Строение кожи рисунок для ребенка

Строение кожи рисунок для ребенка thumbnail

Слайд 1

Занятие по окружающему миру в старшей группе по теме «Кожа человека. Значение и строение кожи» Презентацию подготовила: воспитатель 1 категории Лаптева Светлана Николаевна

Слайд 2

Наша кожа

Слайд 3

Цели урока Познакомиться со строением и свойствами кожи, выяснить её значение для организма; убедиться в необходимости ухода за кожей.

Слайд 4

Кожа – это живая защитная оболочка нашего тела. Ее общий вес составляет примерно 4 кг. Самая тонкая кожа на веках глаз -около 1 мм, самая толстая на подошвах ног -около 4 мм.

Слайд 5

Наблюдение «Какая у нас кожа?» Рассмотрите кожу на кисти руки. Какая она? Обратите внимание на места сгибов. Попробуйте согнуть палец. Случайно ли кожа имеет складки? Возьмите лупу. Рассмотрите кожу через лупу. Постарайтесь увидеть маленькие отверстия- поры. Как вы думаете. Для чего они? Потрите пальцем кожу лба. Приложите палец к стеклу. Что видите? Зачем коже жир? Вывод: кожа мягкая, эластичная, прочная, гладкая. Складки нужны, чтобы не затруднять движение. Без складок на коже- руки и ноги не смогли бы сгибаться. Через поры кожа впитывает свежий воздух и удаляет ненужные вещества. Жир смазывает кожу, не дает ей пересыхать, делает её мягкой и эластичной.

Слайд 6

Практическая работа «Зачем человеку кожа?» Закройте глаза. Пусть кто-нибудь положит вам на ладонь сначала тёплый предмет, потом холодный. Что вы почувствовали? Слегка уколите палец иголкой. Что вы почувствовали? Вывод: кожа помогает человеку чувствовать тепло или холод, жару, мороз, боль.

Слайд 7

Строение кожи Дерма Волос Волосяная луковица Нервные окончания Кровеносные сосуды Эпидермис Потовые железы

Слайд 8

Волосы и волосяной покров Волосы защищают кожу головы от повреждений, охлаждения и вредного воздействия солнечных лучей. Губы, стопы ног и ладони рук лишены волосяного покрова, на других же участках тела растут волосы: брови, ресницы, ноздри, верхняя губа, руки, ноги, подмышечные впадины и др. Волосы растут со скоростью 0,2 мм в сутки. Тело человека покрыто волосками в количестве от 200 000 до 1 миллиона.

Слайд 9

Потоотделение Потоотделение позволяет избежать перегрева организма и освободиться от шлаков. Потоотделение осуществляется на стопах ног, ладонях, лбу, груди и в подмышечных впадинах. Поэтому необходимо ежедневно принимать душ и мыться с мылом. Человек выделяет 21 л пота в месяц На 1 м 2 кожи содержится 1 миллион потовых желез!

Слайд 10

Температура кожи Температура человеческого тела обычно колеблется в диапазоне между 36,5 и 37,2 градусами по Цельсию. При потении избыток тепла удаляется. Температура колеблется в течение суток -во время сна и пищеварения она повышается. Критической температурой тела считается 42°и 25° .

Слайд 11

Значение кожи Защищает внутренние органы от повреждения Не пропускает в организм микробы Не пропускает в организм воду Защищает организм от жары и холода Удаляет с потом вредные вещества

Слайд 12

Физкультминутка На заре в лесу спросонок Умывается ежонок. Мать-ежиха таз берёт, Мордочку ежонку трет. Только спину, только спину Не потрешь родному сыну Ходит по росе лесной Он с немытою спиной. Вот как посудите сами, Дело обстоит с ежами. Хорошо , ребята, всё ж, Что никто из вас не ёж! ( Т. Виеру)

Слайд 13

Гигиена и Панацея У Асклепия было две дочери – Гигиея и Панацея. Они помогали своему отцу лечить людей. Отсюда возникло слово «гигиена» и выражение «панацея от всех бед», то есть спасительное средство от хворей и прочих неприятностей. Дизентерия, холера, гепатит – примеры болезней, возбудители которых могут проникнуть в тело человека с водой и пищей.

