Турецкая голова узел из кожи
Здравствуйте, уважаемые мастера!
В этом мастер-классе я хочу продолжить описание огромного семейства узлов – “Turk’s Head”
Сегодня я научу Вас плести длинный узел.
В работе мы будем использовать:
– декорируемый предмет: я использовал медную трубку.
в сечении предмет не обязательно должен быть круглым – он может иметь и овальное, и квадратное, и многогранное сечение.
– небольшое резиновое кольцо.
– длинный кусок веревки. К сожалению не могу сказать как определяется требуемая длинна веревки все зависит от многих факторов: диаметр декорируемого предмета, диаметр веревки, длинна узла, которую Вы хотите получить, количество проходов узла (на заглавном фото узел имеет два прохода, но об этом чуть ниже). На данный пример у меня ушло метра три.
– также я использовал некоторые самодельные инструменты для плетения: специальная игла и “спайк” – для окончательной затяжки узла. вместо спайка можно использовать обычную металлическую вязальную спицу. Без иглы и вовсе можно обойтись.
Пожалуй, начнем.
Зафиксируем один конец веревки на декорируемом предмете при помощи резинового кольца:
Сделаем три витка вокруг предмета в направлении его противоположного конца:
То что мы в результате получили называется полуцикл. Почему “полу”? Потому что целый цикл обвития заканчивается там же где и начался.
тут хочу сделать небольшое пояснение: та сторона трубки с которой мы можем видеть закрепленный резинкой конец я назову “перед” (смотрите картинку сверху). повернув трубку вокруг вертикальной оси мы увидем ее обратную сторону, которую я условно назову “зад”:
а видим мы следующее: на втором полуцикле начинаем оплетать трубку в обратном направлении, причем “сзади” шнур ложится под предидущий виток,…
…а “спереди” – над предидущим витком:
затем снова “сзади” под шнуром:
а “спереди” над шнуром:
снова “сзади” под шнуром:
“спереди” над шнуром:
должно пролучиться следующее: спереди витки второго полуцикла проходит над витками певого,…
…а “сзади” под витками первого:
следующий цикл мы начинаем вить между витками первого.
алгоритм тотже (под, над, под, над и т.д.)
пересекаем первый попавшийся на пути шнур под:
второй над:
третий под:
четвертый над:
пятый под:
и последний – над:
закончили третий полуцикл.
теперь снова поднимаемся вверх.
четвертый полуцикл начинаем пропуская шнур над:
алгоритм обвития четвертого полуцикла отличается от предидущих и выглядит следующим образом:
над1, под2, над2, под2, над2, под2, над1
под двумя:
над двумя:
(не очень удачное фото вышло – не видно куда идет шнур, который я держу. поясню он идет снизу)
под двумя:
над двумя:
под двумя:
над одним:
закончии четвертый полуцикл.
алгоритм пятого получикла повторяет алгоритм четвертого.
над1, под2, над2, под2, над2, под2, над1
над одним:
под двумя:
над двумя:
под двумя:
над двумя:
под двумя, и над одним:
шестой и последний полуцикл достаточно прост в исполнении.
под1 над1 под1 над1… и так до конца.
под одним:
над одним:
первый проход узла готов:
выглядит достаточно невзрачно, не правда ли?
обычно на первом проходе никто не останавливается, а делают, как правило, 2 или 3 прохода.
второй проход начинаем с того что пропускаем наш шнур слева от стартового конца…
…и, далее, повторяем путь шнура первого полуцикла:
весь первый полуцикл у нас получился удвоенный:
далее подобным же образом мы удваиваем шнуры каждого полуцикла, пока не дойдем до самого начала:
вот мы и получили довольно привлекательный узел “Турецкая голова” в два прохода:
на данном этапе можно остановиться, если Вас устраивает внешний вид узла (то что он получился несколоко разреженным и через него частично видно декорируемый предмет), тогда следует отбрезать торчащие концы и закрепить их, капнув немного клея.
А можно затянуть поплотнее, чтобы скрыть промежутки. Тогда и клей не понадобится.
начинать следует с нижнего конца первого полуцикла:
и продолжаем подтягивать каждый стежочек, пока не дойдем до самого конца шнура:
на этапе затягивания необходимо следить чтобы узел не “перекрутился“
вот что должно получиться:
как я уже отметил, после затяжки клей для фиксации обрезаных концов не потребуется
область применения данного узла, на мой взгляд, ограничевается исключительно декоративной функцией.
Образец применения данного узла – оплетка моих самодельных спайков.
оплетка паракордом рукояти деревянного посоха:
Спасибо за внимание!
