Уход за волосами ногтями кожей памятка для детей
Чтобы были организованы условия для правильного роста, развития и поддержания здоровья ребенка, нужно соблюдать некоторые правила. Гигиена детей дошкольного возраста очень важна, и это касается также школьников.
Оглавление:
Гигиена детей дошкольного возраста
Режим дня
Умывание
Гигиена полости рта у дошкольников
Пользование носовым платком
Купание
Гигиена волос и ногтей
Гигиена детей школьного возраста
Режим дня
Умывание и уход за кожей лица
Уход за волосами и ногтями
Гигиена полости рта
Интимная гигиена
Гигиена детей дошкольного возраста
Здоровый сон, полноценное питание, купание, отсутствие детских вредных привычек (например, берет пальцы в рот, трет глаза) и многое другое, что касается гигиены, очень важно.
Режим дня
Режим лучше настроить так, чтобы он не давал сбоев. Имеется в виду то, что ежедневно нужно придерживаться одной и той же последовательности действий. Это касается не в целом жизни малыша, а основных ее компонентов, без которых не обойтись.
Первое и главное, с чего все начинается, – это питание по определенным часам. Когда график кормления выстраивается, малыша учат мыть руки. Нельзя забывать про соблюдение этого правила, потому что в дальнейшем режим будет основываться на привычке соответствовать привычному ладу.
Что касается гигиены, то дневной сон должен сопровождаться предварительным походом «на горшок». После туалета, соответственно, всегда моют руки. Касается это не только взрослых, но и детей, даже если они не прикасались к горшку или нижней одежде.
Вечером дети умываются. После кормления они играют, затем отправляются в ванную и чистят зубы. Не забывайте, что вытираться полотенцем необходимо после каждого контакта с водой.
Важно! Часто дети облизывают пальцы, дотрагиваются ими до носа, трут глаза. Нужно постоянно объяснять, что этого делать нельзя, а также озвучивать причину – можно заболеть.
Как правило, дети дошкольного возраста ложатся спать в 21:00-22:00, а просыпаются в 07:00-08:00. Дневной сон длится 2-3 часа с 13:00 до 15:00. Если речь идет о годовалых детях и новорожденных, режим сна и питания другой.
Источник фото: https://www.shutterstock.com/
Умывание
Умываться нужно правильно – тщательно мылить ручки, а затем круговыми движениями массировать кожу лица, верха шеи. Покажите, как сделать так, чтобы вода не текла по телу, а капала в раковину.
Правила гигиены по уходу за кожей детей простые:
Перед умыванием обязательно нужно помыть руки, а затем смыть водой мыло. Это позволит избежать ситуацию, когда грязь, которая была на руках, попадает на лицо и слизистые оболочки.
Мыть руки нужно не меньше минуты, а затем только умываться.
Перед умыванием нужно повторно намылить руки или нанести специальное средство.
Действия при умывании простые – подушечками пальцев нужно водить по кругу во внешнюю сторону. Если у малыша не получается, помогите им понять направление движений, подталкивая его пальчики.
После умывания малыш тщательно смывает пену водой.
Следующий шаг – чистка зубов.
Гигиена полости рта у дошкольников
Чистить зубы нужно утром и вечером – дважды в день. Делают это после последнего приема пищи и перед первым. Если малыш захотел поесть после того, как процедура была завершена, ему нужно прополоскать рот водой, а только потом идти спать.
Учить держать зубную щетку малыша несложно – дети обычно быстро понимают суть движений, если взрослые помогают в первые дни. Для этого нужно дать ребенку щетку, а затем своей рукой показать, как малыш должен действовать.
Правила гигиены для детей простые и незамысловатые. Не нужно просить ребенка пользоваться ополаскивателями или другими дополнительными средствами – детской зубной пасты вполне достаточно для ухода за полостью рта.
Пользование носовым платком
Дети не любят, когда родители вытирают им нос платком или салфеткой при насморке. Это не удивительно, ведь малыш не контролирует дыхание, поэтому ощущает дискомфорт. Применение силы взрослым тоже не доставляет приятных ощущений. При первых проявлениях сопротивления со стороны ребенка можно начать учить его самостоятельно пользоваться платком.
Первый способ – найти интересный стишок, который поможет подбадривать малыша. Ребенок запомнит последовательность слов и будет воспринимать процедуру, как нечто позитивное.
Обращайте внимание на положительные внешние качества ребенка. Если он сопротивляется, расскажите ему, что с чистым и красивым носом он гораздо лучше. Следите за реакцией и подбирайте подход, но не забудьте похвалить за успех.
