Урок 8 класс уход за кожей

Урок 8 класс уход за кожей thumbnail

Тема урока:

«Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.»

Цели:

обучающая – сформировать представление о правилах ухода за кожей и её производными – ногтями и волосами; знания о гигиенических требованиях по уходу за кожей с точки зрения её анатомических и физиологических особенностей; выявить причины и признаки кожных заболеваний и травм кожи: ожогов и обморожений;

развивающая – развивать память, логическое мышление, воображение с помощью мыслительных приёмов: анализ, синтез, обобщение и систематизация, установление аналогии; продолжить формирование практических навыков в процессе исследования;

воспитывающая – воспитывать культуру здорового образа жизни.

Планируемые результаты обучения:

 учащиеся должны знать:

  • элементарные правила личной гигиены
  • причины и признаки кожных заболеваний
  • причины и признаки трав кожи

учащиеся должны уметь:

  • определять тип кожи
  • распознавать кожные заболевания
  • оказывать первую доврачебную- помощь

Личностные УУД: формировать навыки, способствующие применение биологических знаний в повседневной жизни развить умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы.

Метапредметные УУД: коммуникативные –  проявлять исследовательскую деятельность, распределять роли в группе; регулятивные – работать по плану, сверять свои действия с целью; познавательные – выявлять причины и следствия простых явлений.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: интерактивная доска, компьютер.

Методы: наглядные, практические, проблемного изложения, частично поисковый, поисково-исследовательский.

Оборудование: салфетки, лупы.

Ход урока:

I. Организационный этап

Предлагаю определить готовность к уроку, создаю положительный настрой на урок. Здравствуйте! Как настроение? Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов в работе.

II. Актуализация опорных знаний.

  • Фронтальный опрос.
  1. Из каких слоёв состоит наша кожа?
  2. Какие функции выполняет кожа?
  3. Почему образуется загар?
  • Работа на интерактивной доске.
  1. Назвать три слоя кожи и обозначить их на рисунке.
  2. Указать цифры, которыми на рисунке обозначены составные части кожи.

III. Этап подготовки учащихся к изучению нового материала

Одеяло убежало,

улетела простыня.

А подушка как лягушка,

ускакала от меня.

Я за свечкой –

свечка в печку.

Я за книжкой –

та бежать и взвалилась под кровать.

Демонстрируется предметы личной гигиены: мыло, шампунь, мочалка, ножницы, расчёска, крем.

– Посмотрите на эти вещи. Каким одним словом мы можем их объединить? (ученики называют тему урока).

Сегодня поговорим на тему, которая для вас не является совершенно новой: о правилах личной гигиены.

Предлагаю ученикам озвучить цели урока:

1. Знать: как ухаживать за кожей, волосами, ногтями, степени ожогов и обморожений.

2. Уметь: оказывать первую помощь при обморожениях и ожогах.

3.Научиться: ухаживать за кожей, волосами, ногтями, одеждой.

 Надо ли говорить о здоровье, физическом самочувствии молодым людям, которые обычно здоровы? Безусловно, надо. Ведь здоровье человека во многом зависит от разумного, бережного отношения к нему в детстве и юности. А чаще всего люди начинают проявлять интерес к своему здоровью только тогда, когда у них что–нибудь заболеет.

Хочется привести слова академика К. М. Быкова: «Беда наша в том, что мы впервые задумываемся о своём здоровье только в том случае, когда начинаем терять его, когда уже поломан механизм и нужно думать о его починке». Вот уж поистине что имеем – не храним, потерявши – плачем. Поэтому, чтобы не оказаться в плену у болезни, надо настойчиво и регулярно, изо дня в день «зарабатывать» здоровье во имя собственной жизни – полноценной, долгой и счастливой. Нельзя сохранить здоровье, не выполняя правил личной гигиены.

Чтобы достичь поставленных нами целей, вам необходимо дружно работать на уроке. Некоторым ученикам было дано опережающее задание: приготовить сообщения и презентации по теме урока.

IV. Изучение нового материала

– А что же на ваш взгляд является показателем вашей внешней красоты? (Здоровье, ухоженная сияющая и упругая кожа).

