грязной. На коже начинают размножаться микробы. На одном квадратном сантиметре кожи находится до 40000 микробов. Если не следить за чистотой кожи, то могут возникнуть кожные заболевания. Поэтому кожу надо содержать в чистоте.
– Ещё у вас на руке растут маленькие волоски. Это тоже часть кожи.
3. Запиши, какими средствами ухода за кожей ты пользуешься.
Мыло, гель для душа, мочалка, вода, влажные салфетки, крем для рук, солнцезащитный крем.
4. С помощью учебника заполни таблицу (дай краткие формулировки).
Первая помощь при повреждениях кожи
Ранка. Промой ранку тёплой водой. Смажь кожу вокруг ранки йодом или зелёнкой. Эти жидкости убивают бактерии, которые могут проникнуть в организм. Затем перевяжи ранку чистым бинтом или приклей бактерицидный пластырь.
Ушиб. Приложи к ушибленному месту что-нибудь холодное, например тряпочку, смоченную холодной водой.
Ожог. Сразу же полей обожжённое место холодной водой или смажь специальными мазями от ожогов. Нельзя смазывать обожжённое место йодом, зелёнкой – эти вещества могут причинить ещё больше боли.
Обмораживание. Обмораживание легко заметить. Кожа в обмороженных местах резко бледнеет. Эти места легкими движениями растирают сухой мягкой варежкой, платком или просто рукой до тех пор, пока кожа не покраснеет. Нельзя растирать кожу снегом. Если не удалось отогреть на улице, нужно быстро идти домой.
Ответы по окружающему миру. Рабочая тетрадь. 3 класс. Часть 1. Плешаков А. А.
Окружающий мир. 3 класс
Плешаков. 3 класс. РТ №1, с. 75 – 76
3.1 (62.86%) от 91 голосующих
Источник
Тема: «Кожа – наша первая «одежда».
Цели:
- обучающие
познакомить детей с понятием «кожа» и её функциями;
выделить её значение в приспособлении организма к окружающей среде
- развивающие
развивать интеллектуальные и практические умения детей;
развивать навыки, связанные с заботой о собственном здоровье
- воспитательные
прививать любовь и заботу о собственном здоровье;
воспитывать культуру общения, уважение к мнению одноклассника, чувство ответственности
Оборудование: увеличительное стекло, зеркало, карточки с заданиями.
Образовательные технологии:
- ИКТ
- здоровьесберегающая технология
- обучение в сотрудничестве (групповая работа)
- проблемное обучение
- Ход урока:
- I. Организационный момент.
- Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Девизом нашего урока будут такие слова:
СЛАЙД
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
- – Вот с таким хорошим настроением начинаем наш урок.
2. Психологическая поддержка. -Посмотрите друг на друга и ласково, нежно улыбнитесь. Как приятно, как тепло сразу стало! Давайте пожелаем друг другу добра.
- II. Повторение изученного материала. Создание ситуации успеха. Мини-тест. -Ребята, у каждого из вас на столе лежит карточка. Положите её перед собой и возьмите в руки красный карандаш. И так в этой карточке 7строчек. В каждой строчке по 3 слова. Каждая строка соответствует номеру вопроса. Внимание, я задаю вам 1 вопрос, а вы в первой строке красным карандашом заштриховываете прямоугольники с верными ответами. Верных ответов в строке может быть 2. Итак, начнём.
воздух | органические вещества | вода |
кишечник | лёгкие | желудок |
печень | головной мозг | желудок |
ходячие | дыхательная | кровеносная |
биология | гигиена | анатомия |
глаза | руки | уши |
умеют бегать | мыслит, думает | обладает речью |
1. В состав тела человека входят …
2. Органами дыхания являются:
3. Какой орган управляет деятельностью всего организма?
4. Системы органов бывают – …
5. Строение тела человека изучает наука …
6. Органом слуха являются…
7. Главные отличия человека от животных …
-Ребята, посмотрите на карточку, что у вас получилось? (пятёрки). Поднимите вверх карточку те, у кого получились пятёрки.
-Молодцы! Значит, вы все справились с заданием.
III. Работа над новой темой.
1. Постановка учебной задачи.
-Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать организм человека. А какова тема нашего урока вы узнаете, отгадав загадку.
Тело сверху прикрываю,
Защищаю и дышу.
Пот наружу выделяю,
Температурой тела руковожу. (Кожа)
-Совершенно верно. Сегодня на уроке мы будем говорить о коже.
– А какие задачи мы поставим перед собой?
СЛАЙД
-У вас на парте лежит предмет. Скажите как называется?
– Что такое лупа?
– Я просила……найти ответ на этот вопрос.
– Где ты нашла информацию?