Такие основы гигиены детей, как использование платка, должны пополняться дополнительными знаниями. Расскажите, что платок нужно стирать, поэтому в случае его загрязнения нужно позвать взрослых. Платок разворачивается, сворачивается, используется в двойную – этому нужно научить малыша, показать все «фокусы», которые помогут не просто усвоить урок, но и развиваться.
Купание
Купать малышей нужно ежедневно. Делают это вечером, между предпоследним и последним приемами пищи. Купают в проточной воде, в которую добавляют детскую пенку. Шампунь для волос лучше использовать специальный.
Чтобы ребенок знал основы гигиены детей дошкольного возраста, нужно постоянно о них напоминать. Если мочалка для малыша будет выполнена в ярком оформлении, оснащена резиновой игрушкой, ребенок охотней начнет ей пользоваться.
Научить малыша купаться самому можно уже в 3 года, но контроль со стороны родителей должен сохраняться до 7 лет.
Гигиена волос и ногтей
Правила личной гигиены детей дошкольного возраста, касающиеся волос и ногтей:
Срезать отросшие ногти нужно раз в неделю. Иначе под ними накапливается грязь, которая может попасть в рот, нос или глаза, вызвав развитие заболеваний.
Нельзя сильно активно пытаться срезать свободный край ногтей – можно повредить ногтевую пластину или сделать больно малышу.
Волосы ребенка можно мыть детским шампунем – он значительно мягче по составу.
Во время мытья волос тщательно распределяйте пену и несколько минут массируйте кожу голову.
Смывайте пену хорошо, под проточной водой в течение нескольких минут.
Соблюдая основные правила ухода за малышом дошкольного возраста можно научить его соблюдать гигиену и поддерживать здоровье.
Источник фото: https://www.shutterstock.com/
Гигиена детей школьного возраста
Чтобы правила личной гигиены для детей школьного возраста безукоризненно соблюдались, их нужно ввести в привычку.
Режим дня
Какими бы ни были сложными занятия, ложиться спать ребенку нужно в положенное время. Заставлять решать уроки допоздна не рекомендуется – это нарушает режим и сбивает с привычного ритма. Проблему нехватки времени придется решать другим путем.
По традиции ребенок перед сном кушает, затем идет в туалет, умывается, чистит зубы и ложится спать. Ничего страшного не произойдет, если малыш после ухода за собой еще некоторое время будет активным – посмотрит мультфильмы, почитает книгу, поиграет.
Просыпаться лучше раньше, чем позже. Утром ребенок будет ощущать себя бодрее, а значит, обучение в школе даст лучшие плоды.
Умывание и уход за кожей лица
Ухаживать за кожей лица нужно по возрасту. Правила личной гигиены школьника остаются такими же, как и раньше, только теперь ребенок должен анализировать состояние своей кожи, наносить на ссадины, синяки или раны специальные крема.
Детский срем используется перед выходом на улицу, если погода холодная. При слишком низкой температуре (ей можно счесть даже -1) защита кожи нужна обязательно.
Для школьников подросткового возраста могут пригодиться средства для борьбы с угрями – тоники, гели для умывания, крема. Их используют после умывания в соответствии с рекомендациями дерматолога.
После каждого умывания важно пользоваться чистым полотенцем, вытирать руки и стараться не прикасаться к лицу, глазам, губам, носу.
Уход за волосами и ногтями
До 13 лет ребенку достаточно мыть волосы детским шампунем – его состав максимально адаптирован под детскую структуру. С 14 лет можно переходить на взрослый шампунь. Если у девочки длинные волосы, которые стали быстро загрязняться, если наблюдается жирность или сухость, можно обратиться к трихологу или протестировать применение шампуня для взрослых.
Выкручивать детские волосы от воды нельзя. Их аккуратно заворачивают в полотенце, чтобы не повредить структуру. Мыть можно реже, чем купаться – процедур очистки головы хватит до четырех в неделю, но и ежедневный режим не исключен.
До 13 лет ногти срезают оптимально близко к коже, но и переусердствовать нельзя. С возраста 14 лет вполне допустимо оставлять свободный край чуть удлиненным. Пользоваться лаками все еще не рекомендуется, но теперь основная цель – не допускать накапливания грязи.
Если ногти вымазались, очистить можно с помощью тщательного мытья рук с применением специально отведенной щеточки.