На коже 250 тыс. холодовых и 30 тыс. тепловых рецепторов.

Температура кожи различна:

36,60 – в подмышечной впадине

340 – на животе

20-250 – на лице

37,5-380 – кровь, внутренние органы

Уход за кожей.

Нормально выполнять свою функцию может лишь здоровая чистая кожа. Правильный уход за кожей предотвращает ее заболевания и преждевременное старение (снижение эластичности, образование морщин и складок, ухудшение цвета). С поверхности кожи необходимо регулярно удалять выделения сальных и потовых желез. Умываться следует водой комнатной температуры, так как горячая вода снижает эластичность кожи, делает ее дряблой, а холодная нарушает нормальный отток выделений сальных желез, способствует закупорке их выводных протоков и образованию угрей.

В подростковом и юношеском возрасте усиливается потоотделение. Нередко пот за какое-то время приобретает неприятный запах. Поэтому необходимо регулярно мыть потеющие места.

Потение ног нередко связано с плоскостопием, тесной, неудобной обувью. Нерегулярное мытье ног, редкая смена чулок и носков, а также употребление в пищу острых и пряных продуктов способствуют потению ног и появлению резкого неприятного запаха. Кроме того, при постоянном увлажнении и раздражении потом разрыхляется и частично повреждается эпидермис, возникают потертости и трещины, через которые в дерму проникают болезнетворные микроорганизмы. При этом образуются волдыри, язвы, появляются зуд, жжение и боль, а также повышенная утомляемость при ходьбе.

Необходимо следить, чтобы обувь всегда была сухой и не тесной. При сильном потении ног следует пользоваться имеющимися в аптеке специальными средствами ухода за кожей ног, содержащими смягчающие, вяжущие, дубящие вещества.

Практическая работа « Определение типа кожи»

Цель работы: определить свой тип кожи.

Оборудование: бумажная салфетка.

Ход работы:

-Какие типы кожи вам известны?

-Различают 4 основных типа кожи: нормальная, сухая, жирная и комбинированная.

-Прижмите к коже лица тонкую бумажную салфетку.

-Теперь рассмотрите вашу салфетку. Что вы заметили?

-Попробуйте самостоятельно определить ваш тип кожи.

Кожа жирная, если на всех участках салфетки остались явно выраженные жирные пятна.

Кожа комбинированная, если сальный секрет отпечатался, лишь на Т-образной зоне (лоб, нос, подбородок)

Кожа сухая, если салфетка осталась чистой.

И, наконец, кожа считается нормальной, если сальные пятна едва заметны по всей поверхности.

-И так мы с вами определили свой тип кожи. А теперь самое время узнать, что подходит для нашей кожи, а что нет.

-Какими средствами по уходу за кожей вы пользуетесь?

Уход за ногтями и волосами (сообщение)

Если нерегулярно обрезать ногти и не следить за их чистотой, под ними скапливается огромное количество болезнетворных микроорганизмов. Поэтому ногти на руках и ногах всегда должны быть аккуратно обрезаны.
Внешность человека во многом зависит от состояния волос. Здоровые волосы мягкие, эластичные, имеют естественный блеск. Основной способ ухода за волосами — регулярное мытье.

Для улучшения роста волос полезно время от времени немного подрезать их концы, особенно если они начинают расщепляться. На питании, а следовательно, и на росте волос неблагоприятно отражается переохлаждение: происходит сужение поверхностных кровеносных сосудов и ухудшение кровоснабжения.

Ежедневно выпадает до 100 волос, столько же вырастает.

Волосы головы вырастают на 15 см/год.

Цвет волос определяется количеством пигмента.

  • мыть волосы не реже 1 раза в 6 дней
  • защита от солнца = пересыхают, ломкие, выпадают
  • не охлаждать = увеличение слоя ПЖК = нарушение кровоснабжения = облысение

-Как вы думаете, за какой срок возобновляется ноготь?

Ноготь полностью возобновляется от корня до свободного края, как правило, за 170 дней. У молодых людей ногти растут быстрее, чем у пожилых. У мужчин быстрее, чем у женщин. Летом быстрее, чем зимой. Так вот, если человек болен, рост ногтей у него замедляется.