Источник
В этом мастер-классе я научу Вас плести декоративный узел “Турецкая Голова” или “Turk’s Head”
Узел “Турецкая Голова” представляет собой трубчатый узел, который обычно плетется вокруг цилиндрических предметов. Под этим названием объединяется целое семейство узлов, а не этот конкретный узел, представленый в данном мастер-классе. Название получил из-за схожести с тюрбаном и в связи с тем, что западные европейцы называли всех жителей средней Азии турками.
Итак, преступим.
для работы нам понадобятся:
– небольшой цилиндрический предмет (я использовал кусок полипропиленовой трубы) но лучше всего сразу плести узел на том предмете, который Вы хотите декорировать.
– веревка. необходимая длинна веревки примерно оценивается так: берете предмет декорирования и обвиваете по 3 витка на каждый проход (на заглавной фотографии узел слева – 3 прохода, узел справа 5 проходов, немного нижне объясню почему у них разный узор).
– я использую специальную иглу для плетения. Такие иглы не продаются, а делаются только в ручную. Можно обойтись и без нее, однако с ней гораздо легче. (если будет интересно выложу способ изготовления такой иглы в домашних условиях).
– еще один самодельный инструмент – спайк (англ. spike) для затягивания узла. Его можно заменить обычной спицей для вязания, или любым тонким предметом с гладким кончиком.
Берем наш цилиндрический предмет и обвиваем его 2 раза:
каждый последующий виток мы кладем поверх предидущего:
третий виток начинаем стого, что проводим его под первым витком…:
…чтобы получилось вот так:
на следующем шаге нам надо сделать петлю. берем второй виток немного позади рабочего конца…
(рабочий конец веревки – это тот конец, которым мы манипулируем)
…и перекидываем направо через соседний виток:
и продеваем в получившуюся петлю рабочий конец:
следующий шаг:
и получаем следующее:
первый проход готов. если диаметр декорируемого объекта достаточно велик и узор получился достаточно разреженным, то можно его “уплотнить”, продожив первый проход по тому же принципу. главный момент – остановить процесс уплотнения узора необходимо в таком месте, в котором начинается следующий проход, т.е. возле началного конца веревки, причем если начальный конец торчит влево, то и рабочий дожен торчать влево. это хорошо видно на следующей фотографии:
прежде чем начать второй проход хочу пояснить почему у узлов на заглавной фотографии так различается узор. Дело в том, что существует 2 варианта продолжения плетения данного узла (это касается второго и последующих проходов). Мы рассмотрим их оба.
Начнем, пожалуй, с варианта попроще.
Итак, второй проход:
рабочий конец запускаем перед!!! начальным концом и продолжаем повторять ход веревки с самого начала, т.е. параллельно.
чтобы не запутаться следите за тем где находится рабочий конец относительно начала.
здесь хорошо видно что в этом варианте плетения при последующем проходе нить идет параллельно нити первого прохода, и повторяет все ее движения:
главное ни в коем случае не перекрещивать нить второго прохода с нитью первого прохода в пределах одного витка.
вот мы пришли к началу. на данном этапе мы “удвоили” один из трех витков первого прохода.
продолжаем дальше…
…пока не получим “удвоение” всех трех нитей первого прохода:
третий проход делаем аналогично первому – нить должна проходить параллельно и след в след с нитью предидущего прохода и ни в коем случае ее не пересекать.
должно получиться вот так:
если Вы не планируете дальше увеличивать количество проходов, то в рабочий конец следует продеть под всеми нитями узла:
теперь, используя инструмент спайк или его аналог, необходимо затянуть узел. Делается это так:
прижав пальцем начальный конец подденьте шнур и немного натяните. делать это следует после каждого изгиба веревки до тех пор, пока вы не дойдете до самого ее конца.
вуаля, узел готов:
продолжаем разговор.
теперь я хочу научить Вас второму способу плетения данного узла.
начнем с закрепления усвоенного:
вот мы дошли до начала. ключевой момент. здесь начинается различие между способами плетения.
прошлый раз мы заводили нить перед начальным концом, а теперь будем заводить после. Но это еще не все отличие. Здесь существует определенный алгоритм дальнейшего плетения.
на фото ниже Вы видите что рабочий конец проходит над двумя нитями.
так вот, алгоритм заключается в следующем: со второго прохода начинает действовать правило – при проходе № X первый виток проходит над X количеством нитей, затем под X-1, а второй виток проходит над X количеством нитей, затем под таким же количеством (X)
рассмотрим в картинках
над двумя, под одним:
над двумя:
под одним:
и так далее, пока не доидете до начального конца веревки.
это был первый виток
второй виток – над двумя:
под двумя:
над двумя, под двумя:
и вот дошли мы до начального конца шнура. третий проход.
над тремя:
под двумя:
закончили виток, теперь над тремя:
под тремя:
над тремя, под тремя:
и так далее,пока не мы не дошли до начала:
если трех проходов достаточно, проводим рабочий конец под всеми нитями узла, начинаем затягивать и получаем вот такой результат:
или продолжаем увеличивать количество проходов.