Гигиена полости рта
О том, как правильно чистить зубы, почему это важно и какая периодичность считается лучшей, рассказывает врач стоматолог в специальном кабинете. Большинство школ направляют учеников на консультации.
Правила личной гигиены для детей школьного возраста простые – ребенок утром и вечером чистит зубы в течение двух минут. Можно посоветовать ориентироваться по количеству движений – с помощью подсчета время пройдет быстрее и будет лучше контролироваться.
Ополаскивателями и дополнительными средствами пользоваться не рекомендуется раньше 16 лет – их использование актуально при возникновении определенных проблем.
После того, как в школьника начнут меняться зубы, нужно тщательно следить за их состоянием, чтобы вовремя направить к врачу. Самостоятельно проводить мероприятия без участия специалиста крайне не рекомендуется.
Если во рту появилась рана, полость поласкают антисептическим раствором, пригодным для соответствующего применения.
Источник фото: https://www.shutterstock.com/
Интимная гигиена
Мальчикам как можно раньше важно объяснять, что следить за состоянием чистоты половых органов очень важно – между складочками кожи накапливается грязь или влага, которые влекут появление инфекций.
Когда стоит начать проводить информационную работу? В период, когда вы самостоятельно купаете ребенка – в 5-6 лет.
Девочкам тоже лучше рассказать все заранее. Объясните детям, как они должны посещать туалет в школе, как относиться к сидениям, чистоте санузла. Они должны быть полностью готовыми к полноценному использованию туалетной бумаги.
Лучше с детства объяснить и девочке, и мальчику, что правила гигиены для школьников предусматривают соблюдение условий, когда половые органы остаются в сухости.
Если ребенок по какой-то причине не будет сегодня принимать душ, он должен подмыться.
Итог
Детская гигиена – очень важный элемент воспитания. От того, насколько быстро и точно вы научите малыша поддерживать свое тело в чистоте, настолько крепко он впитает полученную информацию и будет применять ее в жизни.
Обращайте внимание на то, как ребенок чистит зубы, не забывает ли он делать это по утрам и вечерам. Делайте замечания, если касается руками глаз и губ. Отвечайте на все вопросы, не игнорируйте просьбы, и в таком случае здоровье и гигиена ребенка останутся на высоком уровне.
Источник
Классный час
Тема: « ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ. УХОД ЗА
ЗУБАМИ. НОГТЯМИ И ВОЛОСАМИ »
Классный руководитель
1 «Б» класса Скрёхина Т.А.
Цель: закрепление знаний о некоторых правилах личной гигиены.
Задачи: формировать у детей представление об основных правилах личной
гигиены; содействовать пониманию необходимости их выполнения, учить
правильно выполнять некоторые действия по гигиене полости рта, рук;
формировать умение объяснять свой выбор варианта поведения; содействовать воспитанию опрятности, аккуратности к своему внешнему виду и сохранению здоровья.
Ход урока:
Организация начала урока.
Вы готовы, глазки? (Поглаживают веки глаз)
Да! (Смотрят в «бинокль»)
Вы готовы, ушки?
Да! (Прикладывают ладони к ушам, поглаживая их)
Вы готовы, ручки?
Да! (Хлопают в ладоши)
Вы готовы, ножки?
Да! (Поглаживают ноги, притопывают)
Вы готовы?
Да! (Разводят руки в стороны и обнимают себя)
II. Постановка темы и цели
– Посмотрите на доску. Нравятся ли вам люди, изображенные на рисунках? Что делает этих людей очень привлекательными ? (Прическа, улыбка и др.)
– Обратите внимание, какие красивые у них волосы, зубы. Скажите, а может ли нравиться окружающим человек с неухоженными волосами, грязными ногтями и у которого, к тому же, зубы желтые и некрасивые? Как в одном стихотворении.
(Ребёнок читает стихотворение «Неряха».)
Неряха
Тротуар ему не нужен:
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам
Он шагает напрямик.
Он портфель нести не хочет,-
По земле его волочит.
Сполз ремень на левый бок.
Из штанины вырван клок.
Мне, признаться, непонятно-
Что он делал?
Где он был?
Как на лбу возникли пятна
Фиолетовых чернил?
Почему на брюках глина?
Почему фуражка блином
И расстёгнут воротник?
Кто он – этот ученик?
– Сегодня на уроке мы поговорим о том, какие правила необходимо соблюдать каждому человеку, чтобы его внешний вид был приятен окружающим людям.
III. Актуализация знаний
Загадки о предметах личной гигиены.