Гигиена одежды и обуви.

Одежда должна быть легкой и не стеснять движений. Плотные, не пропускающие воздух синтетические материалы оправдывают себя лишь в виде ветрозащитной наружной зимней куртки, надеваемой поверх теплого шерстяного свитера. Ни одним из требований гигиены одежды нельзя пренебрегать ради моды. Следует помнить, что истинно модная одежда разумна и никогда не вступает в противоречие с интересами сохранения здоровья.

Обувь должна быть сухой, а зимняя — и теплой, так как охлаждение ног способствует возникновению простудных заболеваний. Тесная обувь сдавливает ногу, деформирует стопу, усиливает склонность кожи к потоотделению. Если обувь на резиновой подошве, в нее следует вложить войлочную стельку и регулярно следить, чтобы она не была влажной. Вредна обувь на очень высоком каблуке, так как неправильное положение стопы с опорой преимущественно на пальцы ведет к их деформации, резко уменьшает площадь опоры и устойчивость тела. В обуви на высоком каблуке легче потерять равновесие и подвернуть ногу, особенно если каблук тонок. Многие травмы ног связаны с неудобной обувью.

Причины кожных заболеваний (сообщение)
Неправильное питание. Избыточное питание ведет к тому, что кожа краснеет и приобретает сальный вид. Потребление алкогольных напитков и табака ведет к отечности и дряблости кожи, так как нарушается состояние кожных сосудов.

Недостаток витаминов. На состоянии кожи сказывается и недостаток витаминов. Так, при гиповитаминозе А кожа становится сухой, шероховатой. Недостаток витамина В2 приводит к трещинам в углах рта («заедам»), ногти становятся ломкими. При недостатке витамина С возможны мелкоточечные кровоизлияния, связанные с повышенной проницаемостью мелких кровеносных сосудов.

Гормональные нарушения. Состояние кожных покровов в большой степени зависит от состояния эндокринной системы. У подростков в связи с половым созреванием может изменяться состав секрета сальных желез. Он становится более вязким и легко закупоривает отверстия выводных протоков этих желез. При попадании в них болезнетворных микробов происходит воспаление — образуются угри. Чтобы угрей было меньше, следует избегать жирной и горячей пищи, острых приправ, а также лучше следить за чистотой кожи.

Грибковые и паразитарные заболевания кожи. Стригущий лишай — одно из распространенных грибковых заболеваний кожи. Свое название он получил потому, что волосы на пораженных местах обламываются у корней и создается впечатление, будто бы их выстригли. Существуют две формы этой болезни. Одна поражает лишь верхние слои кожи и встречается только у человека. Другая форма болезни более тяжелая, бывает и у людей, и у животных, причем наиболее часто люди заражаются ею от больных кошек и собак. Болезнь требует обязательного лечения. Стригущий лишай очень заразен. Общее полотенце, чужая одежда, общение с больными животными могут стать причиной заражения.

Внутрикожный паразит — чесоточный зудень является возбудителем заразной и очень опасной болезни — чесотки. Самки клещей после спаривания прогрызают подкожные ходы и откладывают там яйца. Вылупившиеся личинки питаются тканями кожи. Наиболее часто поражаются промежутки между пальцами, кожа живота и ягодиц. В случае заболевания необходимо срочно обратиться к врачу. Чесотка излечима.

Травмы (презентация)

Среди повреждений кожи чаще всего встречаются ожоги и отморожения. Ожоги бывают химические и термические. Химические ожоги вызываются попаданием на нее различных едких веществ. Если ожоги возникли от попадания на кожу кислоты или щелочи, то прежде всего необходимо смыть реактив большим количеством воды. Затем, если ожог был от кислоты, полезно пораженную часть кожи промыть 2%-м раствором соды. Если кожа пострадала от щелочи, то лучше воспользоваться 1%-м раствором уксусной или лимонной кислоты.

Термические ожоги бывают четырех степеней. При ожоге I степени кожа краснеет. При ожогах II степени на месте ожога образуются пузыри, наполненные тканевой жидкостью. При ожогах III степени возникают более серьезные нарушения. При IV степени ожога кожа даже обугливается.