Слайд 14

Гигиена кожи Бактерии могут размножаться и на коже человека. Поэтому минимум раз в неделю надо принять душ или ванну, а лицо мыть с мылом каждый день. Твой организм и сам борется с бактериями, пытающимися проникнуть через его защитные преграды. Например, возникающие на коже прыщи и фурункулы – чаще всего следствия борьбы организма с бактериями стафилококками.

Слайд 15

Причины повреждения кожи – ожог -обморожение – грязь в ране -укусы насекомых -мозоли -ходьба босиком -грибковые заболевания ног -грязная одежда -неосторожность при работе с режущими предметами

Слайд 16

Правила ухода за кожей Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом Перед каждым приемом пищи надо мыть руки с мылом. Два раза в день чистить зубы. Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов. Ногти надо регулярно подстригать, для того чтобы не создавать под ними для бактерий бесплатный санаторий. Закаляться

Слайд 17

Это интересно Под микроскопом на поверхности кожи видны мелкие чешуйки. Они постоянно обновляются. Полное обновление происходит дней за 20. За всю жизнь человек в среднем теряет около 18 кг отмерших клеток кожи. Отпечатки пальцев у каждого человека уникальны. Оставленные на месте преступления отпечатки помогают опознать преступника.

Слайд 18

Рефлексия Что вам сегодня понравилось? Что нового узнали? Что интересного расскажите родителям сегодня?

Слайд 19

Спасибо за работу!

Источник

Топовая коллекция строение кожи человека

Человеческая кожа Человеческая кожа Структура иллюстрации цвета кожи человека Слой клеток человека Портрет чувственной женщины среди белых цепей ДНК. Человек-паук Концептуальная грудь человека Структура человеческой кожи. Слои и клетки, изолированные белые Структура кожи человека, поперечное сечение волосяного фолликула с описаниями – 3d иллюстрация Темная родинка. Раковая опухоль. Структура человеческой кожи. Рука на плече. Моли на человеческом теле . Фолликул волос на коже Схематическая иллюстрация кожи. Обеспечивает защиту и изоляцию экологического организма. Есть три основных слоя, которые они составляют: эпидермис, дерма, подкожные ткани и аксессуары для кожи, такие как волосы, сальные железы и Бесшовный рисунок кожи человека . Закрыть человеческую кожу. Макроэпидермис Портрет чувственной женщины среди белых цепей ДНК. Раковые клетки, клетки Органы человека Анатомические мышцы человека Человеческая кожа и структура волос Слой клеток человека Закрыть человеческую кожу. Макроэпидермис Слой клеток человека Анатомия женского лица человека Органы человека Чувственная женщина со сливками на лице в цепях ДНК . Слой клеток человека Слой клеток человека Слой клеток человека Слой клеток человека Слой клеток человека 3D структура папилломы человека типа 16, связанная с раком. Pfiz3J6R 3D структура папилломы человека типа 16, связанная с раком. Pfiz3J6R Рождение Закрыть человеческую кожу. Макроэпидермис Чувственная женщина среди белых цепей ДНК . Крупный план обрезанной женской руки Закрыть человеческую кожу. Макроэпидермис Иллюстрация анатомии человеческого тела Иллюстрация анатомии человека Анатомия кожи человека Иллюстрация анатомии человеческого тела Слой клеток Здоровый слой кожи человека с порами, и мышечной ткани медицинского u Анатомия человека со скелетом Чувственная женщина с кисточками для макияжа среди цепей ДНК . Кожа Женская рука, указывающая против синего Обрезанная рука на синем фоне Закрыть человеческую кожу. Макроэпидермис Закрыть человеческую кожу. Макроэпидермис Слой клеток Анатомия кожи человека Иллюстрация анатомии человеческого тела Слой клеток Самка на ручке Мужчина протягивает руку Анатомия кожи человека Колено, кость Грибы Грибы Закрыть человеческую кожу. Макроэпидермис Закройте человеческую кожу и когти. Макроэпидермис Анатомия человеческого тела структура мышц женщины, вид спереди и вид перспективы, 3d рендеринг Иллюстрация анатомии человеческого тела Женские руки со стильным маникюром . Плесень, плесень Анатомия кожи человека Слой клеток Иллюстрация анатомии человеческого тела Здоровье тела груди, головы Иллюстрация анатомии человеческого тела Споры грибов Анатомия кожи человека Раковые клетки, клетки Текст ассоциации домовладельцев, окруженный моделью дома на деревянной поверхности Анатомия кожи человека 3d иллюстрация изолированный белый фон . Антибиотики, грибы Иллюстрация анатомии человеческого тела Анатомия человеческого тела структура мышц женщины, вид спереди и вид перспективы, 3d рендеринг Анатомия кожи человека Слой клеток Скапула человека с ребрами Антибиотики, плесень Слой клеток Реконструкция каркаса европейского укрытия ледникового периода Анатомия человеческого тела структура мышц женщины, вид спереди и вид перспективы, 3d рендеринг Руководство по изучению – структура кожи человека, изолированная на белой спинке Анатомия человеческого тела структура мышц женщины, вид спереди и вид перспективы, 3d рендеринг Мицелий Грибы Концептуальная иллюстрация человека Варикозные вены на старшей ноге женщины Мышцы лица человека Абстрактный фон мужской кожи человека с волосами Портрет чувственной женщины в цепях ДНК . Мицелий Здоровье тела груди, головы Слой клеток Обследование органов языка, заболеваний и проявлений заболеваний на поверхности языка, структуры и рельефа слизистой оболочки языка, гигиены полости рта 3D иллюстрация Sternum, медицинская концепция .