– Отгадайте загадки о предметах, которые ежедневно помогают человеку быть чистым.
Гладко и душисто.
Моет очень чисто.
НУЖНО, чтоб у каждого было.
Что это? (Мыло.)
Вафельное и полосатое.
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою.
Что это такое? (Полотенце.)
Костяная спинка.
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щетка.)
Целых 25 зубков.
Для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком
ЛЯГУТ волосы рядком. (Расческа.)
Я увидел свой портрет,
Отошел – портрета нет. (Зеркало.)
Резиновая Акулинка
Пошла гулять по спинке. (Губка.)
Лег в карман и караулю
Реву, Плаксу и Грязнулю.
Им утру потоки слез,
Не забуду и про нос. (Носовой платок.)
– Как называются все эти предметы? (Средства личной гигиены.)
– Для чего они нужны?
– Какие предметы не следует никому давать? Почему?
Офтальмологическая пауза.
IV. Работа в группах.
1 группа . Рассказать, как ухаживать за волосами.
●Ученые определили, что волосы живут в среднем от 2 до 4 лет. За это время они успевают вырасти на 12-15 см.
●Чтобы волосы были здоровыми, чистыми, за ними нужно ухаживать, прежде всего, ежедневно расчесывать.
●При расчесывании волосы очищаются от пыли и грязи. Не реже одного раза в неделю голову следует мыть горячей водой с мылом или шампунем.
● А чтобы никому не пришлось пережить историю, которая произошла с одним мальчиком, волосы необходимо регулярно стричь.
( Инсценировка стихотворения)
Очень страшная история
Мама сыну говорит:
– У тебя ужасный вид,
Надо волосы помыть.
А потом еще подстричь.
Мальчик хмурится упрямо.
Мама от моды, наверно, отстала:
Волосы шампунем мыть,
В парикмахерской их стричь –
Это просто пережитки,
Их давно пора забыть.
Время птицею летит,
Слиплись волосы, как клей.
И похожи па репей.
Он до плеч их отрастил,
А позаботиться забыл,
Подстригать их не дает.
Их расческа не берет.
Волосы длинные и кожа
Требуют ежедневного ухода!
Если хочешь красивым быть,
В парикмахерскую НУЖНО ходить!
Э. Успенский
2 группа. Уход за ногтями
●Ногти защищают кончики пальцев от травм.
●Но они могут стать и вредными для человека, если их отращивать и не соблюдать чистоту.
●Тогда под ногтями может скапливаться большое количество болезнетворных микробов.
● Ногти следует регулярно стричь.
● На руках – раз в неделю, на ногах – раз в 2-3 недели (они растут медленнее).
●Перед процедурой рекомендуется подержать кисти и стопы в теплой мыльной
воде. Ногти размягчаются.
● Срез ногтя должен быть полукруглым. Если ногти обрезать неправильно, острые края могут врасти в кожу и вызвать боль и воспаление.
3 группа. «Почему болят зубы?»
Рассказать о причине заболевания зубов. Как сохранить красивую улыбку?
● – Сколько у вас зубов? Какие они?
Первые зубы, молочные, появляются у человека на первом году жизни. К 6-7 годам их становится 20.
● Некоторые из них уже выпали, на их месте прорезались новые, постоянные. К 10-11 годам обычно выпадают вес молочные зубы, заменяясь постоянными.
●Если человек потеряет постоянный зуб – новый на его месте уже не вырастет.
● – Для чего нужны зубы?
Ими измельчается пища, без зубов невозможно правильно произнести звуки и др.
(Учитель читает стихотворение.)
Как у нашей Любы
Как у нашей Любы
Разболелись зубы:
Слабые, непрочные –
Детские, молочные…
Целый день бедняжка стонет,
Прочь своих подружек гонит:
– Мне сегодня не до вас!
Мама девочку жалеет
Полосканье в чашке греет.
Не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет.
Из бумаги куклу клеит.
Чем доченьку занять,
Чтобы боль ЗУБНУЮ снять?..
С. Михалков
– Как вы думаете, почему болели зубы у Любы? (Зуб поврежден, в нем дырочка )
– Почему появилось повреждение?
– 3убы покрыты эмалью. Она твердая, защищает зубы от повреждения. Но если за зубами неправильно ухаживать или неправильно питаться, появляются дырочки (кариес).
– Дырка в зубе – всегда больно. А еще больные зубы вредят другим органам – желудку, почкам и т. д.