Мы поставили первой задачу понаблюдать, так давайте с помощью лупы рассмотрим нашу кожу. А все наблюдения будем записывать в тетрадь на стр.№4. Откройте тетради.
– Прежде, чем начать работу, скажите, что мы уже знаем о коже?
– Каким органом она является?
(на доску ОРГАН ОСЯЗАНИЯ)
2. Практическая работа
1.С помощью лупы рассмотри кожу своей руки. Что ты видишь на её поверхности? (волоски и отверстия поры)
-Запишите в тетрадь.
(на доску ОРГАН ДЫХАНИЯ)
2.Пальцами другой руки погладь кожу. Расскажи, какая она на ощупь (мягкая, гладкая).
-Запишите в тетрадь.
3.Попробуй пальцами оттянуть кожу. Что с ней происходит? (растягивается).
-Запишите в тетрадь.
4.Отпусти оттянутую кожу. Что ты наблюдаешь? (занимает исходное положение)
-Запишите в тетрадь.
Прочитайте полученный рассказ о том, как выглядит наша кожа.(На поверхности кожи находятся волоски, поры. На ощупь кожа мягкая, гладкая . Если попытаться оттянуть кожу, то она растягивается . Если отпустить оттянутую кожу, то она принимает исходное положение).
3.Рассказ учителя на основе презентации
Мы увидели только верхний слой. Всего же кожа имеет 3 слоя.
слайд
Наружный слой, очень тонкий, он постоянно обновляется. Верхние чешуйки (клетки) отслаиваются, образуются новые, которые растут изнутри. На протяжении всей жизни наша кожа постоянно обновляется.
Второй слой богат железами, вырабатывающими кожное сало. Как из тюбика выдавливается сало и через поры в коже (отверстия, которые вы видели) – кожное сало попадает на поверхность. Благодаря этому кожа сама себя смазывает, иначе солнце, вода, ветер и различные химические вещества быстро бы её высушили, и она бы растрескалась. Сальные железы убивают бактерий. Сальные железы – не единственные железы в коже. Есть ещё потовые железы. Они выделяют пот, когда нам жарко.
(на доску ОРГАН ВЫДЕЛЕНИЯ)
И третий слой состоит из “комочков” жира. Они служат “складом” питательных веществ и энергии, а также мягкой подушечкой для внутренних органов. (на доску ЗАЩИТНИК ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ)
Докажем это на основе опыта.
Слайд
1.Жирные пятна на стекле.
2.-Р., вы часто моете руки. А наблюдали ли вы, куда девается вода? Она проникает сквозь кожу? Кто догадался, почему так происходит?
Вывод.
– Давайте сделаем вывод.(по табличкам на доске)
Кожа не пропускает воду, словно непромокаемый плащ. Она защищает нас от жары и от холода, быстро приспосабливаясь к новым условиям. Кожа надежно предохраняет внутренние ткани от повреждений.
Учитель.
Тонким защитным панцирем кожа покрывает все тело – от пяток до затылка. Весит такой костюмчик у взрослого человека примерно 4 кг. Совсем немного для такой сложной и полезной одежды.
IV. Физминутка.
V. Гигиена и уход за кожей.
– К сожалению, наша кожа не настолько крепкая как нам кажется. И поэтому нам надо знать правила ухода за кожей.
1. Работа с текстом учебника по группам.
Рассядьтесь по группам.
а)Раздать НАЗВАНИЯ, прочитать и раздать ЗАДАНИЯ
– Прежде чем приступить к работе, вспомним правила работы в группе.
СЛАЙД
Карточки-задания
Дерматологи | Косметологи | Спасатели |
Узнать значение слова дерматолог, прочитать текст на стр.12 и ответить на вопросы1-3. Свои выводы записывайте в карточки-опоры | Прочитать стр.12 -13 и ответить на вопросы1-2 Свои выводы записывайте в карточки-опоры | Прочитать с.14-15 и проанализировать иллюстрацию и ответить на 1-ый вопрос. |
Карточки-опоры
Вопрос | Ответ |
-Как кожа становится грязной? | |
-Почему грязная кожа опасна для человека? | |
-Как нужно ухаживать за кожей? |
Вопрос | Ответ |
– Какое значение для человека имеют ногти? | |
– Почему и как нужно ухаживать за ногтями? |
б) Отчет групп
1группа.
Кожу называют «воротами» болезней.
2 группа.
Про волосы
3 группа
Пигмент меланин
(займите свои рабочие места)
VI. Подведение итогов урока. Мини-тест.
-А сейчас, давайте проверим, как вы усвоили новую тему. Проведем тест, нужно выбрать только один ответ и записать на обратной стороне ваших листочков с пятерками соответствующую букву.
СЛАЙДЫ
Из скольких слоёв состоит кожа?