Читайте также:  Почему шелушится кожа вокруг носа у ребенка

Источник

Юлия Матюничева

Занятие «Кожа, или Живая одежда» по ознакомлению детей дошкольного возраста с организмом человека

Цели:дать детям представление о том,что кожа-естественный покров кожи человека,она постоянно растет и обновляется,а так же выполняет очень много важных функций (основные-это защита от грязи,жары и холода и высокая чувствительность к различным механическим воздействиям и боли);воспитывать бережное отношение к своей коже,соблюдать чистоплотность.

Материалы:использование мультимедийной презентации,иллюстрации тела человека (кожи,кровеносных сосудов);картинки с изображением (пальца с занозой,раной на теле).

Ход занятия:

Детям предлагается послушать загадку:

В этой одежде я родился,в этой одежде и в бане помылся,эту одежду и снять невозможно. Эта одежда называется. (кожа.)

Далее предлагается послушать стихотворение Н. Кнушевицкая “Кожа”.

Она бывает черной,она бывает белой,

Она бывает бледной или загорелой.

Или вдруг покроется-замерзнет если сильно-

Тысячей пупырышков и тут же станет синей.

Наша кожа дышит,она нас защищает,

Но,как у бегемота,толстой не бывает.

ЕЕ легко поранить,возись тогда с бинтами!

Не будем хулиганить,доставим радость маме!

Ребята,у вас есть такая живая одежда,которая бы дышала,питалась,чувствовала,росла (Ответы детей.)

-Кожа,которая покрывает все тело человека,и есть наша единственная,данная природой одежда. Ее площадь зависит от роста,веса и возраста человека. Вы замечали,что ваше платье или брюки стали вам малы,износились?Когда одежда приходит в негодность,ее выбрасывают. А вы видели,чтобы человек выбрасывал свою кожу?Действительно,это невозможно. Наша кожа растет вместе с нами. Она сама “ремонтируется”,т. е заживляет маленькие раны и ссадины. Но,если рана глубокая,то на помощь приходит доктор и зашивает рану почти так же,как мама зашивает порванную рубашку.

Проведение практического занятия “Обработка раны”.Цель:познакомить детей с элементарными способами и правилами обработки мелких ран,ссадин и царапин (промыть водой;обработать йодом,зеленкой или перекисью водорода;если идет кровь,наложить бинт и заклеить пластырем).

-Кожа защищает нас от перегревания и переохлаждения. Когда нам очень жарко,мы покрываемся потом. (На физкультурных занятиях,во время подвижных игр,проследить с детьми за интенсивностью выделения пота.)Он постоянно испаряется и уносит излишнее тепло,что спасает нас от внутреннего перегревания и не дает превратиться в “кипящий чайник”.Когда нам холодно,мы дрожим и покрываемся “гусиной кожей”,т. е. мелкими пупырышками. Это бережет тепло и не дает нам превратиться в сосульку.

-Наша кожа мягкая и эластичная,т. е. легко растягивается. Это возможно благодаря работе сальных желез,которые не дают коже “высохнуть”.