При ожогах I и II степени пораженное место достаточно промыть холодной водой, а потом обработать спиртом или одеколоном. При ожогах более высоких степеней необходимо наложить на обожженное место стерильную повязку и отправить пострадавшего в медицинское учреждение.
Обморожения( (презентация)

Переохлаждение кожи вызывает сужение ее кровеносных сосудов, что проявляется побелением кожных покровов. Кожа при этом теряет чувствительность.

При обморожении слабой степени достаточно растереть кожу мягкой тканью до покраснения и восстановления чувствительности. При более сильном обморожении следует сделать теплоизолирующую повязку и дать пострадавшему горячее питье. Важно, чтобы отогревание тканей происходило изнутри за счет восстановления кровообращения. Теплоизолирующую повязку готовят так: отмороженный участок обкладывают ватой и тщательно укутывают, например теплым платком.

V. Этап проверки усвоения знаний

Памятка по уходу за кожей, ногтями и волосами:

  • ежедневно мыть с мылом кожу лица и тела водой комнатной температуры;
  • для предупреждения появления подростковых угрей воздерживаться от жирной, горячей, острой пищи, умывания холодной водой;
  • регулярно обрезать ногти и следить за их чистотой;
  • регулярно мыть волосы в зависимости от их жирности;
  • не допускать переохлаждения волос, чтобы не нарушались их питание и рост;

постоянно подрезать концы волос для уменьшения их расщепления.

Использование кейс – метода.

Задача №1

Девочки – первокурсницы из кулинарного техникума – Валя и Рита собираются на дискотеку.

Рита говорит Вале: «Твоя голубая кофточка так подходит к моей юбочке. Можно я сегодня её одену на дискотеку?»

Валя ответила: Конечно можно, а я можно надену твои серёжки, они так мне нравятся». «Одевай» – ответила Рита. Объясните поведение девочек с точки зрения гигиены.

Задача №2

Ученик 8 класса Витя после соревнований по баскетболу пришёл домой. Родители сказали, что они приглашены к знакомым в гости. Витя быстро переоделся в чистую одежду, вылил на себя полфлакона туалетной воды и сказал родителям: «Я готов».

На это мама ему сказала: «В гостях мне за тебя будет стыдно». Почему так сказала мама?

Задача №3

Общежитие. Комната мальчиков.

Коля вбегает в комнату и говорит: «Какой на улице дождь! У меня промокли ноги .»

Он быстро снял носки и бросил их на горячую батарею, затем одел тёплые носки Сергея, чтобы ноги согрелись. Всё ли верно сделал Коля?

Задача №4

При попадании кислоты на кожу необходимо смыть кислоту под струёй воды и обработать поражённое место 1-%-ным раствором уксусной кислоты. Верно ли это?

Задача №5

Саша обжёг руку кипятком. Бабушка сразу же смазала место ожога гусиным жиром.

Верно ли это?

Задача №6

Катя зашла в комнату к старшей сестре и попросила массажную расчёску. Сестра ответила: «Нет».

Почему сестра ей отказала?

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Будем составлять кластер. Перед каждой группой лежит чистый лист бумаги, в центре мы пишем ключевое слово «кожа», а от него в разных направлениях должны рассыпаться основные понятия темы в виде слов, схем, рисунков.

VII. Этап информации учащихся о д/з: п. 40, выучить памятку, полученную на уроке и провести эксперимент с шампунем ( задание №3 на странице 262 учебника).

Источник

Тип урока: изучение новой темы, первичное закрепление знаний

Цель: сформировать представление об основных типах кожи, массажных линиях лица, правилах основного ухода

Задачи:

  1. Актуализировать знания учащихся о гигиене, об уходе за кожей лица.

  2. Создать условия для знакомства со способами определения типа кожи, факторами, влияющими на состояние кожи, средствами личной гигиены и правилами ухода за кожей.

  3. Оказывать содействие в выборе простейших средств по уходу за кожей лица с учетом ее типа, а также советов народных рецептов.

  4. Способствовать формированию вкуса, опрятности.

Оборудование: образцы различных средств по уходу за кожей лица (мыла, крема, косметическое молочко, лосьон, скраб, тоник, гель для умывания).