на правом узле я довел количество проходов до пяти и вот что получилось:
Практическое применение данного вида декоративных узлов достаточно широко:
– оплетки рукояток ножей и инструментов
– браслеты.
– брелоки ключей.
– оплетка фляг для напитков
и т.д.
Спасибо за внимание.
Источник
Теперь, когда мы нашли способ описывать отдельные узлы и шаблоны, а также изображать их, нам нужно определить общие черты узлов типа «турецкая голова». Они неизменны для всех узлов с нечетным количеством частей и немного отличаются для узлов с четным количеством частей. В любом случае описание будет предполагать, что узлы расположены вертикально, вяжутся на цилиндрической основе, где каждый оборот идет по часовой стрелке, если смотреть с верхнего торца цилиндра, оплетаемого узлом. Таким образом, плоская плетеная сетка оборачивается вокруг цилиндра.
Теперь, когда мы поняли, что простая структура «турецкой головы» «над одной, под одной» это плоская плетенка, выполненная одной шлейкой вокруг цилиндра, изучение структуры плоской плетенки обеспечит нас всей информацией, которая необходима нам чтоб сплести любой подобный узел по описанный по схеме части*петли.
Базовая структура плетения
Нечетное количество частей
Это шаблон для узла 5ч*8п, изображенный для узла в вертикальном положении, в котором шлейка идет вокруг цилиндрической основы по часовой стрелке, начиная снизу. Во-первых, обратите внимание, что над каждой петлей из нижнего ряда по вертикали располагается пересечение между двумя петлями. Этот сдвиг на полпетли имеет место для всех узлов с нечетным количеством частей и может быть назван «расположением петель». Красный виток начинается на вертикальной линии Х-Х и идет вверх по часовой стрелке к петле с номером равным половине количества частей (2 1/2 ), обозначенной как Y. Там шлейка образует петлю и идет к позиции с номером равным количеству частей (5), считая со следующей позиции от (1), и образует следующую петлю с номером (6). Назовем эту характеристику шагом петель. Необходимость первого прохода снизу вверх к точке, равной половине шага петель вверху, вызвана тем, что нужно обозначить вверху точку отсчета для последующих петель. То есть первый виток образует на основании равнобедренный треугольник. Это постоянная характеристика узлов этого типа. С того момента как сделан первый виток, остальные ложатся на основу параллельно первому витку, по тому же принципу. Второй оборот (выделен зеленым) идет вокруг и вверх на величину шага петель, и образует наверху петлю. Затем, при проходе вниз, когда виток достигает левой границы шаблона, он просто перепрыгивает по горизонтали на правый край схемы и продолжается в том же направлении, пока не достигнет позиции, равной шагу петель (3). Не упускайте из виду, что первая петля наполовину находится на одной, а наполовину на другой части шаблона, а при плетении мы считаем эту петлю как одну, когда мы считаем шаг петель для второго витка. Интервал между завершением витков будет постоянным для каждого узла и будет определяться числом частей и петель. Это мы назовем последовательностью петель. В данном случае это три петли в направлении против часовой стрелки. Еще одна характеристика простой плетенки это количество входов и выходов каждой части в каждой петле. Например, рабочий конец все время входит в петлю снизу, а выходит сверху. Это верно для всех узлов «турецкая голова» с нечетным количеством частей. Это полезно для определения типа пересечения рабочего конца с существующими частями на ранних стадиях вязания узлов, у которых каждый следующий виток не прилегает к предыдущему, как на этом примере. (Подробнее об этом позже)
Четное количество частей
Это шаблон узла 6ч*7п. Основное отличие его от предыдущего случая, это расположение петель в узле, теперь петля и заканчивается и начинается на границе шаблона. Петли располагаются по вертикали одна над другой, вместо того чтобы быть сдвинутыми относительно друг друга. В этом шаблоне изменились только две вещи, относительно шаблона с нечетным количеством частей. Вы можете заметить, что из-за меньшего отношения между числом частей и петель, последовательность петель теперь равна одной петле по направлению против часовой стрелки. Это означает, что каждый виток будет идти непосредственно справа от предыдущего, и параллельно ему.
Шаг петель
Расстояние между петлями на каждом торце основы равно количеству частей в узле. Это основной ключ к плетению простой «турецкой головы». Использование простейшего приспособления со шпеньками для плетения узлов сводит процесс плетения к простому подсчету шпеньков
Если количество частей превышает количество петель
То, что мы называем витком, на самом деле это одна шлейка, проходящая через узел в одном направлении, меняющая направление, чтобы сформировать петлю и возвращающаяся к тому краю узла, на котором был начат виток. Первый виток будет выглядеть как спираль вокруг узла, с петлей в позиции равной ½ от шага петель, считая от точки старта. Если расположить виток на плоскости, он будет представлять собой равнобедренный треугольник, но в узле с большим количеством частей нежели петель, вторая половина витка будет пересекать первую один раз или больше. По ходу того как шлейка будет идти вокруг цилиндра, нам придется посчитать некоторые шпеньки дважды, чтобы выдержать необходимые шаг петель.