-В коже имеются кровеносные сосуды,которые снабжают ее питанием,и нервные окончания,обеспечивающие ей высокую чувствительность. Высокая чувствительность кожи позволяет человеку с помощью осязания получать важные сведения о различных предметах окружающего мира.

Предложить детям на расстоянии,не трогая и не прикасаясь,узнать,какая вода в стакане:горячая,теплая или холодная. Затем потрогать рукой и сравнить свои ответы.

Трогая предмет,мы можем узнать,какой он:гладкий или шершавый,мягкий или жесткий,теплый или холодный,легкий или тяжелый.

Детям предлагается игровое упражнение “Найди пару”.Перед детьми кладут пластины,обклеенные фольгой,бархатной бумагой,мехом,фланелью,шелком,а так же металлические и деревянные пластины. Дети выбирают по одной пластине. После этого им завязывают глаза,а затем оно по очереди ищут такую же (пару).После выполнения задания попросить детей объяснить,что помогло им правильно определить разные материалы.

-Наша кожа очень чувствительна к боли. Как вы думаете,боль важна для нас или нет (Ответы детей.)Боль очень важна,так как она информирует об опасности,которая нам грозит. Попала в палец заноза,порезал ногу-об этом нам сразу же сообщит боль. Если боль “сидит” у нас внутри,то нужно немедленно идти ко врачу. Это наш умный организм сообщает,что внутри у нас не все в порядке,и нужна срочная помощь.

-Мы не можем сбросить кожу как старую негодную одежду или заменить ее на новую. Кожа нам дана на всю жизнь. Чтобы сохранить ее здоровой,свежей,молодой,необходимо постоянно соблюдать правила ухода за кожей. (Совместно с детьми составить правила):

Читайте также:  Пигментация кожи на теле у ребенка

-Содержи свою кожу в чистоте.

Чтение стихотворения Г. Юдина “Микробы”.

В глубоком черном подземелье

Микробы страшные живут,

И терпеливо, днем и ночью,

Они детей немытых ждут.

С немытых рук полезет в рот

Противный маленький микроб.

Полезет тихо,как шпион,

И натворит такого он!

Микробов не надо бояться!

Надо сопротивляться!

Ведь это страшная сила

Боится простого мыла.

Нужно мыться неприменно

Утром,вечером и днем-

Перед каждою едою,

после сна и перед сном!

Все равно какой водою:

Кипяченой,ключевой,

Из реки иль из колодца,и

Или просто дождевой.

Дорогие мои дети!

Очень,очень вас прошу:

Мойтесь чище,мойтесь чаще!

Я грязнуль не выношу.

Проведение опыта 1:показать,как передаются микробы от человека к человеку. Перед проведение опыта взрослый наносит себе на ладонь гель ля тела с блестками либо тени с блестками. Потом он предлагает детям поздороваться сними за руку,плотно сжимая ладошку каждого ребенка. После этого взрослый “неожиданно” обнаруживает,что его ладонь грязная и просит детей посмотреть на свои ладошки. Дети видят на них следы блесток. Делается вывод о том,как точно так же при контакте с другим человеком (или предметом) передаются невидимые микробы.

Проведение опыта 2:показать,что микробы боятся мыла. Предложить детям пройти в ванную комнату и тщательно вымыть руки с мылом. После этого проверить,остались ли блестки-“микробы” на ладошках. Если остались,то меньше их стало или нет?Тех ребят,у кого “микробы” остались,просят снова тщательно вымыть руки. Делается вывод о том,как важно соблюдать простые правила гигиены,которые помогут в борьбе с микробами и грязью.

-Аккуратно обращайся с острыми предметами.

-Аккуратно обращайся с огнем,кипящей жидкостью и химическими веществами.

-Не находись длительное время под прямыми солнечными лучами.

-В сильные морозы защищай открытые участки тела.

-Одевайся по погоде (чтобы не мерзнуть и не перегреваться).

Избегай контактов с животными и людьми,страдающими заразными кожными заболеваниями.

В конце занятия подводится итог:наша кожа нас одевает,надежно защищает от грязи и микробов,от жары и от холода,обладает высокой чувствительностью к различным воздействиям и боли. Необходимо беречь кожу,любить ее,ухаживать за ней,тогда она долго будет радовать нас своей красотой.

Источник

Кожа – наружный покров тела человека.