Информация на доске: ВИЗАЖИСТ, МАССАЖНЫЕ ЛИНИИ.

Предварительная работа:
Подготовка презентации «Уход за кожей лица» с использованием программы Micrsoft Offise Power Point. Набор текста о типах кожи, их характеристики, правил по организации ухода за кожей лица, способов подготовки масок из овощей и фруктов. Подготовка теста «Уход за кожей лица» для проверки первичных знаний. Подготовка теста для определения типа кожи лица. Подготовка инструкций к заданиям учащихся для индивидуальной работы.

Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Схема урока. Организация урока.
— проверить готовность рабочих мест учащихся к уроку;
— отметить отсутствующих.

Учитель. Здравствуйте те, кто весел сегодня, здравствуйте те, кто грустит.

Здравствуйте те, кто общается с радостью, здравствуйте те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей…Здравствуйте!!!

2. Актуализация знаний учащихся. Подготовка к изучению нового материала.
1-й слайд: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» А.П. Чехов.
Учитель: «Наша кожа, а особенно кожа лица – это самый чуткий барометр, отражающий состояние внутренних органов человека, особенно в подростковом возрасте, когда идет перестройка организма, которая часто приводит к появлению угрей, различных высыпаний на коже. Кожа – это визитная карточка каждого из нас. Именно по состоянию кожи чаще всего судят о красоте, возрасте, здоровье человека.

 3. Изучение новой темы.
2-й слайд: «Свет мой, зеркальце, скажи»
Учитель: «Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока».
3-й слайд: «Уход за кожей лица». Учащиеся записывают в тетради тему урока.
Учитель: «Найдите ключевые слова в названии темы. Да, этими словами являются «уход» и «кожа». Скажите, а кожа у всех людей одинаковая? В связи с этим, что можно предположить о средствах по уходу за ней? Попробуйте сформулировать задачи сегодняшнего урока».
4-й слайд: «Задачи» определить тип кожи и научиться подбирать средства по уходу за кожей лица.

5-й слайд: «Ты хотела бы быть похожей на нее, то есть быть ухоженной?»
Учитель: «На кожу воздействуют различные внутренние и внешние факторы. К первым относят влияние нервной системы, пищеварительного тракта и т.д. Заболевания этих органов, особенно хронические, могут неблагоприятно отражаться на состоянии кожи. Поэтому необходимо своевременно выявлять и лечить эти болезни. Внешними факторами, влияющими на кожу, являются колебания погоды,

температура воздуха, ветер, интенсивное солнечное облучение, пыль, грязь. Поэтому надо следить за своим здоровьем».
6-й слайд: «Чтобы кожа была здорова необходимо». Учащиеся по очереди вслух прочитывают правила.
Учитель: «В начале урока вы сказали, что кожа у всех людей разная, то есть она может быть разных типов. А вы знаете свой тип кожи? Как вы это определили? Еще можно определить так: тщательно моют лицо с мылом, а через 2-3 часа прижимают к нему зеркальце или бумажную салфетку. Если останется жирный след, то кожа жирная, слегка влажный – нормальная, почти невидимые – сухая, а если следы жира видны лишь в некоторых местах, то комбинированная или смешанная. Но это можно попробовать сделать дома, а вам уже сейчас хочется узнать свой тип кожи. Я предлагаю вам ответить на ряд вопросов, и если вы согласны с данным утверждением, впишите в тетрадь букву, которая соответствует данному утверждению. Затем посмотрите, каких букв вы выписали больше всего. Прочтите в конце теста расшифровку вашей буквы. Таким способом вы установите свой тип кожи». Учащиеся на местах выполняют тест на определение типа кожи (Приложение 1), перечисляют их.

Слайд 7: «Типы кожи».
Учитель: «Вот видите, какая разная кожа бывает у людей. Значит и способы ухода за ней тоже разные. Необходимо обратить внимание на правильный и систематический уход за ней. В чем он заключается и что для этого надо знать?
Во-первых, следует помнить о ее естественных массажных линиях, то есть линиях естественного растяжения.
8-й слайд: «Массажные линии лица»
9, 10, 11 – й слайды: «Направление массажных линий» о способах нанесения крема с учетом массажных линий лица.
Учитель предлагает учащимся выполнить легкие движения пальцами рук, как показано на слайдах, но перед этим необходимо обработать руки влажной салфеткой.