Это шаблон узла 5*4, на котором первый виток выделен красным. Мы начинаем с петли 1 внизу и идем на петли 2 ½ по часовой стрелке к петле 3 наверху. Затем идем к пятой петле, считая с начала, то есть к номеру 2 внизу. Заметьте что шпенек номер 2 мы посчитали дважды (как первый и как пятый при расчете шага петель). Если мы правильно положим первый виток, мы получим базу для плетения узла в целом. Все правильные витки будут параллельны первому, и шаг петель на обоих торцах будет равно количеству частей.
Последовательность петель
Каждый виток узла параллелен предыдущему. Это добавляет петли в определенном порядке, вокруг оплетаемой основы. Эта последовательность может отсчитываться как по, так и против часовой стрелки, витки могут прилегать друг к другу или между ними могут оставаться один или несколько промежутков, в зависимости от пропорции между количеством частей и петель в конкретном узле. Эта характеристика узла легко описывается простейшими математическими выкладками, и с помощью нее легче всего находить ошибки при плетении. (Подробности будут приведены позже.)
Мы просто выбираем меньшее число, отсчитывая его от предыдущего витка, чтобы отслеживать процесс плетения и определять характер пересечений. По сути задача последовательности петель это задача превращения пересчета каждого шага петель в подсчет постоянного числа интервалов в любом направлении.
В этом шаблоне узла 5*4, заметьте что первый (красный) виток по часовой стрелке приводит нас к следующей петле после начальной. Второй виток (зеленый), заканчивается на следующей петле после той, с которой он начался. Последовательность петель для этого узла идет по часовой стрелке, и каждый виток идет сразу после предыдущего.Первый виток узла 7*4 (красный) заканчивается на позиции сразу после той, с которой мы начали. Второй виток (зеленый) заканчивается на позиции 3, и идет сразу за первым, против часовой стрелки. Последовательность петель идет против часовой стрелки и равна единице для этого узла. Это особенность узлов с 4мя петлями, в зависимости от изменения количества частей каждый следующий виток прилегает к предыдущему в направлении по или против часовой стрелки.В этом узле 7*5 первый виток (красный) заканчивается через два интервала после начала, а второй еще через два на позиции 5. Последовательность петель для этого узла также идет по часовой стрелке, но витки уже не прилегают друг к другу. Остающиеся интервалы будут заполнены при следующем проходе, в процессе плетения. Есть узлы, которые будут плестись по аналогичному шаблону, но последовательность петель будет идти против часовой стрелки. Узлы с последовательностью петель с двумя интервалами обладают интересными свойствами, о чем я расскажу позже в главе «Узлы с быстрым началом».
Последовательность петель и шаг петель это не то, без подсчета чего плетение невозможно, в каждом узле они эти числа будут своими, но мы не должны забывать, о них при плетении, чтобы получить правильный узел.
Немного математики
Немного простейшей математики поможет в расположении первого витка узла и однозначно определит шаг петель. Если мы разделим количество частей на количество петель Ч/П=N+R, где N – целое число, а R – остаток, тогда мы можем определить некоторые величины.
N – это количество раз, которое рабочий конец пересечет сам себя на первом витке. Если N=0, то на первом витке пересечений не будет.
R – это последовательность петель, по направлению витка, а П-R будет последовательностью петель против направления витка. Анализируя узел мы обычно выбираем наименьшее из этих чисел и называем его последовательностью петель, по соответствующему направлению, значение определяется, как я указывал выше.
Кодирование
В предыдущем уроке мы определили направление плетения по часовой стрелке и вход и выход из петли как показано на левом верхнем шаблоне, первая половина первого витка выделена красным, а вторая половина второго зеленым. Это было сделано исключительно для того чтобы выполнялось условие, что рабочий конец пройдет под краем петли, чтобы можно было спрятать стык при завершении узла. (Запомните это, когда мы доберемся до левого края, мы перескочим направо и продолжим плетение)
Теперь давайте подробно рассмотрим шаблон справа. Это зеркальное отражение левого шаблона, где вход и выход из петли выполнены наоборот, также наоборот идут все пересечения. Те части, что проходили над идут под, а те, что шли под идут над. Это называется верхнее плетение, потому что в итоге рабочий конец должен пройти над исходным, и если раньше он прятался под ним, при завершении узла обычным образом, то теперь этот конец при завершении узла должен сделать еще один проход вверх. (Этот проход внесет некоторую нер