а) 5 о) 3 г) 2
2) Кожа – это …
ц) наружный покров человека; б) внутренний орган; в) это обёртка человека
3) Можно ли кожу назвать органом дыхания?
а) нет д) да г) не знаю
4) Благодаря чему кожа всегда мягкая?
ж) потовым железам т) порам м) сальным железам
5) Пот выделяется, когда человеку…
з) холодно и) просто так л) жарко
6) Кожу надо мыть…
о) по мере необходимости р) утром и вечером е) можно и не мыть
7) Может ли человек обойтись без кожи?
н) конечно ы) нет ю) может быть
-Посмотрите на буквы, которые вы выписали, какое слово можно из них составить? (молодцы)
-У кого получилось слово молодцы, справился с тестом, у кого не получилось не беда.
-Давайте похлопаем себе, ведь вы работали очень хорошо.
СЛАЙД
VII. Рефлексия.
1Я узнал …
2.Я научился …
3.Я затруднялся …
4.Мне понравилось…
5.Мое настроение …
Материал урока мне был …(отметьте уровень усвоения материала в листах самооценки)
12. Выставление отметок. Запись домашнего задания.
Стр. 11 – 15 читать отвечать на вопросы, тетрадь закончить стр.4
Источник
III. Лабораторная работа.
Учащиеся рассматривают с помощью лупы кожу кисти руки. Ромбики и треугольники, видимые под лупой, блестят. Невольно возникает вопрос – почему?
При необходимости на этот вопрос отвечает учитель: “Сальные железы выделяют секрет в волосяную сумку. Через поры он попадает на поверхность и смазывает кожу, делая ее эластичной.
На ладонной стороне кисти много потовых желез. Выходы их протоков видны в виде еле заметных точек.
Далее учащиеся рассматривают с помощью микроскопа особенности внутреннего строения кожи. Изучаются слои кожи; приспособления к регуляции теплоотдачи; лотовые железы, кровеносные сосуды; рецепторы (болевые, осязательные, холодовые и тепловые), механизм воздействия на них адекватных факторов окружающей среды.
Опыт: наблюдение за температурной адаптацией рецепторов кожи.
Адаптацией называется способность органов чувств снижать свою возбудимость при длительном действии раздражителя. О наличии адаптации можно убедиться на примере ощущения холода и тепла. В результате адаптации к теплу резче ощущается холод, и наоборот
Для демонстрации температурной адаптации в три сосуда наливают воду с температурой +10°С, +25°С, +40°С. В первый сосуд помещают правую руку, а в третий – левую. Затем переносят обе руки в средний сосуд с температурой 25°С. В правой руке при действии средней температуры возникает ощущение тепла, левая же будет ощущать холод.
Объяснить результаты, сделать вывод.
IV. Возрастные особенности строения и функции кожи.
Одной из основных особенностей кожи детей н подростков является то, что поверхность кожи у них относительно больше, чем у взрослых (так, на 1 кг массы тела у ребенка 1 года приходится 528 см2, у школьников 10 лет – 428 см2, у подростка 15 лет – 378 см2 и у взрослого – 221 см2). Следовательно, организм ребенка имеет большую теплоотдачу. А регуляция температуры кожи по взрослому типу устанавливается только к 9 годам.
Подкожная клетчатка с 3 до 8 лет почти не увеличивается, а затем с 9 лет начинает интенсивно нарастать, максимально откладываясь в местах, обусловленных полом ребенка.
Количество потовых желез на единицу поверхности тела у детей в 10 раз больше, чем у взрослых. Их развитие в основном завершается к 7 годам. С 13-14 лет начинается функционирование апокриновых потовых желез, секрет которых имеет резкий запах. Это предъявляет особые требования к гигиене кожи у подростков.
Изменяется с возрастом и секреторная деятельность сальных желез. Их активность достигает высокого уровня перед рождением ребенка. Они создают “смазку”, облегчающую прохождение ребенка по родовым путям. После рождения ребенка секреция сальных желез затухает и её усиление вновь происходит в период полового созревания, Появляются юношеские утри. Повышение секреции сальных желез часто приводит к юношеской себорее, которая проходит к 20-22 годам.
V. Закаливание организма.
Рассматривается закаливание как планомерное приспособление организма к неблагоприятным факторам окружающей среды. При этом совершенствуются сосудистые рефлексы и механизмы терморегуляции. Так, при охлаждении тела сужаются кровеносные сосуды, кровь отливает к внутренним органам, кожа бледнеет. При этом учащаются и усиливаются сокращения сердца, повышается артериальное давление, появляется озноб (непроизвольное сокращение мышц). Все это ведет к усилению теплопродукции. Температура тела при этом повышается. Затем кожа краснеет и возникает ощущение тепла во всем теле, так как теплопродукция превышает потерю тепла организмом.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
Источник