Учитель: «Я предлагаю вам стать ненадолго визажистами и дать советы своим одноклассницам по уходу за кожей лица разных ее типов. Но для этого вы должны

выполнить задание, которое указано в данных инструкциях по выполнению работы».

Индивидуальная работа. Учащиеся получают инструкционные карты и выполняют задания. (Приложение 2 (Приложение 3).
Слайд 12: «Советы визажиста». Учитель: «Давайте послушаем характеристики и способы ухода за кожей лица разных типов, которые нам дадут наши визажисты».
Учащиеся рассказывают об особенностях нормальной (слайд 13), сухой (слайд 14) коже лица. Следующая пара учащихся о жирной (слайд 15, 16, 17, 18) и комбинированной (слайд 19) коже.
Учитель: « Чувствительная кожа бывает, как правило, от природы. На нее отрицательно воздействует ветер, холод. Кожу стягивает, на ней появляются красные пятна, она начинает шелушиться. Особенно отрицательны ультрафиолетовые лучи. Солнце иссушает кожу, причиняют ее непоправимый вред, который может сказаться спустя годы. При уходе за чувствительной кожей главная задача – добиться оптимального баланса между содержанием в ней жира и влаги и регулярно снабжать питательными веществами».

Слайды 20, 21: «Чувствительная кожа».
Учитель: «Нас познакомили с характерными признаками различных типов кожи и рекомендациями по уходу за кожей. Эти рекомендации разные. Но есть общие правила ухода за кожей лица, присущие для любого типа (Приложение 4). Сейчас с ними нас познакомят следующие учащиеся, которые готовили задания об этапах ухода за кожей лица для всех типов».
1-я ученица рассказывает об этапе очищения кожи.
2-я ученица рассказывает об увлажнении.
3-я ученица объясняет, как организовать питание кожи.
4-я ученица повествует о специальном уходе.
Учитель демонстрирует различные средства по уходу за кожей лица.
Учитель: «Существует много средств ухода за кожей, которые могут быть приготовлены и в домашних условиях».

Ученица рассказывает о средствах домашнего приготовления по уходу за кожей лица (Приложение 5).
Учитель: Девочки, молодцы. «Мы многое узнали сегодня о типах кожи, способах ухода за ней, средствах домашнего приготовления по уходу за кожей лица. Вы

попробовали себя в роли визажиста. Девочки, люди этой профессии должны все знать о косметике и макияже, хорошо разбираться в этой области знаний.

1. «Визажист» – (От английского visage – лицо, выражение лица, буквально «человек, делающий или оформляющий лицо»). Основная задача визажиста сделать лицо совершенным и более привлекательным, используя индивидуальный подход и учитывая внешний мир человека (характер, профессию, социальное положение, возраст, стиль одежды и т.п.) При этом отслеживаются модные тенденции макияжа и используются новейшие разработки косметических продуктов.

Наверное, вам самим будет интересно знать, как усвоен вами материал урока. Я предлагаю выполнить тест «Уход за кожей лица».
4. Выполнение теста (Приложение 7) на проверку степени усвоения материала урока. Если кто-то из девочек раньше других выполнит тест, то предлагается прочитать информацию: «Бабушкины рецепты» (Приложение 6) и выбрать что-нибудь полезное для себя.

5. Подведение итога урока. Оценки за тесты.

Затем учащиеся делятся с одноклассницами теми открытиями, которые они для себя сделали, а именно научились определять тип кожи и подбирать средства по уходу за кожей лица.

Учитель подводит к выводу, что ухаживать за кожей лица и тела можно не только с помощью дорогих средств, но и тех, которые всегда под руками. Главное, запомните, что никакая самая дорогая и совершенная косметика не сравнится с естественным цветом лица, губ, блеском волос и лучезарных глаз девушки.

6. Рефлексия.

7. Задание на дом: практическим способом определить тип кожи ( с помощью зеркальца или бумажной салфетки), подготовить информацию: «Маски для лица из свежих продуктов».

8. Уборка рабочего места.

Источник