Кожа состоит из эпидермиса, дермы и подкожно-жировой клетчатки (гиподермы) (рис. 1).

Рис. 1

Функции кожи:

  1. Защитная (от механических повреждений, от потери воды, от УФ лучей, от патогенных (вызывающих заболевания) микроорганизмов).

  2. Выделительная (с потом выделяются продукты азотистого обмена, избыток солей).

  3. Терморегуляция (поддержание постоянной температуры тела).

  4. Рецепторная (кожная чувствительность).

  5. Газообменная (поглощает

    , выделяет

    ).

  6. Образование витамина D.

Эпидермис

Эпидермис – верхний наружный слой кожи млекопитающих, в том числе человека. Состоит из многослойного плоского ороговевающего эпителия (рис. 2). Имеет эктодермальное происхождение.

Строение кожи рисунок для ребенка

Рис. 2: 1 – базальный слой эпидермиса; 2 – шиповатый слой эпидермиса; 3 – зернистый слой эпидермиса; 4 – блестящий слой эпидермиса; 5 – роговой слой эпидермиса; 6 – сосочковый слой дермы; 7 – сетчатый слой дермы

Кератиноциты – основные клетки кожного эпидермиса. Содержат белок кератин, который создает внешний водоупорный слой кожи и совместно с коллагеном и эластином (белки кожи) придает коже упругость и прочность. Усиленное механическое воздействие заставляет клетки образовывать кератин в целях защиты в больших количествах, в результате чего возникают кожные наросты, или мозоли. Ороговевшие клетки эпидермиса непрерывно отшелушиваются и замещаются.

В течение процесса эпителиальной дифференцировки клетки эпидермиса кожи постепенно увеличиваются в размерах, уплощаются и ороговевают. В клетках идет накопление кератогиалина – предшественника кератина. В конце концов ядра и цитоплазматические органоиды исчезают, обмен веществ прекращается, и наступает апоптоз (естественная гибель) клетки, когда она полностью кератинизируется (ороговевает) и превращается в корнеоцит (рис. 3).

к е р а т о г и а л и н э л е и д и н к е р а т и н

Строение кожи рисунок для ребенка Рис. 3

Корнеоциты – особые шестиугольные плоские чешуйки, формирующие роговой слой кожного покрова («сотовое строение»). Отделяющиеся от рогового слоя микроскопические корнеоциты совершенно незаметны для человеческих глаз.

Функция корнеоцитов – образование защитного роговой наружного слоя кожи.

Таким образом, в эпидермисе постоянно происходят 4 процесса:

1. Деление клеток в глубоком слое.

2. Выталкивание клеток по направлению к поверхности.

3. Превращение клеток в роговое вещество.

4. Слущивание рогового вещества с поверхности.

Дифференциация кератиноцитов (рис. 4).

Строение кожи рисунок для ребенка

Рис. 4

В эпидермисе помимо кератиноцитов имеются меланоциты, клетки Лангерганса и клетки Меркеля (см. ниже).

Слои эпидермиса (Рис. 5):

Базальный слой (нижний) – 1-й ряд призматического эпителия – располагается на базальной мембране. Живые, делящиеся клетки. Среди клеток базального слоя есть меланоциты – особые пигментные (окрашивающие) клетки, содержащие коричневый пигмент меланин, определяющий цвет кожи (см. ниже).

Через базальную мембрану из сосудов дермы осуществляется питание, снабжение кислородом и выведение продуктов жизнедеятельности клеток эпидермиса.

Шиповатый слой – клетки с цитоплазматическими мостиками («шипами»). Мостики отделяют клетки, расширяя межклеточное пространство для проникновения питательных веществ к верхним слоям эпидермиса. При некоторых повреждениях мостики нарушаются, и происходит расслоение клеток. Например, образование «пузырей» при ожоге.

В шиповатом слое есть клетки Лангерганса, функция которых – иммунная защита (см. ниже).

Часть клеток шиповатого слоя способны к делению, поэтому шиповатый и базальный слои объединяют в ростковый слой, а делящиеся клетки называют стволовыми клетками кожи.

Зернистый слой – уплощенные, вытянутые параллельно поверхности кожи клетки. Ядро бледное. В цитоплазме многочисленные зерна кератогиалина.