– Как надо ухаживать за зубами? (После каждого приема пищи. а также утром и вечером полоскать рот или чистить зубы.)
– Кто знает, что необходимо иметь каждому- человеку для ухода за зубами? (Зубная щетка, паста )
– Щетку надо выбирать с ровной, мягкой щетиной. Регулярно ее мыть. Менять раз в 3- месяца. А как правильно чистить зубы?
Как поел, почисти зубки.
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты.
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил.
Помни правило такое:
К стоматологу идем
В год два раза на прием,
И тогда улыбки свет
Сохранить на много лет!
V. Закрепление изученного
Выступление групп.
Дидактическая игра «Да – нет»
Если мой совет хороший.
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Говорите: нет. нет, нет.
Постоянно НУЖНО есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет.
Творог, простоквашу.
Это мой совет хороший?
Не грызите лист капустный.
Он совсем, совсем невкусный.
Лучше ешьте шоколад.
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?
Говорила маме Люба:
– Я не буду чистить зубы.
И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом, каждом зубе.
Каков будет ваш ответ?
Блеск зубам чтобы придать,
Нужно крем сапожный взять.
Выдавить, полтюбика
И почистить зубики?
Это правильный совет”
VI. Подведение итогов урока.
– Как же не быть грязнулей? Смогли мы ответить на этот вопрос?
– Какие предметы личной гигиены обязательно должны быть у каждого ученика?
Письмо ко всем детям по одному очень важному вопросу
польского поэта Ю. Тувима
Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас мыть почаще
Ваши руки и лицо.
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем –
Перед каждою едою.
После сна и перед сном.
Тритесь губкой и мочалкой.
Потерпите – не беда,
И чернила, и варенье
Смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу –
Мойтесь чаще, мойтесь чище.
Я грязнуль не выношу.
Не подам руки грязнулям.
Не поеду в гости к ним,
Сам я моюсь очень чисто.
До свиданья.
Ваш Тувим
– Почему чистота и здоровье связаны между собой? (Составление кластера. «Правила личной гигиены».)
Здоровье Долголетие Уверенность
Дружеское общение Правила личной
гигиены Привлекательность
…….
Рефлексия.
– Как вы понимаете смысл пословиц.
Чистота – лучшая красота.
Кто аккуратен – тот людям приятен.
– У вас есть картинка, разместите её в одном из предложенном ответе на на следующий вопрос. « Я выполняю правила личной гигиены, потому что …..(варианты ответов)
1.На этом настаивают 2. Приятно друзьям. 3. Это необходимо мне взрослые. самому.
Приложение
Приложение1
Задания для работы в группах
1 группа . Рассказать, как ухаживать за волосами.
● Ученые определили, что волосы живут в среднем от 2 до 4 лет. За это время они успевают вырасти на 12-15 см.
●Чтобы волосы были здоровыми, чистыми, за ними нужно ухаживать, прежде всего, ежедневно расчесывать.
●При расчесывании волосы очищаются от пыли и грязи. Не реже одного раза в неделю голову следует мыть горячей водой с мылом или шампунем.
● А чтобы никому не пришлось пережить историю, которая произошла с одним мальчиком, волосы необходимо регулярно стричь.
2 группа. Рассказать об уходе за ногтями.
● Ногти защищают кончики пальцев от травм.
●Но они могут стать и вредными для человека, если их отращивать и не соблюдать чистоту.
●Тогда под ногтями может скапливаться большое количество болезнетворных микробов.
● Ногти следует регулярно стричь. На руках – раз в неделю, на ногах – раз в 2-3 недели (они растут медленнее).
●Перед процедурой рекомендуется подержать кисти и стопы в теплой мыльной
воде. Ногти размягчаются.
●Срез ногтя должен быть полукруглым. Если ногти обрезать неправильно, острые края могут врасти в кожу и вызвать боль и воспаление.
3 группа. «Почему болят зубы?»
Рассказать о причине заболевания зубов. Как сохранить красивую улыбку?
● – Сколько у вас зубов? Какие они?
Первые зубы, молочные, появляются у человека на первом году жизни.
●К 6-7 годам их становится 20. Некоторые из них уже выпали, на их месте прорезались новые, постоянные.
● К 10-11 годам обычно выпадают вес молочные зубы, заменяясь постоянными.
Если человек потеряет постоянный зуб – новый на его месте уже не вырастет.
● – Для чего нужны зубы?
Ими измельчается пища, без зубов невозможно правильно произнести звуки и др.
Приложение 2
Оформление
Источник