Блестящий слой – плоские, блестящие, безъядерные клетки, заполненные белком элеидином (продукт дальнейшего превращения кератогиалина в роговое вещество – кератин). Различим на ладонях и стопах.

Роговой слой (верхний) – состоящий из многослойного ороговевающего эпителия. Мертвые клетки.

Для запоминания структуры эпидермиса – «БольШой ЗуБР»:

Б – базальный слой

Читайте также:  Лечение ожогов кожи у ребенка

Ш – шиповатый слой

З – зернистый слой

Б – блестящий слой

Р – роговой слой

Строение кожи рисунок для ребенка

Рис. 5

Меланоциты – пигментные клетки, содержащие меланин – черный или темно-коричневый пигмент. Находятся в базальном слое эпидермиса и верхнем слое дермы.

Меланоциты имеют длинные ветвящиеся отростки, проходящие по межклеточным пространствам шиповатого слоя и направляющиеся кнаружи к зернистому слою. В цитоплазме меланоцитов много рибосом и меланосом.

Меланосомы – структуры овальной формы, состоящие из плотных пигментных гранул и фибриллярного каркаса, окруженных общей мембраной. Они упаковываются аппаратом Гольджи в секреторные гранулы. Гранулы имеют округлую форму (у рыжеволосых людей гранулы имеют овальную форму).

Под действием УФ-лучей в меланоците идет синтез меланина и созревание меланосом. Меланосомы транспортируются в кератиноциты. Кератиноциты, заполненные меланином, обуславливают потемнение кожных покровов (загар). Загар является приспособлением организма к повышенному УФ-излучению (рис. 6).

Значение меланоцитов:

  • защищают от УФ-лучей (загар);

  • определяют цвет кожи, глаз, волос.

    Строение кожи рисунок для ребенка

    Рис. 6

В животном мире выделяют меланистов (животных с чрезмерно большим количеством пигмента: черная пантера и т. п.) и альбиносов (животных с отсутствием меланина в эпидермисе и его производных). Среди людей встречаются альбиносы. Меланистов не выделяют, но люди негроидной расы отличаются более высоким содержанием меланина.

Клетки Лангерганса – клетки иммунной защиты росткового слоя кожи. Имеют древовидную форму. Образуются в костном мозге. Способны мигрировать из эпидермиса в дерму и региональные лимфатические узлы и таким образом формировать иммунную реакцию.

Функция клеток Лангерганса:

  • иммунная защита: фагоцитоз и транспорт антигенов в ближайшие лимфоузлы, выработка иммунной реакции (в т. ч. аллергической) и иммунной памяти; противовирусная и противораковая защита;

  • эндокринная функция: синтез биологически активных веществ – интерферонов, интерлейкинов и т. д.

Количество клеток Лангерганса снижается при старении организма, УФ-облучении, интоксикациях и хронических заболеваниях.

Клетки Меркеля (тактильные или осязательные клетки) расположены в базальном слое эпидермиса и в эпителии фолликулов волос (рис. 7). Эти клетки принимают участие в формировании кожной чувствительности. Большое количество этих клеток содержится в эпителии кончиков пальцев.

Строение кожи рисунок для ребенка

Рис. 7

Дерма

Дерма – собственно кожа, представляет собой соединительную ткань и состоит из 2 слоев: сосочкового и сетчатого.

Сосочковый слой. Находится под базальной мембраной эпидермиса. Образован рыхлой волокнистой соединительной тканью, вдающейся в эпидермис в виде сосочков. В межклеточном веществе беспорядочно располагаются коллагеновые и эластические волокна. Миоциты (мышечные клетки) сосочкового слоя связаны с волосяными фолликулами или непосредственно с кожей (образование «гусиной кожи»).

Функции:

  • питание эпидермиса (много кровеносных сосудов);

  • терморегуляция (сокращение гладких мышечных волокон уменьшает приток крови к коже, и понижается отдача тепла);

  • определяет индивидуальный кожный рисунок.

Сетчатый слой. Образован плотной волокнистой неоформленной соединительной тканью. Пучки коллагеновых волокон формируют сеть, строение которой зависит от функциональной нагрузки на кожу. Сетчатый слой сильно развит в участках кожи, испытывающих постоянное давление, и менее развит в тех участках, где кожа подвергается значительному растяжению. Пучки коллагеновых волокон из сетчатого слоя продолжаются в подкожную жировую клетчатку. В сетчатом слое залегают корни волос, потовые и сальные железы.

Функции:

  • обусловливает прочность кожи;

  • сальная и потовая секреция;

  • рост волос.

Подкожно-жировая клетчатка (гиподерма)

Состоит из белой жировой ткани и рыхлой волокнистой соединительной ткани. Распределение и толщина гиподермы зависит от наследственности, половых гормонов и условий жизни человека.

Основу гиподермы составляют жировые клетки – адипоциты (рис. 8).

Функция адипоцитов: хранение жирового запаса.

Строение кожи рисунок для ребенка

Рис. 8

Функции:

  • накопление и хранение питательных веществ;

  • энергетический запас;

  • запас воды;

  • содержит жирорастворимые витамины;

  • участвует в синтезе женских половых гормонов;

  • терморегуляция;

  • механическая защита.

Производные эпидермиса

Сальные железы – экзокринные многоклеточные железы, связанные с волосяными фолликулами (рис. 8). На теле сальные железы распределены неравномерно: особенно много их на коже лба, носа, подбородка, средней линии спины и очень мало на веках, тыльной стороне кистей.

Сальные железы выделяют сложный по составу секрет, который называется кожным салом. Секреция кожного сала регулируется гормональными механизмами.

Функции сальных желез:

  • смягчение и эластичность кожи и волос;

  • защита от вирусов, грибов и бактерий.

Потовые железы – экзокринные многоклеточные железы (рис. 9). Состоят из секреторного клубочка и выводного протока. Секретируют воду и продукты метаболизма. Бывают двух типов:

  1. Эккриновые потовые железы. Располагаются на всех участках кожи. Функционируют с рождения и участвуют в терморегуляции. Состав секрета: 99 % воды, 1 % солей.

  2. Апокриновые потовые железы. Функционируют с периода полового созревания, не участвуют в терморегуляции, реагируют на стресс. Много на ладонях, подмышечных впадинах, в паху. Секрет вязкий, имеет резкий запах.

    Функции потовых желез:

    • терморегуляция (при испарении воды поверхность тела охлаждается);

    • специфический запах играет роль в половых отношениях;

    • выделение избытка солей, продуктов метаболизма.

    Строение кожи рисунок для ребенка

    Рис. 9

Волосы – ороговевшие нитевидные производные эпидермиса (рис. 10). Стержень волоса состоит из мертвых кератинизированных клеток.

Различают 3 типа волос:

  • длинные (голова, усы, борода);

  • щетинистые (брови, ресницы, полость носа, наружный слуховой проход);

  • пушковые (покровы тела).

Строение кожи рисунок для ребенка

Рис. 10

Ногти – роговые производные эпидермиса.

Строение ногтя (рис. 11):

  • ногтевая пластинка – роговые чешуйки, содержащие твердый кератин;

  • ногтевое ложе с матрицей (корнем) – ростковая зона эпидермиса из соединительной ткани;

  • лунка – часть корня ногтя, выступающая из-под ногтевого валика (кутикулы).

Формирующийся ноготь выталкивается из эпителиального желобка и скользит по тыльной поверхности фаланги пальца.

Строение кожи рисунок для ребенка

Рис. 11

Функции ногтя:

  • защита концевых фаланг пальцев;

  • твердость кончиков пальцев при различных манипуляциях.

Кожные заболевания

  1. аллергии (экзема, дерматит, крапивница);

  2. нейроэндокринные (нейродермит, псориаз, витилиго, акне, фурункулез, себорея);

  3. грибковые (микозы);

  4. вирусные (папилломы, кондиломы и т. п.);

  5. паразитарные (рожа – стрептококки, чесотка – чесоточный зудень, демодекоз – клещ демодекс);

  6. ожоги (химические, термические, солнечные);

  7. обморожения;

  8. гиповитаминозы:

  • гиповитаминоз А – нарушение регенерации кожи;

  • гиповитаминоз

    ,

    ,

    – трещины слизистой оболочки и кожи губ, стоматит, мурашки, потеря кожной чувствительности;

  • гиповитаминоз С – кровоизлияния, цинга;

  • гиповитаминоз РР – «шершавая кожа», незаживающие трещины и язвочки;

  • гиповитаминоз Е – преждевременное старение.

Источник